«Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».
статья по истории

В материале представлен опыт работы учителя истории. В условиях реализации метапредметного подхода, обусловленного введением ФГОС нового поколения, историко-культурного стандарта, перед учителем истории встает проблема поиск инновационных методов и приемов, которые позволят добиться максимальных результатов в проведении уроков системно- деятельностного подхода и научить учащихся структурировать материал в модельно-графические схемы для продуктивной подачи другим учащимся. Используя данные методические рекомендации,учащиеся легко смогут предъявлять учебный материал при групповой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_metapredmetnyh_uchebnyh_deystviy.docx499.72 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».

Автор: Ирина БальжинимаевнаЖамбалова, учитель истории и обществознания МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2 имени Ю.Б.Шагдарова»пгт.Могойтуй Забайкальского края

Введение.

Методические рекомендации представлены  для учителей истории и обществознания. Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию деятельностно-компетентностного  процесса в условиях реализации  ФГОС в рамках образовательного учреждения.

Методические рекомендации содержат описание технологии применения формы групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, которые можно использовать в работе с целью формирования ключевых компетенций.

Цель работы - показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта

Актуальность темы: Сегодня работодатели нуждаются в грамотных специалистах  для ведения  бизнеса, юристах, экономистах, управленцах, инновационных менеджерах. В чем же причины того, что даже  отличники сегодня не устраивают работодателя? Российская экономика давно перешла на рыночные рельсы, а школьное  образование базируется на  знаниево-ориентированной  системе подготовки. Таким образом, меры направленные на преодоление кризиса знаниевой парадигмы привели к необходимости изменения характера управления и обновления содержания образования. Этим обусловлены появление историко-культурного стандарта и концепции  преподавания учебного предмета  «Обществознаниия» в образовательных организациях. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века “Образование: скрытое сокровище” в качестве глобальных компетенций Жак Делор назвал четырежды глагол “научиться”: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться быть. Отсюда, именно деятельностно - компетентностный подход может стать эффективной методологией построения практико-ориентированного образования в XXI веке. Деятельностная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Перед учителем истории встает проблема: поиск  инновационных способов и приемов, которые  позволят  добиться максимальных результатов  в проведении уроков системно - деятельностного подхода. В примерной образовательной программе, в разделе планируемые метапредметные результаты освоения ООП на базовом и на углубленном уровне прописаны универсальные учебные действия, которые должны освоить учащиеся. . В историческом образовании акцент делается на формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущностных общественных явлений, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую информацию. Процессы мышления и учения индивидуальны. Но сами условия работы в сочетании с методами обучения могут либо способствовать развитию данного ученика, либо его тормозить. Поэтому необходимо суметь найти оптимальные условия для развития каждого ученика. Для решения этих задач и предназначена настоящая методическая рекомендация.

Технологическое описание методической системы.

Является простым, практичным, целостным и эффективным методом проведения  уроков в старших классах при изучении трудных дискуссионных вопросов обозначенным в историко-культурном стандарте. На этапе планирования работы, формировании групп я использую прием модифицированной технологии открытого пространства, (адаптированной под урок). Технология открытого пространства или Open Space известна c 1983 года, была разработана американским консультантом по организационному развитию Харрисоном Оуэном. Учитель заранее вывешивает список  тем:  трудных, дискуссионных вопросов истории. Учащиеся могут определиться с темами, которые у них вызвали наибольший интерес, почитать литературу по теме. В классе всегда найдутся мотивированные дети, которые  садятся в круг и  предлагают вопросы, которые хотели бы обсудить, высказывают интересные идеи. Участникам предлагается подойти к центру круга, написать свою тему на листе бумаги, записать свое имя. Это означает, что он берет ответственность за то, чтобы состоялось обсуждение темы, результатом которого будет письменный отчет в любой форме. Остальные  все участники ходят между флипчартами и решают, к обсуждению какой темы они хотят присоединиться. Этакий принцип «ярмарки» или «рынка»: каждый самостоятельно находит то, что ему интересно.

 Участники самоорганизовываются, расходятся по группам и начинают обсуждение. На данном этапе происходит целеполагание, учащиеся четко определяют для себя круг вопросов, ставят задачи и цель урока. Это очень важный этап в уроке, максимальное достижение цели происходит в том случае, когда дети принимают активное участие в постановке целей и задач, или когда цель задаёт учитель, а учащиеся имеют возможность вносить коррективы. Учащиеся могут сами определить критерии, вынести их на обсуждение.

C:\Users\Istoriya-415\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1584422829250.jpg

Учитель должен  разработать  и представить содержание, выделить  все необходимые вспомогательные средства  для её освоения учениками на уроке. Нужно спрогнозировать те проблемные вопросы и подобрать соответствующий учебный материал помогающий  учащимся «продвинуться» в решении трудных   вопроса. На этом этапе урока учащиеся могут решить в каком виде будет представлен письменный отчет в решении проблемы. Учитель должен  предоставляет ученикам не только свободу выбора, но и учить их действовать осмысленно в ситуации выбора. Чаще всего  учащиеся  используют  технологию  составления интеллект – карт, в некоторых случаях технологию моделирования. Основателем радианного способа мышления  является Тони Бъюзен.  Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

C:\Users\Istoriya-415\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок (6).jpg

C:\Users\Istoriya-415\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок (152).jpg

Из опыта работы (примеры интеллект - карт из тетрадей учащихся)

       При освоении метода моделирования надо начинать с организации на уроке обычной дискуссии, что является немаловажным для формирования исторического мышления. Здесь очень важно учитывать уровень подготовленности учащихся и предлагать им спор только по тем проблемам, которые им посильны, то есть по которым они в состоянии подобрать доказательства самостоятельно, из доступных им источников. Если  в начале урока у учащихся есть определенный «фундамент», то можно предложить этим ребятам заняться моделированием исторической ситуации в группе. Во время обмена мнениями, их столкновения, в ходе подбора аргументов развиваются умения и навыки формулировать и защищать свою позицию, выслушивать суждения противников, быть терпимыми к чужому мнению. Если  в начале урока у учащихся есть определенный «фундамент», то можно предложить этим ребятам заняться моделированием исторической ситуации в группе. При рассмотрении альтернативных ситуаций ученики встают и перед проблемой нравственного выбора. И здесь роль учителя заключается в том, чтобы показать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий.

       В каком формате учащиеся представляют результаты работы, зависит от темы, наличия проблемы, уровня класса. В классах, где уровень подготовленности учащихся низкий или средний, лучше использовать технологию КСО (работу в группах сменного состава). В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый ученик по очереди работает с другим учеником, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

 В классах с высоким уровнем подготовленности возможно представление продукта урока в виде презентации схем, таблиц, каких-то модельно-схематических средств.

Рефлексия  может проводится в разных формах: оценочные листы, шкала достижений, по методике шести шляп и т.д.

Ниже приведен сценарий одного занятия.

Тема урока: Международные отношения и внешняя политика СССР во второй половине 30-х годов.11 класс.

Цели урока.

Содержательная: Сформировать представление о внешнеполитических доктринах ведущих государств мира. Проследить, как изменялась внешняя политика  государств в 30 е годы.

Деятельностная: Формировать  приемы  исследовательской познавательной деятельности, навыков творческого применения знаний  и умений решать учебные проблемы.

Планируемые результаты:

Предметные: определить главные цели и средства реализации внешней политики ведущих государств мира, уяснить позиции ведущих мировых держав накануне войны,показать основные события приведшие к развязыванию войны.

Метапредметные: презентовать историческую информацию в виде таблиц,схем.раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к историческим событиям, критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, выявленных в информационных источниках;

Личностные: развитие компетенций сотрудничества со сверстниками в  учебно-исследовательской деятельности.

Тип урока:урок открытия нового знания.

План урока:

1) Вводно-мотивационный этап.

Тема предвоенного периода очень хорошо изучена, однако сегодня в связи с приближающимся 80 - летием начала Второй  мировой войны в СМИ появляется тенденция исказить события истории. Наша задача объективно научиться подходить к событиям предшествовавшим Второй  мировой войны Поэтому я предлагаю сегодня на уроке остановиться на проблемных вопросах внешней политики 30х годов XX века.

Тема урока: Международные отношения и внешняя политика СССР во второй половине 30-х годов.

Какие проблемные вопросы могут встать перед нами? (учащиеся предлагают проблемы).

Например: Почему нельзя было предотвратить Вторую  мировую войну?

Что было сделано государствами для предотвращения войны

Какую позицию занимал СССР в 30 е годы?

Почему сегодня можно слышат, что СССР тоже виновен в развязывании Второй мировой войны?

 Чтобы вскрыть данные проблемы, я предлагаю проанализировать внешнеполитические доктрины ведущих государств мира и ответить на проблемные вопросы.

2)Операционно-содержательный этап.Работа в группах.

Документы для I группы

Внешнеполитическая  доктрина - система взглядов на цели, задачи и характер внешнеполитической деятельности, а также на способы её реализации и обеспечения.

Во внешнеполитических доктринах (программах) выделяются те главные вопросы, на которые в данный момент делается основной акцент в международных делах соответствующим государством или союзе государств.

Внешнеполитическая доктрина Великобритании в межвоенный период.

     После окончания первой мировой войны Англия вернулась к своей традиционной политике - «политике равновесия, сил», которая была направлена на нейтрализацию Европы и предусматривала сдерживание сильнейшей континентальной державы, способной угрожать Британской империи. Именно этим объясняется охлаждение англо-французских отношений после победы над Германским блоком: политика «равновесия сил» требовала сдерживания все усиливающейся гегемонии Франции на континенте и поддержку - в качестве противовеса ей - Германии. Кроме того, Англия была заинтересована в скорейшем возрождении германской экономики и германского рынка как основы своей европейской торговли. Поэтому Англия противилась чрезмерному ослаблению Германии, стремясь видеть ее такой же сильной, как и Франция. Немаловажной составляющей английской внешнеполитической линии была боязнь распространения «большевистской угрозы». Этот английский подход составлял саму суть развивавшихся в 1920-1930-х гг. англо-французских противоречий и даже противостояния. Он привел к распаду Антанты времен первой мировой войны, к росту взаимного недоверия и подозрительности. Вступление Германии в Лигу наций в 1926г, также были в основном инициированы английской дипломатией. Тогда же наметилась и политика «умиротворения» Германии, подразумевавшая исправление наиболее одиозных, по мнению английских политиков и дипломатов, «несправедливостей» Версальского мирного договора. Тогда же впервые англичане употребили термин «умиротворение».

В апреле 1937 г. премьер-министром Великобритании становится Н. Чемберлен. Активное участие Великобритании в проведении политики «невмешательства» и «умиротворения», приведшее к «Мюнхену» и, объективно, к войне, составило новый этап предвоенной политики Великобритании (апрель 1937 г. - март 1939 г.) После того, как западные демократии не смогли воспрепятствовать гитлеровскому аншлюсу Австрии, преобладающим в английской внешней политике становится курс на «умиротворение» Германии. Его венцом стала сделка с фашистскими диктаторами в Мюнхене. Политика кабинета Н. Чемберлена после нацистской аннексии Чехословакии и крушения мюнхенского соглашения, составившая еще один  этап в развитии предвоенной английской политики в Европе (март - сентябрь 1939 г.) была, в своей основе, попыткой создания оборонного Западного союза, способного противостоять фашистской угрозе английским интересам. Опору подобной политики должно было составить восстановление англо-французского оборонного сотрудничества, форсирование английских программ перевооружения, а также попытки стимулировать французское оборонное производство.

Задание:1) Прочитайте текст 2) Изобразите схемой основное содержание внешней политики Великобритании 3) Объясните свою схему классу, объясните с позиций дипломатии Великобритании обозначенные проблемные вопросы

Документы для II группы

Внешнеполитическая  доктрина - система взглядов на цели, задачи и характер внешнеполитической деятельности, а также на способы её реализации и обеспечения.

Во внешнеполитических доктринах (программах) выделяются те главные вопросы, на которые в данный момент делается основной акцент в международных делах соответствующим государством или союзе государств.

Внешнеполитическая доктрина США  в межвоенный период.

Относительно внешней политики в руководящих кругах США на вторую половину тридцатых годов сложились две основных группировки. Одна из них, изоляционистская -- Г.Гувер, Р.Тафт, и др.-- было против военно-политических союзов и за сохранение свободы действий для США, т.низоляционистская политика. Такая позиция, на случай большого европейского конфликта, могла бы выдвинуть США на роль арбитра, которая полностью согласовывалась с принципами изоляционизма, вторая группировка -- интернационалисты (Ф.Рузвельт, его команда, много известных деятелей конгресса, в первую очередь среди демократов) считали, что роль пассивного наблюдателя подорвет международные позиции США. Они отстаивали активное сближение с демократическими странами Европы, в первую очередь Великобританией и Францией, и придерживались мысли, что фашистско-милитарный блок создает серьезную опасность для США [1; с.239]. В 1930-е гг. из-за внутренних проблем внешняя политика США не была достаточно заметной на мировой арене, т.к., находясь за океаном, американцы считали сферой своего влияния Западное полушарие и без особой необходимости не влезали в Европу. Они не обязывали себя какими-либо военными договорами и союзами. Внешнюю политику Рузвельта можно смело назвать «политикой нейтралитета».

       «Системная история международных отношений 1918-1945гг» Под редакцией А.Д.Богатурова,М ,2000

    …  Во время личной беседы с наркомом иностранных дел СССР М.М.Литвиновым 17 ноября 1933 г. в Вашингтоне новый президент США Франклин Делано Рузвельт обещал Советскому Союзу полную моральную и дипломатическую поддержку против японской опасности. Однако он подчеркнул, что США не готовы к войне и не смогут оказать военную помощь СССР. В ходе дальнейшего обмена мнениями была высказана идея подписания "тихоокеанского пакта" о ненападении с участием четырех держав - СССР, США, Японии и Китая. Сама идея была высказана М.М.Литвиновым, но к ее формулированию непосредственное отношение имели также Ф.Д.Рузвельт и присутствовавший на беседе Уильям Буллит - вновь назначенный первый посол США в СССР. Рузвельт поручил Буллиту заняться проработкой вопроса о пакте. Однако он отклонил предложение Литвинова о подписании советско-американского соглашения по поводу совместных действий в случае угрозы миру на Дальнем Востоке, объяснив это традиционной изоляционистской политикой США и невозможностью принятия военных обязательств в мирное время…

Задание:1) Прочитайте текст 2) Изобразите схемой основное содержание внешней политики США 3) Объясните свою схему классу, объясните с позиций дипломатии США обозначенные проблемные вопросы.

Документы для IIIгруппы

Внешнеполитическая  доктрина - система взглядов на цели, задачи и характер внешнеполитической деятельности, а также на способы её реализации и обеспечения.

Во внешнеполитических доктринах (программах) выделяются те главные вопросы, на которые в данный момент делается основной акцент в международных делах соответствующим государством или союзе государств.

Внешнеполитическая доктрина Франции в межвоенный период.

     Появление на политической карте Европы нацистского Рейха коренным образом меняло расстановку сил и логику международных отношений. Луи Барту, министр иностранных дел  оказался одним из немногих европейских политиков, отчетливо осознававших этот факт.
Уже 17 апреля 1934 г. французский МИД обратился с меморандумом к британскому правительству, обосновывая свое желание дополнить систему Рейнского гарантийного пакта договоренностями с другими европейскими державами. В качестве нового потенциального стратегического партнера Франции Барту рассматривал Советский Союз.  Барту выдвинул идею «Восточного пакт» — договорного комплекса, в который должны были войти Франция, СССР, Чехословакия, Румыния, Югославия. В период интенсивных переговоров по этому поводу Франция поддержала принятие Советского Союза в Лигу наций, использовала все свое влияние для того, чтобы ускорить установление дипломатических отношений между СССР и Чехословакией, Румынией. Однако  в октябре 1934 г. в Марселе был убит, членами хорватской националистической организации.
Пьер Лаваль, сменивший Барту на посту министра иностранных дел, куда с меньшим энтузиазмом относился к идее сближения с СССР. Переговорный процесс замедлился, позиция французской дипломатии стала более осторожной, ее предложения — более умеренными.

  В мае 1935 г. был подписан и договор о взаимопомощи, по которому Франция и СССР обязывались оказывать друг другу поддержку в соответствии с уставом Лиги наций в случае нападения какой-либо третьей стороны. Однако договор не был дополнен военной конвенцией. Франция больше придерживалась  британской системы безопасности, проводя курс на политику умиротворения Германии.

Задание:1) Прочитайте текст 2) Изобразите схемой основное содержание внешней политики Франции 3) Объясните свою схему классу, объясните с позиций дипломатии Франции обозначенные проблемные вопросы.

Документы для IVгруппы

Внешнеполитическая  доктрина - система взглядов на цели, задачи и характер внешнеполитической деятельности, а также на способы её реализации и обеспечения.

Во внешнеполитических доктринах (программах) выделяются те главные вопросы, на которые в данный момент делается основной акцент в международных делах соответствующим государством или союзе государств.

Внешнеполитическая доктрина СССР в межвоенный период.

В конце 20-х — начале 30-х гг. международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах.

Международная обстановка еще более резко обострилась после прихода к власти в Германии в 1933 г. национал-социалистической партии во главе с А. Гитлером. Новое правительство поставило своей целью пересмотреть итоги Первой мировой войны. В программе Гитлера, изложенной им в книге "Майн кампф" ("Моя борьба"), говорилось: "Мы возобновляем движение в том направлении, в котором оно было приостановлено шестьсот лет назад. Мы прекращаем извечный натиск на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке... Но если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать, в первую очередь, только о России и подчиненных ей окраинных государствах".

      В 1933-1938гг. советское правительство разработало план борьбы за коллективную безопасность, который предусматривал заключение регионального соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от германской агрессии. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. В результате переговоров между министром иностранных дел Франции Луи Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М. Литвиновым был выработан проект Восточного пакта, по которому СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Восточный пакт как система коллективной безопасности не был реализован из-за противодействия Англии и правых реакционных кругов Франции. В ходе дальнейшего обмена мнениями была высказана идея подписания "тихоокеанского пакта" о ненападении с участием четырех держав - СССР, США, Японии и Китая. Сама идея была высказана М.М.Литвиновым, но к ее формулированию непосредственное отношение имели также Ф.Д.Рузвельт и присутствовавший на беседе Уильям Буллит - вновь назначенный первый посол США в СССР. Рузвельт поручил Буллиту заняться проработкой вопроса о пакте. Однако он отклонил предложение Литвинова о подписании советско-американского соглашения по поводу совместных действий в случае угрозы миру на Дальнем Востоке, объяснив это традиционной изоляционистской политикой США и невозможностью принятия военных обязательств в мирное время…

 Как успех советской внешней политики следует признать подписание в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимопомощи. Стороны обязывались в случае нападения на одну из них немедленно оказывать друг другу помощь. В марте 1936 г. был заключен договор с Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. — договор о ненападении между СССР и Китаем.

В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую Область, а в 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против СССР (Антикоминтерновский пакт). В 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. 
Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь направить агрессию на Восток. Не случайным поэтому стало подписание между Германией, Италией, Францией и Англией 
Мюнхенского соглашения 1938 г., по которому Чехословакия потеряла свою самостоятельность.

В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли в тупик, внешнеполитический курс СССР совершил поворот : советское руководство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступивший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа — Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

Задание:1) Прочитайте текст 2) Изобразите схемой основное содержание внешней политики СССР 3) Объясните свою схему классу, объясните с позиций дипломатии СССР обозначенные проблемные вопросы.

На выполнение задания отводится 10-12 минут, на презентацию материала 3-4 минуты.

3) Рефлексивно- оценочный этап.

Давайте вернемся к началу урока, к поставленным проблемным вопросам.1) Почему ведущие государства мира не смогли остановить развязывание войны?

В Европе и Азии возникли очаги агрессии.СССР и страны буржуазной демократии не смогли создать систему коллективной безопасности против агрессоров.Каждое государство преследовало свои цели.Они не смогли преодолеть идеологические разногласия, внутренние противоречия и использовали тайную дипломатию.

В течении 30-х годов Германия шла на постепенную ликвидацию Версальской системы, при попустительстве Франции и Великобритании т.н. политика умиротворения ( аншлюс Австрии, Мюнхенский сговор- эти события способствовали напряженности в Европе). СССР пытался создать систему коллективной безопасности, но эгоистичная политика ведущих держав не позволила осуществить данный план. В конце 30-х годов  в СССР происходит переориентация внешней политики СССР на сближение с Германией ( подписывается пакт Молотова-Риббентропа, в частности секретные протокола, который также является событием способствовавшим возникновению напряженности в Восточной Европе).

Итак, завершая урок давайте дадим оценку нашей работе.

Я все понял, справился с работой

Я все понял, но было трудно

У меня не все получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...

Организация работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания...

«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Это выступление для МО. В нем раскрыта Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания....

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии...

Методические рекомендации по организации работы куратора учебной группы

Особенностью деятельности куратора, влияющей на успех в воспитательной работе, является широкая коммуникабельность. Куратор содействует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в группе, углу...

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации составлены (разработаны) для учителей истории и обществознания.Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознан...