Опыт работы
методическая разработка на тему

Шилов Евгений Сергеевич

Культурологический  подход   в преподавании   истории   в  системе  личностно - ориентированного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc705.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

учителя истории и обществознания

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа  № 182»

Шилова Евгения Сергеевича

  1. Наименование опыта

Культурологический  подход   в преподавании   истории   в  системе  личностно - ориентированного образования.

II.Условия возникновения и становления опыта

Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед школьным образованием новые задачи, требующие совершенствования образовательного пространства. Приоритетным направлением сегодняшней школы становится обеспечение развивающего потенциала, который заложен в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Перед учителем истории, кроме того, стоит задача выполнения требований, заложенных в историко - культурном стандарте, который был разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334.

 Новые образовательные стандарты предъявляют к образованию учащегося самые высокие требования.   В соответствии с ФГОС современные учащиеся должны освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), использовать их в познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, овладевать навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Историко – культурный  стандарт  предполагает что, понимание исторических процессов должно основываться на базовых знаниях, в единой логике, непрерывности, во всех взаимосвязях и преемственности. Должен быть применён новый подход к  изучению  истории России, её культуры как к  непрерывному процессу, ведущему  к обретению национальной идентичности, не сводящийся к перечислению фактов и  имён, но логически увязанный с развитием страны.

Оба документа предъявляют требования к развитию личности ученика, что невозможно без использования личностно- ориентированного   подхода в преподавании.

Только когда ученик вовлечен в образовательный процесс в качестве равноправного субъекта, когда учащийся вместе с педагогом и сверстниками будет выявлять смысл и цели своего обучения, происходящей вокруг него деятельности, только тогда он будет мотивирован на получение знаний.  

Большими  возможностями формирования  личности обладает история, так как взаимосвязана с социальными, политическими и культурными  аспектами  развития  общества, что позволяет применить культурологический подход к её изучению.  Изучая историю, человек проходит некий исторический путь, открывая и присваивая ценности, становится глубже, богаче, культурнее, толерантнее.  Это помогает гражданину  восходить к неким абсолютным ценностям, то есть - культуре.

  1. Актуальность и перспективность опыта

Актуальность представленного опыта подтверждается общими тенденциями в развитии образования в России, в том числе и исторического образования.

      Общество предъявляет к системе образования высокий уровень требований. Школьные учителя ведут поиск путей, форм и механизмов создания эффективной системы, отвечающей потребностям современного российского общества. Одно из направлений поиска - усиление личностного смысла образования, его деятельностной направленности.

Перед учителями истории общество ставит проблему осуществления гражданско – патриотического, нравственного воспитания, формирования у школьников ценностных ориентаций и убеждений.

Это возможно на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России.

Для решения этих задач ученику нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук и вооружить его ценностно – практическим опытом.

 Показать особенности развития российской истории, уникальность исторического сообщества, основанную на вечных ценностях его культурного опыта, образа жизни, выработанного веками, а также значения сохранения собственных культурных традиций позволяет культуроголический  подход   преподавания   истории.   

В данном случае  историческая культурология рассматривается как методологическая основа преподавания истории.  В рамках этого подхода продуктивным способом разработки и создания педагогических моделей может стать историко-культурологический подход, предполагающий построение образовательного процесса в логике исторического развертывания культурных процессов.

IV.Теоретическая база опыта.

Основополагающие идеи опыта основаны на ФГОС ООО и  историко-культурном       стандарте, который включил в себя принципиально новые оценки всех ключевых событий. Кроме того, он показал иные подходы к преподаванию в современной школе отечественной истории, обозначил обязательный перечень терминов, тем, понятий, персоналий и событий.  Историко-культурный стандарт должен повысить качество исторического образования в школе, развить исследовательские компетенции учащихся, сформировать единое культурно-историческое пространство в России.

Концепция культурологического подхода в преподавании истории базируется на концепции исторической  Школы Анналов, ее представителей: Марка Блока [[1]] и Люсьена Февра [[2]]. В качестве предмета исторического исследования  историками ментальности определяется человеческое сознание. А главное научное понятие школы – ментальность как состояние духовности, манера думать, воспринимать мир, система символов и ценностей.

Арон Яковлевич Гуревич в книге "История - неоконченный спор", определяет проблему исторической науки: «История перестала быть наукой о человеке, ибо утратила к нему непосредственный интерес. Потеряв человека в истории, историки вместе с тем потеряли и своего читателя».   что ученик потерял интерес к истории. В своих поисках ответа на вопрос: как преподавать, вышла на необходимость изучения ментальных установок эпохи и акцентировании внимания ребят на том, как "картина мира" влияет на событие.

Кроме того культурологический подход базируется на положениях философии  диалога культур, основоположниками которой являются М.М. Бахтин и В. С. Библер.

Вопросы культурологи впервые в широком объеме поставил русский ученый, славянофил, почвенник Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)  в своей   книге "Россия и Европа".

Заслугой Данилевского является попытка выделить основные виды человеческой деятельности. Всего таких видов Данилевский насчитывает четыре: деятельность религиозная, связанная с выработкой мировоззрения; политическая, создающая государственно-правовую систему; "собственно-культурная" (научная, художественная, техническая) и "нравственно-экономическая", направленная на достижение справедливости и благосостояния, свободных и взаимовыгодных отношений в труде, в быту, общественной жизни. Подобно отдельному человеку, который может жить продуктивно и творчески лишь тогда, когда найдет себе подходящее поприще, культуры "плодоносят" или "прозябают в бесплодии" - в зависимости от того, насколько правильно они поняли свое историческое предназначение, насколько смогли уберечь и развить свою самобытную творческую способность.

Организация учебно-познавательного процесса выстраивается в соответствии с принципами научной школы человекосообразного образования А.В. Хуторского. Основные положения Научной школы:

1. Человек – творец.

2. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.

3.Человек потенциально равновелик миру. Вселенная предназначена для вселения человека.

4. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.

5. Смысл образования человека – реализация его возможностей.

В качестве теоретической основы для обобщения  педагогического опыта выступают так же следующие концепции:

1. Личностный подход.

В центре обучения должно быть не содержание, а сам обучаемый, его мотивы, цели его неповторимый психологический склад. Исходя из интересов ученика, его уровня знаний и умений определяется цель учебного занятия, а само это занятие должно обеспечивать развитие личности обучаемого. «Урок – это фрагмент жизни», так образно называют в литературе «развивающее» занятие. Адресованные ученикам задания должны стимулировать их личностную, и интеллектуальную активность, направлять ее без излишней  фиксации ошибок, промахов, неудачных действий. Тем самым не только учитываются, но и развиваются  познавательные умения, личностные качества, самооценка и стимулируется интерес ребенка к поиску новых знаний.

2.Личностно-деятельностный подход.

Важнейшей характеристикой обучаемого субъекта является соотношение деятельности и развития. «Субъект, – как отмечал С. Л. Рубинштейн, – в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его»[3].

Активность, как ведущую характеристику субъекта, отмечал и Ж. Пиаже. «Он…. субъект» не дан «себе со всеми своими внутренними структурами; он, организуя для себя объект, ...делает его реальностью для себя самого»[4].

Понятие деятельности (деятельности педагога, ребенка) – базовое понятие. «Целостная деятельность» (А. Н. Леонтьев) включает следующие элементы: потребности – мотивы – цели – условия достижения цели и соотносимые с ними деятельность – действия – операции. Внутренние формы (внутренний план действий) деятельности  возникают после взаимодействия с другими. Как отмечал Л.С. Выготский, высшие психические функции вначале появляются в ходе коллективных действий и лишь, затем становятся свойством личности.

Успех любой деятельности определяется уровнем развития необходимых умений и навыков («универсальных умений» в частности).

Личностно-деятельностный подход с позиции педагога означает организацию и управление целенаправленной учебной деятельности ученика (решение познавательных, исследовательских, проектных задач), в общем контексте его жизнедеятельности. Для этого учителю необходимо определить содержание учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления, способы организации и управления; разработать соответствующую ориентировочную основу действий (ООД), алгоритмы выполнения этих действий.

3. Личностно-ориентированный подход.

Ученик изначально субъект познания, имеющий на момент изучения новой информации субъектный опыт, т.е. некоторые знания об объекте, отдельные навыки его усвоения. Цель обучения – актуализация этого опыта и его «окультуривания»[5].

Личностно-ориентированный подход (ЛОП) – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. 

4.Развитие (диагностика) познавательных способностей учащихся с использованием таксономии Б. Блума.

Таксономия содержит 6 уровней развития познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждому уровню «соответствует свой набор вопросов».

  1. Новизна опыта

Элементы новизны  содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности на основе культорологического подхода. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Развитие универсальных учебных действий, как любого навыка, процесс не одномоментный. Он проходит несколько этапов: уяснение алгоритма, знакомство с образцами деятельности, самостоятельная деятельность под руководством, непосредственно самостоятельная деятельность («Уровни организации самостоятельной деятельности»

                 Используемые методические приемы (технологии) предполагают интеллектуальную деятельность ученика разного уровня трудности и диалектичны по своей природе: вначале интеллектуальные умения – это цель педагогического процесса, а затем – его средство.

Представленные в опыте педагогические идеи позволяют усовершенствовать методику проектирования педагогического процесса:

а) цель педагогического взаимодействия – не только усвоение учениками исторического материала, но и развитие у них универсальных умений (компетентностей);

б) использование системы методов и приемов планируется для всех лет изучения истории;

в) в рамках изучения тем курса проектируется подсистема приемов на основе выделения этапов педагогического процесса («объяснение нового материала», «закрепление», «применение», «обобщение»).

VI.  Ведущая педагогическая идея.

 Ведущая педагогическая идея  культурологического аспекта преподавания истории   сводиться к тому, чтобы сделать людей духовными, образованными и терпимыми. Тот, кто духовно богат и интеллектуально богат, приобщен к русской культуре, а также к многонациональной российской культурной традиции знаком с мозаичной культурной картиной мира, не может быть нетерпим, враждебен к инакомыслию в любой форме.

Социально-экономические, культурные и ценностные преобразования, происходящие в нашем обществе, выдвигают на первый план необходимость обращения к проблемам, связанным с нарастающей тенденцией отказа от рассмотрения реалий окружающего мира с моноидеологических позиций. Новые условия экономической жизни предполагают переоценку многих аспектов мировоззренческого и теоретико-познавательного рассмотрения проблем формирования человека, его подготовки к жизни в многомерном обществе, основанном на сложном балансе интересов.
В федеральной программе развития образования одной из важнейших проблем, требующей научно обоснованного решения и внедрения в практику образовательной деятельности, признается «гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры».

Личностно ориентированное образование как условие жизненного и профессионального самоопределения учащихся  предполагает  опору на культурологические аспекты в процессе преподавания истории в школе.

Учебное занятие в системе личностно- ориентированного образования

– это фрагмент напряженной, интересной, разнообразной по форме и содержанию работы ученика. Занятие организуется таким образом, что в активную успешную деятельность вовлечены все ученики в течение всего урока: они понимают цель деятельности, готовы отвечать на вопросы, задавать вопросы, искать необходимую информацию, давать оценки, осуществлять рефлексию.

Зная и понимая цель деятельности, владея средствами деятельности, имея возможность получить помощь (по запросу), владея инструментами пооперационного контроля, ученик поглощен процессом деятельности, уверен в её успехе, постоянно эмоционально переживает этот успех. Стимулируется инициатива в решении познавательных задач, в стремлении достичь результата собственными усилиями; реализуется принципа «выбора».

VII Технология опыта

Для реализации предложенного опыта  необходимо точно, корректно и достаточно занимательно представить учащимся многообразие культур существующих в мире; рассказать об истории их возникновения, географии распространения; осветить особенности различных культур. Важно показать обучающимся эстетическую сторону культуры. На уроках истории может звучать музыка, а рассказ учителя может сопровождаться демонстрацией шедевров изобразительного искусства и культуры.
Работая по данной теме необходимо помнить об основных принципах методики преподавания истории с использованием культурологического аспекта. Принципы имеют универсальный характер и применимы к преподаванию всех дисциплин гуманитарного цикла. Ключом к методу является признание и реализация права каждого человека на выражение собственных убеждений и мнений, то есть история должна быть личностно- ориентированной. В обобщенном виде методические принципы можно сформулировать так: максимальная деликатность и интеллигентность, уважение к личности обучающегося; индивидуальный подход.

Вполне уместно включение в урок чтений произведений художественной литературы, поэзии, демонстрации произведений изобразительного искусства, использование музыкальных фрагментов.

Организация современного урока осуществляется в соответствие с модель системно-деятельностного подхода, где основообразующей являлась созидательная личностно- ориентированная  деятельность учащегося. Реализовать данную модель возможно, через технологию, основанную  на создании образовательной ситуации.

Образовательная ситуация – это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех её участников. Её целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности.

Условием гарантированного обеспечения детских творческих результатов является наличие в организуемой ситуации технологически связанных элементов. В таблице приведено содержание деятельности учителя и учеников на каждом этапе образовательной ситуации.

Этап

ситуации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Образовательная напряженность.

Фиксация или создание образовательной напряжённости. Формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения.

Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

2.Уточнение образовательного объекта

Обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета. Расширение или создание необходимой образовательной среды.

Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту.

(Что для меня данный объект?)

3. Конкретизация задания

Формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником.

(Почему или согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действий?)

4.Решение ситуации

Сопровождающее отношение учителя к процессу созданию учениками образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими учениками вида.

Личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью эвристических и иных методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельности учеников.

5. Демонстрация образовательной продукции

Организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников.

Демонстрация своих образовательных продуктов: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п. Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых.

6. Систематизация полученной продукции

Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление метапредметных уровней полученных продуктов.

Переопределение образовательной продукции на качественно ином уровне. (В чём мой результат, каковы его роль и место в общих результатах?)

7. Работа с культурно-историческими аналогами

Введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя.

Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. Развитие образовательной ситуации на новом уровне.

8. Рефлексия

Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулирование окончательного или открытого решения образовательной ситуации.

Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. "Снятие" и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения произошли во мне?)

Исследовательские задания

Нередко исторические события вызывают живой отклик  творцов. Через произведения искусства музыканты, живописцы, писатели рассказывают о событиях. Так, например, подвиг  Иванан Сусанина увековечен в опере великого русского композитора М.И. Глинка «Иван Сусанин», создание альбома « World Of Stone» группы Blackmore’s Night стал результатом вдохновения легендой о Жанне Д’Aрк.

Задание. Проведи исследование и найди пример, как историческое событие XIX века отразилось в произведениях искусства. Напиши эссе, которое бы отразило твои размышления о том, почему данное событие вызвало отклик, как автор относится к событию. А какое событие XXI века, на твой взгляд,  станет источником вдохновения для творцов будущего? Обоснуй ответ ( включи его в эссе).

Метапредметные задания

Формула победы. Россия славна великими полководцами: Александр Суворов, Михаил Кутузов,  Федор Ушаков, Павел Нахимов… Как вы думаете, есть ли нечто общее, что приводило к победе этих полководцев? Проанализируйте истории нескольких полководцев, которые вам наиболее интересны, и успеха и выведите общую формулу Победы. Объясните, какие параметры в нее входят.

Задания креативного типа.

 «Ах, война, что ж, ты, подлая, сделала…», «безумие человечества», «кровавая и бессмысленная», «империалистическая и несправедливая» и т.д. И это все о войне. Представьте себе такую ситуацию: на скамье подсудимых сидит Крымская война. Обвинений в ее адрес предостаточно.  Составь речь прокурора и адвоката на судебном процессе.

Коммуникативное задание

Историческое интервью. Представьте, что Вы – журналист – историк и имеете возможность путешествовать во времени. Возьмите интервью у политического деятеля XIX века (или деятеля культуры, или общественного деятеля, или героя – участника войны и т.д.), деятельность которого кажется тебе наиболее интересной и значимой. Приведите возможные ответы императора. Не забудьте сформулировать вопросы, направленные на оценку деятелем происходящих событий Количество вопросов – 8-10.

Варианты образовательных продуктов, которые могут создавать школьники на уроках в ходе осуществления конкретной образовательной деятельности

Когнитивная деятельность

Креативная деятельность

Методологическая деятельность

Ценностно-смысловая деятельность

Таблица

Схема

Рисунок

Сообщение

Модель

Интеллект-карта

Формула

Рисунок (комикс, плакат, постер, эмблема)

Текст  разных жанров

Фильм

Танец

Поделка

Пантомима

Инсценировка

Сформулированная цель

Рефлексия (графическая, рисуночная, текстовая и т.д.)

План действий

Модель решения задания (алгоритм, схема, таблица и т.д.

Газета

Спектакль

Фильм

Интеллект-карта

Синквейн

Листовка

Памятка

Мини-сочинение

Рецензия

 Эссе


                             
Примеры выделения культурологических аспектов

в различных разделах истории

Раздел

Культурологические аспекты

Вопросы учащимся

История древнего мира

Особенности познания мира человеком древности. Мифологическая картина мира. От языческих воззрений к мировым религиям (буддизм, христианство). Религия в жизни общества и личности Древнего Востока и античного мира. Возникновение восточной и античной философии, её выдающиеся представители. Интеграция культурного наследия народов Древнего Востока и античности в мировую культуру. Итоги развития древнейших цивилизаций и их значение.

Называть достопримечательности древних городов. Описывать важнейшие памятники культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима. Выражать свое отношение к ним, рассказывать о выдающихся деятелях культуры древнего мира. Характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. Рассказывать о взаимоотношения народов древних цивилизаций (торговые и хозяйственные связи, цивилизации и кочевые народы, завоевательные войны).

История средних веков

Разделение церкви на православную и католическую. Христианизация Руси и её значение. Роль церкви в истории Руси в эпоху средневековья. Российская патриархия. Раскол. Постепенное распространение светского образования. Зарождение современного научного знания. Социальная дифференциация культуры – церковная культура, культура феодальной знати, крестьянская, городская.

Характеризовать религиозные верования народов своей страны и мира, место церкви в средневековом обществе, значение христианизации Руси, роль церкви в истории Руси в эпоху средневековья. Называть основные достижения культуры народов своей страны и других стран в эпоху средневековья, характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов

Новая история

Распространение в новое время идей гуманизма, просвещения. Распространение материализма в науке. Важнейшие научные открытия, их влияние на технический прогресс, на самосознание человека (физика, математика, биология, история). Церковь и религии в XVI –XIX вв. Церковь и религиозные учения в России в XVII – XIX вв. Церковь и самодержавие. Русская религиозная философия XIX века. Традиционные ценности и новые веяния в российском обществе XIX веке. Культура народов России и мира в новое время. Возникновение в странах Запада, в России системы естественно-научного и технического образования, распространение светской школы. Развитие общественной жизни. 

Называть научные открытия, достижения техники и производства нового времени, объяснять, как изменились представления человека нового времени об окружающем мире по сравнению с прошлыми эпохами. Раскрывать основные достижения культуры народов России и других стран в новое время, кратко описывать творчество выдающихся деятелей российской и мировой культуры XVII – XIX вв. Характеризовать основные черты русской культуры в VII – XIX вв., её достижения, связи с мировой культурой. 

Новейшая история

Достижения в физике, химии, других отраслях науки. Развитие техники (автомобилестроение, авиация, радиотехника). Тоталитаризм и культура. Культура и наука России в начале XX века. Развитие естественных и общественных наук. Политика в области культуры. Насаждение коммунистической идеологии. Ликвидация неграмотности. Развитие средней и высшей школы. Идеологические запреты. Достижения отечественной науки в XX веке. Социальные и экологические последствия научно-технического прогресса. Материальная культура людей в XX веке. Техника в быту. Развитие средств коммуникации. 

Рассказывать об основных достижениях отечественной и мировой науки и техники в XX веке, развитие общественных идей в России. Характеризовать основные черты развития материальной и духовной культуры России (СССР) и других стран, показывать на конкретных примерах разнообразие культурных стилей и течений. Рассказывать о создателях, мастерах отечественной и мировой культуры, выражать свое отношение к отдельным произведениям художественной культуры.

Культурологический подход и межпредметная интеграция в преподавании истории

Для решения этих задач ученику нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук, в том числе, истории, культурологи, литературы, МХК, и вооружить его ценностно – практическим опытом, погрузить в практику творческой деятельности.  

 На уроках, где ученик работает с произведениями искусства, необходимо создать особые условия для свободного, личностного и непосредственного восприятия.  

Эти задачи решаются при выборе групповых форм организации учебной деятельности учащихся и социоигровых методов обучения.   Эти условия позволяют решать задачи освоения и присвоения учащимися знаний, формирования на их основе собственного духовного мира.

Мой опыт заключается в разработке и проведении интегрированных уроков, на которых учащимися предстоит применить полученные знания.

Класс

Тема

Культурологические аспекты

Исторические источники

Художественная литература

Архитектура

Живопись

Выдающиеся личности

Приёмы

Продукт

6

Древнерусская культура

«Русская Правда»,

«Повесть временных лет»

«Слово о Законе и Благодати»

«Изборник Святослава»

Десятинная церковь,

Киевский и новгородский Софийские храмы

Иконы

Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Нестор, Никон

«Пометки на полях»

Сообщения о выдающихся личностях

6

Культура Руси

Летописные своды

«Слово Даниила Заточника»

Храм Покрова на Нерли,

Дмитриевский собор во Владимире,

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Иконы «Ангел Златые Власы»,

«Устюжское Благовещение»,

«Чудо Георгия о змие»,

«Спас Нерукотворный»

Андрей Боголюбский,

Юрий Долгорукий,

Владимир Мономах

«Корзина идей, понятий, имен»

Коллаж – символ времени

6

Русская культура в 14 – начале 16 в.

Летописный свод 1448 г.

«Домострой»

«Хождение за три моря»

«Сказание о Евпатии Коловрате»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Задонщина»

«Сказание о Мамаевом побоище»

«Повесть о Темир Аксаке»

Колоцский монастырь,

Успенский собор,

Архангельский собор,

Каменный Кремль

Икона «Троица»,

Фреска «Богоматерь с младенцем на престоле»

 

Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий

Метод проектов

Проект

Работа на уроке может быть организована в группах.

Группа № 1- историки    

Группа № 2- искусствоведы

Группа № 3- историки искусства

Группа № 4- литературоведы

Группа № 5- архитекторы

                                                 

Работа с источниками

Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.

1. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь". И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

2. «...Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их…».

3. «И послали со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”»

4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

5. «...Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его... к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».

6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же"».

7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».

8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам...».

9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей...».

10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая... И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня…».

№ отрывка

Место и время события

Действующие лица

Последствия

Большое внимание при изучении истории уделяется краеведческому материалу, что позволяет воспитать у учащихся любовь к родному краю и своей малой родине.

Темы по истории Нижегородского края

Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском.

Городец на Волге в конце XII – начале XIII века

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие

Александр Невский в истории Нижегородского края

Нижегородские земли во второй воловине XIII – первой половине XIV века

Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341 – 1392 гг.)

Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV – первая половина XV века)

Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI века)

Духовная культура Нижегородского Поволжья

Материальная культура Нижегородской земли

6 класс

Археологическое прошлое Нижегородского края

Городец на Волге – древнейший русский город Нижегородского края

Основание Нижнего Новгорода. У истоков Нижегородского Поволжья

Русское летописание об основании Нижнего Новгорода. Легенды и предания

Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского

Великие нижегородско-суздальские князья

Подвижники и монастыри Н.Новгорода

Наш край в составе Московского государства

Фрагмент урока по истории Нижегородского края

Тема: «Деревянная архитектура Нижегородской области»
Цель урока: познакомить учащихся с деревянной архитектурой и орнаментом

в деревянной архитектуре Нижегородской области.
Задачи урока:Образовательные: познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы как одного из основных объектов деревянной архитектуры;
Развивающие: Развивать исследовательские навыки
продолжить развивать внимание, память, мышление; 
Воспитательные:воспитывать у детей интерес к изучаемому предмету, к искусству;прививать любовь к родному краю;воспитывать чувство гордости за малую родину.
Литературно-музыкальное оснащение урока: стихотворения С. Есенина, Л. Мартынова; запись народных инструментальных мелодий.
Учитель предлагает начать урок с отрывка из стихотворения С. Есенина «Эта улица мне знакома…».
Эта улица мне знакома, Я люблю этот дом деревянный.
И знаком этот низенький дом. В бревнах теплилась грозная мощь.
Проводов голубая солома. Наша печь как-то дико и странно
Опрокинулась под окном. Завывала в дождливую ночь. (С. Есенин)
Учитель предлагает на этом уроке побывать в Нижегородских деревнях, познакомиться с архитектурой и домовой резьбой, ее разнообразным орнаментом, которым украшали свои дома жители.
Учитель предлагает рассмотреть фотографии домов, которые были построены в деревнях и городах Нижегородской области.









Домашнее задание: расспросить родственников о деревенских домах бабушек и дедушек, сделать фотографии и рисунки, узнать историю  деревни, с которой связана история вашей семьи.

Одним из направлений изучения культуры любого государства является изучение духовных ценностей общества. В историко-культурном стандарте выделяется целый перечень тем, связанных с православием, историей Русской Православной Церкви и православной культурой.

Примеры  тем по истории православия

От древней Руси к Великому княжеству Московскому

  1. Принятие христианства и его значение.
  2. Византийское наследие на Руси.
  3. Первые русские святые.
  4. История церкви Х-начала XIII века.
  5. Церковные уставы.
  6. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси.
  7. Влияние принятия христианства на развитие культуры Древней Руси.
  8. Первые русские жития. «Слово о Законе и Благодати».
  9. Киево-Печерский патерик.
  10. Даниил Заточник.
  11. Церковная архитектура и живопись.
  12. Феофан Грек. Андрей Рублев.
  13. Взаимовлияние Церкви и Государства в процессе освобождения Руси от иностранной интервенции.
  14. Сергий Радонежский. Александр Невский. 

Анализ практического опыта позволяет сделать следующие выводы:

исторический процесс можно показать как культурный процесса, так как история и культурология, являясь гуманитарными науками, пересекаются. Их объединяет и содержание, и методы. Но культурология, в отличие от истории, обладает способностью донести до учащихся принципы понимания общества с его переплетением норм, ценностей и представлений.

Через культурологический аспект реализуется личностный подход к образованию. Ученик  раскрывает и присваивает понятия, ценности, опыт человечества и как результат понимает себя, мир, и себя в этом мире. А значит, повышается интерес ребенка к предмету.  Подобный подход меняет роль учителя на уроке, учитель оказывается в ситуации совместного поиска ответов на вопросы о самих себе вместе с учениками.   Подобная работа объединила преподавателей гуманитарных дисциплин, потому что многие формы работы являются межпредметными (анализ текста). Подобная работа дает возможность выполнять требования стандарта. Культурологический  подход помогает формировать такие необходимые сегодняшнему обществу качества личность как толерантность и  гуманность.

В результате работы над темой  «Культурологический подход в преподавании истории в системе личностно- ориентированного образования» я пришёл к следующим выводам: модель системно-деятельностного подхода позволяет вовлечь ученика в образовательный процесс в качестве равноправного субъекта, когда учащийся вместе с педагогом и сверстниками будет выявлять смысл и цели своего обучения, происходящей вокруг него деятельности.

VIII.Результативность

При оценивании задания основное внимание уделяется оценке сформированности УУД, исследовательских умений: ставить цель, выдвигать и проверять гипотезу, проводить  доказательные рассуждения.

При выполнении задач данного типа развивается информационная компетенция. Данная компетенция является составляющей УУД. На основе уровневой  характеристики,  разработанной А.В. Пашкевич[6], составлена следующая  уровневая характеристика сформированности информационной компетенции.

Информационная компетенция формируется при выполнении задач всех типов, особенно при выполнении задач исследовательского типа. Оценивание происходит по  разрабатываемой уровневой характеристике .  Для оценивания сформированности информационной компетенции применяется следующая уровневая характеристика:

Показатели

Низкий уровень

(1 балл)

Средний

(2 балла)

Высокий

(3 балла)

Знание способов и приемов поисковой познавательной деятельности, методов работы с информацией

Знание основ поисковой познавательной деятельности, методов работы с информацией поверхностное, бессистемное

Недостаточная степень глубины и системности знания основ познавательной деятельности, методов работы с информацией

Знание основ поисковой познавательной деятельности, методов работы с информацией глубокое, системное

Способность спланировать и провести информационный поиск

Слабы развиты умения определения недостающей информации, определения источника недостающей информации, планирования и информационного поиска. С помощью учителя находи необходимую учебную информацию

Способен определить, какой информации не хватает для решения задания, и определить ее источник

Самостоятельно определяет стратегию поиска необходимой недостающей информации и ее источник

Умение использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации

Слабо развиты умения поиска информации в сети Интернет. Испытывает затруднения в определении индикаторов поиска информации в соответствии с поставленной целью

Определяет индикаторы поиска информации в соответствии с поставленной задачей

Моделирует множество индикаторов поиска информации, использует два и более источника разной степени сложности, содержащие не только прямую, но и косвенную информацию.

Умение анализировать и структурировать полученную информацию

При поддержке учителя анализирует, отбирает и структурирует полученную информацию в соответствии с требованием задания, может допускать  ошибки в подборе, систематизации материла или полностью заимствует из литературы, Интернета

Самостоятельно анализирует, отбирает, упорядочивает, преобразует полученную информацию в соответствии с требованием задания, но допускает незначительные неточности в выполнении задания, слабо систематизирует материал

Самостоятельно анализирует, отбирает, упорядочивает, преобразует полученную информацию из различных источников в соответствии с заданием. Умеет систематизировать информацию

Умение работать с различными источниками

Слабо развиты навыки работы с различными источниками информации. Испытывает затруднения, прообразовывая информацию из одного вида в другой

Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Испытывает затруднения, прообразовывая информацию из одного вида в другой в соответствии с требованиями задачи

Владеет навыками работы с различными источниками информации. Умеет представлять информацию в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач

Наличие интересов, потребности и готовности к получению знаний и умений работы с информацией, информационными технологиями

Не проявляет интерес к работе с информацией и информационными технологиями

Проявляет потребность, готовность и интерес к получению знаний и умений работы с информацией и информационными технологиями

Стремится к совершенствованию своих знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и  работы с информацией

Ответственность, познавательная активность, творчество

Пассивность при выполнении заданий, стремится снять с себя ответственность, не проявляет творчество, инициативу

Ситуативная активность на занятиях, проявляет ответственность к порученному заданию, иногда инициативу, творчество.

Активная работа на занятиях, ответственное отношение к заданию, проявляет инициативу, творчество

В результате работы с текстовым материалом, выполнением исследовательских и творческих заданий получены следующие результаты:

Кл

Вып.р

Работа с источником

Работа с картой

Работа с терминами, синквейн

Работа с иллюстрациями, эссэ

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

13

15

16

26

26

27

24

18

14

11

8

9

11

13

12

6

12

5

20

9

9

5

11

12

10

14

26

23

23

24

19

12

12

8

11

12

15

11

14

8

12

24

6

9

2

5

21

11

18

26

23

26

26

23

24

19

17

21

17

25

16

20

15

18

25

20

19

17

11

24

22

20

26

22

24

26

21

21

19

17

21

18

21

15

18

14

19

21

19

26

19

12

22

18

20

Анализ данных результатов показывает, что  наибольшую трудность для учащихся вызывают способность спланировать и провести информационный поиск,   знание способов и приемов поисковой познавательной деятельности, методов работы с информацией, умение использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации. Умение анализировать и структурировать полученную информацию также вызывает трудность у учащихся. Достаточно высокие показатели по такой составляющей сформированности информационной компетенции, как наличие интересов, потребности и готовности к получению знаний и умений работы с информацией, информационными технологиями.

Однако, наблюдается положительная динамика выполнения учащимися аналогичных заданий в шестых классах по сравнению с пятыми, увеличивается количество учащихся, которые оцениваются высоким баллом по итогам проверочных работ.

В ходе выполнения заданий проверялись  регулятивные учебные действия путём выполнения следующих заданий:

1. Принятие учебной задачи, контроль коррекция

2. Определение последованности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий

3.Умение составлять простой план текста.

4.Умение группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака

Познавательные УУД

1. Поиск и выделение необходимой информации.

2. Умение выявить при чтении главную мысль.

3. Умение работать с информацией.

4. Умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде.

5.Осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

6. Умение выполнять задания по карте    

7. Знаково - символическое моделирование

8. Умение группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два существенных признака

9.Выбор оснований для сравнения, классификации

10.Построение логической цепи рассуждений

Эффективность от внедрения данной технологии помимо стабильного роста качества знаний и возникновения устойчивого познавательного интереса к предмету, измеряется еще и изменениями у ребенка мыслительных операций и переходом к более сложным познавательным способностям.

Анализ познавательных способностей по таксономии Блума дал следующие результаты:

На данной диаграмме  видно, как в процентном соотношении изменилось количество учеников способных отвечать на вопросы всех шести уровней.

На следующих диаграммах видно как менялась динамика овладения различными методами технологии критического мышления.

 

Были проведены психологические диагностики с целью выявления уровней развития творческих способностей и интеллектуальных умений в 6-х классах.

В рамках обобщения опыта результаты проведенного промежуточного исследования отражены в диаграммах.

Сравнительный анализ общего уровня интеллектуальных умений в 5А и 6а классах

Сравнительный анализ общего уровня творческого мышления в 5А и 6а классах

         

Примечание: Как видно из полученных данных, в  5Аи 6А  классах существуют значимые различия в уровнях интеллектуальных умений. Учащихся с высоким уровнем развития в 6А классе больше на 22% .

Примечание: Как видно из полученных данных, 5А и 6А классах существуют значимые различия в уровне творческого мышления как составляющей творческих способностей. А именно в 6А классе наблюдается на 42% учащихся больше с высоким уровнем развития творческого мышления.

VII.Адресная направленность

Представленный педагогический опыт имеет следующие компоненты адресной направленности:

  1. Разработана система приемов для 5-11 классов, позволяющая включать учащихся в разнообразную, доступную для выполнения, учебную деятельность; способствующая более полному восприятию, осмыслению, запоминанию, применению и обобщению учебной информации; создающая условия для развития универсальных умений учеников в области познавательной, практической и коммуникативной деятельности.
  2. Разработаны дидактические материалы для проведения уроков истории в 5-6 кл.
  3. Разработан и систематизирован диагностический инструментарий для изучения уровня развития универсальных умений.

VIII.Трудоемкость

Представленные в опыте примеры использования культурологического подхода

на уроках истории  обладают особенностями, делающими этот опыт доступным для  любого специалиста, при условии его достаточной методической и теоретической подготовки. Вторым условием овладения данным способом преподавания является необходимость  самостоятельной разработки учителем наглядных пособий, подбора видеоматериалов, иллюстраций и изготовления дидактического материала для проведения занятий.

Список литературы

  1. Историко-культурный стандарт // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ 
  2. Андрианова Г.А. Современный урок: проблемы проектирования.//Новые образовательные стандарты: системно-деятельностный подход. Материалы очно-дистантной педагогической конференции.- Москва. 2012
  3. Блок  М. Апология истории, или Ремесло историка. / М. Блок. – М.: Наука, 1986.
  4. А.В. Пашкевич. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.-  Волгоград: Учитель, с.211
  5. Февр, Л. Бои за историю. /Л. Февр. / Пер. с фр. А.А. Бобовича, М.А. Бобовича, Ю.Н. Стефанова. – М.: Наука, 1991
  6. А.В. Хуторской А.В. Как организовать образовательную ситуацию на уроке. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003.
  7. А.В. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. (Серия «Новые стандарты»)
  8. А.В. Хуторской. Что такое современный урок. [Электронный ресурс]. URL: ttp://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm (Дата обращение: 27.03.2016)

Описание опыта работы

учителя истории и обществознания

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа  № 182»

Шилова Евгения Сергеевича

Культуроголический  подход  в преподавании   истории   в  системе  личностьно - ориентированного образования


[1] Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка. / М. Блок. – М.: Наука, 1986. – 256 с.

[2] Февр, Л. Бои за историю. /Л. Февр. / Пер. с фр. А.А. Бобовича, М.А. Бобовича, Ю.Н. Стефанова. – М.: Наука, 1991. – 630 с.

[3] Зимняя И.А. Педагогическая психология.М. логос, 2000.С.124

[4]Зимняя И.А. Педагогическая психология.М. логос, 2000.С.127

[5] термин И.С. Якиманской

[6] А.В. Пашкевич. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.-  Волгоград: Учитель, с.211


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...