Диагностика учебной мотивации школьников
материал на тему

   Шишкина Галина Михайловна

Подбор различных анкет для проведения диагностики учебной мотивации и выявления интереса к изучению математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал
  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  5. Хочу получать хорошие отметки.
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  12. Не хочу получать плохие отметки.
  13. Люблю узнавать новое.
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  15. Люблю думать, рассуждать на уроке.
  16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  19. Люблю решать задачи разными способами.
  20. Люблю все новое и необычное.
  21. Хочу учиться только на «4» и «5».
  22. Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключ к тесту

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
  • благополучия: 5 - 6;
  • коммуникативные: 7 -8;
  • престижа: 9 - 10;
  • избегания неудачи: 11 - 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
  • сотрудничества: 17 - 18;
  • творческой самореализации: 19 - 20;
  • достижения успеха: 21 - 22.
Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы:                     -              причина:

II. Интересные предметы:                      -              причина:

Ответы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
  6. Этот предмет считают значимым мои родители. 
  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 
  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  3. Интересно выяснять причины событий.
  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. 
  5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 
  9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко. 
  10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
  11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
  12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

 

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл от 0 до 10.

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
  2. Хочу окончить школу и учиться дальше 
  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком 
  5. Хочу получать хорошие отметки
  6. Хочу получать одобрение родителей
  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
  8. Хочу быть лучшим учеником в классе
  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
  10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
  11. Мне нравится учиться
  12. Люблю узнавать новое
  13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
  14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
  15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
  16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи  
       

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;
  • мотивы престижности – № 8–10;
  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

Анкета для определения школьной мотивации

1.

Тебе нравится в школе?

Да

Не очень

Нет

2.

Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью

Бывает по- разному

Чаще хочется остаться дома

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу или остался дома?

Пошёл бы в школу

Не знаю

Остался бы дома

4.

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится

Бывает по- разному

нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

Не хотел бы

Не знаю

Хотел бы

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Нет

Не знаю

Хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?

Часто

Редко

Не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель математики?

Мне нравится наш учитель

Точно не знаю

Хотел бы

9.

У тебя в классе есть друзья?

Да, много

Да, мало

Нет друзей

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся

Не очень

Не нравятся

                                                Анализ результатов.

За каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 2 балла, последний – 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

10-14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.

Анкета для определения мотивации деятельности учащихся на уроке математики.

Прочтите анкету и подчеркните пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям.

  1. Учусь потому, что на уроках математики интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие оценки.
  4. Учусь потому, что хочу подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди одноклассников.
  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
  8. Учусь потому, что нравится учитель математики.
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что хочу больше знать.
  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
  12. Учусь потому, что хочу быть лучшим учеником.

Анализ результатов.

Широкие социальные мотивы – пункты 4, 5

Мотивация благополучия – пункты1, 11

Престижная мотивация – пункты 6, 12

Мотивация содержания – пункты 7, 10

Мотивация прессом – пункты  2, 9

Узкие социальные мотивации – пункты 3, 8.

Тест «Изучение познавательной мотивации и отношения к уроку математики»

  1. По понедельникам я просыпаюсь с мыслью:
  1. Ура! Сегодня будет математика;
  2. Ура! Сегодня не будет математики;
  3. Я заболел и не пойду в школу, это даст возможность не получить плохую отметку по математике.
  1. Я прихожу в школу для того, чтобы:
  1. Узнать что-то новое, интересное;
  2. Заниматься таким интересным предметом, как математика;
  3. Встретиться с учителем математики и пообщаться;
  4. Пообщаться с друзьями;
  5. Весело провести время.
  1. Я всегда готовлю домашнее задание по математике :
  1. Совершенно самостоятельно;
  2. Обращаюсь за помощью к взрослым;
  3. Под контролем родителей;
  4. От случая к случаю;
  5. Не делаю никогда.
  1. Для того, чтобы хорошо учиться по математике, нужно:
  1. Иметь интерес к предмету;
  2. Хорошо работать на уроке;
  3. Уметь списывать.
  1. Когда я получаю плохую отметку, то:
  1. Стараюсь тут же её исправить;
  2. Стараюсь исправить в ближайшее время;
  3. Ничего не пытаюсь сделать.

Тест «Мотивация изучения математики»

  1. Я получаю радость от занятия математикой, так как мне нравится преодолевать трудности.
  2. Я регулярно занимаюсь математикой, потому что добиваюсь успехов по этому предмету.
  3. Мне нравятся занятия математикой, так как это развивает мою память и ум.
  4. Меня воодушевляет успех при решении задач.
  5. Мне нравится заниматься математикой, потому что это интересно.
  6. Мои товарищи и учитель уважают меня за успехи в математике.
  7. Я добросовестно занимаюсь, потому что это развивает мой характер.
  8. Мой класс должен быть лучшим в учёбе, и я хочу внести свой вклад.
  9. Я регулярно занимаюсь математикой, чтобыповышать свои знания.
  10. Я хочу хорошо разбираться во всём, что предусмотрено программой по математике.
  11. Знания по математике пригодятся в моей будущей профессии.
  12. Я стараюсь хорошо учиться, так как люблю быть в центре внимания.
  13. Когда я справляюсь с трудной задачей, я получаю удовольствие и чувствую себя победителем.
  14. У меня поднимается настроение, когда я добиваюсь успехов по математике.
  15. Меня радуют достигнутые успехи.
  16. Я стремлюсь на уроке решить задачу первым, потому что мне нравится чувство соперничества.
  17. Я добросовестно учусь, потому что не хочу подводить своего учителя.
  18. Я всегда довожу решение задачи до конца, потому что мне нравится добиваться поставленной цели.
  19. Я хочу основательно знать математический материал, чтобы быстрее и качественно решать задачи.
  20. Мне нужны хорошие знания математики для поступления в ВУЗ.
  21. Глубокие знания по математике позволят мне защищать честь школы на олимпиадах.
  22. Я регулярно выполняю задания по математике , потому что не хочу огорчать родителей плохими оценками.
  23. Я всегда учусь добросовестно, потому что на сегодняшний день это мой долг.
  24. Встретившись с незнакомой математической задачей, я стараюсь самостоятельно додуматься до её решения.
  25. Мне нравиться узнавать новое из истории математики, для этого я часто обращаюсь к дополнительной литературе.
  26. Хорошие знания по всем предметам мне пригодятся в будущем.
  27. Я всё делаю добросовестно, потому что хочу быть полезным гражданином.

Бланк для ответов:(поставьте + под подходящей степенью)

Номер утверждения

Степень преобладания данного утверждения

не знаю

немного

достаточно

значительно

Обработка результатов:

«не знаю» - 0 баллов,  «достаточно» - 2 балла

«немного» - 1 балл,  «значительно» - 3 балла.

Соответствие утверждений мотивам-категориям:

10, 19, 25 – познавательный мотив

11, 20, 26 – мотив подготовки к профессиональной деятельности

9, 18, 24 – мотив достижения успеха

3, 7, 14 – мотив личного самоутверждения

1, 4, 13 – мотив эмоционального удовольствия

2, 6, 12 – мтив социального самоутверждения

5, 15,16 – социально-эмоциональный мотив

8, 17, 22 – социально-моральный мотив

21, 23, 27 – гражданско-патриотический мотив.

Подсчитав для каждого  мотива общую сумму баллов в классе (s), можно вычислить процент доминирования каждого мотива-категории (p) в данном классе: p = s/9n*100%, где n-количество учащихся в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Диагностика учебной мотивации.

Каждому учителю важно понимать насколько ученик мотивирован на получение образования, необходимо прослеживать уровень мотивации, для внесения корректировки в свою работу,  чтобы не упустить взаим...

Методика диагностики учебной мотивации Л.Балабкиной

Методика диагностики отношения к учебным предметам психолога Людмилы Балабкиной...

Методика диагностики учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьяновой М.И.

Методика диагностики учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьяновой М.И.Анкета для учащихсяРезультаты диагностики...

Методика диагностики учебной мотивации

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо уста...

Методика диагностики учебной мотивации

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного проце...

Методика для диагностики учебной мотивации школьников МатюхинойМ.В., в интерпретации БадмаевойН.Ц.

Описание Методики для диагностики учебной мотивации школьников...

Методы диагностики учебной мотивации школьников при изучении физики

О педагогической  диагностике - совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование учебного процесса....