Методика учебной диагностики (по Балабкиной)
материал по теме

Станкевич Татьяна Леонидовна

Представлена методика учебной диагностики по Балабкиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методика учебной мотивации70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Главная страница газеты «Школьный психолог» • Содержание №23/2000

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ

Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов по следующим параметрам:

— самооценка ученика;
— оценки учителей-предметников.

Сравнительный анализ результатов выявляет рейтинг изучаемых предметов в данном классе и трудности, с которыми встречаются ученики в учебной деятельности.

Этапы методики:

— анкетирование (анкета для учащегося «Мое отношение к учению»; анкета для учителя-предметника «Отношение учащихся к вашему предмету»);
— индивидуальное собеседование отдельных учеников с учителями;
— проведение педагогического консилиума с целью выделения детей «группы риска» и определения основных направлений коррекционной работы с учениками и просветительской — с учителями.

Анкета для учащегося

Ученик должен на бланке для ответов под каждым суждением поставить один из баллов (2 — это про меня, 1 — не уверен, 0 — это не так).
Тип отношения к предмету определяется общим баллом (суммой баллов) по всем суждениям.
Тип отношения к учению определяется как среднее значение общих баллов по предметам:

16—14 баллов — активно-положительный (А);
13—10 баллов — положительный (П);
9—8 баллов — безразличный (Б);
7—5 баллов — отрицательный (О);
4—0 баллов — крайне отрицательный (К).

Анкета для учителя-предметника

Заполняется аналогично анкете для учащегося.

Обработка результатов

Общий балл по предмету по двум анкетам (ученика и учителя-предметника) заносится в сводную таблицу результатов анкетирования. Уточненный результат выставляется после собеседования учащихся с учителями, они должны прийти к общему мнению. 
После заполнения сводной таблицы можно провести количественный анализ результатов анкетирования учащихся и выявить: тип отношения к учению каждого ученика и класса в целом; тип отношения к изучаемым предметам (рейтинг).
Качественный анализ результатов выявляет причины трудностей учащихся, их взаимоотношения с учителями, самооценку, интересы, проявление творчества учащихся.
По результатам исследования выделяются дети «группы риска». В эту группу входят те, кто безразлично или отрицательно относится к учению или имеет проблемы во взаимоотношениях с учителями.

ПРИМЕР ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Дата проведения — декабрь, 1999 год.
Количество учащихся — 13 человек (6-й класс).
Количество учителей — 7 человек (учителя-предметники, работающие с данными детьми).

Оценочные шкалы:

— отношение к учению (5 типов);
— рейтинг предметов;
— уровень самооценки учащихся (завышенная, адекватная, заниженная).

Результаты исследования

Количественные данные представлены в сводной таблице и графически. В графиках использован уточненный результат, полученный после собеседования учащихся с учителями. (Если учитель и ученик не пришли к общему мнению, то есть уточненный результат не получился, то используются оценки учащихся.)
Сравнительный анализ оценок учащихся и учителей выявил разные точки зрения на отношение учащихся к учению по отдельным предметам: по типу отношения не совпадают 29 оценок из 91, что составляет 32%.
После индивидуального собеседования не совпадающих оценок осталось 10.
Учитель биологии считает, что все дети активны, поднимают руку, отвечают на поставленные вопросы. Учащимся же уроки биологии не интересны, они работают на уроке только потому, что обязаны это делать. Сидят тихо, занимаются посторонними делами.
У учителя иностранного языка занижены две оценки (№ 3 — предмет нравится, но не дается произношение; № 7 — по стереотипу «как все»).
Многие учителя признали, что оценивали в основном знания учащихся (хорошо учится — положительное отношение, плохо — отрицательное).
У двух учащихся завышенная самооценка, у десяти — заниженная
Рейтинг предметов определялся по уточненным результатам.
Выделены дети «группы риска»:

— первая группа (безразличное отношение) — № 8 (Наташа О.);
— вторая группа (отрицательное и крайне отрицательное отношение): № 7 (Оля Б.), № 9 (Витя С.), № 12 (Юля Н.);
— третья группа (проблемы во взаимоотношениях с учителем): 8 человек — с учителем биологии; 2 — с учителем иностранного языка.

На педконсилиум выносится обсуждение следующих вопросов:

1. Особенности работы с каждым учеником «группы риска» (представления готовят учитель-предметник, классный руководитель, психолог).
2. Содержание просветительской работы с учителями (готовят — психолог по результатам диагностики; завуч-методист; учителя).

Любовь БАЛАБКИНА,
педагог-психолог, г. Тольятти

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское пособие для классных руководителей "Методики и диагностики"

Авторское пособие для классных руководителей содержит более двадцати методик и диагностик, анкет, позволяющих определить мотивы учебной деятельности учащихся, изучить социализированность личности учащ...

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности

 В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).Предлагаемая методика содержи...

ПАКЕТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ СЕМЬИ

ПАСПОРТ СЕМЬИкласс…………………школа……………………….кл. руководитель………………………………………района……………………………………….…………………………………………………………………………………...

Методика диагностики учебной мотивации Л.Балабкиной

Методика диагностики отношения к учебным предметам психолога Людмилы Балабкиной...

Методика для диагностики учебной мотивации школьников МатюхинойМ.В., в интерпретации БадмаевойН.Ц.

Описание Методики для диагностики учебной мотивации школьников...

Обзор методик диагностики отношения к учебным предметам Л.Балабкиной, М.И.Лукьяновой, Н.В.Калининой

Любовь БАЛАБКИНА,педагог-психолог, г. Тольятти МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮДанная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позво...