Обобщение опыта куратора учебной группы по теме «Воспитание учащегося колледжа в современных условиях» (2018)
материал

Парфёнцева Елена Анатольевна

Обобщение опыта куратора учебной группы по теме «Воспитание учащегося колледжа в современных условиях» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_kuratora_uchebnoy_gruppy_2018.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.  Информационный лист

2.  Описание опыта работы по теме «Воспитание учащегося колледжа в современных условиях»

3.  Приложения


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Парфёнцева Елена Анатольевна – 1979 года рождения, преподаватель общеобразовательных дисциплин, куратор группы, образование высшее, первая квалификационная категория, стаж педагогической и воспитательной работы - 6 лет, стаж работы в колледже – 10 лет.

Педагогическое кредо: «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».


Обобщение опыта куратора учебной группы Э-16

Парфёнцевой Елены Анатольевны

по теме «Воспитание учащегося колледжа в современных условиях»

Ребенок не развивается и воспитывается,

а развивается, воспитываясь и обучаясь

С.Л. Рубинштейн

Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия учащихся, характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. К таким особенностям относятся: увеличение скорости изменений в жизни, быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных ориентаций; углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его жизни, здоровью и др. Существенная роль в разрешении проблем и противоречий современного мира отводится образованию человека. Образование как важный фактор социализации призвано помочь человеку осмыслить окружающий мир, свою взаимосвязь с социокультурной и природной средой, выработать достаточно определенное непротиворечивое видение современного мира и своего места в нем. Следовательно, проблемы человека, его мировосприятия и воспитания необходимо рассматривать во взаимосвязи с образовательной средой.

        Поэтому главной целью своей работы я считаю создание условий для формирования здоровой, гармонически развитой личности специалиста, способного самостоятельно решать жизненные задачи, делать нравственный выбор, быть социально активным, полнокровно, творчески и эффективно жить и работать в условиях современного мира.

Задачи воспитательной деятельности:

  1. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе и избранной профессии, учебной и общественной дисциплине.
  2. На основе реализации мероприятий разных направлений формировать ответственную и самостоятельную социально активную личность.
  3. Создание условий для творческого развития, формирования духовной сферы и ценностных ориентаций, гражданской позиции, патриотизма и политической культуры личности.
  4. Пропаганда здорового образа жизни.
  5. Создание условий для индивидуального развития учащегося, способного к успешному коллективному взаимодействию.
  6. Внедрение в воспитательный процесс современных информационных и компьютерных технологий.

Для достижения цели работа ведется по следующим направлениям:

  • гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
  • духовно-нравственное, эстетическое и экологическое воспитание;
  • медиаграмотность, критическое мышление и интеллектуальное воспитание;
  • формирование коммуникативной культуры и социокультурное воспитание;
  • здоровьесберегающее воспитание.

Поскольку в колледж приходят еще практически дети, а уходят, получив диплом, молодые специалисты, то четыре года обучения являются решающими в социальном отношении. Они во многом определяют последующую общественную жизнь личности. И в данном аспекте  нельзя недооценивать роль кураторов, которые становятся для учащихся старшими товарищами и наставниками, помогают адаптироваться на 1 курсе и реализоваться на последующих трех. Именно поэтому я придерживаюсь в своей работе некоторых принципов, которые считаю важными. Это уважение к личности независимо от обстоятельств и ситуации, право на ошибку, доверие, ответственность за свой выбор, поступки, решения и жизнь в целом, личный пример и индивидуальный подход.

Один из важнейших принципов можно сформулировать так: управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Для взаимодействия с группой я создала несколько законов, основанных на взаимном уважении, которые помогают нам найти взаимопонимание и позволяют прививать учащимся культуру поведения:

1.  Не перебивать!

2.  Не повышать голос!

3.  Не оскорблять!

Для достижения поставленной цели и реализации промежуточных задач ведется планомерная и непрерывная работа с группой с опорой на примерный годовой план, который корректируется в случае необходимости. Задачи воспитательной деятельности, которые я определила для себя, как приоритетные, переплетаются между собой и интегрируются в повседневную деятельность и мероприятия, организуемые для группы. В своей работе куратора учебной группы я использую различные методы и приемы, как традиционные, так и новаторские. Потому что нет ничего лучше классики – она уже проверена опытом и успехами, но нет ничего лучше нового – оно неизведанное и таит в себе самые разные возможности.  Учитывая особенности учащихся своей группы, свою собственную личность и интересы, я стараюсь сбалансировать методику своей работы и вовлечь учащихся в обучение и воспитание. Но, по моему мнению, в первую очередь интересно должно быть педагогу. Тогда он раскроет все свои возможности, искренне отдастся любимому делу и сможет найти ключ к сердцу и уму ребенка.

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит

Зигмунд  Фрейд

Важным фактором формирования  индивидуального развития  и ответственности личности, а также способности взаимодействовать в коллективе продуктивно и созидательно, на мой взгляд, является организация студенческого самоуправления в группе. То, как актив будет организован, как именно он будет функционировать, во многом зависит от куратора. Сферы деятельности и обязанности целесообразнее распределять не только между старостой, заместителем старосты, секретарем ПО «БРСМ» и  профоргом, но и дополнительно вводить «ответственные группы», как длительного функционирования, так и краткосрочного. Так, помимо закрепленных ответственных за различными секторами (информационно-идеалогическим, физкультурно-спортивным, редакционным и др.) на весь период обучения, в группе есть ответственные за периодические акции и те, кто обеспечивает разовые мероприятия (здесь ответственность возлагается на разных учащихся в зависимости от их умений, способностей и желания).

Руководитель информационно-идеалогической секции отвечает за организацию информационных часов, ведает  их тематикой, координирует посещение различных мероприятий. Учебный сектор отвечает за своевременную передачу необходимой информации, в том числе и об изменениях расписания. Редактор пресс-центра группы координирует работу редакционного центра, своевременно освещают все значимые события в жизни колледжа. И так далее.

Группа периодической активности отвечает, например, за такие акции, как поздравление ветеранов труда с различными праздниками, подготовку аудитории к мероприятию, организацию сельскохозяйственных работ и т.д..

Ну а разовые мероприятия включают в себя самые различные ситуации. Так, при проведении последнего классного часа на 1 курсе было запланировано оформление «Доски воспоминаний». Ответственная группа отвечала за разработку именных стикеров, оформление плаката и должна была соблюдать сроки, чтобы все было выполнено вовремя.

Ответственность – это то качество, которое нельзя передать, как знания,  ее можно только взять. Но ответственность можно прививать. А для этого необходимо учащихся ограничивать. Бенджамин Спок считал, что детей нельзя ограничивать - в результате в США выросло поколение хиппи. Детей надо ограничивать, и это ответственность родителей в первую очередь. В традиционном мире дети участвовали в общей жизни, выполняли какие-то посильные, пусть и не слишком сложные, виды работ. Это была не игрушечная, а реальная ответственность.  В современном мире детей выключили из жизни, учреждение образования стало для них камерой хранения.  До 18 лет ребенок растет под колпаком, а потом – армия или большой мир.

Ответственность учащегося за свои поступки и решения предполагает, что он готов пойти на риск неудачи и справиться с ее последствиями. Если использовать авторитарный стиль обучения и воспитания, требующий лишь послушного исполнения предписанного, излишне защищать от ошибок и трудностей, когда человек лишен риска, то вырастет личность, для которой будут характерны паразитизм, страх изменений, неумение оценивать последствия и расплывчатое понятие ответственности. Право на риск – это право быть человеком.  Важно дать учащемуся опыт преодоления – себя, лени, страха…

Для реализации этой задачи важно использовать четкую и справедливую систему последствий, которая не учитывает человеческий фактор и форс-мажор.

К примеру, если учащийся по какой-то причине (забыл, не смог, болел, устал) не подготовил сообщение на информационный час и не передал задание другому, то он отрабатывает возложенное на него поручение или наказание и готовит сообщение на следующий раз. Но поощрение за прекрасную работу на него уже не распространяется.

Единство требований и их неизменность очень быстро мобилизует ребят, они чувствуют себя увереннее, так как мир становится более структурированным и освоенным для них. Законы последствий, ответственность и риск создают поле для проб личности и воспитания внутренних ограничителей. Тем самым создаются предпосылки для формирования взрослой и ответственной личности, способной успешно взаимодействовать в коллективе.

Возраст всегда оставляет следы, по которым его можно обнаружить

Тамара Клейман

Очень важным фактором, который влияет на работу педагога и куратора, является психологический и биологический возраст учащихся. Человек в своем развитии проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психических функций и свойств личности. Последовательное формирование интеллекта, логической памяти, произвольного внимания, высших эмоций – все это преображает не только внешний облик человека, но и весь рисунок его поведения. Изучением закономерностей психического развития в каждом возрасте занимается возрастная психология: смягчение возрастных кризисов, оптимальное использование наилучших периодов для развития тех или иных способностей, т.е. понимание того, чему и как надо учить и какой стиль общения лучше воспринимается в каждом возрасте.

На протяжении курса обучения в колледже три возрастных этапа сменяют друг друга: подростковый возраст, старший школьный возраст (ранняя юность) и юность. Конечно, это достаточно условные границы, однако нельзя не учитывать их при работе индивидуально и в группе.

Подростковый возраст (11-15 лет) уже на исходе, когда ребенок поступает на 1 курс колледжа. Однако его отголоски еще могут влиять на поведение учащегося.

Это трудный период полового созревания и психологического взросления. В это время в самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

Старший школьный возраст: ранняя юность (16-17 лет) – это примерно 1-2 курс обучения в колледже, переходный период между подростковым и юношеским возрастом.

Усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Появляются неопределенные оценочные суждения, притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт и знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. В разных людях ценит разные качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах – в области человеческих отношений, моральных норм, в разной деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «я». Но сохраняют определенную дистанцию, это не интимная информация.

Общение со сверстниками – имеет другие функции. Юношеская дружба уникальна. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Эмоциональная напряженность снижается при проявлении любви. Противопоставление любви как высокого чувства и биологической потребности особенно резко выражено у мальчиков.

Самоопределение – профессиональное и личностное – центральное новообразование этого возрастного периода (это внутренняя позиция, включает осознание себя как члена общества, своего места в нем). Ведущей деятельностью признается учебно-профессиональная, познавательная деятельность. Изменяется отношение к отметке: старший школьник перестает учиться «за отметку», ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Максимализм и страстность в отстаивании своей точки зрения.

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.

 Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.

 В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому педагогу не следует строго регламентировать процесс учения, напротив — целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

 Отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

 Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Только активное привлечение молодого человека к решению трудной ситуации, которая вызывала его отрицательное отношение, может изменить это отношение на положительное.

Юность (от 17 до 20-23 лет) – этот период развития характерен для старших курсов, чаще всего для четвертого, так как учащиеся стоят на пороге между дипломом и взрослой жизнью.

Юность — это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Юность — всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается, как черновик, который можно отложить в сторону и начать все писать заново. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Но «дороги, которые мы выбираем» в это время обычно очень многое определяют в жизни взрослого человека.

Юность — первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Огромную роль играет дружба. Она выступает как своеобразная форма психотерапии, позволяя выразить переполняющие чувства и получить поддержку, необходимую для самоутверждения.

Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости, более поздним возрастным этапам.

19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.

        Работа привлекает прежде всего приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым»; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.

        Сделать ответственный шаг трудно, поскольку любое решение связано с отказом от других возможностей. В период ранней молодости юноши стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и к взрослой жизни. Это стремление необходимо активно поддерживать. Но полезно будет и упомянуть, что они обучатся принимать решения быстрее, если на  первых порах будут принимать их совместно со взрослыми и поделят ответственность за результаты.

Для того чтобы учитывать возрастные особенности и особенности личности, достаточно быть неравнодушным и внимательным человеком. В отличие от нас, взрослых, учащиеся еще слишком мало знают о мире и о себе. Но они азартно включаются в любые виды работ по самопознанию. Поэтому периодически на классных часах мы играем в коммуникативные игры, принимаем участие в тренингах, отвечаем на вопросы тестов.

Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться

 Элвин Тоффлер

Мир меняется все быстрее. Человеку уже недостаточно обладать знаниями и умениями в определенной области, чтобы быть конкурентноспособным и уверенным. Современный мир диктует необходимость овладения качествами и умениями 21 века для полноценной и успешной жизни. Их можно разделить на три группы:

  • умения, необходимые для обучения и инноваций (творческий подход и новаторство, критическое мышление и способность решать проблемы, коммуникабельность и сотрудничество);
  • умения, касающиеся средств массовой информации и технологии (информационная и медаграмотность, грамотность в области информации, коммуникации и ИКТ-технологии);  
  • умения, необходимые в жизни и в работе (гибкость и способность к адаптации, инициативность и самостоятельность, социальные и кросскультурные качества, продуктивность и вовлеченность, лидерство и ответственность).

Эти качества и умения интегрируются с такими видами грамотности как медиаграмотность и критическое мышление.

Для того чтобы наши учащиеся имели возможность воспитать в себе эти качества, я организую для них различные виды работ, конкурсы и мероприятия.

Однако, в погоне за успешностью и мобильностью надо, и это очень важно, не упустить культурное и творческое развитие. Все мои мероприятия содержат элементы информирования и возможности познания прекрасного в искусстве и вокруг нас. В формировании личности учащегося немаловажной составляющей является  массовая культура и, как часть ее, - популярная музыка и кино. В некоторых случаях становление личности происходит не столько на основе учебных программ, сколько под влиянием музыки и отдельных личностей – звезд. Работая с продуктами поп-культуры, можно уменьшить отрыв колледжа от «реальной жизни». Важно делать это не свысока и отстраненно, а с позиции равного ценителя или противника.

В погоне за знанием мы менее всего узнаем о самих себе – и это понятно: ведь трудно найти то, чего не ищешь

Ницше

        Среди самых разнообразных навыков и умений, для качественной и полноценной жизни человеку необходимо такое умение как критическое мышление. В мире много умных, образованных людей, у которых одна цель – заставить тебя купить ненужную вещь. Ты должен решить, кто будет управлять твоей жизнью, а для этого нужно уметь отказываться, иметь свою собственную точку зрения и понимать, что тебя могут обманывать.

Критическое мышление:

1.  Критическое мышление есть мышление социальное, т.е. индивидуальное.

(Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные).

2.  Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. (Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций).

3.  Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4.  Критическое мышление стремится к убедительной аргументации (утверждение, довод, доказательство).

5.  Критическое мышление есть мышление социальное. (Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими).

Над формированием критического мышления, собственной точки зрения люди работают всю жизнь. Моя задача, как педагога и куратора, дать отправные точки своим ученикам и все время заставлять их думать, аргументировать свой выбор, отстаивать свою точку зрения, формулировать ее и учиться менять, если это необходимо. Для учащихся очень сложно признавать свою неправоту. Важно создать в группе атмосферу доброжелательности и доверия, чтобы все могли позволить себе быть непохожими, «не со всеми», но не против всех.

Одним из приемов, которые я использую для этой цели, является авторский прием «Цитата дня».

Хорошо зарекомендовали себя такие приемы, как повторные вопросы: «Ты уверен?», «Потому что…?»

В рамках патриотического воспитания и национального самосознания был проведен классный час «Что если бы…» в форме альтернативной истории. Учащиеся отбирали факты и аргументировали их необходимость, опираясь на законы логики, истории и собственного опыта.

Чтобы не потеряться в сегодняшнем неимоверно пестром и высокотехнологическом обществе, очень важно уметь читать знаки времени и относиться к ним критически, будь то книги из обязательного списка школьного чтения или продукты современной культуры

Алверман, Мун и Хэггуд

В современной «глобальной деревне», где растет влияние телевидения, кинематографа и компьютера, учреждение образования должно готовить учащихся к жизни в мире, требующем многоаспектной, а не только традиционной грамотности. Новые, основанные на критическом мышлении виды грамотности – это грамотность информационная, визуальная и медийная.

Расширение объемов информации, проходящей по визуальным каналам, растущее влияние масс-медиа на общественные и демократические процессы, активизация производства и распределения информации через СМИ, усиление идеологического воздействия, высокие темпы медиа-потребления и медиа-насыщения – все эти процессы становятся объективной реальностью. Отсюда – растущая потребность в развитии медиаобразования, которую мы не должны игнорировать. Необходимо помнить, что лучше всего защищен от нездорового воздействия масс-медиа тот, кто умеет воспринимать медиатексты критически, кто может самостоятельно проанализировать и оценить поступающую к нему информацию, а не «глотать» все водряд.

Задумывались ли наши учащиеся о природе своих взаимоотношений с масс-медиа? Могут ли извлечь пользу из непрерывного потока информации? Как они воспринимают ее – активно или пассивно? Умеют ли «читать между строк»? Понимают ли, что любая информация, предназначенная для множества людей, стремится определенным образом на этих людей воздействовать?  Не позволяют ли  средствам массовой информации исподволь формировать свое мнение? Иными словами, «принимают ли они на веру все подряд – или же верят только тогда, когда, взвесив все «за» и «против», убеждаются, что преподносимая им интерпретация наилучшая из доступных» (Дж. Поттер)?

Помогая молодым людям овладеть навыками медиаграмотности, пишет МакБрайен, мы учим их «делать сознательный выбор, вместо того, чтобы смотреть и слушать все подряд».

«Медиаграмотность – это наша сознательная позиция по отношению к изливающемуся на нас потоку информации, а также сознательная оценка этой информации. Чтобы сформировать такую позицию, нужны знания; эти знания добываются при помощи инструментов и сырья: в качестве инструментов мы используем свои навыки, а сырьем служит информация, поступающая к нам от масс-медиа и из реального мира» (Дж. Поттер).

Навыки, формируемые в рамках обучения медиаграмотности:

а) умение критически подходить к оценке любого медиатекста;

б) формирование избирательности;

в) навык самостоятельного анализа;

г) «видеть не только то, что лежит на поверхности, но даже то, что не показывают, и замечать признаки, по которым можно отличить правдивую информацию от лживой» (К. Даниелс);

д) «распознавать стереотипы и необъективность, видеть идеологическую подоплеку и понимать, что развлекая потребителя или воздействуя на его эмоции с помощью рекламных трюков, операторских приемов и иных манипуляций, создатели медиатекстов работают над достижением собственных целей» (Дж. МакБрайен).

Поскольку роль всемирной сети как носителя информации постоянно растет, студенты и учащиеся более чем когда-либо нуждаются в совершенствовании компьютерной и Интернет-грамотности. Они должны учиться отсеивать спам, умело оценивать источники, успешно находить информацию. И, самое важное, они должны понять, что информация – это еще не знание или понимание.

Для этой цели мной было организовано мероприятие по обучению медиаграмотности и критическому мышлению «Суд над современной системой образования».

Также в этом направлении постоянно ведется работа в группе «Филология в СГГХК» в социальной сети «ВКонтакте».

Так как существуют два способа разрешения споров: один - путем переговоров, второй - путем применения силы; так как первый способ свойственен людям, а второй - животным, то следует прибегать к последнему лишь в случае, если нельзя воспользоваться первым

Марк Туллий Цицерон

Каждый человек в своей жизни взаимодействует с другими людьми, а значит, вовлекается в конфликты или же наблюдает их. Все мы в большей или меньшей степени, в зависимости от уровня ответственности, вынуждены принимать решения, настаивать или уступать, быть в лагере конфликтующих сторон или же выступать в роли медиатора. Моя работа педагога и куратора обязывает меня часто примерять на себя роль арбитра, третейского судьи или посредника. Моя группа состоит из подростков обоего пола. Среди ребят часто разгораются ссоры из-за непонимания, споры за главенство и влияние и другого рода конфликты.  Конечно, мы не обращаемся к официальным медиаторам, а примеряем на себя роли неофициальных или спонтанных.

        Последний «глобальный» конфликт, который мог отравить отношения в коллективе и разрушить сплоченность, связан с борьбой за статус, за должность старосты в группе. На первом занятии я, лицо облеченное властью, объявила, что старосту будем выбирать из мальчиков, так как группа и специальность преимущественно мужские. Девочка, которая очень хотела эту должность, огорчилась, но, как мне казалось тогда, смирилась. Старосту мы выбрали единогласно. И начались будни. Атмосфера была доброжелательной, но периодически возникали мелкие конфликты: староста не посоветовался и принял решение, староста уронил честь группы, не ответив на грубость ребятам из параллели, староста не обзвонил каждого индивидуально, а оставил сообщение в конференции, староста… На прямые вопросы о саботаже, девочка ответила, что она не может претендовать на должность, так как родилась не того пола, но ведь и он не подходит… А мальчик очень старался не оговаривать тех, кто пытался его спровоцировать, но ведь и возраст юный, и опыта мало. Он хотел договориться мирно, но никак не готов был смириться с тем, что нельзя всем нравиться. Вот девочка в этом отношении была более гибкой и не зависела от одобрения окружающих в такой степени. Подпольная война привела к сильному напряжению в группе. Конфликт подвергся резкой эскалации, так как формировались группы поддержки на основе симпатий, а в этом партия девушек, которые восприняли все очень личностно, оказалась более умелой.

        Пришлось проводить процесс медиации, дабы все не вышло из-под контроля окончательно. Ребята, которые уже убедились в беспристрастном и доброжелательном отношении педагога, согласились на открытую попытку обсуждения. Конфликт отравлял жизнь всем. И, как выразились мальчики, которые обращались ко мне с просьбой всех «построить» и «приказать успокоиться», «сил нет ходить в этот цирк каждый день». Учитывая юность участников, лучшим выбором я посчитала стиль «третейского судьи» («третейский судья» - обладает максимальными возможностями для решения проблемы, изучает проблему всесторонне, и его решение не обжалуется).

На встрече были оговорены правила общения:

- встреча происходит по добровольному согласию, значит, закончится, когда будет принято решение, устраивающее всех;

- принцип суда (поскольку мои дети уже играли в судебное слушание на уроках литературы, то с готовностью согласились соблюдать все правила): говорить строго по очереди и при разрешении судьи (куратора), не перебивать, если есть, что добавить, дать сигнал и дождаться разрешения;

- взаимоуважение (мы верим, что грубость по отношению к другому человеку – это убогость собственной души и неспособность быть выше мелочности);

- а главное – искренность, потому что много бед происходит из-за непонимания, а не по желанию.

При решении конфликта применялись тактики поочерёдного выслушивания (применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно) и сделки (посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон).

На стадии анализа фактов и выявление проблем были сформулированы претензии сторон более четко, нежели могут сами подростки. Корректно сформулированные и озвученные, они потеряли некоторую остроту, что позволило снизить значимость проблемы.

На стадии поиска альтернатив обсуждение шло внутри всей группы в целом, а не только с противниками, так как по большей части, проблему ощущала на себе вся группа, а не только ее  лидеры. Девочка услышала, что ее ценят, любят, но устали от вспышек гнева и раздражения. Мальчик понял, что толерантное поведение можно и нужно чуть изменить, так как роль старосты требует принятия решений, даже вопреки дружеским связям. А группа посмотрела на процесс переговоров, как на процесс референдума, что дало ребятам чувство самоуважения, заставило быть максимально справедливыми и ответственными.

На стадии переговоров и принятия решения удалось найти такой вариант взаимодействия, который удовлетворил все стороны. Должность осталась за мальчиком, его права и обязанности, четко сформулированные, были доведены до сведения каждого члена коллектива. Также удалось договориться о «взаимном ненападении» и о последствиях невыполнения соглашения. Девочка удовлетворилась должностью научного руководителя в группе, что с ее энергичностью, активностью и инициативностью позволило ей получить одобрение не только со стороны одногруппников (так как ее работа была очень полезна каждому студенту), но и со стороны педагогического состава (а здесь уже я не поленилась и озвучила похвалу на официальной встрече, сказав, что ребята поступили, как самые умные взрослые, все грамотно обсудили и приняли самое верное решение).

Процесс медиации сложен, когда его изучаешь, когда на тебе груз ответственности, потому что нужно не просто помочь сторонам достигнуть взаимопонимания, но и, самое главное, не навредить, Но он же и очень увлекателен, так как дает огромный заряд позитива, когда все получается. И  все мы по жизни часто берем на себя эту роль вольно или невольно. И тогда важным становится стремление делать это правильно. Как говорит Владимир Тарасов в «Технологии жизни. Книге для героев»: «Каждый из нас управляет миром. Может быть, делает это плохо. Камень на дороге управляет повозкой. Ребенок еще говорить не умеет, а уже управляет родителями. Собака управляет хозяином, а кошка - собакой. Все управляют всеми. Не стыдно управлять миром, стыдно делать это плохо».

        Для выявления и преодоления конфликтов я использую беседы с группой, обсуждения разнообразных ситуаций, различные упражнения и игры.

        Теме конфликтов и способов выхода из них был посвящен информационный час.

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти

Плутарх

Для формирования личности учащегося социальные взаимодействия играют очень весомую роль. Куратор и педагог имеет возможность принимать участие в этом процессе, а по возможности направлять и корректировать.

        Говорят, что индивидуумом рождаются, личностью становятся, а за индивидуальность борются. И весь этот путь человек проходит не в одиночестве. Рядом с ним его родители, которые первыми показали ему мир, а его миру, друзья, которые делают мир вокруг менее враждебным, сокурсники и педагоги расширяют кольцо отчужденности вокруг человека, недоброжелатели, которые вызывают стремление бороться, общественное мнение, которое заставляет думать. Человек играет огромное количество ролей в своей жизни: он ребенок в своей семье и он же полноценный член детского коллектива, он ученик или студент, спортсмен или художник, подчиненный или руководитель, он авторитет в какой-либо области, он любимец окружающих или же пария. И все эти разнообразные социальные роли, предписанные, достигнутые или естественные, формируют нас в каждую минуту нашей жизни.

Социальных ролей в жизни каждого человека столько, что никакой гардероб не вместил бы такое количество костюмов. Некоторые роли постоянные, другие долговечные, иные – временные и краткосрочные. Но пока мы живем, мы все время переодеваемся. И умение переключаться, знать, когда и что уместно – умение, которое человек постигает всю жизнь. Правильно оценить ситуацию, правильно отреагировать, значит, иметь хорошую способность к выживанию. Есть такое мнение, что каждое общество хорошо настолько, насколько хорош каждый из его членов. Любой обыватель стремится сделать свою жизнь лучше, а в сферу его интересов можно отнести и тех, кто ему дорог. Улучшая жизнь вокруг себя, развиваясь и обучаясь, он тем самым делает лучше жизнь общества в целом. И вот уже кто-то, испытавший на себе влияние, делает то же, и взаимодействие, начавшееся с одного человека, расходится в мире как круги по воде. Те же, кто не умеет взаимодействовать с окружающими, кто не может перестроиться или оказывать влияние, оказывается как бы за невидимой чертой. А без движения – нет развития.

На каждого человека оказывает влияние огромное количество факторов. Люди вокруг каждого из нас оказывают на нас воздействие, даже не стремясь к этому. Учитель, который поставил двойку за ответ, но не унизивший своего ученика, возможно, зародит в душе ребенка мысль, что плох ответ, а не он сам. Он не станет запуганным и забитым, не преисполнится обиды на весь мир и окажется способным быть созидателем. Или же, наоборот, грубое слово в транспорте вызовет гнев, человек сорвется и кто-нибудь пострадает. Впереди уже другое развитие событий.

Любого человека можно сравнить с отстающим учеником в классе: всегда есть кто-то умнее, способнее, более развитый. И нормальная реакция индивидуума стремиться сократить этот разрыв. Это как огурчики в рассоле: хочешь, не хочешь, а просолишься. Общество стремится к конформности. И уже этим выполняет функцию развития и формирования каждого.

        При работе с группой я всегда учитываю то, что любое мое слово, действие и решение может оказать влияние на судьбу учащегося, на его духовное здоровье, на его способность верить в себя и свои силы.

Именно фактор взаимодействия внутри группы и социальных ролей учащихся я положила в основу принципа сортировки, по которому определяла адресатов и адресантов для участия в акции «Письмо другу».

Анонимность для всех остальных (так как были взяты псевдонимы), но ответственность за свои слова (потому что настоящее лицо известно куратору), дало стимул корреспондентам пресс-центра, который учащиеся группы основали в группе ВКонтакте, выразить какие-то свои мысли и чувства, рассказать о том, что их волновало, почувствовать себя в роли кого-то значимого и успешного.

Информационные и классные часы, посвященные теме человеческого взаимодействия, провожу регулярно в течение обучения.

Если живешь в государстве, надобно либо его беречь, либо уж уезжать — иначе получается паразитизм и лакейские пересуды

Борис Акунин

Работа по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию включает в себя формирование духовной сферы и ценностных ориентаций, гражданской позиции, патриотизма и политической культуры личности. Уважение и любовь к своей стране неотъемлемая часть каждого гражданина, которую нужно взращивать в наших учащихся. Сложности, ошибки и противоречия свойственны для любой государственной формации. Надо научить ребят понимать, что  мир не бывает черно-белым, но Родина, как и мама, самое лучшее, что есть в жизни любого человека.

Ребята из моей группы принимали участие в организации классных и информационных часов, посвященных правовой грамотности, Дню защитника Отечества, победе над фашизмом, посещали мероприятия колледжа и города.

Темы классных часов и часов информирования:

«Летопись моей семьи»

«Есть такая профессия – Родину защищать»

«Что если бы…»

«Армия разных стран в разрезе времен»

        Дебаты «Служба в армии как путь формирования мужчины» вызвали активное обсуждение и обмен мнениями. А к теме «Эвтаназия в РБ: за и против» они возвращаются периодически, меняя мнения и вновь подыскивая аргументы.

        Сильное впечатление на учащихся оказала тема конкурса ораторов «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек», потому что поднимались этические темы ответственности и морали ученого перед человечеством и государства перед учеными.

        Учащиеся группы отразили свое мнение о языковой ситуации и месте русского языка в жизни молодого поколения, сняв игровой фильм «Русский язык сквозь поколения».

Человек живет на планете, а не в государстве

Виктор Цой

        Работа в рамках экологического воспитания  не просто элемент воспитания, а насущная необходимость в современном мире. Учащиеся должны понимать, что круговорот жизни включает в себя все. И если что-то возможно спасти и восстановить, то это совсем не говорит о всемогуществе человека. Важно сохранить в учащихся любовь к живому, к природе, которую они вынесли из детства. Привить понимание, что в мире все взаимосвязано: экология, ресурсы, живые организмы и человек.

        Для обучения такому взгляду на мир проводились занятия, когда учащиеся «уничтожали» какой-нибудь живой организм (в последний раз это были комары), а потом на основании метапредметных связей строили модели последствий. Очень продуктивный вид работы для тренировки мышления, отработки понимания причинно-следственных связей и ответственности.

        Одной из регулярных рубрик на часах информирования является «Живой уголок/Красная книга», где учащиеся готовят сообщения о вымирающих видах Республики Беларусь и мира, о проблемах экологии, ботаники, зоологии.

        Живой отклик в учащихся вызвало обсуждение темы «Атомная энергетика в Республике Беларусь».

        Темы загрязнения окружающей среды, мировые свалки, глобальное потепление и истощение энергетических ресурсов, радиационное загрязнение волнуют молодое поколение и заставляют активно высказываться во время обсуждений. Классный час, на котором обсуждался вопрос о целесообразности мусоропроводов в домах, не оставил равнодушным ни одного учащегося.

В полном составе наша группа посетила городское мероприятие  «Открытый микрофон «Мы – за жизнь!», посвященное вопросам ВИЧ, СПИД и другим болезням.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам

Сократ

        Здоровый образ жизни – неотъемлемая черта современного цивилизованного и разносторонне развитого человека. Сейчас стало престижно заниматься спортом, быть здоровым, хорошо выглядеть и отказаться от вредных привычек для многих молодых людей. Они приобретают велосипеды, фитнес-браслеты, посещают тренажерные залы и следят за своим здоровьем. Их уже не надо убеждать, что это хорошо. Но далеко не все придерживаются таких взглядов. К тому же учащиеся не всегда обладают достаточной грамотностью в области факторов, угрожающих жизни и здоровью. Поэтому для пропаганды здорового образа жизни и отказа от вредных привычек в свой план воспитательной работы я системно включаю различные мероприятия, беседы и часы информирования, посвященные этой теме.

Это Дни Здоровья и спортивные мероприятия, организуемые колледжем, классные часы и беседы по ЗОЖ, что позволяет содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Группа принимала участие в конкурсе плакатов, посвященном отказу от вредных привычек.

На заседание круглого стола колледжа «Наука и жизнь» ребята представили групповой проект «Болезни и их победители».

Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери

В.А. Сухомлинский

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Свою работу в этом направлении строю на принципах сотрудничества с семьей в интересах учащегося. Основной и главный опекун нашего учащегося – это родители, и обязательное информирование их как об успехах, так и о трудностях, неудачах и проступках ребенка, невзирая на просьбы и уговоры – обязательное условие для взаимного доверии и уважения. Единство требований семьи и колледжа – вот основа успешной работы.

Одним из законов  в группе является процедура, предшествующая поощрению учащегося, который просит освободить его от занятий по уважительной причине. Независимо от ситуации я соглашаюсь подписать заявление только после разговора с родителями и их согласия на пропуск занятий. Ребята привыкают, что это не признак  недоверия, а обязательная процедура, и воспринимают как норму. Что позволяет ввести в обиход элементы официальности, приучить к ответственности и обязательному выполнению необходимых процедур, прививает уважение к закону.

На классных часах обсуждаются темы, связанные с семьей, отношениями внутри нее, семейном законодательстве и опять же, об ответственности.

«Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь» (С.Л. Рубинштейн) – слова, вынесенные в эпиграф, представляют собой мою точку зрения на воспитательную работу. Получая знания, становясь эрудированным и воспитанным, человек учится видеть мир во всем его противоречии, открывает для себя все его многообразие, учится понимать себя и других, получает возможность для социальных проб и ошибок.

Учащиеся группы Э-16 ответили на вопросы анонимной анкеты, где отразили свое отношение к проведенным мероприятиям, уровень доверия ко мне, комфортность внутри коллектива и пожелания по поводу дальнейшей работы. Конечно, несмотря на анонимность, стопроцентной откровенности я от них не ждала, но результаты меня порадовали. Мы создали достаточно дружный и доброжелательный коллектив, готовый активно участвовать в различных акциях и мероприятиях, где каждый человек без страха может выразить свое мнение и обратиться к куратору с широким спектром вопросов.

Мне, как куратору, хочется видеть своих учащихся порядочными, самостоятельными, разносторонне развитыми личностями, хорошими специалистами, способными к творческой и плодотворной работе.


Приложение

Классный час по теме  «Летопись моей семьи»

Направление работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное.

Цель: обнаружить духовную связь каждого человека с историей родной страны.

Форма проведения: беседа.

Вступительное слово: стихотворение.

В преддверии празднования Дня победы, учащиеся подготовили сообщение о своих близких родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне или же просто переживших эти страшные годы. Приносили фотографии, медали, письма. Звучали личные истории, забавные, страшные.

Классный час по теме «Что если бы…»

Направление работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, критическое мышление и интеллектуальное воспитание.

Цель: на основе осмысленных переживаний создать личную связь с подвигом советского народа и углубить понимание того, за что мы должны быть благодарны.

Форма проведения: игра в альтернативную историю, построенная на обсуждении гипотетического допущения и создании альтернативной истории.

Вступительное слово: «Только сейчас я поняла, как славно ездить на трамвае, особенно открытом. Но нам, евреям, это удовольствие сейчас недоступно, и приходится бегать на своих двоих» («Дневник» Анна Франк).

Вопросы для обсуждения:

Что если бы во Второй мировой войне победила нацистская Германия?

Какой была бы наша жизнь сейчас?

Работа строится на том, что учащиеся изучили дома опорные слова, подготовили краткие резюме, подумали над опорными вопросами.

Опорные вопросы:

Чего добивались нацисты?

Как они действовали на завоеванных территориях?

Какие цели ставили?

Есть ли в мире сейчас страны с похожим политическим режимом?

Опорные слова: фашизм, нацизм, расизм, геноцид, гетто, расовая политика, расовая гигиена, Холокост, трудовые лагеря, концентрационные лагеря, операция «Эвтаназия», колониальная политика, аннексированные территории, брак (разрешение), образование, оплата труда, школа невест.

Акция «Письмо другу»

Направление работы: формирование коммуникативной культуры, духовно-нравственное.

Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование культуры письменной речи, возможность получить новый эмоциональный и интеллектуальный опыт, т.к. это поколение уже не получает и не пишет бумажных писем.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Упражнение «Диалог»

Группа разбивается на пары, затем они решают, кто будет А, а кто В. Предложить каждому участнику выбрать для обсуждения тему, которая их интересует. Затем даются задания. По окончании обсуждение: было это приятно или наоборот, было ли трудно кому-нибудь говорить, по каким признакам можно определить, что вас слушают (или не слушают).

1.  Предложить партнерам одновременно говорить на свою тему (45 секунд).

2.  Попросить всех А говорить, о чем они хотели рассказать, в то время как все В делают что-нибудь (кроме разговоров и покидания своего места), демонстрируя, что это их абсолютно не интересует (1 минута).

3.  То же самое, но теперь В говорит, А не слушает (1 минута).

4.  Предложить всем А снова говорить (они могут сменить тему, если хотят). Теперь В делают все возможное, чтобы показать насколько им интересно, но молчат (1 минута).

5.  То же самое, только А и В меняются ролями (1 минута).

Упражнение «Пантомима»

Участник должен передать смысл заданной фразы, не прибегая к словам и прямым указаниям.

Общение – это стремление высказаться и быть понятым. Общение в современных мессенджерах – это реплики, смайлики, а итог коммуникации формулируется в конце сообщений.

Другое дело письмо – это целое сочинение, текст (вступление, основная часть, заключение). Это полные высказывания, в которых идет передача, как мыслей, так и чувств.

Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому. (В.И.Даль).

Сообщение учащегося: история письма.

Примеры писем известных лиц на социально значимые темы (не любовные).

Примеры в литературе: «Опасные связи» Шодерло де Ланкло, «Бедные люди» Ф.М. Достоевский, письмо Татьяны из «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Письмо незнакомки» Стефан Цвейг, «Ванька» А.П. Чехова, «Два капитана» В. Каверина, письма Дяди Федора Э.Н.Успенского.

Переписка известных людей, оставившая след в истории: Иван Грозный и Андрей Курбский.

Чтение письма преподавателем:

Письмо №117 из упаковки пасты SPLAT

Фотография очень давняя, ей больше полувека, но изображение четкое. Молодой капитан и юная девушка, лейтенант медицинской службы, смотрят прямо в камеру. Лица серьезные, ведь время военное, но уголки глаз говорят все об их счастье и о том, почему теперь точно нужно победить и вернуться домой. Мои бабушка и дедушка в двадцать пять лет уже отвечали каждый за свой взвод. Строгие, прямые, с военной выправкой, которую пронесли потом сквозь года, они вызывали уважение одним только видом всю жизнь. Война легко обрывала судьбы и рушила города, поэтому они научились ценить друг друга. Всегда быть рядом, помогать, не роптать, какой бы тяжелой дорогой ни шли. Хранители традиций и устоев, они оставались верны себе и друг другу до последнего дня. И только сейчас становится ясно, как важен стал для меня этот пример.

Мы привыкаем жить в мире непостоянных вещей. Вчерашние страны-друзья легко могут стать врагами, противники превратиться в соратников, правила стать запретами, а нормы – исключениями. Жизнь ускоряется, и события мелькают без остановки, разворачивая наш внутренний компас то к северу, то к югу. В такой круговерти очень легко потерять нормы и ориентиры, как сбиться в тумане с пути. Вернуться же на точный маршрут очень просто, нужно только знать, у кого спросить.

Родители вечно спешат, ведь работа, дела и друзья соревнуются за каждый свободный час. Возвращаясь из школы домой, я знал, что увижу их только поздно вечером, но не грустил. У меня было чем их удивить. Ведь каждый мой день был приключением, экспедицией, охотой за новыми впечатлениями. Бабушка научила меня читать. Не складывать буквы в слова, а получать настоящее удовольствие от мира, который оживал на страницах книги. Понимать, о чем думают герои, развивать сюжет дальше, сочинять свою версию финала. С каждым днем успевать прочесть больше, запомнить точнее, объяснить свое мнение. В шкафу жили три сотни книг, многие из которых я знал почти наизусть. И пока мы с дедом делали удочку, чинили велосипед, сажали картошку или почти не дыша чистили его ружья, я пересказывал приключения детей капитана Гранта или страдания Пьера Безухова. Он улыбался, постукивая потемневшим от табака ногтем по спинке любимого стула. А потом учил меня, как соединять электрические контакты, чем залечивать ствол раненой яблони, как найти грибы и каштаны в осеннем лесу. Глядел на меня своими почти прозрачными голубыми глазами, словно оценивая: стоящий ли подрастает внук. Рассказывал, как его почти засыпало во время бомбежки и откопал его лучший друг. Что часто приходилось голодать, потому что еду отдавали чужим сиротам. Как увидел бабушку в первый раз и понял, что не сможет без нее жить. Они были сильными, надежными и настоящими. И как я хотел хоть немного быть похожим на них.

Командовали взводом, держали слово, верили в настоящую любовь. Прошли через многое, поняли главное – важно то, что внутри, какой бы хаос ни творился снаружи. У них уже мало сил и голос прерывается и дрожит. И в неспешном разговоре ты снова открываешь для себя то, что постоянное. Настоящее и важное и к чему стоит стремиться. Они все еще рядом с нами, наши бабушки и дедушки, и готовы подсказать нам правильный путь. Ведь он для них был дорогой жизни.

План проведения акции

1.  Учащиеся пишут письмо другу на любую тему, которое начинают словами: «Здравствуй, дорогой друг!» Но в конце не подписывают, сохраняя анонимность.

Темы для письма другу:

Интересный случай, который произошел со мной на каникулах.

Яркое событие моей жизни.

Тема или проблема, которая вызывает желание обсудить.

Что-то вызвавшее ваше восхищение или возмущение, жалость или негодование.

2.  Учащиеся подписывают конверты, указывают на месте получателя свой адрес.

3.  Получают письмо от другого учащегося.

4.  Обсуждение.

Оформление «Памятной доски» в конце учебного года

Цель: итоговая рефлексия учебного года, создание традиции, памятного якоря.

Направление: формирование коммуникативной культуры и социокультурное воспитании, духовно-нравственное, культурно-эстетическое.

Подготовленный плакат с названием «Памятная доска». Стикеры разной формы, заранее вырезанные учащимися. Каждый пишет на своем стикере, что самое памятное случилось с ним в этом учебном году и клеит на доску.

        Стикеры разрабатывала ответственная группа краткосрочного функционирования на основании своих представлений о сокурсниках. Стикеры были в  форме котика, гирь, штанги, мяча, велосипеда, иконки сети, яблока, машинки, танка, летучей мыши, шляпы, цветочка и других.

        А среди надписей: «Понравились дебаты», «Понравилось быть адвокатом на суде», понравился мюзикл про солдат (это про фильм «Воины духа»), много высказываний о дружбе в группе, кто-то вырос на 4 см, кто-то оценил удовольствие учиться.

Игры, тренинги, тесты

Упражнение «Биологические часы»

Цель: тренировка чувства времени.

Время: 1-2 минуты.

Участники садятся, закрывают глаза. Ведущий хлопает в ладони, и с этого момента каждый пытается определить длительность минуты, руководствуясь только внутренним чувством времени. Тот, кто решит, что с момента хлопка уже прошло 60 секунд, должен встать. Ведущий отмечает время, потом выясняется, кто был точнее.

        Упражнение «Что общего?»

Цель: тренировка внимания, творческого мышления и способности сформулировать свою мысль.

        Надо найти общие признаки у совершенно разных предметов. Например, и у кошки, и у яблока есть хвостик, косточки, они могут находиться на дереве и т.д.

        Упражнение «Обратная сторона медали»

Цель: отказаться от привычного взгляда на жизненные ситуации.

Найти в хорошем плохое, и наоборот.

        Обжечься – это плохо, НО (положительное!) человек приобретает опыт, становится осторожнее.

        Почему найти кошелек на улице – это плохо? (перевернуть положительную ситуацию наоборот).

Игра в радость

Цель: формирование жизнестойкости и оптимистичного взгляда на мир.

        Как и героиня повести Э. Портер, которая во всем находила повод для радости, каждый день находить такой же повод в группе.

        Например, подарили вместо куклы костыли? Надо радоваться тому, что они не нужны.

        «Комплимент»

Цель: обучение речевому этикету, умению выразить положительное отношение, научить принимать комплимент.

        Сказать комплимент тому, кого выберет ведущий. Научиться различать отношение к человеку в целом и одобрение чего-то конкретного внем.

Упражнение «Войди в круг»

Цель: знакомство с различными стилями поведения; выявление наиболее эффективного стиля поведения.

Все члены группы стоят в кругу, взявшись за руки. Один человек находится вне круга и должен попасть в круг. Ему не дается никаких инструкций по поводу того, как это делать. Он сам выбирает тактику поведения, Остальным также не дается никаких указаний. При этом остальные участники могут впустить или не впустить их, основываясь на личных ощущениях.

Обсуждение.

Какое поведение было наиболее эффективным, в чем это проявилось?

Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию?

Какое поведение обладает эффектом «бумеранга»?

Что нового вы открыли в себе и окружающих?

Какое поведение вам наиболее близко и может помочь в общении?

В моей группе никто не пытался попросить или договориться. Были попытки прорваться силой, хитростью и манипулированием («Я же девочка!» и «Я только с больничного»). Что позволило строить работу в группе в дальнейшем, опираясь на формирование и развитие коммуникативных умений и культуру поведения.

Упражнение «Диалог»

Группа разбивается на пары, затем они решают, кто будет А, а кто В. Предложить каждому участнику выбрать для обсуждения тему, которая их интересует. Затем даются задания. По окончании обсуждение: было это приятно или наоборот, было ли трудно кому-нибудь говорить, по каким признакам можно определить, что вас слушают (или не слушают).

1.  Предложить партнерам одновременно говорить на свою тему (45 секунд).

2.  Попросить всех А говорить, о чем они хотели рассказать, в то время как все В делают что-нибудь (кроме разговоров и покидания своего места), демонстрируя, что это их абсолютно не интересует (1 минута).

3.  То же самое, но теперь В говорит, А не слушает (1 минута).

4.  Предложить всем А снова говорить (они могут сменить тему, если хотят). Теперь В делают все возможное, чтобы показать насколько им интересно, но молчат (1 минута).

5.  То же самое, только А и В меняются ролями (1 минута).

Примерные темы информационных и классных часов

Современные экологические проблемы

Возобновляемые источники энергии

Демография

«Живая Земля» - катастрофы

Читательская грамотность

Этикет (и речевой, и «неудобный», конфузящие ситуации и как из них выйти),

Культура поведения в транспорте (машина, поезд, самолет, корабль, городской транспорт)

Этикет при посещении учреждений (лифт, лестница,  в дверях, в торговом зале, в узком пространстве)

Рукопожатие (правила, традиции, история)

Культура народов мира (схожесть и различия с РБ, экзотические примеры…)

Межнациональные отношения и мораль (т.е. РБ в контексте мировой цивилизации)

Белорусский национальный характер. РБ на картах мира

Конфликты: пути разрешения (конфликтогены, классификация конфликтов, пути решения, примеры). Культурный человек в конфликтной ситуации (способ избежать, решить)

Белорусская национальная одежда. Белорусский фольклор. Традиции, обычаи и обряды Беларуси. Кухня Беларуси

Атомная энергетика (за и против, примеры использования и трагедии…)

Необычные памятники мира (женской сумочке, читающим, глупости, лит. персонажам…)

Необычные музеи мира (человеческого тела, шоколада, толерантности…)

Футболки с надписью

Необычные театры (театр теней, театр абсурда…)

Терроризм (история, примеры…)

100 великих

История письма (эпистолярный роман): Иван Грозный и князь Курбский, письма Пушкина жене и др. История почты.

Дневниковая проза: «Дневник Анны Франк», девочки из Ленинграда и др. (можно совместить и с темой войны, и с темой толерантности).

Самые знаменитые и необычные мемуары.

Поговорим о цветах… (самые необычные, опасные, загадочные цветы мира)

Застольный этикет разных стран (столовые приборы – ложки, вилки, палочки, руки..., столы и циновки и т.п.)

Военная служба (разные эпохи и страны)

Флаги мира (в том числе, РБ)

История имен (имя, фамилия, отчество, различные приставки и т.д.)

История фотографии, самые необычные фото.

Кухни мира (необычные блюда…)

История татуировки.

Пирсинг в мировой истории.

История медицины. Медицина в разных странах.

Животный мир (самые необычные животные, или наоборот, необычные способности привычных животных…)

Религии мира.

Семья (история и планета)

Воспитание детей в семье и в учебном заведении (разные времена, эпохи и народы)

Необычные виды спорта.

Общественные движения

История подарка

История праздника

Дома (разные страны, эпохи, народы: постройки, системы отопления – вертикальные и горизонтальные, материалы, планировка…)

Мода (история, самые безумные проекты…)

Красная книга

Вредные привычке в разрезе истории

Торговля людьми - острая проблема современного мира

Самые необычные памятники природы (или природные места)

Фестиваль (история фестивалей, ф. в разных странах…)

Обзорный информационный час «Планета за неделю»

История гимна (вообще и РБ в частности)

Дресс-код, фейс-контроль

История игрушки (история, игрушка в разные времена и в разных странах, самые необычные, самые популярные…)

История одной вещи (зонт, перчатки, очки, свадебный букет, матрешка, часы, телефон, калькулятор, весы, пылесос, фонарь, елочная игрушка, карандаш, упаковка.…)

СПИД – история людей

Профессии мира

Учебные заведения (самые первые, самые необычные, самые современные…)

Просто человек (простые люди, которые оставили след в истории)

Волонтерское движение (история, примеры, развитие…)

Правоохранительные органы (история, разные эпохи и страны, РБ)

Службы быстрого реагирования (история, разные эпохи и страны, РБ)

Жесты и мимика в мировом и историческом контексте.

Музыкальные инструменты

«Мы едем, едем, едем…» (История транспорта, эпохи, народы, особенности, необычность…)

Танцы мира

Игры, в которые играют люди (настольные, ролевые, спортивные, развивающие…)

Ты то, что ты ешь (о здоровом питании)

Журналистика (история, направления…)

Социальные сети

Сказка ложь, да в ней намек…

История брендов (история, интересные факты, примеры, психология выбора…)