Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Колесникова Нина Александровна

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii_po_organizatsii.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации

работы в группе на уроках географии

Современный урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативности, активности учащихся. Главная  задача современного учителя - организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы   они приобрели знания самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Наиболее эффективной формой, активизирующих познавательную деятельность учащихся, относится   работа в группах.

Организация работы в группах на уроке преследует следующие цели:

-научить ребят самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении общих заданий и ответственно выполнять свои обязанности;

-научить ребят быть руководителями в групповой деятельности или исполнителями, т.е. подчиняться заданным правилам совместной работы;

-научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;

-научить ребят умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других ребят.

Организация групповой деятельности требует выполнения следующих правил:

-обеспечение каждому возможности участия в общем деле; 

-получение опыта общения и совместной деятельности в группах;

-использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития ставят на первый план.

Первое условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включаться в совместную деятельность. Оптимальной является группа от 3 до 7 человек.

В рамках второго правила рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в группах. Это дает разнообразный опыт общения, усвоения различных форм ролевого поведения.

Третье условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократической основе.

Работу в группах по географии легче организовать при обобщающем повторении. Как правило, в группу включаю ребят как сильных, так и слабых, с различным уровнем сформированности учебных умений и навыков. Для каждой группы готовлю набор карточек нескольких уровней сложности.

Карточки I уровня сложности носят репродуктивный характер и предполагают простое воспроизведение знаний, полученных от учителя или из учебника в готовом виде. Это в основном понятия, закономерности, разобранные в классе и многократно звучавшие на уроках.

Карточки II уровня сложности носят продуктивный характер. Они требуют применения полученных знаний в стандартных условиях, когда алгоритм действия ребятам уже известен, узнавание по описанию какого-либо географического объекта, явления или процесса в природе.

Карточки III уровня сложности предполагают применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Задания предполагают на основе имеющихся знаний составление обобщений и выводов, которых нет в готовом виде в учебнике, и они не делались на уроке при работе с учителем. Это также задания на получение дополнительной информации путем наложения нескольких видов карт. Другими словами, на данном уровне сложности необходимо создание новых знаний.

Каждый следующий уровень сложности, начиная со второго, как бы включает в себя все предыдущие, т.е. предполагается, что ученик, выполняющий наиболее сложные задания, легко может справиться со всеми, более простыми. Поскольку "сильных” учеников, к сожалению, меньше, чем "слабых”, то и количество карточек от одного уровня сложности к другому уменьшается.

Опыт проведения уроков в форме групповой работы в целом положительный, но требуется многократное их повторение с тем, чтобы у детей сложился алгоритм участия в такой работе.

Необходимо предусматривать и акцентировать внимание ребят на организации взаимопроверки с целью исключения ошибок. По окончании работы в группах обязательно подвожу итоги. Указываю на достижения для морального поощрения ребят и недостатки с целью их нейтрализации в следующий раз.

После проверки работ и выставления итоговых оценок обязательно еще раз акцентирую внимание на успешно выполненных заданиях и допущенных ошибках, чтобы не допустить обвинений в адрес одного из членов группы другими.

Порядок работы на уроке.

1. Организационный момент. Постановка целей и задач на урок.

2. Создание групп учащихся.

3. Определение содержания, этапов и времени групповой работы.

4. Выполнение работы в группе.

5. Самоконтроль и взаимоконтроль в группе.

6.  Подведение итогов работы на уроке. Рефлексия.

Оценка работы группы.

 

 

     Существует несколько способов оценивания работы учащихся в группе. Возможно выставление всем членам группы одинаковых оценок за общий суммарный результат работы без учета личного вклада каждого. Можно оставить право выставить оценки за членами группы. Тогда группе в зависимости от общего итога работы начисляется определенное количество баллов, например, 20, а распределят их внутри группы без участия учителя, выставив каждому оценку соответственно вкладу в общую работу. Тогда кто-то может получить "отлично”, а кто-то "удовлетворительно”. Такой вариант можно использовать только тогда, когда есть уверенность в том, что оценки ребятами будут выставлены объективно.

Тема : Гидросфера

1 группа:  Мировой океан

2 группа : Реки

3 группа : Озера

4 группа: Подземные воды

5 группа : Ледники и Болота

 Каждая группа получает карточку с заданием:

  1. Выбери из перечисленных слов   те, которые относятся к вашей группе:

исток, цунами, залив,  пойма, водное пространство, русло, многолетняя мерзлота, водопад, внутреннее море, бассейн ,пролив, приток ,канал, устье, отлив, гейзер, режим, озерная котловина, увлажненный участок суши, водохранилище, грунтовые вод, источник, ледник,

 

  1. Используя  перечисленные слова, составь определения понятий, связанные с названием вашей группы:

-начало,  который, конец, водное пространство, это, участок суши, покрывающий, образующий, находящиеся, затопленный, впадающий,

      3.   Необходимо правильно разместить   на контурной карте название географических объектов с        использованием атласа: Средиземное море Черное море Красное море Бискайский залив Каспийское  море Аравийский полуостров Суэцкий канал Остров Мадагаскар Нил Гибралтарский пролив Мозамбикский пролив

5.Учащиеся разгадывают кроссворд и отправляют кодовое слово.

Кроссворд.

  1. Часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями и Живущими в нем организмами.
  2. Часть океана (моря), глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном (морем).
  3. Участок суши, окруженный со всех сторон водой.
  4. Группа островов, находящихся близко друг другу.
  5. Часть материка, далеко вдающаяся в океан.
  6. Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
  7. Основная часть гидросферы.

1

2

3

4

5

6

7








  1. Из списка тезисов выберите  те, которые относятся к понятию «Роль воды для человека и в природе»  и « Охрана воды». Объясните, почему разделили именно так? Сделайте выводы.

- Вода – колыбель жизни.
- содержится во всех живых организмах

- разумное использование;
- среда обитания многих живых организмов.
- средство поддержания жизни живых организмов.
- хозяйственные нужды человека.
- производственные фильтры;
- строительство очистных сооружений;
- запрет и жёсткий контроль за сбрасыванием отходов, мусора, горюче-смазочных материалов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

«Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».

В материале представлен опыт работы учителя истории. В условиях реализации метапредметного подхода, обусловленного введением ФГОС нового поколения, историко-культурного стандарта, перед учителем истор...

Методические рекомендации по организации работы куратора учебной группы

Особенностью деятельности куратора, влияющей на успех в воспитательной работе, является широкая коммуникабельность. Куратор содействует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в группе, углу...

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации составлены (разработаны) для учителей истории и обществознания.Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознан...

Методические рекомендации по организации работы со словарями на уроках русского языка

Основное знакомство со словарями происходит на уроках русского языка в 5-6 классах. Это объясняется тем, что словари активно применяются при изучении раздела «Лексика». Для эффективной раб...