Главные вкладки

    Материалы для второго этапа конкурса Учитель года 2018
    презентация к уроку по теме

    Карчушкина Галина Владимировна
    Презентация и описание второго задания конкурса " Учитель года Саянского района2018" - методический семинар.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konkursnoe_zadanie_metodicheskiy_seminar.docx503.13 КБ
    Office presentation icon metodicheskiy_seminar.ppt1.47 МБ

    Предварительный просмотр:

    РАЙОННЫЙ КОНКУРС

    «УЧИТЕЛЬ ГОДА САЯНСКОГО РАЙОНА – 2018»

    КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

    Карчушкина Г.В.

    Опыт использования ситуационных задач

    на уроках физики в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта.

    Современная жизнь предъявляет человеку новые требования: высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому в системе образования меняются приоритеты.

           На формирование моего опыта повлияли следующие факторы: введение ФГОС НОО; посещение уроков коллег, реализующих ФГОС НОО и ФГОС ООО; изучение методической литературы; обучение на  курсах  повышения квалификации.

    Результаты участия  школьников в краевых контрольных работах   показали, что учащиеся не справляются с заданиями, в которых требуется применять полученные знания в новой, незнакомой ситуации.

    Анатолий Каспржак (кандидат к.п.н., заслуженный учитель РФ, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук) в своей статье «Новые требования к содержанию образования и методам обучения в свете результатов российских школьников в исследовании PISA – 2000» указал на возможные причины низких результатов российских школьников:

     «недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника;

     недостаточное внимание к формированию общеучебных умений».

    Согласно проекту В.В.Фирсова (профессора МИПКРО, руководителя центра «Образование для всех» г.Москва) в основной школе учащиеся должны освоить следующий минимум требований по предметам естественного цикла:

     по биологии – 1624 понятия, 656 фактов, запомнить около 350 определений;

     по физике – знать 97 физических величин и единиц их измерения, названия 54 физических приборов;

     по химии – 190 понятий, физические свойства 17 веществ, химические свойства 73 веществ.

    Американский психолог К.Роджерс утверждает, что «никакие их (учителей) усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребѐнком». По мнению академика МАНПО, профессора Г.К.Селевко, «личность человека формируется и проявляется только в деятельности». Поэтому наиболее эффективным методом обучения является деятельностный подход.

    Для наиболее эффективного усвоения учебной информации учителю необходимо опираться на жизненный опыт учащихся, который в современной педагогике называется компетентностью. Поэтому использование в процессе обучения ситуационных  задач  является одним из востребованных методов. Использование  ситуационных  задач  на уроках физики направлено на формирование универсальных учебных действий, лежащих в основе базовых компетентностей личности.

    Учебно-методические комплесы по физики содержат в основном расчетные  качественные задачи, поэтому свои уроки я планирую таким образом, чтобы учащиеся могли не только воспроизводить полученный ими теоретический материал, но и умели решать нестандартные, творческие задания, требующие более глубокого, осмысленного применения полученных знаний на практике, самостоятельно находить нужную информацию из имеющихся источников, давать оценку своей деятельности. Я применяю ситуационные задачи и в ходе урока, и как составную часть проверочных работ.

    Через ситуационные задачи  мои  ученики получают новые знания, они конструируют свое знание из внешних (информации) и внутренних (опыт, мотивы, ценности) элементов; учатся делать, т.е. практически применяют изученное. Потому что  решение ситуационных задач способствует:

    • развитию навыков самоорганизации деятельности;
    • формированию умения объяснять явления действительности;
    • развитию способности ориентироваться в мире ценностей;
    •  повышению уровня функциональной грамотности;
    •  формированию ключевых компетенций;
    • подготовке к профессиональному выбору;
    • ориентации в ключевых проблемах современной жизни.

    Использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет:

    • развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
    • актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
    • вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами.

    Стандарт предполагает процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной добывать знания самостоятельно.

    Пример.  

    Гром-камень

    Личностно – значимый познавательный вопрос

    Санки, скатившись с горы, вскоре останавливаются, как и велосипед, если велосипедист прекращает вращать педали. Причиной всякого изменения скорости движения является сила. Какая сила действует на каждое движущееся тело и изменяет его скорость?

    Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде

    1171061jgg

    Жил был валун…Жил тысячу лет. А может и миллион. В дремучем лесу на Ижорской земле.

    Жил в одиночестве, пока в 1768 году казенный крестьянин Семен Вешняков не наткнулся на это чудо природы. Находка была торжественно названа Гром-камнем: якобы из-за того, что в валун ударила молния.

    В это самое время Екатерина II вознамерилась воздвигнуть памятник  Петру I. Для постамента к «медному всаднику» требовался хороший валун. Неотесанный камень призван был символизировать допетровскую Русь, которую «обработал» царь-реформатор.

    Бросили народный клич: «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали обращение к читателям, которые пожелали бы «для постановления… монумента гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».  И через некоторое время в столице объявился Семен Вишняков со своей историей о Гром-камне.

    В лес, на указанное крестьянином место, была отправлена специальная комиссия. Чиновники обнаружили до половины ушедший в землю, покрытый мхом, да еще и с деревцом на макушке, Гром-камень с мягкими, немного аморфными формами. Встал вопрос, как доставить это чудо, весом 1600 тонн, в Санкт-Петербург.

    1171068tni

    15 ноября 1769 году началась уникальная операция по транспортировке камня, которая продолжалась более 9 месяцев. Организаторы процесса долгое время не представляли, как доставить это «дикую скалу» в столицу. По легенде, некий слесарь по фамилии Фюгнер предложил идею «шаровой машины», проверенную на небольшой модели. Камень чисто стесанной поверхностью «низа» ставился на мощную опорную раму («сани»), выполненную из двух составных деревянных брусьев. В нижней части брусьев, жестко скрепленных тяжами и распорами в цельную раму, врезаны были литые медные опрокинутые вниз желоба. Этим брусьям отвечали направляющие рельсовые брусья с такими же желобами, укладываемые на безупречно подготовленное полотно зимней дороги. Опорная рама — «сани», загруженная камнем, укладывалась на бронзовые шары (по 15 штук с каждой стороны), помещенные в нижних желобах рельсовых брусьев, и усилиями мужиков и солдат с помощью воротов и блоков приводилась в движение. Шары периодически смазывались свиным жиром. Таким образом, с помощью инженерной мысли и физической мощи русского народа Гром-скала прибыл в Санкт-Петербург, чтобы стать постаментом для Петра I. Перед этим камень довольно сильно пообтесали, «сгладив» мощь и мягкие черты.

    http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2013/02/46.jpg

    Задания на работу с данной информацией

    Ознакомление

    Какие еще известные наблюдения и опыты показывают, что существует сила трения? В чем заключаются причины трения? Какие виды трения различают?

    Понимание

    Какое изобретение человечества заменило трение скольжения трением качения?

    Применение

    Где в природе и технике нужно учитывать трение?

    Какую роль играет трение в жизни животных и растений?

    Анализ

    Трение полезно или вредно? Почему при транспортировке Гром-камня использовались бронзовые шары?

    Синтез

    Какими способами можно уменьшить трение? Увеличить трение? Какими приемами уменьшали трение при перемещении Гром-камня?

    Оценка

    1.Каким способом можно было бы осуществить транспортировку Гром-камня в наше время? Рассчитайте грузоподъемность транспортного средства для его перемещения.

    2.Представьте себе воображаемую ситуацию, если бы сила трения вдруг исчезла?

             

    Применение решения ситуационных задач позволяет ученикам достичь требуемого уровня знаний, путем наиболее для них удобным, удобным в том смысле, что стратегия работы учащихся соответствует их когнитивным стилям. Считаю необходимым продолжить работу по повышению профессионального мастерства в условиях введения ФГОС ООО, повышению качества знаний учащихся по предмету, создавая ситуацию успеха, повышая самооценку учащихся, стимулируя их к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения учебных заданий, а главное - научить учащихся ориентироваться в непростом реальном мире, выполняя практические, жизненные задачи.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Районный конкурс «Учитель года Саянского района 2018» Конкурсное задание «Методический семинар» Карчушкина Галина Владимировна Учитель физики и литературы МКОУ Большеарбайская СОШ

    Слайд 2

    Использование ситуационных задач на уроках физики в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов

    Слайд 3

    Актуальность: применение приѐмов системно-деятельностного подхода

    Слайд 4

    Проблема: учащиеся обладают определенным уровнем теоретических знаний, в то же время испытывают затруднение в их практическом применении.

    Слайд 5

    Цель: использование ситуационных задач на уроках физики, направленных на формирование универсальных учебных действий, лежащих в основе базовых компетентностей личности.

    Слайд 6

    Задачи: • научить учащихся самостоятельно мыслить и находить пути решения практических проблем; • развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; • выработать партнѐрские отношения между учащимся и учителем.

    Слайд 7

    Решение ситуационных задач на уроках в 7 – 9 классах.

    Слайд 8

    7 класс Тема «Плавание тел» Задача «Как научить топор плавать»

    Слайд 9

    9 класс. Тема: «Реактивное движение» Задача «Ноги, крыль и ... реактивный двигатель».

    Слайд 10

    7 класс. Тема «Плотность» Задача «Доверяй, но проверяй!»

    Слайд 11

    8 класс. Тема «Плавление» Задача «Внимание: гололед!»

    Слайд 12

    Считаю необходимым продолжить работу по повышению профессионального мастерства в условиях введения ФГОС ООО, повышению качества знаний учащихся по предмету, создавая ситуацию успеха, повышая самооценку учащихся, стимулируя их к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения учебных заданий, а главное - научить учащихся ориентироваться в непростом реальном мире, выполняя практические, жизненные задачи.

    Слайд 13

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы заочного тура районного этапа Всероссийского конкурса "Учитель года - 2018"

    В данном разделе представлена творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательной деятельности", разработка занятия английского языка в 6 классе на тему "Обяза...

    Материалы для участия в заочном этапе конкурса "Учитель года"

    Эссе «Я - учитель»Презентация "Методический семинар"Представление инновационного педагогического опыта "Применение кейс-технологии в текстоцентрической методике при обучении...

    Представление учителя "Я и мой опыт" на муниципальный этап конкурса "Учитель года Дона - 2018"

    Материал содержит представление учителя русского языка и литературы и опыта работы для участия в конкурсе "Учитель года" в рамках конкурсного задания "Я т мой опыт"....

    Материалы для участия в муниципальном проф. конкурсе "Учитель года - 2018"

    Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может...

    Заявление участника конкурса "Учитель года-2018" Республика Мордовия (республиканский этап)

    Заявление участника конкурса "Учитель года - 2018" Республика Мордовия 90республиканский этап)...

    Представление участника конкурса "Учитель года 2018"Республика Мордовия (республиканский этап)

    Представление участника конкурса "Учитель года 2018" Республика Мордовия (республиканский этап)...

    Информационная карта участника конкурса "Учитель года-2018"Республика Мордовия (республиканский этап)

    Информационная карта участника конкурса "Учитель года 2018" Республика Мордовия (республиканский этап)...