Приемы технологии развития критического мышления на уроках
статья на тему
Представлены приемы ТРКМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы технологии развития критического
мышления на уроках
Критическое мышление - это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Д.Халперн
Цели: Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых для учебы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения)
Задачи:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли - признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Д. Халперн считает, что это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.
Качества, необходимые обучающемуся, для овладения критическим мышлением:
- готовность к планированию;
- гибкость: готовность воспринимать идеи других;
- настойчивость;
- осознание: отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других;
- поиск компромиссных решений;
- коммуникативность.
В чём же специфика технологии « Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературы?
Во-первых, учебный процесс строится на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким в учебной ситуации, например, в работе с текстом, организации дискуссий, процесса реализации проектов.
В-третьих, приёмы технологии позволяют обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией на уроках русского и литературы:
- ориентироваться в источниках информации;
- понимать прочитанное;
- оценивать информацию с точки зрения её важности;
- выделять главное в информации;
- убирать второстепенную информацию;
- критически оценивать новые знания;
- делать выводы и обобщения.
Технология «Развитие критического мышления» направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Особенности организации структуры урока по технологии развития критического мышления:
Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление», в ходе которой происходит осмысленная работа ученика с текстом. Главными задачами данной фазы являются активное получение информации, соотнесение нового материала с известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
Третья стадия- стадия «рефлексии». На этом этапе ученик формирует собственное отношение к изучаемому материалу, формулирует вопросы для дальнейшего продвижения в обучении. Происходит выведение знания на уровень понимания и применения, рефлексия своего процесса учения.
Базовая модель «Вызов - Осмысление – Рефлексия» задаёт определённую логику построения урока, последовательность и способы сочетания конкретных методических приёмов, которые помогают осмыслить содержание текста, преодолеть трудности восприятия информации, формулирования целей, обнаружить личностный смысл в материале.
Список литературы
1. Адамский А.Н. Идеи манифеста. Четверть века спустя/Газета «Первое сентября» № 15/2011
2. Леонтьева О.А. Интернет – стихийная школа сотрудничества/ XV Соловейчиковские чтения, 2011
3. Русаков А.А. Педагогическая классика. Новые открытия/Газета «Первое сентября» № 15/2011
4. Тубельский А.С. Школа будущего, придуманная вместе с детьми/Газета «Первое сентября» № 15/2011
5. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга вторая. Метод обучения, - М.: Речь, 2011. – 416 с. ID товара: 306847 ISBN: 978-5-98368-080-7
6. Яновицкая Е.В. Тысяча мелочей Большой дидактики (Минимальные затраты, максимальные результаты.) Пособие для учителей/ Е.В. Яновицкая. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Баласс, 2011. – 480 с. ISBN 978-5-85939-8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Технология развития критическогомышления через чтение и письмо
Даны примеры использования на уроках русского языка и литературы различных приёмов технологии критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-59266-1489697759.jpg)
Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-59266-1489697759.jpg)
Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"
Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации", содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...
Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"
Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-335589-1388161130.jpg)
Использование приемов технология развития критического мышления на уроках биологии, на примере урока в 8классе по теме6 "Кожа - наружный покров оганизма"
Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем.Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприяти...