Окружной тур областного этапа Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»:Урок мужества."Жертвы Холокоста".Педагоги: Самаркина В.П., Зимина Е.Н., Богатова С.Я.
учебно-методический материал по теме

2013-2014 уч.год. Номинация «Методика организации и проведения «Уроков мужества».  Методические материалы по организации деятельности Постов №1»:

II место - коллектив педагогов (Богатова Светлана Яковлевна, Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна, учителя русского языка и литературы) ГБОУ СОШ пос.Береговой м.р.Шигонский,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_uroki_muzhestva.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Номинация:              

Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Название работы:    

Формы и методы работы по организации и проведению «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Авторы:                      

ГБОУ СОШ пос. Береговой муниципального района Шигонский Самарской  области                                                                                                              учителя русского языка и литературы

Богатова Светлана Яковлевна,

Зимина Елена Николаевна,

Самаркина Вера Павловна.

                                 

Адрес:                            

446700, Самарская область, Шигонский район,

п. Береговой, ул. Школьная, 1

Телефон:                  

  8(846-48)27-1-96 (рабочий)

                                 

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В номинации «Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории» мы представляем работу «Формы и методы работы по организации и проведению «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории».                                                                                       В данной работе представлены методы и формы подготовки и проведения «Уроков Мужества», посвященных памятным страницам истории Великой Отечественной войны, а также другим войнам (Афганской и Чеченской) с привлечением учащихся школы, их родителей, ветеранов войн, педагогического коллектива.                                                                        Цель нашей работы по воспитанию патриотизма считаем:                             приобщить учащихся к героическому прошлому России, воспитать чувство гордости за свою страну, свой народ, уважение к старшему поколению.

        Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:

  1. Формирование гражданского сознания и поведения, активной гражданской позиции.
  2. Углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и других войнах XX века.
  3. Развитие познавательных интересов, навыков поисковой и исследовательской работы.
  4. Воспитание уважения прав и свобод человека, воспитание толерантности.

        Представленный материал можно использовать при организации внеклассных мероприятий и уроков, посвященных Дню Победы, тематических классных часов.

        Для осуществления поставленной цели и задач предлагаем следующие формы проведения “Уроков мужества”: литературно-музыкальная композиция, литературная гостиная, интегрированный урок литературы и искусства, встреча с ветеранами войны, оформление альбомов, папок, стендов, экспозиций, уборка  обелиска Славы, изучение документальных материалов по истории своего края.                       При проведении мероприятий используются следующие педагогические технологии: технология коллективного творческого воспитания, технологии воспитания субъективной активности человека.                                                                                                        Мероприятия рассчитаны на учащихся 5-11 классов.                           В ходе проведения и подготовки Уроков Мужества школьники знакомятся с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне и других войнах, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий. Формируется опыт служения Отечеству, готовность к защите Родины. Приглашенные рассказывали о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы и положительные примеры служения Родине.

Содержательная часть.

        Сегодня  не случайно большое внимание в школе уделяется патриотическому воспитанию. Зачастую информация о причинах и истинных героях Великой Отечественной войны и других войн преподносится искажённо. Это не способствует формированию у современной молодёжи чувства любви к родине. Поэтому уроки мужества в современных школах - это один из путей к постижению добра, исторической правды и уважения к памяти защитников нашего Отечества.                                                                                      Уроки мужества не могут проходить формально. Они должны быть прочувствованы сердцем каждого участника.                      Работа велась в течение всего учебного года. Проводились встречи с ветеранами войны, трудового фронта, ребята брали у них интервью, писали рассказы, эссе, стихи, рисовали плакаты, организовывали фотовыставки, делали презентации, читали художественную литературу, смотрели кинофильмы о том времени, разучивали песни фронтовых лет, изучали их исторические судьбы.

        План проведения мероприятий патриотической направленности    был разработан учителями гуманитарного цикла в начале учебного года. В него вошли следующие мероприятия: встреча с ветераном Великой Отечественной войны Калитовым Д.М., литературно-музыкальная композиция, посвященная Сталинградской битве “Поклон земле, суровой и прекрасной...”, открытый урок “Холокост в искусстве. Муса Джалиль и Михаил Савицкий — судьбы, соединенные войной”, общешкольное мероприятие урок мужества «Жертвы Холокоста», устный журнал — презентация «Войны XX столетия».                                    Проведение каждого запланированного мероприятия требует большой предварительной работы, которая состоит из нескольких шагов.

1 шаг – разделение на группы (информаторы, проектировщики, журналисты, поисковики и мозговой центр).

        Группы в зависимости от проводимого мероприятия могут варьироваться, но для каждой определены свои функции.

        Группа «мозгового центра»  координирует действия остальных групп, контролирует их деятельность.

        Группа «поисковиков» - собирает информацию о событиях и участниках войн, занимаются подбором музыкального сопровождения .                                                                                                   Группа «сценаристов» - пишет сценарий, используя собранный материал, создает презентацию.

        Группа «журналистов» - проводит анкетирование, берет интервью.

        2 шаг – работа групп. Координация собранного материала.

        К намеченному сроку каждая группа предоставляет собранный материал участникам “мозгового центра”.

        3 шаг – написание сценария.

        Группа “сценаристов” на основе отобранного материала пишет сценарий.

        4 шаг — репетиции.

Группа “мозгового центра” организует проведение репетиций.

        5 шаг — рефлексия.

        Каждая группа обсуждает свои достижения, трудности во время выполнения работ, дает оценку своей деятельности. Группа “журналистов” готовит заметку о проведенном мероприятии в районную газету “Время”.

         Практика подобных мероприятий показывает необходимость проведения в школе “Уроков мужества”. Данная форма работы и методы подготовки к ней помогают каждому учащемуся понять ответственность за порученное дело. Успех всего мероприятия зависит от вклада каждого в общее дело.

        “Урок мужества” как форма совместной деятельности учащихся, родителей, учителей, общественности и ветеранов не может оставить равнодушным, воспитывает чувство гордости за свое Отечество, за свой народ, чувство ответственности и долга перед своей Родиной.

 Чтоб снова на земной планете                                                                             Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

 Ю. Воронов.

Цели:

· погрузить обучающихся в атмосферу великого подвига Сталинграда

во время Великой отечественной войны и в период восстановления города;

· способствовать воспитанию у обучающихся чувства национальной

гордости за великий подвиг волжской твердыни средствами документального и художественного факта.

Я землю родную хочу обнять,

Прижаться к ней горячей щекой,

Удары гулкого сердца унять…

И погладить ее травинки рукой.

Я землю родную хочу целовать –

Священную землю моей страны,

Как сына целует седая мать,

Когда возвращается он с войны.

Я землю родную хочу целовать –

Как солнце целует ее поутру,

Как знамя целует солдат на ветру,

Давая клятву не отступать.

 М. Ждангазиев.

Ведущий.

        Там, где необъятная степь, бездонное  небо, синева великой русской реки Волги слились воедино с волей, силой и мужеством русского человека, стоит город, имя которого известно всему миру. Это город-герой Волгоград, в прошлом - Сталинград.

Поклон земле, суровой и прекрасной,

Что вечно будет людям дорога!

Здесь виден новый город - светлый, ясный,

Степная ширь и Волги берега.

Став на земле, суровой и прекрасной,

Копнешь песок, а он не желтый весь,

Не золотистый он, а темно-красный,

Как кровь героев, пролитая здесь.

        Сталинград!.. До войны - обычный город с улицами и площадями, старыми и новыми кварталами. С перезвоном трамваев, гудками теплоходов на Волге, суетой на улицах, рабочими буднями и семейными выходными.

        

        В те памятные дни город готовился к выпускным вечерам. День 22 июня 1941 года выдался в Сталинграде жарким. В полдень сталинградцы узнали страшную весть: война! Смолкли песни, посуровели лица. Женщины спешили к детям. Мужчины на предприятия и военкоматы...

Звучит песня: «Священная война» (под ее сопровождение).

На сцене ребята, построенные для ухода на фронт.

1.

Память, память, за собой позови

В те далекие промчавшиеся дни.

Ты друзей моих ушедших оживи,

А друзьям живущим молодость верни.

Память… .

2.

Память!

Ты же можешь, ты должна

На мгновенья эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена.

Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

Память… . Память… . Память… .

3.

Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни.

4.

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики – пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами.

5.

В далекий год, простясь с учителями

Длину дорог измерив фронтовых,

Они держали главный свой экзамен

И в танковых боях, и в штыковых.

6.

Веселые, отважные, простые

В свой звездный час не дрогнули они,

И в памяти о них по всей России

Горят сегодня вечные огни.

7.

Ушли сурово, без оглядки,

Не нарушая плотный строй,

Шагая твердо, по-солдатски,

От школьной двери, прямо в бой!

8.

И удержать их не пытались.

В сердца стучала им война.

Сюда, где их следы остались,

Вернулись только имена.

9.

Они ушли туда, где выстрелы,

Где взрывы бомб и мин зловещий вой.

Ушли вперед, чтоб выстоять, чтоб выдержать,

Пусть даже самой страшною ценой.

Ведущий.

        Уходят ветераны, живые свидетели  и  участники тех страшных  событий в истории нашей страны. На нашей родной земле остался всего 1 участник Великой Отечественной войны — Калитов, проживающий в с. Старый Тукшум.

        Каждый день уходят из жизни ветераны. Мы благодарны им за  подвиг в дни войны, за то, что они честно жили и трудились, за память, которую они сумели сохранить на протяжении десятилетий.

        Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года, а закончилась 2 февраля 1943 года разгромом фашистской группировки под Сталинградом. Сегодня мы собрались здесь в честь 70 годовщины Сталинградской битвы, чтобы почтить память героев, спасших нас от порабощения.

Не  перечислить всех героев,

Оставшихся  навеки  там,

Где и поныне пахнет  кровью

Земля  с  железом  пополам.

Пройдут  года, потом  тысячелетия,

И вечно будет  помнить  вся  земля

Великую победу в сорок  третьем,

Тот зимний  день – второе  февраля…

        

1.

        Самым трудным для сталинградцев был день 23 августа 1942 года. В три часа над городом появились сотни вражеских бомбардировщиков. Немцы сбрасывали бомбы. Кромешный ад. Отовсюду доносились стоны, крики раненых. Смерть разила людей всюду. 

2. Почти полностью был разрушен и сожжен город на Волге. 200 дней и ночей (6,5 месяцев) длилась эта кровопролитная битва. Если к началу битвы в городе было около 1 миллиона жителей, то после 2 февраля осталось всего 7 тысяч сталинградцев. Остальные погибли под бомбежками, были угнаны на работы в Германию, убиты немцами после страшных издевательств или смогли эвакуироваться на другой берег Волги и спастись.

На экране – кадры сражающегося Сталинграда.

3.

        Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк: «Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, - мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями.

4.

        Берединов Борис, моряк-десантник. Погиб под Сталинградом, спасая жизнь командиру. Лукьянов Георгий, Кузнецов Георгий – сгорели в танке под Сталинградом. А сколько их? Кто скажет? Кто ответит?

5.

        В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке Зайцеве. Более 300 гитлеровцев уничтожил он в уличных боях.

6.

        Связисты Титаев и Путилов, оба смертельно раненые, во время исправления повреждённой телефонной связи, теряя сознание, восстановили связь, зажав концы обратного провода зубами.

7.

        Артиллерист Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу.

8.

        Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не останавливаясь, уже живым факелом он вскочил на танк и собой поджёг фашистскую машину.

9.

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

И у мёртвых, безгласных,

Есть отрада одна: мы за Родину пали,

Но она спасена.

10.

        В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал МАМАЕВ курган, защитники Сталинграда называли его главной высотой России. Здесь они дали клятву: «Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!»

11.

        Сто дней и ночей фашисты рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все осталось в руках ее защитников. Почернел, будто обуглился от жестокого огня курган, земля на нем во время боев густо перемешалась с осколками и кровью.

Песня  «На Мамаевом кургане тишина»

Стихотворение М.Агашиной «На кургане, гремевшем боями»

На кургане, гремевшем боями,

Не отдавшем своей высоты,

Блиндажи поросли ковылями,

Разрослись по траншеям цветы.

Бродит женщина берегом Волги.

И на том, дорогом берегу

Не цветы собирает - осколки,

Замирая на каждом шагу.

Остановится, голову склонит,

И над каждым осколком вздохнет,

И подержит его на ладони,

И песок, не спеша, отряхнет.

Вспоминает ли юность былую,

Вновь ли видит ушедшего в бой...

Поднимает осколок, целует.

И на веки уносит с собой.

Звучит песня «Последний бой»

2 февраля 1943 года в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась. Немецкие захватчики нашли свою могилу на берегах великой русской реки. Подобной катастрофы Германия с 1939 года ещё никогда не терпела. Слово «Сталинград» было на устах всего человечества.

Сталинградской битве в истории мира не было равных. В ней участвовало 2 млн. человек, 26 тысяч орудий и миномётов, более 2 тысяч танков.

Пролетели года. Отгремели бои.

Отболели, отмаялись раны твои.

Но далёкому мужеству верность храня,

Ты стоишь и молчишь у святого огня.

Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал,

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер- на сердце ладонь.

И в глазах, как в ручьях, отразился огонь

1.

Вечная слава героям!

Вечная слава! Слава героям! Слава!!!

2.

Но зачем она им, эта слава - мертвым?

3.

Для чего она им, эта слава, - павшим? Все живое - спасшим.

Себя - не спасшим.

4.

Для чего она им, эта слава, - мертвым?

Ведущий.

Если молнии в тучах заплещутся жарко

И огромное небо от грома оглохнет,

Если крикнут все люди земного шара,

Ни один из погибших даже не вздрогнет.

Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Но от имени сердца, от имени жизни повторяю: Вечная слава героям!

И бессмертные гимны, прощальные гимны

Над бессонной планетой плывут величаво.

Пусть не все герои, - павшим вечная слава!

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...

Это нужно - не мертвым! Это надо - живым!

Почтим память павших минутой молчания.

Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву кургану

Придёшь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

Сто лет пройдёт. И сто метелиц.

А мы пред ними все в долгу.

Февраль – февраль. Солдатский месяц –

Горят гвоздики на снегу.

Жертвы Холокоста

(звучит запись песни «Бухенвальдский набат» в начале и в конце мероприятия)

Учитель: Что такое Холокост?

Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. Ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма.

Ведущий 1: Когда Гитлер пришел к власти, он сказал:

 «Дайте мне десять лет, и вы не узнаете Германию!»

И точно, немцы не узнали свою страну в гитлеровском рейхе, она вся была опутана колючей проволокой. 1 100 концентрационных лагерей было на территории фашистского государства.

Слайд 4: Карта концлагерей, расположенных на территории Европы

Ведущий 2: Само по себе понятие «концлагерь» изначально означало специально оборудованное место массового содержания заключенных, гражданских и военнопленных, чаще всего, в военное время. Однако вторая мировая война навсегда изменила мнение человечества по поводу подобных учреждений.

Ведущий 3: А началось всё задолго до начала войны. Сразу же после прихода Гитлера и НСДАП к власти стихийно начали возникать места содержания идейных и политических противников, которые спешно и недисциплинированно организовывали штурмовики СА (Sturm Abteilung). Они размещались, где приходилось. Под них приспосабливались любые более-менее пригодные помещения. Век свой никому ненужная старая казарма с выбитыми окнами обносилась колючей проволокой, бралась под охрану по периметру и становилась концлагерем.

Ведущий 1: Дахау – первый фашистский концентрационный лагерь. Был создан в марте 1933 г. в 17 км от Мюнхена. Площадь 235 га. В Дахау имелись крематорий, газовые камеры, «каменный мешок» (подвальное помещение без окон), медицинские лаборатории, а также 130 филиалов и внешних рабочих команд. С 1934 находится в ведении органов СС, здесь проходил подготовку  руководящий персонал для других концлагерей.

Слайд 8: Подготовка кадров для концлагерей.

Ведущий 2: Персонально Дахау был предназначен для заключения противников фашистского режима, прежде всего коммунистов и социал-демократов. Осенью 1941 года в Дахау поступили первые эшелоны с советскими военнопленными, большинство из них были немедленно расстреляны, над другими проводились преступные медицинские опыты. Труд узников использовался в военной промышленности. Всего за время существования лагеря через него прошло 250 тысяч узников из 24 стран мира, из них погибло 70 тысяч человек, в том числе 12 тысяч советских граждан.

Ведущий 3: В тяжелых условиях жестокого режима узники вели борьбу против фашистов. Национальные и интернациональные организации заключенных спасали больных, устраивали акты саботажа, поддерживали контакты с немецкими и иностранными группами, действовавшими в других городах и лагерях Баварии. В связи с приближением войск союзников гитлеровцы пытались взорвать лагерь вместе с узниками. Однако фашистский план уничтожения был сорван, в лагерь вошли американские войска. В момент освобождения в Дахау было 30 тысяч человек.

Слайд 11: Освобождение.

Ведущий 1: Освенцим, концентрационный лагерь на территории оккупированной Польши около городка Освенцим, близ Кракова, создан в мае 1940 г. на территории приблизительно 500 га и рассчитан на одновременное пребывание 250 тысяч человек. Лагерь предназначался для массового уничтожения людей с использованием достижений техники (крематории, газовые камеры и др.). За время существования лагеря в нем  было уничтожено свыше 4 млн. человек 27 национальностей, в основном поляков, советских граждан, граждан Югославии, чехов, французов, а также евреев и цыган из разных стран.

Слайд 13: Лагерный комплекс Освенцим

Слайд 14: Освенцим. Январь 1945

Ведущий 2: Советские граждане, первые эшелоны которых прибыли в Освенцим 7 октября 1941г., находились на особо строгом режиме. Освенцим являлся одним из центров, где широко проводились различные «опыты» для изыскания средств биологического уничтожения людей. Здесь существовали специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории.

Слайд 16: Жертвы экспериментов

Ведущий 3: В Освенциме впервые на советских военнопленных испытывали газ «Циклон В».

Слайд 18: Дверь в газовую камеру

Ведущий 1: Несмотря на жестокий режим в Освенциме и его филиалах в 1942 г. существовали подпольные группы Сопротивления. 27 января 1945 г. советские войска освободили городок и лагерь Освенцим. По данным Чрезвычайной государственной комиссии СССР, было спасено 2 819 человек, из них 96 советских граждан.

Слайд 20: Их очередь не дошла до крематория

Ведущий 2: Майданек, концентрационный лагерь на территории оккупированной Польши, близ Люблина. Он создан в октябре 1941 г., имел 10 филиалов. На его территории, кроме жилых бараков, размещалось 7 газовых камер, несколько крематориев, бункер (тюрьма), виселицы и другие устройства массового уничтожения узников. Первоначально лагерь был рассчитан на одновременное содержание 20-50 тыс. узников, с 1942 г. – на 250 тыс. узников. Первыми узниками Майданека стали 5 тыс. военнопленных, доставленных осенью 1941 г.

Слайд 22: Сожжение трупов в ямах

Ведущий 3: С декабря 1941 г. в Майданеке проводились массовые расстрелы заключенных. С осени 1942 г. узников уничтожали путем отравления газом «Циклон Е», в ноябре 1943 г. было совершено массовое убийство евреев (18 тысяч человек).

Слайд 24: Эшелоны с евреями прибыли в лагерь

Слайд 25: Еврейские женщины и дети только что прибыли в лагерь и ждут очереди в крематорий

Ведущий 1: Несмотря на строгий режим, в лагере действовали подпольные группы Сопротивления. Движение Сопротивления проявлялось  во взаимной помощи узников, проведении политико-разъяснительной работы, налаживании контактов с внешним миром. Подпольным группам удалось устроить несколько массовых побегов. 24 июля 1944 г. лагерь Майданек был освобожден советскими войсками.

Ведущий 2: Режим лагеря оправдывал его название – лагерь смерти. Заключенные влачили голодное существование. Один раз в день кофе из брюквы, два раза суп из травы и от 180 до 270 граммов хлеба, наполовину с деревянными опилками или каштановой мукой – обычный рацион заключенного. За малейшую «провинность» лишали и этой скудной пищи на несколько дней, что, по существу, означало голодную смерть. Заключенные ели падаль, кошек, собак. Большинство заключенных представляло собой или ходячие скелеты, или были неестественно толстыми от отеков и опухания на почве голода.

Слайд 28: Трупы умерших от голода

Ведущий 3: Гитлеровцы не щадили и детей. Так, во второй половине мая 1943 года эсэсовцы привезли в Кременецкий лес две платформы и грузовой автомобиль трупов только польских детей. Они были совсем голые. В лесу сложили их в штабеля и сожгли.

Слайд 30: Маленькие узники концлагеря

Ведущий 1: Штудгоф – концлагерь на территории оккупированной Польши, близ Гданьска. С марта 1942 г. Штудгоф официально именовался концлагерем. Первыми узниками Штудгофа были 6 тысяч поляков, 22 июня 1941 г. в лагерь были привезены 40 советских моряков с торговых кораблей, захваченных фашистами в порту Гдыня.

Ведущий 2: С 1942 года численность советских узников значительно возросла. В лагере применялась система массового уничтожения людей. Узники подвергались преступным медицинским методам; проводились «эксперименты» по изготовлению мыла из человеческого тела.

Слайд 33: Женские волосы подготовлены для отправки в Берлин

Ведущий 3: Флоссенбюрг, концлагерь в Баварии, близ границы с Чехословакией, был создан в мае 1938 г., имел свыше 70 филиалов и внешних рабочих команд для содержания политических заключённых: позже он стал штрафным лагерем для военнопленных из других лагерей. В1941 году в лагерь поступили советские военнопленные. В результате массовых казней и непосильного труда из 112 тысяч узников погибли около 80 тысяч, в том числе свыше 26 тысяч советских граждан. Узники вели подпольную антифашистскую борьбу.

Слайд 35: На работу

Слайд 36: Женский барак

Слайд 37: Мужской барак

Ведущий 1: Заксенхаузен, лагерь в 30 км севернее Берлина. Являлся местом испытания орудий и способом массового уничтожения людей для последующего их применения в других лагерях. Рабский труд узников использовался на различных предприятиях. 31 августа 1941 года  в Заксенхаузен поступил первый транспорт  с советскими военнопленными, все они были расстреляны.

Ведущий 2: Всего через Заксенхаузен прошло свыше 200 тысяч узников из 27 стран. Несмотря  на жёсткий режим, в лагере действовало несколько организаций Сопротивления. Подпольщики совершали акты саботажа, организовывали побеги, готовили вооруженные выступления. 22 апреля советские и польские войска освободили оставшихся в живых узников.

Слайд 40: Заксенха́узен — нацистский концентрационный лагерь, расположенный рядом с городом Ораниенбург в Германии. Освобождён советскими войсками 22 апреля 1945 года.

Ведущий 3: Заксенхаузен был школой гитлеровских палачей. Многие из них стали комендантами концлагерей, расположенных на территории Европы. В Заксенхаузе изобретались и усовершенствовались новейшие методы истязания людей. Так, была создана дорожка для испытания – заключенные, подгоняемые охраной, пробегали по ней 40 км.

Чтец 1: Трасса для испытания обуви.

Девять различных покрытий трассы вокруг плаца, по замыслу нацистов, были необходимы для испытания обуви. Выбранные узники должны были преодолевать с различным темпом сорокакилометровые дистанции каждый день. В 1944 году гестаповцы усложнили данное испытание, вынуждая узников преодолевать дистанцию в обуви меньших размеров и с мешками весом в десять, а зачастую и двадцать-двадцать пять килограмм. Заключенные приговаривались к подобной проверке качества обуви на сроки от одного месяца до года. За особо тяжкие преступления назначалось бессрочное наказание. Таковыми преступлениями считались повторные попытки побега, побег, вторжение в другой барак, саботаж, распространение сообщений иностранных передатчиков, подстрекательство к саботажу.

Слайд 43: Трасса для испытания обуви.

Чтец 2: Станция «Z».

Станция «Z» — здание за территорией лагеря, в котором производились массовые убийства. В нём находилось устройство для произведения выстрела в затылок, крематорий на четыре печи и пристроенная в 1943 году газовая камера. Иногда транспортные средства с людьми, минуя регистрацию в лагере, отправлялись туда напрямую. В связи с этим установить точное число жертв, уничтоженных здесь, не представляется возможным.

Чтец 3: Ров для расстрелов.

Так называемый «тир», со стрельбищным валом, моргом и механизированной виселицей. Последняя представляла собой механизм с ящиком, в который вставляли ноги узника, и петлёй для его головы. Получалось, что жертву не вешали, а растягивали. После чего упражнялись в стрельбе.

Слайд 46: Фашисты уничтожают жертвы экспериментов

Слайд 47: Аушвиц. Вид с верху

Слайд 48: Аушвиц. Главные ворота.1945

Слайд 49: Долгожданная свобода узников Аушвица

Слайд 50: Ворота Биркенау. Ворота смерти. 1944 год

Ведущий 1: Медицинские эксперименты над пленными являются еще одним страшным примером методов работы с узниками. Известны случаи умерщвления испытуемых (зачастую – советских военнопленных) инъекциями бензина.

Ведущий 2: К концу 1944г., когда немцы стали оставлять захваченные районы восточной Европы, где было очень много лагерей, огромные массы заключенных перегонялись на запад, чтобы и в дальнейшем служить рабочей силой, а следы зверств оккупанты старались тщательно устранить. В этом движении людей участвовали порядка 700 000 человек, из которых 200 000 были евреями. Многие из них погибли от голода и холода по пути, а те, которые дошли до пунктов назначения еще были обречены на участие в агонии Рейха.

Ведущий 3: Охрана тогда особенно свирепствовала и очень часто, убегая, убивала столько измученных людей, месяцами не получавших и куска картофельной ботвы, на скольких хватало патронов. Когда советские войска и союзники то и дело находили всё новые и новые лагеря, полные не похожих на людей узников, их охватывал ужас и недоумение, как люди могли так обращаться с людьми.

Слайд 54: Лагерное фото

Ведущий 1: Зверски расправляясь с мирным населением оккупированных территорий, фашисты грубо нарушали международные конвенции и установленные цивилизованным миром правила ведения войны. Истребление детей было еще более страшным преступлением гитлеровцев. Но они охотно совершали его, преследуя свои далеко идущие цели, связанные с установлением господства над всем миром. Дети – это будущее народа, будущее нации, продолжение жизни на планете. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения». «Мы, - говорил Гитлер Раушнингу, - должны развивать технику обезлюживания…Я имею ввиду устранение расовых единиц. И это то, что я намерен осуществлять».

Чтец 4: Из свидетельств

«И если бы мог я предаться воспоминаниям, я бы рассказал о тех, кого возил… Возил я и молодых и детей. Дети, пока ехали, галдели, играли в свои игрушки, встречным прохожим ручками махали. Как-то одна девочка, лет пяти, никак не хотела брать в автобус свою большую красивую куклу с закрывающимися глазами. Девочка была в голубом платьице, таком же, как и кукла, с тугими косичками и очень серьезным личиком. И вежливо говорила стоящему рядом молодому офицеру: «Господин военный, не могу же я взять свою куклу в автобус, где так много чужих детей. Они будут шуметь и обязательно ее разбудят…» Но офицер, погладив девочку по головке, пообещал, что попросит детей вести себя тихо… Пришлось девочке согласиться. А офицер даже пересадил с переднего сидения детей, чтобы девочка могла поудобнее устроиться с куклой.

Чтец 5: Сам офицер всю дорогу стоял рядом и улыбался детям, прикладывая палец к губам, как бы прося детей не шуметь, а то кукла проснется. Когда приехали, он первым вышел и помог девочке спуститься. И так стоял, держа ее за руку, и ждал, пока выйдут все дети. Некоторым тоже помогал, потому что они были совсем маленькие. Потом сказал им, что из-за войны дети давно не мылись, а это очень плохо – детям нельзя быть грязнулями. Поэтому сейчас они все должны раздеться, аккуратно сложить свои юбочки и штанишки, помочь самым маленьким, а потом всех их поведут мыться в ванной. Дети обрадовались, заторопились, а та девочка даже спросила, нельзя ли и кукле принять ванну. Но офицер сказал, что дети будут брызгаться и зальют водой кукле глаза. И ей будет больно, так что пусть лучше здесь полежит. А когда девочка вымоется, она ее заберет…

Чтец 6: Обратно офицер ехал один. Стройный, молодой – лет двадцати двух, в начищенных до блеска сапогах, ладном мундире. Все держал в руках куклу, рассматривал ее, дергал за косички. А детей в автобусе не было. Только юбочки да штанишки, да вот еще кукла. Дети все там остались. Все 100 детей и та девочка. В противотанковом рве…»

Ведущий 2: Среди убитых и замученных в концентрационных лагерях было много людей различных профессий и вероисповеданий. Всего через концлагеря прошло 18 миллионов узников, 12 миллионов из них умерщвлены. Кто они?

Ведущий 3: Всего в Освенциме погибло 4 млн. человек, в Равенсбрюке – более 130 тысяч женщин и детей, в Саласпилсе – более 100 тысяч человек, в Треблинке – более 800 тысяч человек, в Майданеке – более 1,5 млн. человек, в Маутхаузене казнено и замучено свыше 122 тысяч человек, в том числе 32 тысячи советских граждан; среди них – генерал Дмитрий Михайлович Карбышев.

Ведущий 1: Документы свидетельствуют: «Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах.

Ведущий 2: В Саласпилсе детям делали вспрыскивание жидкости, от которой они истекали поносом. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирало по 150 человек. Детей, родившихся в лагере, сразу же умерщвляли. Весной 1944 года в лагере Биркенау был организован блок для близнецов, где доктор Менгель проводил над ними различные эксперименты».

Ведущий 3: В концлагерях, созданных гитлеровцами, совершались различные насилия и истязания над людьми. Например, комендант Янковского лагеря ради развлечения стрелял в заключенных с балкона своей канцелярии. Потом передавал автомат жене, и она также стреляла, иногда, чтобы доставить удовольствие дочери, он заставлял подбрасывать в воздух 2-х и 4-х летних детей и давал очередь по ним. Дочь в ответ аплодировала и кричала: «Папа, еще».

Ведущий 1: Известны такие случаи, когда фашисты, работавшие в лагере смерти, сами душили женщин и детей. А мужчин зимой замораживали в бочках с водой.  

Ведущий 2: 2 сентября 1945 года окончательно закончилась Вторая мировая война, которая продолжалась 6 лет и в которой участвовало более 60 государств. Площадь военных действий была свыше 22 млн. квадратных километров, мобилизовано в вооруженные силы более 110 млн. человек. Убито и умерло от ран более 50 млн. человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по патриотическому воспитанию

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной Российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии ...

Организация работы по патриотическому воспитанию

Материал содержит аналитическую информацию об организации работы по патриотическому воспитанию в школе, социально-педагогический проект, фотоматериалы....

Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)

            Основная идея  методических рекомендаций  состоит в оптимальном сочетании видов  современных технологий в процессе патриотичес...

ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Ведь детство и юность самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине.В последние го...

Окружной тур областного этапа Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». "Литературный "бал в стиле XIX века". 2013 год.

- в номинации «Методика организации и проведения торжественных мероприятий,  посвящённых памятным событиям  Российской истории. Методические материалы по организации деятельности Посто...

Организация работы по патриотическому воспитанию в сельской малокомплектной школе

   Положительные результаты реализации работы по патриотическому воспитанию: Òвнедрение в практику педагогической деятельности новых форм и методов патриотического воспитания...

Организация работы по патриотическому воспитанию детей и подростков в детско-молодёжной студии телевидения «Нтv-шка».

Задача педагога дополнительного образования - создавать условия для саморазвития обучающихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо п...