публичное представление педагогического опыта
методическая разработка на тему

Персикова Татьяна Алексеевна

 Чтобы повысить уровень сформированности правильной читательской деятельности школьников, следует больше опираться на технологию продуктивного чтения. Она позволяет формировать квалифицированного читателя, в котором заинтересовано современное общество. Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС, максимально приближена к естественному процессу чтения и позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

       Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

        Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.zip909.52 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя истории

МБОУ «Барашевская СОШ»  

Теньгушевского муниципального района РМ

Персиковой Татьяны Алексеевны

Деятельностный подход в обучении:

технология продуктивного чтения на уроках истории.

«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат». (Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО). (слайд1)

Всякое учение – деятельность

Деятельностный подход   осуществляется   на   всех   этапах учебного процесса — при целеполагании, планировании и организации учебных занятий, проверке и оценке достижений школьников. Чем более самостоятельно   работают    учащиеся,  тем более внимательным и гибким должно быть сопровождение самостоятельной деятельности

Основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе:

-      ценностно-смысловая;

-      образовательная, учебная;

-      познавательная;

-      информационно-коммуникативная. (слайд 2)

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА  УРОКАХ ИСТОРИИ.

 Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. (слайд 3)

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им государственного стандарта знаний

        Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. (слайд 4)

           Главная  цель  педагогической деятельности – это формирование  саморазвивающейся  личности, желающей  и умеющей учиться.  Для  достижения своей цели  в своей работе применяю технологии…(слайд 5). К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в рамках ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов.

        Почему? Потому что на каждом этапе урока предполагается целостное или частичное использование одной из них.

        Как известно, учебник до сих пор остается важнейшим и универсальным средством обучения истории, значение которого трудно переоценить даже в условиях бурного развития ИКТ. В процессе работы с учебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.  Сформированность умений работать с учебником позволяет более экономно и эффективно использовать учебное время – как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. (слайд6)

        Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.

        Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества обучения в среднем звене является целенаправленное управление чтением учащихся.

          В условиях перенасыщенности информационной среды самостоятельная работа с учебником требует новых подходов. На своих уроках я использую технологию продуктивного чтения.  (слайд6)

        Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

   Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Она формирует:

  • коммуникативные УУД;
  • умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию;
  • умение адекватно понимать собеседника (автора);
  • умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;
  • познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста).

      Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу учащихся так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем–партнёром, наблюдателем и наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

       Таким образом, главное преимущество данной технологии – активная позиция ученика к содержанию текста. Учебный текст становится средством для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

         Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:

•        фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде),

•        подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»),

•        концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

         Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

          Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения. (слайд 7)

1.        Работа с текстом до чтения – предположение, о чем будет текст по его названию, иллюстрациям, выделенным словам (просмотровое чтение). 

              Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, названию, иллюстрациям.  

           Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

           Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения.

           Этапы работы:

*работа с заголовком параграфа или главы;

* начальная мотивация на овладение знаниями;

* первоначальные навыки исследовательской  работы при доказательстве или опровержении гипотез.

2.        Работа с текстом во время чтения – изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делаются паузы в чтении для того, чтобы:

   •задать вопрос автору по прочитанному (В),

   •предположить ответ (О),

   •при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П).

       Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

       Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

       Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.

3.    Работа с текстом после чтения – формулирование его главной мысли (концепта), в т.ч. с помощью рефлексивного чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

         В технике активно-продуктивного чтения используются разнообразные технологические приёмы:

ПРИЁМ «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» (слайд 8)

          В начале урока учащимся рассказывается загадка (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

          Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.

        Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

ПРИЁМ «ОЦЕНКА ТЕКСТА» (слайд 9)

        Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа. Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» учащимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:

  1. Какие разделы встречаются в тексте?
  2. Какие слова выделены курсивом?
  3. Почему они так выделены?
  4. Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?
  5. Какой раздел параграфа самый большой? Как, по-вашему, почему?

       Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия его критичного осмысления.

ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС» (слайд 10)

        Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. «Стоимость», важность вопросов может быть разной. Необходимо обязательное ранжирование вопросов:

•        Вопросы, направленные на репродукцию знаний начинаются со слов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.

•        Вопросы, направленные на репродукцию процесса начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.

•        Вопросы на выявление причинно-следственных связей начинаются со слов «Почему…?», «В чём причины…?» и т.п.

•        Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».

           Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.

ПРИЁМ «КУБИК БЛУМА» (слайд 11)

         Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

         На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

         Ученик или я сама бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.

         Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания и повторительно-обобщающих уроках. Дети без труда составляют вопрос и отвечают на него.

ПРИЁМ «СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ» (слайд 12)

        Ребятам на уроке предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Также ребята составляют ребусы, кроссворды, головоломки. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.

         Составь задание. Найди в череде букв названия восточнославянских племенных союзов:

   АУОВГВУСЛОВЕНИПГРДЖУО-ПОЛЯНЕГООКНОКУВСЕВЕРЯНЕПРАГОДРЕВЛЯ НЕПРУВГОПОЛОЧАНЕАРТУПГ

        Такие задания лучше задавать на дом, так как на уроке не хватает времени на их составление.

ПРИЕМ «ПОМЕТКА НА ПОЛЯХ» (слайд 13)

        Прием «Пометка на полях» является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Правда, учитывая возрастные особенности детей, использование данного приема в школе имеет свою специфику.

          Изучение новой темы по истории при использовании данного приема состоит из 4 этапов:

1) Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора. После объяснения темы занятия предлагаю учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях.

2) Второй этап – работа в парах – обмен информацией, дополнение друг друга. Пары объединяются в группы (по 4 человека) и обсуждают, происходит «сброс идей в корзину». Каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Необходимо систематизировать материал (таблица, схема и т.д.)

3) Третий этап – осмысление (пометки на полях, составление таблицы). Каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.

        Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Ученики знакомятся с маркировочными знаками и по мере чтения они ставят их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

•        Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

•        Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

•        Знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

•        Знаком «вопрос»  отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

4) Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания). Подвожу итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашиваю, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?

Дети формулируют вопросы. После изучения текста ученикам предлагается составить таблицу со следующими колонками:

Знал        Узнал        Хочу узнать

                   

        В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома. Возможен и другой вариант работы с данной таблицей. Она используется на первом этапе работы (вызов) для проверки домашнего задания и актуализации темы.

        Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы ученикам предлагается вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.

        Особое внимание обращаю на последнюю колонку «Хочу узнать», даю рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на   интересующие их вопросы.

         

ПРИЁМ «АНАЛИТИК» (слайд 14)

        Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

         Необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

         В качестве примера можно привести задание на уроке «Экономическое развитие Российской империи в начале XX века» в IX классе: «На основе представленного ниже цифрового и фактического материала сформулируйте и запишите выводы о некоторых тенденциях экономического развития России в начале XX в.»

1.        В 1903 г. на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек работало 48,7% всех рабочих России, в 1910 г. – 53%, в 1916 г. – 56,5%, что превышало показатели всех стран.

2.        В 1903 г. в России насчитывалось 207 металлургических заводов, а в 1912 г. – 167, но выплавка металла на них увеличилась в 1,5 раза.

3.        В 1912 г. на 9 металлургических заводах сосредоточилось 4/5 мощностей всех двигателей, 4/5 рабочих-металлистов. Они выплавляли половину российского чугуна.

4.        В 1902 г. 17 металлургических заводов Юга объединились в акционерное общество, называвшееся «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» («Продамет»), с основным капиталом в 900 тыс. р. Вскоре число входивших в синдикат объединений достигло 30.

5.        В начале века под покровительством Русско-Азиатского банка возник концерн И. И. Стахеева, контролировавший 41 предприятие (металлургические заводы Урала и Подмосковья, хлебную торговлю, мукомольную промышленность, 8 текстильных фабрик и др.).

6.        В начале века в Москве был образован концерн Н. А. Второва, возглавлявшего «Общество внутренней и внешней торговли». Сначала Второв действовал в контакте с Московским банком братьев Рябушинских, а затем создал свой Московский промышленный банк с капиталом 30 млн. р., под эгидой которого были построены крупные заводы: «Электросталь», автомобильный «АМО», химический, артиллерийские и т. д.

        Таким образом, чтобы повысить уровень сформированности правильной читательской деятельности школьников, следует больше опираться на технологию продуктивного чтения. Она позволяет формировать квалифицированного читателя, в котором заинтересовано современное общество. Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС, максимально приближена к естественному процессу чтения и позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

       Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

        Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного рос-

сийского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"

Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Рябова Александра Владимировича, учителя технологииМБОУ «Подлесно-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Кочкуровского...

Публичное представление педагогического опыта

В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она ...

Публичное представление педагогического опыта

Анализ деятельности по проблеме и результаты....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление педагогического опыта

 Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы,...