Рабочая программа
рабочая программа на тему

Акимова Лариса Викторовна

Рабочая    программа

      

             Коррекционно- воспитательной работы

 

                    в     7    в        классе      6      группе

 

                        на 2016- 2017 учебный год

 

                                                                          Разработчик:

                                                     Акимова Лариса Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_moya.doc403 КБ

Предварительный просмотр:

            Министерство образования и науки Амурской области        

 

          Государственное автономное общеобразовательное учреждение

                                        Амурской области

            «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №5

                       для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

                                        п.г.т.Новобурейский»                                               

                                                           

     

 рассмотрено                                                           «утверждаю»

 на заседании Методсовета                                                     Директор школы – интерната№5

 школы-интерната №5                                                                               С.И.Кузнецов

 Протокол №       от                   2016г

                 Е.В.Недзельская                                      «         »                  2016г

                       Рабочая    программа

       

             Коррекционно- воспитательной работы

                    в     7    в        классе      6      группе

                        на 2016- 2017 учебный год

                                                                          Разработчик:

                                                     Акимова Лариса Викторовна

                                                  воспитатель I квалификационной  категории

   

                                       Новобурейский  2016г.

Пояснительная записка.

     Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является начальное переосмысление обществом своего отношения  к детям –инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.

Суть стратегии отношения к детям- инвалидам, заключается в следующем.

Любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с  нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом- он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватной интеграции в общество на каждом этапе возрастного становления.

     Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств

направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Для этого  основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната наиболее актуальным являются понятия о

 «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей.

Цель программы:

Коррекция личности воспитанников  для их успешной социальной интеграции  в современное общество.

Задачи:

1. Создание  в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с ОВЗ,  их творческого потенциала .

2. Организация  воспитательного процесса в плане развития механизмов общения и освоения, и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения.

Решение поставленных задач  может осуществляться через  различные формы и методы работы.

                                                                                                                         

Формы:

*организованные мероприятия

*целевые экскурсии к местам социальной значимости

*беседы

*дидактические и словесные игры

*практикум

*работа со схемой

*участие в театрализации русских народных сказок

*инсценировки ситуаций

*анкетирование

*кружок

*встречи со специалистами

(психологом, соцпедагогом

психиатром,логопедом)

                   

                                                         Методы:

                                                                               

                                                                  *наблюдения

                                                                  *объяснения  

                                                                  *убеждения          

                                                                  *чтение

                                                                    художественной литературы

                                                                   *показ

                                                                   *игры(сюжетно-ролевые,  

                                                                     спортивные,дидакточеские)

                                                                   *самостоятельный досуг

Нормативно-правовой базой  программы являются:

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон РФ «Об образовании в РФ» ФЗ-№273 от 29.12.2012
  • Конвенция о правах ребенка
  • Конвенция о правах инвалидов
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Закон « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» ФЗ-№124 от 24.07.1999
  • Закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-№120 от 24.07.1999
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года, Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2009 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»)
  • Типового положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии  (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года за №288).
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617).
  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях Сан ПиН 2.4.2. 2821-10
  • Устав  ГАОУ «   «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №5   для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,п.г.т.Новобурейский»                                              
  • локальные нормативно-правовые документы.

Обоснование.

Данная рабочая программа является модернизированной,  основу которой составляет авторская программа « Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» - Е.Д.Худенко, директора АНМЦ «Развитие и коррекция»,г.Москва.

 Преимущество этой программы нахожу в том, что предоставленные в ней материалы освещают систему работы воспитателя, направленную на формирование личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с позиции учета  особенностей его развития, ведущей деятельности и её основных мотивов в условиях социальной депривации.

Исходя из понимания положения детей- инвалидов в нашем обществе, основываясь на целях и задачах автора программы и  коррекционной работы

педагогического коллектива школы- интерната, основной целью своей работы считаю: реализацию системы конкретных мероприятий  по созданию условий полноценной коррекции личности воспитанников среднего возраста с позиции учета особенностей их развития, возраста, ведущей деятельности и ее основных мотивов в условиях социальной депривации, социальной реабилитации.

 

              ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

                     для среднего школьного возраста (10-14 лет) 

основными будут следующие мотивы:

  • потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
  • ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;
  • потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению (ближе к 13-ти годам);
  • стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество.)

Ведущие виды деятельности:

  • учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);
  • разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; “кодекс товарищества”, доминирующий и организующий мотив поведения подростка;
  • интимно-личное общение (быть с другим сверстником,  уметь получить от этого общения  удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).

Учитывая вышеприведенные данные, предлагается спланировать работу в среднем  звене таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи:

Личностное развитие; основы социализации и общения - развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции "Я - сам", "Я и другие", воспитание ответственности за свои поступки. Развитие умений оказывать сочувствие и поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт и т.п.

При работе по этому направлению воспитателю необходимо делать акцент на развитие общей психологической компетентности у ребенка

Общая психологическая компетентность  у ребенка - это работа по развитию личностной позиции ребенка с ОВЗ в направлении его умений оказывать сочувствие и поддержку другому, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, нейтрализацию агрессивного реагирования и зависимости от других.

Охрана здоровья и физическое развитие - формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом.

Трудовое воспитание - развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями.

Основы гражданского самосознания - знакомство с истоками национальной культуры, с основами правового поведения; начальное экономическое просвещение.

Творческое развитие - развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основа социальной реабилитации воспитанников.

Особое внимание здесь должно быть уделено игротерапии, как системе по формированию межличностных отношений, позитивно-эмоционального отношения воспитанника к взрослому, улучшения его психического самочувствия. Игры-драматизации, занятия в кружках, кукольный театр, строительные игры, творческие конкурсы, телесно-ориентированные психотехники (игры-танцы, музыкальная игровая импровизация) - все это призвано корригировать эмоциональную сферу воспитанников, снять эмоциональную зажатость и напряжение и тем самым способствовать развитию их способностей.

Основы жизнеобеспечения - развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях. При проведении воспитательских часов по этому разделу акцент необходимо делать на развитие умения программировать свои действия и поступки с учетом сложившихся обстоятельств, развивать чувство ответственности.

Экономико-бытовой аспект жизни часто носит иллюзорный, призрачный характер; дети не осмысливают истинного хода жизни. Разнообразные сюжетные ситуации призваны сформировать у детей алгоритм решения житейских проблем, в перспективе – семейных условиях.

      Воспитание семейных ценностей: формирование у воспитанников ценностных представлений об институте  семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;  формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ и СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

                        для среднего возраста ( 10-14 лет)

 

1. Личностное развитие; основы

социализации и общения

а) становление личностной позиции: «Я сам»; «Я и другие»;коррекция межличностных отношений

б) развитие общей психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь товарища

2. Охрана     здоровья

а) развитие привычки к здоровому образу жизни;

б) тренировка силы воли, физического совершенства;

в) основы полового воспитания.

3. Основы    жизнеобеспечения

а) ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях, работа с семьей, создание окружающей среды, приближенной к семейной

б) развитие алгоритма решения житейских проблем.

4. Трудовое воспитание

а) отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;

б) охрана природы.

5. Основы гражданского  самосознания

а) знакомство с истоками национальной культуры;

б) основы правового просвещения;

в) основы экономической грамотности.

6. Творческое развитие

а) развитие самостоятельного творческого мышления;

б) телесно ориентированные психотехники - как основа импровизации;

в) игротерапия - как условие моделирования социальных взаимоотношений.

Срок реализации Рабочей  программы – 3 года, где  в соответствии с возрастом могут меняться  цели и задачи  коррекционно-воспитательной работы с детьми.

.

          Принципы - это закономерности, определяющие и организующие воспитание; это положения, которые определяют отбор содержания, выбор приоритетов, методов и приемов работы воспитателя, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены.

Знание закономерностей позволяет воспитателю работать эффективно. И наоборот - отсутствие таковых ведет к трудоемкости

        Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса –

это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо

отклонений, недостатков личности ребенка на основе  развития его потенциальных возможностей

Планируя воспитательный процесс, организатор во главу угла ставит личность ребенка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр.) включаются в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие - это специально разработанная система:

  • воспитательных мероприятий;
  • оформления окружающей среды, приближенной к семейной
  • разработки коррекционно-развивающих упражнений;
  • овладения воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать свое “Я” и т.п.

Принципами планирования и методами реализации такой коррекционно-развивающей направленности являются следующие:

Принцип   мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у ребенка по достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.

Например: задача занятия (“познакомить с правилами поведения в транспорте”) должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели ее решать (знакомиться с этими правилами, осваивать их и т.д.)

        Постановка задач занятия должна служить цели развития мотива деятельности наших детей как осмысленного побуждения для определенных действий: слушать воспитателя, смотреть диафильм, читать книгу и т.д. Нельзя навязывать, а тем более подросткам, готовые формы, догмы, правила. Надо создавать ситуации, в ходе которых они сами бы искали решение.

Но наши дети зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера; у них плохо работает анализаторная система, через которую поступает, должна поступать информация. Что делать?

Вот с этой целью и предлагается включать в занятия воспитателя специально оформленные, разработанные задания и упражнения.

Реализация принципа мотивации достигается следующими приемами и методами:

а) постановка проблемных заданий:

Детям демонстрируется картина, слайд, на котором изображен мальчик, сбитый велосипедом. Почему это произошло? Кто виноват в этой ситуации?

Или: на дискотеке стоит у стены неопрятная девушка. Почему она не танцует?

б) постановка познавательных задач, предлагающих активизацию интеллектуального компонента познавательной деятельности.

Пример: расшифруйте тему нашего занятия:

(вставить картинку).

м

Детям предлагается соотнести букву, расположенную в какой-то геометрической фигуре и вставить ее в название темы, оформленной в виде ряда геометрических фигур. В нашем примере это будет слово “Дом”. Это упражнение развивает аналитико-синтетическую деятельность мышления, с одной стороны, и стимулирует интерес детей, т.е. формирует мотивацию. А если еще к этому добавить текст: “Кто быстрее поможет мне...” или “Я не могу справиться с этой головоломкой”, или “Кто сможет объяснить, как надо расшифровать эту головоломку?” и т.п.

При таких постановках задач воспитатель формирует мотивы деятельности воспитанников, в которую они включаются. Следовательно, речь будет идти не просто об этапе “Введения в тему занятия” и знакомстве детей с темой, а о развитии личности ребенка посредством формирования его мотивационной сферы.Здесь абсолютно иной подход к сути воспитательского занятия.

Еще один прием, который служит цели развития мотивации:

в) аргументированная оценка, похвала, поощрение.

В значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Поэтому практически очень важно правильно ее организовать, раскрыть ее механизм.

. Оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений или провалов и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности.

Необходимо, чтобы ребенок, выполняя какое-то задание, думал о самом задании, о том, как он его делает, а не что он получит по его выполнению.

Учитывая фактор оценки, как личностно образующей, нам необходимо учитывать характер отношения ребенка и оценивающего его окружения. Намного легче делать свое дело в доброжелательном окружении: “Не робей, не бойся, я с тобой, ты сильный, ты собери волю, у тебя получится, ты умеешь это делать очень хорошо, ты можешь нам помочь...”.

Речь идет об оценке проявления личности в процессе выполнения задания, а не просто о регистрации результата. Для наших подопечных (с нарушенной эмоционально-волевой сферой, с психопатоподобным поведением, с чувством социальной неполноценности, с завышенной самооценкой и т.п.) аргументированная, распространенная оценка его деятельности - выступает очень мощным средством коррекции указанных выше отклонений.

Воспитатель должен знать, как озвучивать оценочную информацию, применительно к каждому воспитаннику. Предпочтительными  будут следующие высказывания:

  • “у тебя не совсем так получилось, как могло бы, но ты сам смог справиться с этим заданием; ты очень хорошо работал с раскрасками - я нигде не заметила ошибок, может ты мне сам подскажешь, где их искать?...”;
  • “ты не смог справиться с этой задачей, но пусть тебя это не волнует - даже старшеклассники сразу не решили; но вот те варианты решения, которые я вижу - это свидетельство твоего поиска, а значит - ты можешь...”;
  • “(мы) ты справился с заданием, которое было не под силу детям из соседней группы. Причем сделали это быстро, четко...”;
  • “мы сегодня освоили сложнейшие операции, которые были недоступны ребятам из другой группы... Особенно четко и слаженно работали...”.

Оценивать  необходимо сам   процесс  деятельности, а не полученный результат.

Аргументированная оценка - то мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы, при условии знания соотношения сильных и слабых сторон личности каждого воспитанника.

Не только положительная, но и отрицательная оценка может оказать благотворное влияние, если она объективно обоснована и мотивирована. Здесь очень важным фактом являются соответствие уровня сложности задания - уровню возможностей воспитанников.

Успех вообще окрыляет, особенно давшийся с трудом и воспринимаемый как заслуженный результат приложенных усилий, но слишком легко дающийся успех размагничивает детей, вызывая чувство самоуспокоения.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы при условиях:

  • постановки проблемных заданий;
  • постановки познавательных задач;
  • аргументированной, обоснованной оценки, соотносящейся с уровнем притязаний и достижений личности.

Принцип продуктивной обработки информации - это создание воспитателем педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники будут самостоятельно осваивать способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную воспитателем. Речь идет о включении в занятие заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать информацию, уже полученную от взрослого (воспитателя), но на своем индивидуальном задании, т.е. перенести способ обработки информации: изготовление поделок, ИЗО-деятельность, выбор из предложенных вариантов адекватных поведенческих решений и т.п. на персональное задание.

Пример:

На занятии по ИЗО детям предлагается изготовить аппликацию “Цветы”

Реализация данных тезисов могла бы иметь следующий вариант:

  1. Введение в тему.

а) демонстрация аппликации, беседа воспитателя;

б) инструктаж:

  • технический (как ее делать): этапы изготовления, план работы и т.п.
  • организационный: выбор пакетов со своим индивидуальным заданием. Каждому ребенку будет предоставлена возможность самому выбрать пакет, где находится индивидуальное задание, т.е. своя аппликация, аналогичная только что рассмотренной: розы, пионы, ромашки, букет из веток и т.д.

Перед детьми возникают трудности: изготовить свою аппликацию, но эти трудности соотносятся с их возможностями: только что воспитатель объяснил, как это делать; на доске вывешен план работы.

Вот здесь и создаются реальные условия для учета индивидуального и дифференцированного подхода, без которого немыслима педагогическая деятельность в коррекционном учреждении.

Таким образом, принцип продуктивной обработки информации реализуется через:

  • индивидуальные упражнения и задания, в ходе выполнения которых дети отрабатывают только что показанный вариант решения педагогической задачи на своем задании;
  • дозированную, поэтапную помощь педагога;
  • задания с опорой на несколько анализаторов.

Принцип развития и коррекции высших психических функций - это следующая закономерность, которую необходимо учитывать, планируя работу воспитателя. Речь идет об обязательном включении в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.

.

Познавательная или когнитивная деятельность ( мышление); сложный многоплановый процесс, протекающий в ходе всех видов деятельности воспитанника: режимные моменты (самоподготовка, прогулка, игра и т.д.)

Пример. Занятие “Мы и другие”: основной метод - беседа, следовательно - доминантным анализатором будет слуховой, речедвигательный; т.е. мы определили, какие анализаторы будут наиболее задействованы в этой работе. Теперь надо подобрать, придумать, разработать коррекционно-развивающее упражнение. Итак, дети должны будут много слушать на занятии. Возможен такой вариант: коррекция слухового восприятия на основе упражнений в различении и соотнесении.

Принцип динамичности восприятия

В нашем примере “Правила движения” этот тезис мог иметь следующий вариант реализации.

Занятие № 1. Воспитатель знакомит детей с правилами движения, используя объяснение, рассказ, демонстрацию, коррекционно-развивающие упражнения, словом - иллюстративные методы обучения.

Занятие № 2. Детям предлагается ряд картинок, иллюстрирующих дорожные происшествия, и предлагается задание: объяснить причину, выбрав ее из списка, предложенного воспитателем.

Занятие № 3. Детям ставится проблема: “Диме надо навестить больного друга, который живет на другом конце города. Для того, чтобы добраться, надо... Детям дается план города (очень простой), схема движения транспорта, варианты решения и предлагается проиграть решение.

В каждом из приведенных выше заданий дети упражнялись в решении последовательно усложняющихся заданий: принять информацию (Задание № 1), выбрать готовое решение из предложенных (№ 2), самим составить решение (№ 3). Постепенное усложнение заданий упражняет восприятие во всем его многообразии и комплексности, развивая и коррегируя высшие психические функции.

В основу планирования положена пошаговая программа формирования личности ребенка на основе комплексного подхода к ее развитию через принцип полисубьектности  - различные виды деятельности.

                                             

Коррекционно-развивающая среда.

       Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Основными направлениями создания    коррекционно-развивающей  среды должны стать:

 --- создание системы позитивно действующих факторов (оформление школы,

     участка школы, спален, групповых,  туалетных комнат, столовой, игровых  и  

     пр. с меняющимся дизайном; включение и приобщение воспитанников к этой

     деятельности)

 --- разработка разновариантных  моделей коррекционно-развивающих занятий,  

     бесед, экскурсий и создание из них  методической базы для свободного  

     пользования любым  воспитателем.

 ---организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию  

     недостатков  развития и формирование механизмов

     компенсации (игротерапия,  оригами, арттерапия, куклотерапия и др.)

Цели воспитательной работы с детьми 11-14 лет с детьми с ограниченными возможностями здоровья

        В этой возрастной группе воспитатель сталкивается с проблемами поведенческих расстройств, которые усложняют его работу. Мы предлагаем сделать акцент на развитие возможностей самостоятельного выбора, отбора, принятия решений ребенком в плане определения своего поведения.

        Речь идет о дальнейшем формировании механизмов продуктивного общения, но уже на материале освоенных моделей коммуникативного поведения. Иными словами, в начальном звене воспитатель показывал и объяснял “Как надо вести”, а в среднем - он будет создавать проблемные ситуации, побуждающие детей отбирать нужные модели поведения из своих запасов, дополняя и видоизменяя их в зависимости от меняющихся условий среды.

        Важным фактором эффективности деятельности воспитателя будет являться его работа по развитию общей психологической компетентности у ребенка с ОВЗ.

        Под этим мы понимаем включение в каждое занятие отработку умений:

  • адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт; уметь его понять;
  • принимать помощь, поддержку другого ребенка, даже младшего по возрасту;
  • адекватно реагировать на свой успех и неудачу.

        Освоение этих основ психологической культуры не может быть выделено в качестве какой-то одной темы занятия. Это - стержень, на котором основывается постановка проблем, заданий: “Подумай, чем помог тебе Витя в этой ситуации?” Это - стержень, определяющий направления оценки воспитателем деятельности детей: “Коля сумел поддержать Сашу, чтобы они вовремя успели сделать уроки...”. Это - стержень отбора методов и приемов проведения занятия.

        Важным моментом в работе воспитателя здесь будет создание основ для последующего профессионального самоопределения: уметь представлять будущее, уметь воображать картины жизни, уметь связывать различные жизненные факты в логическую цепочку, устанавливать причину и следствие и т.п. Эти моменты также должны учитываться воспитателем, так как в ходе каждого занятия надо не повторять, закреплять, изучать знания, а  р а з в и в а т ь вышеназванные умения на материале конкретной темы: “Режимные моменты”, “Мое настроение”, “Охрана здоровья” и т.п.

Основные характеристики

мотивационно-потребностной сферы детей 11-14 лет

Мотивы: 

1. Потребность занять свое место в коллективе; стремление, как можно лучше соответствовать их, представлениям о лидере.

2. Ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого требования коллектива становиться важнейшим фактором психического развитая.

3. Возникает потребность личностной самооценки; потребность к "взрослости" самостоятельности, к "самоутверждению" (ближе к 13 годам).

4. Стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество, надо загружать активной деятельностью).

Основные виды деятельности:

1. Учебная деятельность, но не скучная и однообразная, и утомительная, а то будет обратный эффект. Живая, нацеленная на потребность и нужды подростка; значимая для него.

2. Деятельность, общения. особенно с другим подростком, компанией друзей; “кодекс товарищества" доминирующей и организующей мотив поведения подростка.

3. Интимно-личное общение (быть с другим сверстником , уметь получать от этого общения удовлетворение, быть значимым в чьих то глазах ).

Приоритетные целевые установки воспитательной работы

с детьми 11-14 лет на каждый месяц

сентябрь        -        формирование основ личностной самооценки

                        воспитанника "Как я изменился?";

октябрь        -        развитие внутренней убежденности в  востребованности ребенка как личности "Наш дом скучал без тебя";

ноябрь        -        знакомство с основами правового воспитания "Кодекс товарищества" и законодательство;

декабрь        -         воспитание основ интимно-личностного поведения;

январь           -        воспитание основ адекватного проведения досуга:  своего                  и товарища;

февраль           -        формирование мотивации учебной деятельности; учиться необходимо для жизни;

март         -         воспитание временной перспективы будущего; “Учеба и мое будущее”;

апрель          -        воспитание ответственности за свое здоровье, здоровый образ жизни;

май          -        формирование потребности учиться - как основы

                              стабильности будущей жизни; трудовой семестр.

        Бесспорно, что работа по достижению этих целей будет осуществляться в системе комплексного коррекционно-развивающего подхода к личности ребенка.

Планируемый результат освоения программы.

               Модель выпускника  среднего школьного  возраста

Воспитанники должны осознавать свое “Я” на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.

- Знать “Какой я?”, “Что я могу?”, заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе;

- Имеет адекватное понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера; знает свои “сильные” и “слабые” стороны и умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого, жестового общения; владеет своим настроением; мимикой лица.

- Знает правила взаимоотношений между людьми; умеет слушать и быть интересным другом; может расположить к себе человека. Умеет улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта. Умеет работать сообща, сотрудничать; учитывать интересы и желания других.

- Знает, что здоровье - это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать.

- Понимает значение спорта, физкультуры для организма.

- Владеет элементами какого-либо вида спорта; может сам составить себе комплекс утренней зарядки, физической нагрузки на неделю, в течение дня.

- Имеет развитое воображение, элементы творческого мышления; знает о широком аспекте творческих профессий и понимает их значение для жизни человека; осознает прекрасное и сам стремится быть красивым и приумножать красоту;

- Умеет самостоятельно заниматься каким-либо видом творчества;  знаком с основами народного творчества, промыслами.

- Владеют навыками самообслуживающего труда и способны выполнять работы по дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить.

- Имеют представления о видах профессий, труде и зарплате;

-Осознают связь между благополучием человека и его трудом;

- Знают и умеют обращаться с деньгами; четко ориентированы в гражданском законодательстве о правах и обязанностях детей в нашей стране;

- Имеют представление о правонарушениях и ответственности за это, и отсутствие таковых

- Знают, что они граждане РФ; знакомы с символикой, некоторыми обычаями и обрядами.

- Может самореализоваться в различных видах деятельности

Таким образом, основными итогами воспитательной работы в плане социализации школьников подросткового возраста являются: становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование “Чувства взрослости”.

Список литературы.

Методические  пособия:

1. «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей»С.Г.Шевченко,М.:АРКТИ,2004

2. « Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» - Е.Д.Худенко, директора АНМЦ «Развитие и коррекция»,М.:АРКТИ,2007

3. « Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам»Е.И.Морозова.М.:НЦ ЭНАС,2005

4. «Современные технологии организации и планирования воспитательного процесса в детском доме-интернате»,М.:АНМЦ «Развитие и коррекция»,2014,дистанционные курсы.


Состав  6 группы  – 7 в класса: 8 подростков в возрасте 10- 14 лет с различными нарушениями здоровья согласно заключению

МППК , что отражено в социальном  паспорте  группы.

Список воспитанников  6 группы ( 7 в класс):

1.  Абдурахманов Алексей         30.11.2002 гр

2. Бачурин Виталий                  08.08.2003 гр

3. Гончаров Данил                     17.05.2002 гр

4. Каракулева Светлана             26.06.1999 гр

5. Михалев Сергей                     22.11.2003 гр

6. Пастухова Ирина                   01.12.2002 гр

7. Самко Анастасия                   15.08.2003 гр

8. Семидей Егор                         15.03.2001 гр

Занятость детей в группе: рисование, конструирование, настольные игры, чтение художественной литературы, просмотр

телевизионных передач, хозяйственно-бытовой труд.

Занятость детей в кружках дополнительного образования: групповой кружок «Журавлик» по технике оригами, школьный  театрализованный кружок.

ИЗО студия, спортивный. Посещаемость кружков осуществляется с учетом интересов и желаний детей.

Групповые поручения:

1. Абдурахманов Алексей   - отв. за сохранность игрового материала      

2. Бачурин Виталий      -    староста группы                

3. Гончаров Данил        - отв. за журнал передачи                  

4. Каракулева Светлана – завхоз (ответств.за хозинвентарь)    

5. Михалев Сергей      -  менеджер(контроль за порядком в спальнях)      

6. Пастухова Ирина   -   библиотекарь        

7. Самко Анастасия   -    цветовод            

8. Семидей Егор        -     плотник (отв. за сохранность мебели)          

Приложения:

1 . Здоровье

Мониторинг выявляет:

  • общее физическое развитие ребенка;
  • качество заботы ребенка  о своем здоровье;
  • двигательную и физическую активность ребенка;
  • качество знаний правил здорового образа жизни и способность их реализации.

Оценка показателей здоровья

Показатели

ФИО

Осанка, походка

Координация, быстрота и точность движений

Развитие мелкой  моторики

Забота о своем здоровье

Двигательная активность

Занятия спортом

Потребность к  здоровом у образу жизни

Навыки личной гигиены

Иванов Саша

Плаксина Света

…..

Средний балл

 

Усредненный график оценки показателей здоровья

Осанка, походка

Координация, быстрота и точность движений

Развитие мелкой  моторики

Забота о своем здоровье

Двигательная активность

Занятия спортом

Потребность к здоровому образу жизни

2 . Готовность к труду.  Уровень сформированности практических умений у  воспитанников.

Мониторинг выявляет:

  • понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека;
  • практическая готовность к бытовому и производительному труду (физическая; мотивационная; практические и академические знания и умения);
  • знания о профессиях.

Оценка показателей трудового воспитания

Показатели

ФИО

Понимание значения труда в жизни

Навыки самообслуживания

Отношение к труду по дому

Знания о профессиях

Академические знания (чтение, счет, письмо)

Способность конструировать варианты будущего

Простые навыки трудовых операция

Иванов Саша

Плаксина Света

…..

Средний балл

Усредненный график оценки показателей трудового воспитания

Понимание значения труда в жизни

Навыки самообслуживания

Отношение к труду по дому

Знания о профессиях

Академические знания (чтение, счет, письмо)

Способность конструировать варианты будущего

Простые навыки трудовых операция

3. Основы социализации и межличностного общения

Мониторинг выявляет:

  • осознание своего «я» (самооценка и самоуважение);
  • социальную роль ребенка и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей;
  • способность к организации личной жизни и сосуществованию  с людьми социального окружения.

Оценка показателей включенности в общество

Показатели

ФИО

Самооценка (внешности, возраста, возможностей, способностей, черт характера)

Умение проводить досуг

Характер поведения  (общения, взаимодействия)с другими людьми

Характер поведения  (общения, взаимодействия) в группе

Потребность в соучастии сверстников

Сотрудничество со сверстниками

Уважение и признание сверстников

Иванов Саша

Плаксина Света

…..

Средний балл

Усредненный график оценки показателей включенности в общество

Самооценка (внешности, возраста, возможностей, способностей, черт характера)

Умение проводить досуг

Характер поведения  (общения, взаимодействия)с другими людьми

Характер поведения  (общения, взаимодействия) в группе

Потребность в соучастии сверстников

Сотрудничество со сверстниками

Уважение и признание сверстников


4 . Навыки коммуникативного общения

Мониторинг выявляет:

  • владение вербальными (словесными) и невербальными (иллюстрации, символы, мимика, жесты, язык тела и др.) средствами установления коммуникативного контакта;
  • владение техникой установления коммуникативного контакта;
  • поведение, общение и взаимодействие: в семье; в группе общения (со значимыми взрослыми, с участниками группы); с людьми в разных жизненных ситуациях и общественных местах и т.д.

Оценка владения навыками коммуникативного общения

Показатели

ФИО

Владение вербальными средствами общения

Навыки речевого общения

Способность понимать, адекватно отвечать на приветствия, просьбы,  замечания , возражения

Владение невербальными средствами общения для установления коммуникативного контакта

Поведение, общение и взаимодействие с людьми в разных жизненных ситуациях (в гостях, в музее, кино,  магазине, при выезде в город и т.д.)

Поведение и взаимодействие с людьми разного возраста и пола

Иванов Саша

Плаксина Света

…..

Средний балл

 

Усредненный график оценки владения навыками

 коммуникативного общения

Владение вербальными средствами общения

Навыки речевого общения

Способность понимать, адекватно отвечать на приветствия, просьбы,  замечания , возражения

Владение невербальными средствами общения для установления коммуникативного контакта

Поведение, общение и взаимодействие с людьми в разных жизненных ситуациях (в гостях, в музее, кино,  магазине, при выезде в город и т.д.)

Поведение и взаимодействие с людьми разного возраста и пола


5. Безопасность

Мониторинг выявляет:

  • динамику изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнить

Оценка знаний о безопасности

Показатели

ФИО

Понимание смысла слов «опасно», «безопасно»

Знание и выполнение правил безопасности (пользования газом,, электроприборами, холодной и горячей водой)

Знание и выполнение правил (дорожного движения, проезда на транспорте)

Знание и выполнение правил безопасности поведения при: встрече с незнакомыми людьми,

при пользовании деньгами)

Знание и выполнение правил безопасности в экстремальных ситуациях  (умение оказать себе и другим первую помощь, умение вызывать милицию, скорую помощь, пожарную службу)

Иванов Саша

Плаксина Света

…..

Средний балл

Усредненный график оценки показателей безопасности

Понимание смысла слов «опасно», «безопасно»

Знание и выполнение правил безопасности (пользования газом,, электроприборами, холодной и горячей водой)

Знание и выполнение правил (дорожного движения, проезда на транспорте)

Знание и выполнение правил безопасности поведения при: встрече с незнакомыми людьми,

при пользовании деньгами)

выполнение правил безопасности в экстремальных ситуациях  


6. Эмоциональное здоровье

Мониторинг выявляет:

  • эмоционально-психическую организацию личности;
  • понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными и невербальными средствами
  • адекватность ответной реакции;
  • самоконтроль и саморегуляция поведения.

Оценка показателей эмоционального здоровья

Показатели

ФИО

Эмоционально- психическая организация личности (по результатам обследования психолога)

Понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными средствами

Понимание своих чувств и адекватность их выражения невербальными средствами

Эипатия, эмотивность

Умение контролировать  деструктивное поведение

Инициативность в поведении, общении, взаимодействии

Самоконтроль и саморегуляция поведения

Иванов Саша

Плаксина Света

…..

Средний балл

 

Усредненный график оценки показателей эмоционального здоровья

Эмоционально- психическая организация личности (по результатам обследования психолога)

Понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными средствами

Понимание своих чувств и адекватность их выражения невербальными средствами

Эипатия, эмотивность

Умение контролировать  деструктивное поведение

Инициативность в поведении, общении, взаимодействии

Самоконтроль и саморегуляция поведения


7. Иждивенческие настроения

Мониторинг выявляет:

  • тенденцию развития мотивационно-потребностных установок воспитанника.

Оценка мотивационно-потребностных установок личности

Показатели

ФИО

Мотивация  к учебе

Мотивация к труду

Исполнение домашних дел

Выполнение поручений  старших

Регуляция инстинктивных форм поведения

Регуляция когнитивных форм поведения

Выполнение общественной деятельности

Иванов Саша

Плаксина Света

…..

Средний балл

 

Усредненный график оценки показателей здоровья

Мотивация  к учебе

Мотивация к труду

Исполнение домашних дел

Выполнение поручений  старших

Регуляция инстинктивных форм поведения

Регуляция когнитивных форм поведения

Выполнение общественной деятельности

                                        8. Профиль-график[1]

оценки социальной компетентности

(график рисуется на каждого воспитанника отдельно)

График показывает:

  • степень развитости социальной  компетентности воспитанника, под которой понимается система жизненных навыков, обеспечивающих жизненную ориентацию, формирование жизненной позиции.

Личный уход

Домашние дела

Социальная обходительность

Физическая ловкость

Искусство и рукоделие

Речь

Познавательные умения

Трудовая и профессиональная подготовка

В обозначенные области входят:

Личный уход: одевание и раздевание, опрятность, гигиена питания, забота о теле и внешнем виде, забота о здоровье

Домашние дела: повседневное поддержание порядка и чистоты в комнате, помощь на кухне и в домашнем хозяйстве. Пользование бытовыми приборами и техническими устройствами

Социальная обходительность: формы общения, вежливость, уважительность, готовность помочь, вступление в контакты, простые и хорошие манеры, уважение прав других, признание других.

Физическая ловкость: физические упражнения, простые упражнения на тренировочных снарядах, игры.

Искусство и рукоделие: участие в играх с различным материалом, рисование, игры на воображение, музицирование, пение, танцы.

Речь: постановка звуков голоса, называние предметов, действий и свойств, формирование простых высказываний и сообщений, расширение словарного запаса,  выучивание стихов и песен, готовность к восприятию, пониманию речи.

Познавательные умения: восприятие и различение предметов и людей, овладение простыми количественными, пространственными, временными понятиями, практическое обращение с простыми количествами и числами, понимание знаков. Чтение и письмо, различение правильного и неправильного.

Трудовая и профессиональная подготовка: доведение навыков труда до профессиональной деятельности, работы с легкими в использовании материалами и инструментами, умение контролировать работу, введение в профессиональную жизнь

9.  Карта наблюдения Стотта по выявлению уровня

     адаптации воспитанника

Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям

  • Наблюдение выявляет степень доверия к окружающим, способность к общению с новыми людьми, в новых жизненных ситуациях.

Оценка показателей (заполняется в сентябре, январе, мае)

Показатели

ФИО

Стесняется разговаривать с учителем

Плачет, когда ему делают замечания

Никогда никому не предлагает помощи

Охотно оказывает помощь, если его об этом попросят

Ребенок «подчиненный»

Слишком тревожен, чтобы быть непослушным

Лжет из боязни

Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней

Никогда не высказывает симпатии  и расположения к учителю

Никогда не разговаривает с воспитателей на посторонние темый

Имеет только одного хорошего друга

Здоровается с воспитателем только тогда, когда тот обратит на него внимание

Не подходит к воспитателю по собственной инициативе

Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-либо

Легко становится нервным, плачет, когда ему задают вопрос

Уходит  от активного участие в игре

Говорит невыразительно, бормочет, когда с ним здороваются

Иванов Саша

Плаксина Света

…..

Средний балл

 

Усредненный график

Стесняется разговаривать с учителем

Плачет, когда ему делают замечания

Никогда никому не предлагает помощи

Охотно оказывает помощь, если его об этом попросят

Ребенок «подчиненный»

Слишком тревожен, чтобы быть непослушным

Лжет из боязни

Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней

Никогда не высказывает симпатии  и расположения к учителю

Никогда не разговаривает с воспитателей на посторонние темый

Имеет только одного хорошего друга

Здоровается с воспитателем только тогда, когда тот обратит на него внимание

Не подходит к воспитателю по собственной инициативе

Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-либо

Легко становится нервным, плачет, когда ему задают вопрос

Уходит  от активного участие в игре

Говорит невыразительно, бормочет, когда с ним здороваются

10.     Анкета «Оценка социальной поддержки»

Анкета дает представление о том, есть ли у воспитанника человек, с которым он мог бы обсудить свои проблемы.

Инструкция педагога. Вам предлагается ряд утверждений, каждое из которых относительно вас, может быть верным или нет. Отметьте что утверждение верно (В), если вам оно покажется правдой и обведите его. Если утверждение не относится к вам, то обведите (Н) – неверно.

Многие из утверждений могут показаться странными или абсолютно неверными или верными. В таком случае, попытайтесь быстро, без раздумий решить, какое из утверждений к вам подойдет в большей степени. Хотя на многие вопросы вам трудно будет ответить, важно чтобы вы сделали свой выбор.

Помните, что вы выбираете только один из двух вариантов – верный или неверный.

Знайте, что это не тест, здесь нет правильных или неправильных ответов.

Вопрос

Верно/в

Неверно/н

1

Есть по крайней мере один человек, совету  которого я по-настоящему  доверяю

2

Не знаю никого, с кем бы я мог поговорить о деньгах.

3

У меня нет никого, кто мог бы объективно оценить то, как я справляюсь с моими проблемами

4

Когда мне нужно понять, как  мне решить свои личные проблемы, я знаю к кому обратиться.

5

У меня есть человек, которому я могу рассказать о своих сексуальных проблемах.

6

Я знаю, с кем посоветоваться о том, как мне лучше избавиться от трудностей, связанных с ведением хозяйства.

7

Мне кажется, нет  никого, с кем бы я мог поделиться своими тайными тревогами и страхами.

8

Если у меня в семье возникает кризис, мало кто из моих друзей сможет дать мне хороший совет о том, как преодолеть его.

9

У меня есть человек, к которому я могу обратиться за советом, когда хочу поменять работу или найти новую.

10

Очень мало кто из моих знакомых, как я думаю, может помочь мне решить мои проблемы.

ИТОГО:

11.        Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков

Проблема

Балл

1.

Утрата обоих родителей

5

2.

Утрата одного из родителей или развод в семье

4

3.

Тяжелая психологическая атмосфера в семье

4

4.

Изоляция в детском коллективе

4

5.

Несправедливые методы воспитания, подавление

4

6.

Тяжелые соматические болезни, инвалидность

3

7.

Отсутствие опоры на любящего взрослого

3

8.

Неудачи в учебе, низкие школьные успехи

3

9.

Акцентуации личности

3

10.

Употребление алкоголя и наркотиков

2

11.

Нарушение контроля, импульсивность

2

12.

Низкая самооценка

1

13.

Тяжело протекающий пубертат

1

14.

Пассивность, робость, несамостоятельность

1

Дети, набравшие более 25 баллов,  могут быть учтены в группе риска суицида

Конспекты занятий

СРЕДНИЕ КЛАССЫ (5-7 классы)

ЗАНЯТИЕ 1

Раздел: Личностное развитие.

  Тема: «Мы живем среди людей».

  Цели: Отработка моделей коммуникативного поведения; коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений в эмоциональном реагировании.

ПЛАН

  1. Организационный момент.
  1.         Упражнение в постановке вопросов.

Очень эффективный примем, стимулирующий познавательную активность воспитанника.

Детям демонстрируется ряд сюжетных картинок: «В гостях», «За углом школы», «В школьном туалете, на перемене, на дискотеке»

Им необходимо быстро каждому придумать 5-7 необычных вопросов к своей картинке. Например: «Почему в гостях не балерины?»

                          «Почему все курят, а Коля отказался?»

                          «Можно ли в школе ходить в шляпе?»

                          «Можно ли на перемене в туалете танцевать?»

  1. Анализ вопросов.

Постановка необычных вопросов должна «разбудить» фантазию детей.

- Очень необычные и оригинальные вопросы задал Коля. Они свидетельствуют о его фантазии, умении перевоплощаться, придумывать...

  1. Основной этап.
  1. Объяснительная беседа «Мы живем среди людей»:
  • как можно приветствовать людей
  • как обратиться с просьбой
  • как обратиться за помощью в больнице
  • как отказаться от наркотика
  • как убедить других, что пить вредно

  1. Релаксация. «Сорви яблоко»[2]* (1 мин.).

Встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Встряхните руками, сейчас им предстоит немного поработать.

Представь себе, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу тебе, как их можно сорвать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вздох. Теперь срывай яблоко. Это у тебя хорошо получилось. Нагнись и положи яблоко в корзинку, которая стоит на земле. Медленно выдохни.

Выпрямись и посмотри налево вверх. Там висят два яблока. Сначала дотянись туда правой рукой, поднимись на цыпочки, вдохни и сорви одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорви другое яблоко. Теперь наклонись вперед, положи оба яблока в стоящую перед тобой корзинку и выдохни...

4. Закрепление.

  1. Игра «Разумно и просто».

Закончи фразу и объясни

  • Подростку нельзя курить, т.к. это...
  • Больного не утомляют долгим разговором, потому что...
  • Если кто-то из гостей нечаянно пролил чай на скатерть...

б) Составить мини-рассказ по картинке, которую ты вытащишь из ящика. И подбери цвет к твоему рассказу.

Здесь важно:

а) поощрять детей к связному рассказыванию, к описанию ряда событий;

б) к анализу этих событий и оценке рассказчика.

Воспитатель ставит перед воспитанниками небольшой ящик, в котором лежат картинки: «ребенок ворует пирожок в столовой», «ученик списывает домашнее задание», «подросток отказывается покурить сигарету с наркотиком - приятели смеются над ним»...

Важно задать схему описания событий:

- Однажды, после уроков Федор столкнулся в коридоре школы с грустным Димой. Дима предложил...

5. Итог.

  1. Заключительное слово воспитателя.

- Сегодня мы пытались с вами освоить общепринятые модели поведения в сложных ситуациях. Сложность объясняется тем, что правильное решение требует от каждого из нас силы воли.

Очень сильную концентрацию воли проявили...

Сосредоточенность и целенаправленность в действиях героев, о которых говорила...

Слабость и неуверенность проявили школьники в рассказе... и т.д.

ЗАНЯТИЕ 2

Раздел: Основы жизнеобеспечения.

Тема: Если беда рядом.

Цели: Отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях; коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации, установлении причинно-следственных связей.

ПЛАН

1. Организационный момент:

а) Упражнение на классификацию.

  • Возьмите конверт №1. Достаньте карточки. Положите на парту те, которые напоминают вам о беде.

(Дети отбирают карточки с изображением пожарной машины, машины скорой помощи, милицейской патрульной службы)

  • Под картинками положите из второго конверта номера телефонов, куда звонить в случае опасности.

(Дети кладут под картинками карточки с номерами телефонов)

  • А теперь послушайте сигналы тревоги. Поднимите карточку с номером телефона экстренной службы.

(Включается магнитофон, звучат сигналы машин скорой помощи, пожарной, милицейской. Дети поднимают карточки)

 


2. Основная часть:

а) Вводная беседа: “Куда обращаться в экстренных ситуациях”

  • Думаю, вы догадались, о чем пойдет речь на занятии.
  • Расскажите, куда нужно звонить, если случился пожар?
  • Если ты заболел?
  • Если в дверь кто-то ломится?

Эти ситуации случаются крайне редко, а могут и совсем не случиться с нами. Называются они…

Помогите мне прочитать на доске слово

(Дети читают “экстремальные ситуации” – сначала читают по одному, потом хором по слогам)

Как по-другому можно назвать экстремальные ситуации? (чрезвычайные ситуации)

б) Постановка проблемы: У нас в городе, по улице прорвало теплотрассу (в доме – батарею…). Ваши действия?

 Очень важно четко назвать свои координаты и сформулировать проблему.

в) Упражнение в установлении логики действий:

Послушайте запись на магнитофоне и определите: “О какой ситуации идет речь? Что неправильно сделал герой?”

На магнитофоне сделана запись:

“Пожар, пожар… не помню адрес…, все горит, приезжайте скорее… Ой, беда, беда…”

3. Релаксация: “Погодный массаж”.

Один игрок лежит на полу, на животе. Другие стоят на коленях вокруг него и делают массаж в зависимости от погоды, которую назовет воспитатель:

Осадки: легко барабанить всеми пальцами по телу;

Ливень: указательным и средним пальцем иммитировать удары капель по телу;

Проливной дождь: хлопать ладонями по телу;

Ветер: в одном ритме и направлении гладить тело + издавать соответствующие звуки;

Буря: трясти тело;

Солнце: легко положить руки на тело, чтобы лежащий почувствовал тепло.

4. Закрепление.

а) Игра “Карточки-схемы”

Разложить карточки по порядку и составить рассказ.

Каждой паре дается конверт, в котором находятся схемы с изображением экстремальной ситуации и ее ликвидации: зажег спичку  бросил на пол  загорелась штора  стол и буфет  вскочил с кровати  собрал документы, деньги, животных  на улицу  к соседям  звонить…  что говорить…

(пожар, наводнение, протечка на потолке, лопнула батарея, ураган…)

Задание дается на время; кто быстрее.

ЗАНЯТИЕ 3

Раздел: Основы социализации.

Тема: Я и моя семья.

Цели: Формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений; коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в регуляции своими эмоциями.


ПЛАН

1. Организационный момент:

а) Упражнение в классификации:

Подобрать карточки к двум понятиям, которые написаны на доске: полная и неполная семья.

Карточки: муж, жена, дети, бабушка, ребенок, собака, кошка, дедушка, тетя, дядя, двоюродный брат, сестра и т. д.

2. Введение в тему:

а) Вводная беседа  “Семья и роли каждого в ней”.

  • Какие обязанности мужа, жены, бабушки…
  • Может ли семья существовать без любви, уважения, внимания?
  • Как вы понимаете тезис

“заботливая жена”, “духовная опора”, “глава семьи”, “семейный совет”.

(Слова можно написать на карточках и предложить детям вытянуть любую, это несколько разнообразит сложную беседу. Здесь очень важен психологический настрой при ее проведении!)

Внимание воспитателя должно быть направлено на эмоциональную оценку того или иного фрагмента беседы (как бы ты отнесся, если…?)                                                                    

        

3. Основной этап:

а)  Рассказ воспитателя “Нравственный климат в семье”

(отец – опора; моральная, юридическая, физическая защита; содержит семью, обеспечивает детей…

жена – помощница, мать, хозяйка, советчица мужа…)

б)  Работа с пословицами:

  • Прочитать на доске пословицы и дать им объяснение:

“Детишек воспитывать – не курочек растить”

“Жена не руковица – за печь не закинешь”…

   

4. Релаксационная пауза:

  • Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливую семью? Когда вы счастливы, что вы испытываете?
  • Нарисуйте картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы, счастлива семья. Используйте краски, линии, формы, схемы, образы, которые помогут вам.

(Звучит музыка)

5. Закрепление:

а) А теперь давайте обсудим, что делает семью счастливой, и сможет ли каждый из вас помочь в этом.

Здесь важно воспитателю пробудить социальный опыт детей и направить их эмоции в нужное направление; показать выход из самых сложных ситуаций, веру в свои возможности.

Диктуйте, я буду записывать на доске…

Можно выделить следующие категории: финансы, дом–квартира–быт, болезнь–здоровье, характеры–настроения–эмоции членов семьи…

б) Анализ записей:

  • Почему нельзя все время быть счастливым?
  • Что ты делаешь, чтобы после какой-то неприятности снова стать радостным?
  • Как ты можешь сделать счастливыми других?

в) Работа над фразами:

Закончи предложение…

  • Больше всего я люблю в своей семье…
  • Больше всего я огорчаюсь, когда…
  • Мои родители счастливы, когда…
  • Моя бабушка любит, когда я…

г) Сделай так, чтобы конфликт не возник.

Детям раздают карточки с конфликтными ситуациями: “Обиженный ребенок”, “Пьяный муж”, “Нехватка денег”, “Болезнь бабушки” и т. д.

Дети должны взять на себя роль человека, который может предотвратить, снять конфликт.

        6. Итог:

Заключительное слово воспитателя, в котором он фиксирует внимание воспитанников на их реальных возможностях создать счастливую семью:

“Коля показал нам, как надо снимать  конфликт, продемонстрировать тактичность при обсуждении сложных проблем, умение выслушивать аргументы другого и находить выходы…

Таня проявила находчивость и бережливость при решении экономических вопросов, что свидетельствует о ее таланте хозяйки…”

ЗАНЯТИЕ 4

Раздел: Основы социализации.

Тема: Что изменилось в вашем классе? (дружба)

Цели:

  • Учить анализировать и правильно оценивать свои поступки, выделять положительные и отрицательные стороны своего поведения
  • Коррекция мышления на основе упражнения в анализе-синтезе.

ПЛАН

1. Организационный момент.

Дети сидят кругом

а) – Ребята, возьмитесь тихонько за руки. Почувствуйте дружеское тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу.

2. Основная часть.

а) Повторение изученного.

Внимание воспитателя должно быть направлено на эмоциональную оценку того или иного фрагмента беседы (как бы ты отнесся, если…?)

  • Давайте вспомним прошлое наше занятие, где мы собирались с вами в таком же тесном кругу.
  • О чем шла речь на прошлом занятии? (о дружбе) Без дружбы, без друзей наша жизнь невозможна.
  • Что мы вывели с вами на прошлом занятии? (правила дружбы)
  • Давайте вспомним эти правила, которые мы с вами вывели. (Дети вспоминают, воспитатель на доске собирает ромашку, на лепестках написаны правила.)
  1. Дружба должна быть бескорыстной.
  2. Друзья познаются в беде.
  3. Мальчикам не обижать девочек, а помогать им.
  4. Не обзывать, не оскорблять своих товарищей.
  5. Сильный не обижает слабого. Старший не обижает младшего.
  6. В дружбе должно быть согласие.

б) Сообщение темы и цели занятия.

  • Надеюсь, что из этого, о чем шла речь на нашем прошлом занятии, вы сделали себе определенные выводы. И о том хорошем, что появилось в вашем поведении, мы поговорим с вами сейчас.
  • Ребята, почему людям нужны правила дружбы? (ответы детей)

в) Беседа воспитателя.

  • В нашей школьной жизни еще много недостатков. Есть ученики, которые постоянно нарушают дисциплину, невнимательны, разговаривают на уроках, выкрикивают с мест, бегают, дерутся на переменах.

Вот что советовал писатель Н.А. Островский:

“Для самовоспитания надо, прежде всего, призывать себя на собственный, суровый, беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, порки и решить раз и навсегда, буду я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт”.

  • Ребята, всегда ли вы готовы прийти на помощь? Если быть честным перед собой, то не всегда.
  • Помните, что люди, которые бескорыстно способны помочь другому, даже незнакомому человеку, сделать для него доброе дело, чем-то поделиться с ним, заслуживают всеобщую любовь и уважение. Так что, ребята, если вы хотите, чтобы вас любили и уважали (а это нужно каждому человеку), то вы должны добиваться этого, делая что-то хорошее для других, порой даже отказываясь от того, что нравится тебе.

г) Работа по данной теме.

  • А сейчас, ребята, давайте мы с вами пооткровенничаем. Будем учиться критически анализировать свое поведение и поведение своих товарищей. У меня для вас подготовлен конверт – “конверт откровений”. Здесь у меня секрет. Кто из вас самый смелый?

Вопросы конверта:

  1. Твой друг заболел, не ходит в школу. Как ты поступишь?
  2. Расскажи, как в вашем классе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у вас “рыцари” в классе?
  3. Ты идешь мимо – дерутся два малыша. Твои действия?
  4. Часто ли в вашем классе оскорбляют друг друга, и как вы к этому относитесь?
  5. Мальчики 6 “Б” класса играют в футбол. К ним подошел Андрей из другого класса и спросил: “Можно мне с вами играть?”. А Антон ответил: “Ты будешь должен свой полдник”. Прав ли Антон?
  • Итак, мы ответили на вопросы конверта, теперь переходим к игре “Продолжи предложение”.

д) Игра “Продолжи предложение”.

  1. Я назову тебя другом, если ты…
  2. Я не хочу с тобой дружить, потому что ты…
  3. Я бы пожелал своему другу…
  4. Моего лучшего друга зовут…

                                                                           

        3. Итог:

  • Ребята, я думаю, все вы избавитесь от недостатков, которые у вас еще есть. И в каждом классе отдельно, и в школе в целом все меньше будет неприятных сцен, меньше станет обид и ссор. Я думаю, что всегда в классе у вас будет царить согласие, дружеская поддержка и взаимопонимание. Давайте прислушаемся ко всем советам, которые были даны на этих двух занятиях. Никогда не будем забывать правил дружбы. Давайте станем дисциплинированными и серьезными учениками, настоящими товарищами, верными, добрыми друзьями.
  • Встаньте, возьмитесь за руки, поблагодарите друг друга, улыбнитесь друг другу. И на прощание споем песню “Друг в беде не бросит”.


[2]* К. Фопель «Как научить детей сотрудничать». Ч.II, с. 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...