РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему

Куничник Марина Владимировна

Изучение русского языка по традиционной программе

(Бархударов С.Г. , Крючков С.Е. и др. «Русский язык 9 класс»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_9.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК

  9  КЛАСС  

НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

  

                         

                                     

       

                                                                                                                  Составитель          программы

Куничник Марина Владимировна,

 высшая квалификационная категория

2017-2018

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п.Горноправдинск »

 

    СОГЛАСОВАНО                                                    

Заместитель директора по УВР:

 ___________        ______________

(подпись)                (расшифровка)

    августа  2017 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(указать предмет, курс, модуль)

Класс 9 а

 

Учитель Куничник Марина Владимировна 

Количество часов: 

       всего 70 часов;          

       в неделю 2 часа;

 Планирование составлено на основе рабочей программы

учителя Куничник М.В.

Пояснительная записка

Изучение русского языка по традиционной программе

(Бархударов С.Г. , Крючков С.Е. и др. «Русский язык 9 класс»)

       Русский язык – язык русского народа, который служит ему средством

а) общения во всех сферах жизни;

б) хранения и передачи информации;

в) связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

       Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке создана  художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

         Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В России он является государственным языком.  

      Свободное владение  родным русским языком – основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание на качественный уровень.

         Задачи преподавания русского языка. Предмет «Русский язык» имеет в современной школе познавательно-практическую направленность, т. е. дает обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.  Это специальные цели его преподавания. Специальные цели преподавания языка: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся

         Языковая компетенция обучающихся (осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала (представление о прекрасном в языке и речи),

        Коммуникативная компетенция (осведомленность в особенностях функционирования  родного языка  в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований): овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения обучающиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

       Лингвистическая компетенция -  это знания обучающихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в области изучения родного языка.

       Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание обучающихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д..

       Основные направления  работы по русскому языку в 5-9 классах.

        Организация работы по овладению учащимися прочными  и осознанными знаниями. Для этого требуется  особое внимание к вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. Усвоение теории осуществляется в практической деятельности обучающихся. Важнейшее направление в обучении – формирование грамотного письма. Изучая правила,  обучающиеся  должны их понимать, помнить и применять, иллюстрировать примерами. Отдельных усилий требует словарно-лексическая работа.

           Учитель должен поддерживать и совершенствовать умения и навыки правильного каллиграфического письма, формируемые в начальных классах, требовать соблюдения единого орфографического режима. Важен контроль за классными и домашними работами обучающихся. Тщательный анализ допускаемых ошибок должен направлять дальнейшую работу по формированию навыков обучающихся.

           Каждые раздел и тема должны содействовать развитию логического мышления и речи обучающихся. Развитие речи обучающихся предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма). Учитель систематически должен работать по овладению учащимися нормами русского литературного языка: произношения, образования словоформ, построения словосочетаний, предложений, употребления слов, исходя из их лексического значения и стилевой принадлежности.     Обогащение словарного запаса и грамматического строя обучающихся – следующее направление работы по русскому языку и литературе. Вслед за этим направлением важно  трудиться над  формированием умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Работа по развитию речи  включает в себя формирование навыков выразительного чтения.

 

  Содержание тем учебного курса.

Международное значение русского языка  

Повторение пройденного в 5 - 8 классах  

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения  

Сложносочиненные предложения  

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения  

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения  

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи  

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке  

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

 

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

  Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе обучающийся должен

знать:

  • изученные разделы науки о языке;
  • смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • адекватно понимать информацию устного сообщения;
  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Учебно-тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Даты проведения

Международное значение русского языка

1

1.09

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

6

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

1

Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.

5

Сложноподчиненные предложения

22

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными  

2

Бессоюзные сложные предложения

6

Сложные предложения с различными видами связи

6

Общие сведения о языке

5

Повторение. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

15

ИТОГО

70

Календарно-тематическое планирование

 

Часов

Название темы/урока

План

Дата

1

Международное значение русского языка.

 

Международное значение русского языка.

6

Повторение пройденного  в 5-8 классах.

 

Фонетика, графика, орфография.

 

Лексика. Фразеология. Орфография.

Состав слова и словообразование. Орфография.

 

Морфология. Орфография.

 

Словосочетание. Простое предложение.

 

Диктант с грамматическим заданием.

1

Сложное предложение.

 

Сложные предложения.

5

Союзные сложные предложения.

 

Сложносочиненные предложения.

 

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

 

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки  препинания в сложносочиненном предложении  .

 

Подготовка к домашнему  сочинению с использованием основных групп сложносочиненных предложений.

 

Анализ сочинений.

22

Сложноподчиненные предложения.

 

Строение сложноподчиненного предложения.  Подчинительные союзы и союзные слова.

 

Строение сложноподчиненного предложения.  Схемы СПП.

 

Урок развития речи. Сложноподчиненные предложения в речи. (Пересказ текста с использованием  СПП;  работа с текстами сборника изложений).

 

Изложение.

 

Изложение.

 

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению СПП с придаточными определительными.

 

Сложноподчиненные предложения в речи с придаточными определительными и местоименно-определительными.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (продолжение).

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными  степени и образа действия.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными места.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными условными.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

 

Изложение.

 

Изложение.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и придаточными присоединительными.

 

Контрольная работа «Виды придаточных предложений».

2

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными  

 

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

 

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

6

Бессоюзные сложные предложения.

 

Бессоюзные сложные предложения.

 

Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

 

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.

 

Тире в бессоюзных сложных предложениях.

 

Изложение.

 

Изложение.

6

Сложные предложения с разными видами связи

 

Сложные предложения с разными видами связи.

 

Сложные предложения с разными видами связи.

 

Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений  с разными видами связи.

 

Подготовка к  контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение».

 

Диктант с грамматическим заданием.

 

Работа над ошибками.

5

Общие сведения о языке

 

Понятие о языке. Работа со словарем.

 

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

 

Практическое занятие: Русский литературный язык и его стили.

 

Практическое занятие. Применение официально-делового стиля на практике.

 

Контрольный тест  по программе 9 класса.

16

Повторение.

 

Контрольное изложение.

 

Контрольное изложение.

 

Итоговый урок.

 

Фонетика. Графика. Орфография.

 

Лексика. Фразеология. Орфография.

 

Состав слова и словообразование. Орфография.

 

Морфология. Именные части речи. Орфография.

 

Морфология. Глагол. Орфография.

 

Морфология. Наречие. Орфография.

 

Морфология. Предлог, союз, частица. Орфография.

 

Изложение.

 

Изложение.

 

Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Пунктуация.

 

Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Пунктуация.

 

 

Текст. Стили речи. Типы речи.

 

 

Употребление знаков препинания.

Литература

  1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение»,- 2001г.
  2. Стандарт основного общего образования по русскому языку.
  3. Примерная программа по русскому языку  (базовый уровень).
  4. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс» - М., «Вако», 2006
  5. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 9 классе» - М., «Просвещение», 2000.

1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

2. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2007.

3. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс. М.: Экзамен, 2007

4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. М.: ВАКО, 2006

6. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. М.: ТЦ Сфера, 2005

7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний обучающихся по русскому языку: 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2004

8.Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 9 классе» - М., «Просвещение», 2000.

9. Егорова Н.В. «поурочные разработки по русскому языку. 9 класс» - М., «Вако», 2006

10. Примерная программа по русскому языку  (базовый уровень).

11.Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение»,- 2001г.

12. Стандарт основного общего образования по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...