Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию
материал на тему

Ушакова Марина Александровна

В данной разработке предложены методические рекомендации  по выбору темы  и составлению индивидуального плана работы по самообразованию и пути решения возможных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_rekomend_po_sost_plana_samoobraz.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию

2016 -2019 учебный год

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3
  2. Цели, задачи и планируемый результат самообразования преподавателя ………4
  3. Самообразование как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя…………………………….……..…………………………….5

4.Организация работы по самообразованию…………………………………..……….6

  1. Индивидуальный план работы педагога…………………………………...…....….9
  2. Примерный образец плана по самообразованию……………………………………………………..…..……………………...…10
  3. Примерные темы по самообразованию преподавателя…………………………..11
  4. Источники информации…………………………………………………………….12

Пояснительная записка

Одним из направлений методической работы образовательного учреждения является организация повышения квалификации педагогов.

В ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения.  Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов. Но первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование. Работа по самообразованию регламентируется положением учебного заведения о работе педагогов над темой самообразования и утверждается  на методическом совете. В положении определены общие положения:

- настоящее положение регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;

- работа педагогов над темами самообразования является обязательной.

В чем заключается проблема? Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования. Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования,  организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. В данной разработке предложены методические рекомендации выбору темы и составлению индивидуального плана работы по самообразованию и пути решения возможных проблем.

Цели и задачи самообразования преподавателя

Цель:  Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя; систематическая работа по повышению уровня квалификации педагога.

Задачи:

  • Организация работы по самообразованию;
  • Изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Расширение и углубление теоретических знаний; изучение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания, приобретение профессиональных навыков и умений в свете современных требований ФГОС по подготовке будущих квалифицированных специалистов;
  • Анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме
  • Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
  • Обобщение опыта работы. Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы, взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и внекалассные занятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.)
  • Участие в инновационных проектах.

Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных навыков и умений для успешной профессиональной деятельности.

Самообразование как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.

 Самообразование - многокомпонентная личностно и профессионально значимая, самостоятельная, познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

 

Уровни самообразовательной деятельности:

  • Адаптивный
  • Проблемно-поисковый
  • Инновационный

 Цели самообразования педагога:

  • Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
  • Углубление знаний по разным методикам.
  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
  • Повышение общекультурного уровня педагога.

 Технология   самообразования:

  • Общение с высококлассными  педагогами и специалистами.
  • Решение конкретной задачи, имеющей практический  характер.
  • Поиск и критический обзор информации.
  • Индивидуальный план самообразования.

Организация работы по самообразованию

 Цель работы над темами самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Исходя из цели  перед преподавателем ставятся следующие задачи:  

1.Выбор темы и сроков работы.

2.Составление индивидуального плана.

3. Методическая работа в соответствии с темой

3.Результаты работы и формы представления.

Основой работы по самообразованию становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.

Наиболее часто возникают следующие проблемы: 

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования

  • выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
  • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения качества воспитательно-образовательного процесса

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

При подборе информации теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Формулируйте  темы по схемам:

- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

-ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например: Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей студентов

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умение что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность 

Наблюдательность

и.т.п.

 

На внеклассных занятиях

На экскурсиях

В процессе изу-чения чего-либо

В процессе зна-комства с чем-либо

При участии в семинарах, конференциях и т.п.

Например: 
«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках информатики при решении практических задач с профессиональным содержанием»

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания? Новизна  может заключаться в новом решении вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор информации осуществляйте следующим образом:

 - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

- ответьте на вопрос: могу ли я  узнать то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

- изучите современные взгляды на проблему

- используйте опыт других педагогов и ОУ

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могу сформулировать цель и задачи работы

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. 

Например:

Тема «Деловая игра игры как средство формирования коммуникативных способностей обучающихся»

Цель работы: Формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

Содержание

деятельности исследования

Частичный

предмет

 исследования

Изучить,

исследовать, проанализировать, рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать, экспериментально проверить,

доказать,

апробировать и т.п.

Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства, возможности, целесообразность, приемы,

технологии, рекомендации и т.п.

3. Результаты самообразования.

  1. Повышение профессиональной компетентности педагога: расширение и конкретизация своих знаний, глубокий и детальный анализ возникающих в работе проблем, педагогических и психологических ситуаций; умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс
  2. Поиск эффективных, приоритетных для себя приемов и способов работы, развитие и совершенствование навыков диагностической и исследовательской деятельностью
  3. развитие личных качеств, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала
  4. Пополнение банка данных теоретического, практического, дидактического, материала для качественного сопровождения воспитательно-образовательного процесса

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА

 НАД ТЕМОЙ  САМООБРАЗОВАНИЯ

Что можно включить в план самообразования?

Личный план самообразования преподавателя может содержать разные позиции, в зависимости от выбранного направления: методологического, исторического, эстетического, ИКТ, охраны здоровья и других. Но каждый план должен обязательно включать в себя описание результатов, которых педагог планирует достичь к определенному сроку.

В качестве результатов можно включить в план следующие пункты:

  • Повышение качества знаний по предмету;
  • Разработка методической продукции;
  • Доклады, выступления;
  • Разработка электронного учебного ресурса, дидактических материалов, наглядности;
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям;
  • Проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов
  • Участие в научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности;
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Требования к оформлению плана:

  1. Титульный лист.
  2. Личные данные педагога.
  3. Деятельность педагога по самообразованию: название профильной темы для самообразования, обоснование выбранной темы, предполагаемые результаты.
  4. Собственно план: основные этапы, сроки исполнения каждого этапа, планируемые мероприятия, формы отчета по каждому мероприятию.
  5. Оценка проведенной деятельности: самоанализ проделанной работы, рекомендации коллег, администрации.

Перспективный план самообразования преподавателя составляется обычно на 3-5 лет. Но на каждый учебный год планируется отдельный этап по выбранной теме.

Примерный образец оформления плана самообразования

Тема:

Дата начала работы над темой

Предполагаемая дата окончания работы над темой

Цель:

Задачи:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма предоставления результатов

1. Подготовительный

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение информации по проблеме и имеющегося опыта.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач

работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

3. Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта;

системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по теме.

3. Представление материалов.

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Выводы.

Примерные темы по самообразованию:

  1. Нетрадиционные способы и приемы формирования…..
  2. Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках …как основа формирования и развития ключевых компетенций студентов
  3. Развитие познавательной активности у обучающихся на уроках …
  4. Формирование навыков самооценки как учебно-познавательной компетенции обучающихся при изучении
  5. Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность
  6. Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности по предметам….
  7. Формирование навыков самообразовательной деятельности обучающихся через использование информационных технологий на уроках
  8. Решение задач повышенной сложности по (дисциплине) как средство развития познавательной активности обучающихся
  9. Исследовательская деятельность учащихся при изучении ….. как одно из условий формирования творческой личности», «Формирование правовой культуры учащихся в процессе изучения курсов «Право
  10.  Научно-исследовательская работа на уроках …
  11. Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
  12. Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
  13. Применение игровых технологий на уроках …
  14. Развитие познавательных способностей на уроках ….
  15. Развитие творческих способностей учащихся на уроках…
  16.  Роль инновационных подходов к управленческой деятельности в развитии учебного заведения
  17. Методика подготовки обучающихся к олимпиадам
  18. Формирование у обучающихся компетентностного подхода к изучению ….

Источники информации:

  1. План самообразования преподавателя. Образцы и примеры составления http://pedsovet.su/plan_samoobrazovaniya_spo#category_description
  2. Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/09/27/samosovershenstvovanie-samoobrazovanie-pedagogov
  3. Памятка для педагогов по организации самообразования: http://ggt-khandyga.narod.ru/menyu_ssylok/prepodovatelyu/pamyatka.html
  4. Самообразование педагогов. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/09/samoobrazovanie-pedagogov
  5. Система работы педагогов над темой самообразования: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2012/11/18/sistema-raboty-pedagoga-nad-temoy
  6. Работа по темам самообразования для учителей для повышения педагогического мастерства: http://edu.resurs.kz/metod/rabota-po-temam-samoobrazovaniya-dlya-uchiteley-dlya-povisheniya-pedagogicheskogo-masterstva

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя английского языка на 2012-2013 учебный год...

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Занятия лепкой из соленого теста и их влияние на развитие мелкой моторики рук"...

Рекомендации по составлению индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста

Рекомендации по составлению индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста - это продукт работы педагогов-наставников Калтанского городского округа в рамках муници...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя татарского языка и литературы

Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, спосо...

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию

В презентации представлены рекомендации по состалению индивидуального плана работы по самообразованию педагога...

Методические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ

В данной работе Вы можете увидть мониторинг учащихся при подготовке к ОГЭ, индивидуальный маршрут по подготовке к ОГЭ с неуспевающими детьми....

Методические рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы в условиях инклюзии

Как сложно бывает, когда появляется ученик "не такой как все"! Что с ним делать? Как обучать? Как организовать общение?...