Программа "Наставничество"
методическая разработка на тему

Купцов Александр Юрьевич

Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_progr_nastavnichestvo.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Наставничество»

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что осложняет его профессиональное становление;
  • взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями, чему не учат в вузах.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Предлагаемая программа  призвана помочь становлению молодого педагога в период начала его трудовой деятельности, а также при подготовке к его первой аттестации.

В данном случае наставничество является важным и успешным методом, который способствует развитию профессионализма начинающих свою деятельность работников.

Наставник в   образовательной организации – это высококвалифицированный педагог, владеющий современными технологиями, способный к организации и проведению индивидуального практического обучения новых сотрудников.

Деятельность наставника заключается в партнерском взаимодействии, нацеленном на повышение квалификации педагогического работника и обеспечение его конкурентоспобности.

Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления

Метод наставничества отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит не   с отрывом от основной работы, а непосредственно на рабочем месте в рабочее время с постоянной поддержкой нового сотрудника более опытным и высококвалифицированным.

Задачи наставника

Педагог, назначенный наставником у молодого учителя, составляет специальный план работы с подшефным. В этот план обязательно входят следующие моменты:

  • Указать на требования к организации учебного процесса;
  • Обратить внимание на требования к ведению школьной документации;
  • Обсудить формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
  • Ознакомить со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения;
  • Разъяснить вопрос о работе над темой самообразования.

Молодой педагог может надеяться на то, что коллега-наставник поможет ему в таких вопросах, как:

  • Разработка программы своего профессионального роста;
  • Подготовка к первичному повышению квалификации;
  • Выбор темы для самообразования;
  • Подготовка к будущей аттестации;
  • Ознакомление с современными тенденциями в педагогике.

КРИТЕРИИ ОТБОРА НАСТАВНИКОВ

Квалификация сотрудника

Должность: учитель первой или высшей квалификационной категории. Наличие предыдущего опыта наставничества

Показатели результативности

• стабильно высокие результаты образовательной деятельности

• отсутствие жалоб от родителей и учащихся

Профессиональные знания и навыки

• доскональное знание преподаваемого предмета
•  доскональное знание компьютерной программы
•  умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и учащимися

Профессионально важные качества личности

• умение обучать других
• умение слушать
• умение говорить (грамотная речь)
• аккуратность, дисциплинированность
• ответственность
• ориентация на результат
• командный стиль работы

Личные мотивы к наставничеству

• потребность в приобретении опыта управления людьми

• желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам)
• потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации

  Гипотеза Программы

В основе программы лежит гипотеза о том, что профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях образовательного пространства будет успешной, если обеспечить:

  • непрерывность профессионального становления молодого специалиста;
  • сотрудничество молодого специалиста с наставником, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом;
  • постоянный контакт молодого специалиста с менеджерами управления;
  • отслеживание молодым специалистом результатов своей деятельности по профессиональному становлению;
  • реализацию принципов саморегуляции, самопознания, самоопределения, самосовершенствования;
  • использование портфолио как инструмента самооценки педагогической деятельности молодого специалиста и оценки его профессиональных достижений, включая подготовку к аттестации.

С учетом предлагаемой гипотезы формируются цели и задачи наставничества в школе.

Целью  наставничества является минимизация периода адаптации вновь принятых сотрудников и периода освоения новых технологий, при этом решаются следующие задачи:

- повышение качества подготовки и квалификации пед. работников;

- экономия времени на обучение новых работников;

- развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе;

- предоставление новым сотрудникам возможности быстрее достичь хороших показателей в работе;

- предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг;

- снижение текучести кадров.

Как правило, наставник опирается при обучении молодого специалиста на конкретные рабочие ситуации и реальные проблемы. При этом исходный профессиональный уровень обучаемого может быть самым разным - от полного отсутствия нужных навыков до вполне приемлемого опыта, тогда наставник своими советами помогает влиться в коллектив, освоить правила работы и корпоративную культуру образовательной организации.

 Изначально новых сотрудников можно разделить на следующие   группы:

  1. Молодые педагогические работники после окончания учебного заведения;
  2. Педагоги из других образовательных учреждений: ВУЗа, школы;
  3. Педагоги, имеющие перерыв в педагогической деятельности;

Исходя из заявленной цели,  необходимо предположить решение    следующих задач:

- адаптация в новом образовательном учреждении и коллективе;

- помощь по оформлению учебной и отчетной документации и ведению мониторинга;

- использование педагогических приемов и технологий для повышения образовательных достижений обучаемых;

- профессиональное становление и подготовка к аттестации.

  Цель и задачи программы.

 Цель программы: обеспечение эффективного вхождения в должность молодого педагога и уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в новую работу; формирование педагогически и методически грамотного учителя.

Задачи программы:

  • создать условия для профессионального становления молодого учителя, самореализации его в   школе;
  • оказать помощь молодому учителю во внедрении современных технологий в образовательный процесс;
  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого специалиста;
  • формировать и воспитать у молодого специалиста потребность в непрерывном самообразовании

  Этапы сотрудничества наставников с молодыми специалистами:

I этап. Теоретико-методологический, проектировочный (1 уч. год)

Задачи этапа: выявление   сильных и слабых сторон деятельности молодых специалистов и разработка основных направлений работы с ними.

Содержание этапа:

  • принятие решения о разработке Программы;
  • сбор информации для формирования плана действий;
  • создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества образовательного процесса;
  • создание пакета локальных актов по реализации Программы.

 Разработка положений:

-  критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником (приложение 1);

– о Школе молодого специалиста (приложение 2);
– проведении Недели молодого специалиста
 (приложение 3) ;
– конкурсе профессионального мастерства.

II этап. Деятельностно-технологический (1 уч. год)

Задача этапа: реализация основных положений Программы.

Содержание этапа:

  • организация внутришкольных семинаров, мастер-классов, постоянно действующих проблемных курсов для повышения профессионального мастерства молодого специалиста;
  • внедрение современных педагогических технологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов;
  • организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в зоне ближайшего развития;
  • проведение мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса;
  • изучение и обобщение материала, накопленного молодыми специалистами.

III этап. Контрольно- оценочный (1 уч. год)

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности деятельности молодого специалиста.

Содержание этапа:

  • осуществление проблемного анализа по результатам мониторинга, контрольно-оценочных процедур учителя;
  • внедрение рейтинговой оценки качества деятельности молодого специалиста;
  • разработка рекомендаций по обновлению образовательных программ каждого учителя;
  • изучение и обобщение опыта работы по Программе, отслеживание результатов;
  • внедрение новаций в структуру и организацию образовательного процесса;
  • подготовка и реализация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов в виде презентаций, сайтов, проектов, программ;
  • формирование банка информации об опыте внедрения программы профессионального становления молодого специалиста.

  Параметры становления профессионального мастерства молодого учителя в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:

  • социального, суть которого заключается в закреплении молодого педагога в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли;
  • профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций;
  • психологического. Включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.

Программа поможет становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
  2. профессиональное самоопределение,
  3. творческая самореализация,
  4. проектирование профессиональной карьеры,
  5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

  Основные мероприятия

Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Важным этапом в профессиональном становлении учителей является первый год работы в школе.

Цель наставничества на первом году работы молодого учителя: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.

Сроки

Что проводится

Привлекаемые сотрудники

Предполагаемый результат

Сентябрь

Изучение мотивации педагогической деятельности.

Ознакомление с основными требованиями к школьной документации.

Портфолио молодого специалиста

заместитель директора по учебной работе

методист,

руководитель МО

Характеристика на основе наблюдений, бесед

Создание портфолио

Октябрь

Адаптация в педагогическом коллективе. Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий

Назначение наставника.

заместитель директора по учебной работе,

методист,

руководители МО

Создание пар «Молодой учитель-наставник»

Пополнение портфолио

Ноябрь

Беседы с молодыми учителями по результатам первой четверти

зам дир по УВР, методист, руководители МО

Диагностика учебных достижений учеников молодого учителя

Декабрь

Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий

директор школы,

заместитель директора по учебной работе,

руководители МО

Анализы уроков, внеурочных мероприятий

Январь

Изучение отзывов учеников  и их родителей

Заседание МО

заместитель директора по учебной работе,

 руководители МО

беседы

Февраль

Беседы с молодыми учителями по результатам второй четверти. Изучение качества знаний, умений и навыков учащихся молодого специалиста в процессе ВШК

руководители МО

беседы

Март

Взаимопосещение уроков.

Участие молодого учителя в анализе уроков, анализе тематических выставок учителей школы

заместитель директора по учебной работе,

учитель-наставник

Май

Подведение итогов

зам дир по УВР, председатели МО,

учитель-наставник

Выставки

 Круглый стол

Занятия с молодыми специалистами:

  • Учебный план – Рабочая программа учителя – тематическое планирование.
  • Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)
  • Методические требования к современному уроку.
  • Соответствие методов обучения формам организации урока.
  • Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников.
  • Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы и методы.
  • Школьная документация.
  • Организация индивидуальных занятий с высокомотивированными на учёбу обучающимися.
  • Организация индивидуальных занятий со  слабо мотивированными на учёбу обучающимися.

Оценка деятельности молодого специалиста

Главным инструментарием для оценки деятельности молодого специалиста является мониторинг.

В мониторинговом исследовании используются разные способы и каналы получения информации для оценивания и диагностики педагогической деятельности молодого специалиста, в т. ч.:

  • анализ статистических данных;
  • анкетирование;
  • анализ документов.

Сбор, систематизацию и обобщение информации, написание анализа педагогической деятельности молодого специалиста осуществляют временные рабочие группы, сформированные из числа представителей управленческого звена школы, членов педагогического коллектива, руководителей методических объединений.

В результате оценивания профессионально-педагогической деятельности молодого специалиста определяются следующие уровни:

"высокий" – позволяет получать стабильно высокие результаты;

"достаточный" – результаты адекватны поставленной задаче;

"удовлетворительный" – дает возможность избежать грубых ошибок;

"недостаточный" – не гарантирует отсутствие грубых ошибок;

"низкий" – не позволяет получать даже приблизительно приемлемый результат.

Оценка по основным параметрам может быть: комплексной, охватывающей одну из сторон или текущую деятельность. Такая оценка складывается на основании исследования выполнения отдельных функций. В таблице приведены основные параметры оценки деятельности молодого педагога и способы их определения.

  • Параметры
  • Способы определения
  • Стабильный результат образования отражает объем предметных знаний и умений учащихся и положительную динамику их воспитанности и развитости
  • Анализ школьной документации: результатов контрольных работ, зачетов, экзаменов и т. п.
  • Разумность и допустимость затрат сил и времени ученика и учителя
  • Анализ деятельности учителя, оценка стиля его работы, изучение отношения учеников к предмету, учителю, опрос родителей, сбор и анализ данных по самочувствию учеников
  • Способы достижения результата: педагогически выверенное применение известных рекомендаций, последовательность действий; новаторство
  • Анализ урока, оценка используемых методических приемов и способов, целесообразность их применения в различных ситуациях, соответствие целевых установок урока особенностям изучаемого материала, возможностям учащихся
  • Владение педагогической технологией
  • Новизна, оригинальность, целесообразность способов достижения результата
  • Отчеты учителей по изученной научно-методической литературе, посещениям методического семинара и участию в его работе, по положительным изменениям в организации урока и внеурочной работы
  • Профессиональный рост учителя, качество самообразования, владение современными образовательными технологиями

  Прогнозируемые результаты реализации Программы

Прогнозируемые результаты реализации Программы:

апробация Программы в условиях образовательного пространства;

освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя;

  • повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;
  • повышение педагогического мастерства молодого специалиста;
  • достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;
  • становление молодого учителя как учителя-профессионала;
  • улучшение имиджа школы.