Методические рекомендации по организации работы куратора учебной группы
методическая разработка

Бирбаева Янжима Жалсановна

Особенностью деятельности куратора, влияющей на успех в воспитательной работе, является широкая коммуникабельность. Куратор содействует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в группе, углубляет профессиональную направленность воспитания, способствует развитию у обучающихся интереса к учебе и избранной профессии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Методические рекомендации

по организации работы куратора учебной группы

Разработчики:

Найдёнова Т.М., зам.директора по УВР ГБПОУ «БКТиС»;

Бирбаева Я.Ж., педагог-психолог ГБПОУ «БКТиС», кандидат социологических наук;

Седых Н.В., социальный педагог ГБПОУ «БКТиС»;

Суворова А.Л., социальный педагог ГБПОУ «БКТиС».

г. Улан-Удэ,

2021


Содержание

1. Ведение

2. Функции куратора учебной группы

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность

4. Полезная информация

5. Содержание папки по воспитательной работы

6. Приложения


  1. Введение

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически "

К. Д. Ушинский

Одни в кураторе видят человека, несущего ответственность за все происходящее в группе: успеваемость, посещаемость, поведение и многое другое и считают, что он обязан решать различного рода вопросы и проблемы. Другие считают, что это чисто формальная должность и к обязанностям и просьбам куратора относятся соответственно.

Основы воспитательного процесса

 Быть куратором студенческой группы – это серьезное и ответственное поручение. Куратор выступает в роли наставника, воспитателя, организатора и непосредственного исполнителя многих профессиональных дел. Совместно с активом группы ему приходится проводить со студентами большую воспитательную работу, требующую определенных знаний и творческих способностей.

Управление процессом профессионального становления будущего специалиста включает в себя создание:

– социокультурной воспитательной среды (от оформления аудиторий до соблюдения традиций вуза, высоконравственного образа жизни и поведения);

– условий для самовыражения (научно-исследовательская, общественно-полезная, культурно-досуговая, спортивная и пр. деятельность);

– условий для коммуникации и взаимодействия (дискуссионные встречи, клубы, конференции, культурное общение и пр.).

Особенностью деятельности куратора, влияющей на успех в воспитательной работе, является широкая коммуникабельность. Куратор содействует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в группе, углубляет профессиональную направленность воспитания, способствует развитию у обучающихся интереса к учебе и избранной профессии.

Цели деятельности куратора:

-  воспитательная работа, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

 - мотивация  обучающихся к обучению и освоению содержания образовательной программы в полном объеме.

Задачи деятельности куратора:

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности обучающегося  путем гуманизации межличностных отношений, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости, формирование навыков общения обучающихся, основанных на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности;

- формирование необходимых качеств у обучающихся для достижения высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

- формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношение к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ,  способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей;

- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

- организация социально открытого пространства, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого обучающегося;

- формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества, развитие творческого потенциала обучающихся; их организационно-коммуникативных навыков;

-  оказание помощи и поддержки обучающимся, нуждающимся в укреплении собственной жизненной и социальной позиции, в приобретении навыков организаторской, управленческой и других видов деятельности;

-  ориентация обучающихся на формирование их социальной и профессиональной мобильности, на развитие способностей к самоопределению, саморазвитию и самореализации;

-  привлечение обучающихся  к участию в различных внутренних и внешних мероприятиях  при реализации рабочей программы воспитания и календарно-тематического плана воспитательной работы колледжа;

- формирование и развитие коллектива группы;

- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

2. Функции куратора учебной группы

1. Участвовать в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов  воспитательной работы колледжа, а после ее утверждения формировать на ее основе календарный план воспитательной работы группы (месячный, годовой и пр.);

2. Планировать формирование развивающей образовательной среды, в том числе с привлечением ресурсов внешней социокультурной и профессиональной среды для успешной социализации, профессионального самоопределения обучающихся.

3. Представлять и защищать интересы группы и отдельных обучающихся на собраниях (заседаниях) органов управления колледжа, в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел, органах опеки и попечительства, органах социального обеспечения, других органах и организациях.

4. Обеспечивать соблюдение установленных мер социальной поддержки отдельных категорий обучающихся (малообеспеченных, социально незащищенных, с особыми образовательными потребностями).

5. Создавать педагогические условия для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, включения обучающихся в различные виды деятельности в соответствии с их способностями, образовательными запросами обучающихся и их родителей (законных представителей):

  • информировать о возможностях дополнительного образования, использования ресурсов внешней социокультурной среды для разностороннего развития, личностного и профессионального самоопределения обучающихся;
  • проводить индивидуальные консультации и групповые мероприятия, обеспечивающие педагогическую поддержку личностного и профессионального самоопределения, привлекать к проведению таких мероприятий заинтересованных лиц и заинтересованные организации (родителей обучающихся, работодателей, представителей общественности, местной власти, средств массовой информации, служб занятости, медицинских организаций).

6. Формулировать цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) с учетом:

  • специфики семейного воспитания;
  • возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • особенностей социального и этнокультурного состава группы.

7. Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) с целью информирования о ходе и результатах образовательной деятельности студентов, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), привлечения родителей (законных представителей) к организации внеурочной деятельности и общения обучающихся группы.

8. Координировать деятельность сотрудников колледжа и родителей (законных представителей), взаимодействие с руководством колледжа при решении задач обучения и воспитания обучающихся в соответствии со сферой своей компетенции; содействовать достижению взаимопонимания, профилактике и разрешению конфликтов.

9. Контролировать ход и качество образовательного процесса в группе.

10. Формулировать  предложения по персональным делам обучающихся, в том числе связанным с поощрениями, дисциплинарными или административными взысканиями.

11. Информировать социальное окружение об успехах и достижениях обучающихся в различных видах деятельности.

12. Планировать деятельность группы  с участием обучающихся, их родителей (законных представителей), сотрудников колледжа, в том числе планировать досуговые и социально значимые мероприятия, включать обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность.

13. Оказывать организационно-педагогическую поддержку формирования и деятельности органов самоуправления группы.

14. Оказывать организационно-педагогическую поддержку общественной, научной, творческой и предпринимательской активности обучающихся.

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность

Внешние нормативные документы:

- Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;

-  Семейный кодекс Российской Федерации;

- Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ;

- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ;

-  Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ;

Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 г. N 597;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. 2018 года N 204;

- Постановление Правительства Российской Федерации «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» от 30 декабря 2005 г. № 850 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № 548, от 10 ноября 2020 г. № 1800, от 7 июля 2021 г. № 1133);

Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. N 996-р;

-  Приказы Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. N 373, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 N 1897, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17 мая 2012 г. N 413;

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 11 мая 2016 г. N 536 .

-Письмо Минпросвещения России «О методических рекомендациях» от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08.

Внутренние нормативные документы:

- Устав колледжа;

- СК-БКТиС-2.4.27 Положение об организации работы куратора в учебных группах;

- СК-БКТиС-2.3.4 Положение о стипендиальном обеспечении, компенсационных выплатах и материальной поддержке обучающихся;

- СК-БКТиС-2.4.4  Положение о постановке на внутриучрежденческий учет и о снятии с внутриучрежденческого учета обучающихся;

- СК-БКТиС-2.4.7  Положение о совете по профилактике правонарушений;

- СК-БКТиС-3.6.2 Положение о мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, находящихся на полном государственном обеспечении;

- СК-БКТиС-2.4.12 Положение о мерах поощрения и дисциплинарной ответственности обучающихся;

- СК-БКТиС-2.4.14  Правила внутреннего распорядка обучающихся, проживающих в общежитии;

- СК-БКТиС-2.3.18 Правила внутреннего распорядка обучающихся;

- СК-БКТиС-2.4.9 Положение о единых требованиях к внешнему виду и одежде обучающихся;

- СК-БКТиС-2.4.13 Положение о студенческом самоуправлении в колледже;

- прочие документы.


4. Полезная информация

Рекомендации при планировании работы куратора учебной группы

1. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст обучающихся, т.е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы для данного возраста.

2. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.

3. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы колледжа, мнение обучающихся и их родителей.

4. Если куратор начинает работу с группой впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего  куратора и по возможности продолжить начатое им в коллективе, вносить изменения согласно действующих нормативно-правовых актов.

5. Куратор при анализе воспитательной работы обязан выявить проблемы коллектива группы и учебного заведения, которые необходимо решить в будущем году.

6. Куратор должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными: интересными и развивающими по форме и содержанию.

7. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, учебного заведения. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.

8. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как обучающиеся, так и их родители. Это необходимо для того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в коллективе группы.

Памятка куратору

Способствуйте созданию и поддержанию благоприятной, дружеской атмосферы в группе, побуждайте учащихся к совместной деятельности и сотрудничеству. Придерживайтесь такого стиля взаимоотношений с подростками, чтобы в трудной жизненной ситуации при необходимости каждый учащийся мог обратиться к вам за помощью. Помните о неэффективности авторитарного стиля при взаимодействии с подростками. Чрезмерные запреты, ограничения и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию, направленную как на других, так и на самого себя.

Классный час используйте как возможность для беседы о будущем и перспективах в жизни. В подростковом возрасте формируется картина будущего, поэтому подростки обычно видят или совсем отдаленное будущее, или текущий момент. Поговорите о том, какие цели ставят перед собой учащиеся, как намерены их добиваться, помогите им составить план конкретных и реалистичных действий.

Обязательно обращайте внимание на ситуации, в которых кто-либо из учащихся становятся объектом агрессии со стороны других. Говорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, при этом оставайтесь нейтральным, не занимая строну кого-либо из участников конфликта. Объясните учащимся, что для достижения успеха ценен и важен опыт ошибок, неудач. Возможность учиться на ошибках является одним из способов развития личности.

Помогайте учащимся найти те сферы, в которых они могут быть успешными.

Если вы понимаете, что у вас по каким-либо причинам не получается сохранить контакт с учащимся или классом, обратитесь за помощью к психологу.


5. Содержание папки по воспитательной работы

        

На каждую учебную группу куратор ведет папку по воспитательной работе, в которой на протяжении всего периода обучения собирается информация о работе.

        Папка по воспитательной работе должна содержать:

  1. Титульный лист (Приложение № 1);
  2. Циклограмма работы куратора (Приложение № 2);
  3. Списочный состав учебной группы (по годам) (Приложение № 3);
  4. Планы воспитательной работы (по годам) (Приложение № 4);
  5. Анализ воспитательной работы группы работы (по полугодиям) (Приложение № 5);
  6. Состав актива учебной группы (самоуправление); (Приложение № 6)
  7. График дежурств по кабинету (Приложение № 7);
  8. Протоколы собрания группы (Приложение № 8);
  9. Социальный паспорт группы (Приложение № 9);
  10. Диагностика обучающихся учебной группы (Приложение № 10);
  11. Тематический план классных часов (Приложение № 11);
  12. Методические материалы (разработки) классных часов, внеклассных мероприятий и т.п. (Приложение № 12);
  13. Протокол проведения классных часов (Приложение № 13);
  14. Инструктажи (журнал инструктажей) (Приложение № 14);
  15. Занятость обучающихся во внеурочное время, Карта занятости в каникулярный период  (Приложение № 15);
  16. Итоги рубежного контроля (Приложение № 16);
  17. Документы, подтверждающие работу с родителями (законными представителями) обучающихся (Приложение № 17);
  18. Документы, направленные на работу с проблемными обучающимися, группы «риска» (Приложение № 18);
  19. Достижения обучающихся (учебной группы) (Приложение № 19);
  20. Прочие документы (Приложение № 20);
  21. Дневник педагогических наблюдений за обучающимися (Приложение № 21).


6. Приложения

Приложение № 1

  1. Титульный лист

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Воспитательная работа

Группа № ___________

Профессия (специальность) «______________________»

 Куратор учебной группы

_____________________________

ФИО


Приложение № 2

  1. Циклограмма работы куратора учебной группы

Циклограмма работы куратора учебной группы (ПРИМЕР)

Цикличность

Содержание

Ежедневно

-Встреча со студентами для выяснения психологического климата, настроя на учебную деятельность, состояния здоровья

- Контроль посещаемости

- Индивидуальная работа со студентами (по необходимости)

- Индивидуальная работа с родителями (по необходимости)

Еженедельно

- Работа с документацией

- Работа с активом группы

- Проведение воспитательного мероприятия по плану (в том числе, экскурсий, конкурсов, посещение театров, выставок и т.д.)

- Работа с родителями

- Посещение уроков в группе

- Взаимодействие с участниками воспитательного процесса (преподаватели, социальный педагог, психолог, медсестра, зав.учебной части, замдиректора по УВР)

- Организация помощи студентам в учебной деятельности

- Тематический классный час

Ежемесячно

- Составление и утверждение плана воспитательной работы на месяц

- Анализ заболеваемости, подведение итогов посещаемости, успеваемости группы

- Составление и утверждение графика дежурства в аудиториях (совместно с активом группы)

- Собрание группы по итогам посещаемости, успеваемости, воспитательной работы в группе

- Консультации с участниками воспитательного процесса

- Участие в заседании методического объединения кураторов колледжа

Один раз в полугодие

- Работа с документацией (оформление журнала куратора)

- Анализ воспитательной работы за полугодие

- Планирование воспитательной работы на период каникул

- Анализ заболеваемости, подведение итогов посещаемости, успеваемости группы

- Проведение родительского собрания

Один раз в год

- Проведение открытого воспитательного мероприятия

- Работа с документацией (по итогам года)

- Анализ воспитательной работы в группе, постановка задач и составление плана воспитательной работы на следующий учебный год

- Методическая работа в рамках методического объединения кураторов (выступление с методической темой, методической разработкой и т.п.)

- Составление и корректировка социального паспорта группы

Приложение № 3

  1. Списочный состав учебной группы

Списочный состав группы № ______

ФИО

Дата рождения

П/номер

Нацио-

нальность

Домашний адрес

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

25


Приложение № 4

  1. Планы воспитательной работы

План воспитательной работы группы № ______________

на _________________ учебный  год

Составляется на основании календарно-тематического плана воспитательной работы по профессии/специальности

Дата

Содержание и формы деятельности

Участники

Место проведения

Ответственные

Коды ЛР  

СЕНТЯБРЬ

1

Торжественная линейка «Здравствуй колледж!»

01.09.2021

1  курс

Центральный

вход

Заместитель

директора по УВР

2

Информационная пятиминутка в учебных группах «День окончания Второй мировой войны»

02.09.2021

1-4 курс

учебные аудитории

Преподаватели истории, обществознания

3

Акция «БКТиС против терроризма» (ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом)

03.09.2021

1-4 курс

аккаунт социальной сети Инстаграмм

Заместитель

директора по УВР

4

Тематические классные часы «Уроки Беслана!»

(ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом)

03.09.2021

1-4 курс

учебные аудитории

кураторы учебных групп

5

Вечер знакомства «Давай знакомиться!» (для проживающих в общежитии)

07.09.2021

1-4 курс

общежитие колледжа

воспитатели

6

Тематический классный час «Безопасность» (инструктажи по безопасному поведению в колледже, общественных местах, об административной ответственности за совершение противоправных действий)

06.09. -

17.09.2021

1-4 курс

учебные аудитории

кураторы учебных групп

7

Общегрупповые собрания для выборов актива учебной группы

06.09. – 24.09.2021

1-4 курс

учебные аудитории

кураторы учебных групп

8

Проведение входной диагностики

06.09. – 30.09.2021

1-4 курс

онлайн формат

педагог-психолог, социальный педагог, кураторы учебных групп

9

Тематические беседы «Выборы – дело каждого из нас!»

08.09. – 16.09.2021

1-4 курс

учебные аудитории

кураторы учебных групп

10

Разъяснительная работы о социально-профилактическом тестировании

15.09. – 30.09.2021 г.

1-4 курсы

(до 19 лет)

учебные аудитории

педагог-психолог, социальный педагог, кураторы учебных групп

….

……………………..

Октябрь

1

Поздравления ветеранов колледжа «Спасибо Вам!»

01.10. – 04.10.2021

1-4 курс

по месту жительства ветеранов

заместитель директора по УВР, кураторы учебных групп, старосты учебных групп

2

Тематический классный час «Профобразование - кузница кадров», «История нашего колледжа»

01.10. – 04.10.2021

1-4 курс

учебные аудитории

кураторы учебных групп

3

Праздничный концерт посвященный  профессиональному празднику День учителя

05.10.2021

1-4 курс

актовый зал

заместитель директора по УВР, социальный педагог, педагог-организатор

……

…………


Приложение № 5

  1. Анализы воспитательной работы

Анализ воспитательной работы

за ____ полугодие/год

_____________________ уч.года

Ф.И.О. куратора   __________________________________________________________

Группа №  ____________________

Профессия/специальность:  ______________________________________________

1.Общие сведения группы:

В группе обучаются _______ человек:

________ чел. – юношей

________ чел. – девушек

В городе проживает ___ чел., из них иногородних проживающих у родственников ____ чел. (ФИО………………) , на съемных квартирах без родителей (законных представителей) _________ чел. (ФИО………………..).

В общежитии колледжа проживает ________ чел.

Обучающихся имеющих статус дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей _____ чел. (ФИО…………….)

На начало учебного года (периода) в группе списочный состав __________ чел., на текущий момент списочный состав группы ____________ чел.

В течение данного учебного периода из группы были отчислены ________ чел, ФИО, причина. Ушли в академический отпуск ________ чел., ФИО, причина.

В течение данного учебного периода обучающиеся учебной группы принимали участие в следующих мероприятиях (перечислить общие участия и результаты, именные участия и результаты):

Дата

Статус

(уровень)

Мероприятие

Участники (ФИО), если вся группа  указать - групповое участие

Результат

        В учебной группе есть обучающиеся находящиеся на учете (указать внутриучрежденческий или внешний, ФИО, причины постановки, описать проделанную работу и результата (в случае отсутствия результата также указать, что результата нет)).

        По итогам полугодия или года учебная группа имеет следующие результаты учебного процесса:

наименование показателя

показатель

примечание

средний балл по учебной группе

качество знаний

% успеваемости

обучающиеся имеющие неаттестации

ФИО

описать проведенную работу с каждым обучающимся

обучающиеся имеющие право на получение академической стипендии по итогам экзаменационной сессии

ФИО

обучающиеся имеющие право на получение повышенной академической стипендии (обучающиеся на «отлично» и «хорошо»)

ФИО

Вывод  по итогам воспитательной работы за отчетный период ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куратор                                                                ______________________________                         


Приложение № 6

  1. Состав актива учебной группы (самоуправление группы)

Состав актива учебной группы № ___________

на __________________  ________________ уч.г.

(период)

№№

ФИО

должность в составе актива группы

примечание


Приложение № 7

  1. Графики санитарных уборок (дежурств)

График санитарных уборок учебной аудитории №  ___________

на __________________  ________________ уч.г.

(период)

Составляете в произвольной форме.

Приложение № 8

  1. Протоколы групповых собраний

Протокол собрания группы № ________

Дата: ____________

Форма проведения: __________________

Присутствуют:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повестка собрания:

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________________________________________________________________________

Слушали:

1. ______________________________________  

2._____________________________________

3. ____________________________________

4. ____________________________________

Решение:

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Секретарь собрания                __________________                ____________


Приложение № 9

  1. Социальный паспорт учебной группы

Социальный паспорт учебной группы № ____

на 20__ - 20__ учебный год

Критерии

Общее

количество

Юноши

Девушки

Примечания

Количество

студентов

Возраст студентов

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

18 лет

Национальность

Русские

Буряты

Другие

Семья

Социальный статус

Сироты

Неполные семьи

(без отца)

Неполные семьи

(без матери)

Дети с ослабленным здоровьем

Дети инвалиды

Многодетные семьи

Малообеспеченные семьи

(уровень доходов ниже реального прожиточного минимума)

Материальное состояние семей:

- высокий уровень доходов

- уровень доходов соответствующий прожиточному минимуму

Жилищно-бытовые условия:

- собственный дом

- отдельная благоустроенная квартира

- коммунальная квартира

- общежитие

- не имеют жилья

Неблагополучные семьи:

- родители не оказывают должного внимания детям

- родители пьют

- родители не справляются с воспитанием ребенка

- родители стоят на учете в милиции

Дополнительные сведения о семье:

- родители –инвалиды

- имеют статус беженцев

- нуждающиеся в материальной помощи

- нуждающиеся в трехразовом питании

Родители

Средний возраст

От 30-40 лет

%

От 40-50 лет

%

От 50 лет и старше

%

Образование:

- без образования

- среднее

- средне-специальное

- высшее

- неполное высшее

Место работы родителей:

- бюджетная сфера

- коммерция, бизнес, торговля

- МВД, ФСБ, МО

- сельское хозяйство

- Гос. промышленные предприятия

- безработные

«Проблемные» студенты

- стоящие на учете внутри колледжа

- на учете в КДН

- на учете в милиции

- на учете в РНД

- условно осужденные

Список неблагополучных (проблемных) семей

ФИО студента

Сведения о родителях

Домашний адрес,

телефон

Тип воспитания в семье

Причина неблагополучия

(основная проблема)

ФИО

Место работы

1

2

3

4

Список неполных семей

ФИО студента

Сведения о родителях

Домашний адрес, телефон

ФИО

Место работы

Список многодетных семей

ФИО студента

Сведения о родителях

Количество

детей в семье

Домашний адрес, телефон

ФИО

Место работы

1

2

3

4

Семьи признанные малообеспеченными (на основании справки из соц.защиты)

ФИО студента

ФИО родителей

Домашний адрес, телефон

Характер оказываемой помощи

1

2

3

4

Опекунские семьи

ФИО студента

ФИО опекуна

Причины опекунства

Домашний адрес, телефон


Приложение № 10

  1. Диагностика обучающихся учебной группы

Экспресс-карта наблюдения

ФИО обучающегося ____________________________ Группа _______ Дата ___________

№№

индикаторы наблюдения

никогда

иногда

часто

всегда

Нарушение аппетита

0

1

2

3

Нарушение сна

0

1

2

3

Нарушение состояния здоровья: частые простуды, кашель, насморк и пр.

0

1

2

3

Потеря интереса к колледжу, снижение успеваемости

0

1

2

3

Пропуски занятий без уважительной причины или «по болезни»

0

1

2

3

Снижение когнитивных функций

0

1

2

3

Эмоциональная нестабильность; резкие перепады настроения: ощущает то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния

0

1

2

3

Нарушение межличностных коммуникаций: замкнутость в отношениях с семьей и друзьями; изменение прежнего круга общения: потеря старых друзей, отсутствие желания находить новых

0

1

2

3

Появление специфических интересов: к лекарствам, оружию, шок-контенту и пр.

0

1

2

3

Склонность к риску

0

1

2

3

Неустойчивая моральная система («плохо» и «хорошо»)

0

1

2

3

Жестокость к окружающим людям или животным

0

1

2

3

Самовольные уходы из дома (общежития)

0

1

2

3

Специфический словарь: специфические слова и словосочетания насильственного содержания, жаргонизмы, термины из фармакологии, прямые или косвенные высказывания о намерении хода из жизни и пр.

0

1

2

3

Особая жизненная философия: оправдание убийств, нездоровая заинтересованность вопросами смерти, идеализация смерти, право человека на употребление наркотиков и пр.

0

1

2

3

Телесные повреждения и самоповреждения: синяки, ссадины, порезы, следы от инъекций, ожоги и пр.

0

1

2

3

Изменения скорости речи и движений

0

1

2

3

Неопрятность и неряшливость внешнего вида

0

1

2

3

Экстравагантность внешности: крашеные волосы, пирсинг, татуировки, одежда с агрессивными надписями и изображениями

0

1

2

3

Проявление интереса к оружию больше чем характерно для возраста

0

1

2

3

Отсутствие контакта со сверстниками/одноклассниками

0

1

2

3

Отсутствие увлечений соответствующих возрасту вне интернета

0

1

2

3

Наличие специфических символов/логотипов на одежде и личных вещах

0

1

2

3

Семья в социально опасном положении

5

Результат наблюдения:

Общая сумма баллов ____________        Группа риска ______________

Примечание __________________________________________________________________        

Куратор _____________________________________________________________________        

Карта наблюдения разработана для экспресса-диагностики отклоняющегося поведения, в том числе суицидального, заполняется куратором один раз в полугодие. Карта наблюдения поможет определить риски неблагополучия обучающегося, даст возможность педагогу-психологу и социальному педагогу определить те группы обучающихся, которые требуют дополнительного внимания со стороны субъектов профилактики.

Необходимо определить выраженность каждого индикатора, ориентируясь на следующие значения:

  1. баллов - признак отсутствует;
  2. балл - минимальная степень выраженности;
  3. балла - не систематичный, но фиксируемый характер;
  4. балла - систематичный характер наблюдаемого признака.

После определения степени выраженности каждого индикатора подсчитывается общая сумма баллов.

  1. группа — от 0 до 18 баллов - низкая степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.
  2. группа - от 19 до 36 баллов - умеренная степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.
  3. группа - от 37 до 54 баллов - значительная степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.
  4. группа - от 55 до 74 баллов - высокая степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.

Важным параметром наблюдения является изменение суммы баллов в динамике (в первом и во втором полугодии). Необходимо также обращать внимание на количество баллов, приближающихся к границе групп (например, 34-36 балл, 53-54 баллов), так как они свидетельствуют о возможном переходе обучающегося в «группу риска». Обучающиеся, попавшие в 3 и 4 группы, требуют повышенного внимания со стороны куратора и нуждаются в дополнительной социально-психологической диагностике, на основании результатов которой педагогом-психологом и социальным педагогом составляется профиль обучающегося.

После заполнения экспресс-карты наблюдения на каждого обучающегося группы куратор заполняет протокол диагностики обучающихся учебной группы.

Протокол диагностики обучающихся учебной группы ____________

_____ полугодие 20___ - 20___ учебный год

ФИО обучающегося

Сумма баллов

Степень риска

Примечание: _________________________________________________________________        

Куратор _____________________________________________________________________        

Копию протокола диагностики обучающихся учебной группы куратор передает социальному педагогу или педагогу-психологу.

        Прочие диагностики проводятся на усмотрение куратора.


Приложение № 11

11. План тематический классных часов

План тематический классных часов на _______    _______ уч.г.

№№

тема классного часа

дата проведения (заполняется по факту проведения)

примечание


Приложение № 12

12. Методические материалы (разработки) классных часов, внеклассных мероприятий и т.п.

В данный раздел необходимо поместить методические разработки планируемых и проведенных мероприятий.


Приложение № 13

  1. Протокол классных часов (внеклассных мероприятий)

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Протокол классного часа (внеклассного мероприятия)  № _____

 группа № _____________

Дата: ____________

Куратор ________________________________________________________

Присутствуют: ________ чел.

Тема: __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После проведения мероприятия,  с обучающимися, были рассмотрены следующие вопросы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткий анализ мероприятия: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куратор                __________________                ____________________


Приложение № 14

  1. Инструктажи

        В данном разделе размещаются проведенные инструктажи с обучающимися.


Приложение № 15

  1. Занятость обучающихся во внеурочная время (в период каникул, длительных выходных дней и т.п.)

Занятость студентами во внеурочное время группы № ____

ФИО

Кружки художественного

творчества

Спортивные секции

Другие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Карта занятости студентами группы № _____

(лето, зима), (местонахождение, род занятий)

ФИО

июль

август

Роспись обучающихся,

Родителей, контактные телефоны

1

Иванов Иван Иванович

г.Улан-Удэ, ул.Советская, 16-5

отдых дома

г.Улан-Удэ, ул.Советская, 16-5

работа, кафе «Бочка» официант

Согласовано с родителями

89050441618

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Приложение № 16

  1. Итоги рубежного контроля

        В данный раздел помещаются ведомости рубежного контроля, в том числе по месяцам.


Приложение № 17

  1. Документы, подтверждающие работу с родителями (законными представителями)

Сведения о родителях

ФИО студента

ФИО родителей

Место

работы,

должность

Контактный телефон

Поручения

1

2

3

4

5

6

7

Протокол родительского собрания группа № ________

Дата: ____________

Форма проведения: __________________

Присутствуют:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повестка собрания:

  1. ________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________

Слушали:

1. __________________________________  – куратор учебной группы

2._____________________________________

3. ____________________________________

Решение:

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Секретарь собрания                __________________                ____________

Состав родительского комитета

Поручение

ФИО

Контактный телефон

Председатель

Казначей (при необходимости)

основной состав 2-3 чел.

   Индивидуальная работа с родителями

Дата

ФИО родителя

Обсуждаемые вопросы

Темы консультаций

Результат

 Посещение родительских собраний

ФИО

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

Совместная работа с родителями

Дата

Мероприятие (краткое содержание)

Результат


Приложение № 18

  1. Документы, направленные на работу с проблемными обучающимися, обучающими группы «риска»

Индивидуально-профилактическая работа с проблемными обучающимися, обучающимися из группы «риска»

ФИО

дата начала проблем

содержание проблемы (пропуски учебных зжанятий, употребление ПАВ, попытки суицида и т.п.)

источник полученной  информации

дата проведения профилактической работы

содержание профилактической работы (беседа, звонок родителям, выезд на дом и т.п.)

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

__________________________________________________________________

(ФИО)

Дата рождения __________________  Группа № ____________

Уровень обученности _________________________

Поведение в ПОО_________________________________________________________

Сведения о причинах постановки на внутриучрежденческий учет _____________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Посещение дополнительного образования (кружки)________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вредные привычки_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Интересы, увлечения и др. ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куратор ___________________________________________________

«____» ___________20___г.

   Индивидуальная работа с проблемными обучающимися, обучающимися из группы «риска»

Дата

ФИО обучающегося

дата беседы

краткое содержание

примечание

Лист регистрации беседы

От «____» ________________ 20 ___ г.                                                 № ___

Улан-Удэ

__________________________________

__________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи:_____________________________________________________________________

ПЛАН

индивидуальной воспитательно-профилактической работы

с обучающимся ____________________________________ ______группы

(ФИО)

 № п/п

Основные виды деятельности

Срок

Ответственные

Взаимодействие со специалистами и другими педагогами образовательного учреждения (психолог, социальный педагог, воспитатель и др.)

Учебно-воспитательная деятельность

(педагоги предметники, педагоги дополнительного образования и др.)

Работа с семьей

Совместная деятельность со специалистами других учреждений

и служб профилактики

(ПДН, КДН, опека и попечительство, учреждения дополнительного образования, спорта, культуры, соц.защитные учреждения и др.)

Социальный педагог _________________________________________

Куратор ___________________________________________________

«        »        20__г.


Приложение № 19

  1. Достижения обучающихся (индивидуальные, групповые)

№№

дата участия

мероприятие

состав участников

результаты

примечание

В данный раздел помещаются копии или оригиналы результатов участия в различных мероприятиях.


Приложение № 20

  1. Прочие документы

Приложение № 21

  1. Дневник педагогических наблюдений

Оформляется в удобной форме для куратора (может быть общая тетрадь, может быть анкета, приведенная ниже).

Анкета обучающегося

Фамилия______________________________________________________________________

Имя ________________________________________________________________________

Отчество ____________________________________________________________________

Особые отметки (например – ребенок сирота, ребенок-инвалид)____________________________

Дата рождения _______________________________________________________________

Номер школы (образовательной         организации, где проходил обучение до колледжа) _____________________________________________________________________________

Домашний адрес по прописке __________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Фактический адрес проживания _________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Контактный телефон__________________________________________________________

ФИО законного представителя __________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Степень родства _______________________________________________________________

Место работы, должность _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Адрес местожительства ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контактный телефон __________________________________________________________

ФИО родственника проживающего в г.Улан-Удэ __________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Степень родства ______________________________________________________________

Контактный телефон ___________________________________________________________

Адрес местожительства ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Увлечения  ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Замечания за время учебы (даты и темы встреч, телефонных звонков):___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов с юношами 10-х классов общеобразовательного учреждения

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии...

«Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».

В материале представлен опыт работы учителя истории. В условиях реализации метапредметного подхода, обусловленного введением ФГОС нового поколения, историко-культурного стандарта, перед учителем истор...

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации составлены (разработаны) для учителей истории и обществознания.Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознан...