"Развитие творческих способностей воспитанников школьного возраста социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних через настольные и дидактические игры"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области
Обобщение опыта по теме:
«Развитие творческих способностей воспитанников школьного возраста социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних через настольные и дидактические игры»
Кудрявцева Татьяна Анатольевна
воспитатель
МБУ «СРЦдН» Ивнянского района
ИВНЯ
2018
Содержание:
Информация об опыте.…………………………………………………………....3
Технология описания опыта……………………………………………………...9
Результативность опыта……………………………………….………………...14
Библиографический список…..............................................................................18
Список приложений. ……………………………………………………………19
Раздел I
Информация об опыте
Условия становления опыта
Свою педагогическую деятельность осуществляю в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. В нашем учреждении проходят реабилитацию дети с 3 до 18 лет. Группы воспитанников сформированы по возрастным параметрам. В настоящее время в нашем центре проходят реабилитацию 35 воспитанников, в основном дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В нашей группе проходят реабилитацию 9 воспитанников школьного возраста. Уровень знаний и умений у них средний по всем направлениям деятельности. Воспитанники испытывают дефицит внимания со стороны родителей, имеют низкий уровень творческих способностей, заниженную самооценку. Творческие способности и познавательные потребности воспитанников школьного возраста реализуются через настольные и дидактические игры. Таким образом, в учреждении созданы все условия для развития творческих способностей воспитанников.
Перед нами стоит проблема: развивать уровень творческих способностей детей, что поможет ребёнку стать полноценным членом общества, детского коллектива, научиться правильной самооценке и адекватному поведению в различных ситуациях.
Всем известно, что дети, проживающие в государственных учреждениях, отстают в развитии от сверстников, которые воспитываются в семье.
Для начала мы постарались выявить уровень творческих способностей у детей школьного возраста.
Диагностические исследования уровня развития
творческих умений и навыков
Год | Количество воспитанников | Высокий уровень % | Средний уровень % | Низкий уровень % | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
2013 | 11 | 11 | 15 | 47 | 68 | 41 | 27 |
2014 | 12 | 12 | 15 | 45 | 50 | 43 | 35 |
2015 | 11 | 23 | 32 | 47 | 39 | 40 | 29 |
2016 | 14 | 34 | 12 | 41 | 63 | 35 | 25 |
2017 | 10 | 15 | 17 | 40 | 45 | 45 | 3 |
Актуальность опыта
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Сухомлинский В. А
Проблема развития творческих способностей не нова. Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес к творчеству представляет важный и благоприятный фактор в развитии личности ребенка. Современная дидактика, опираясь на современные достижения педагогики, видит в творческом развитии ребёнка большие возможности для формирования личности в целом.
Осуществляя задачу развития творческих способностей у детей, нужно руководствоваться общими педагогическими требованиями эстетического воспитания:
- учить видеть, чувствовать и понимать красоту окружающей действительности;
- оберегать детское творчество от «штампа» пустого подражательства, слепого копирования;
- всемерно поддерживать у детей даже самые слабые попытки творчества;
- предъявлять требовательность к результатам творчества учащихся, учить их добиваться исполнения лучших образцов.
Диагностика показала, что у наших воспитанников низкий уровень развития творческих способностей. В условиях социально-реабилитационного центра есть все условия для реализации целей и задач, которые мы ставим перед собой, посредством которых решаются проблемы:
-адаптация детей в коллективе;
-развитие творческих способностей;
-межличностное общение подростков;
-развитие качеств мышления, которое формирует креативность.
Ведущая педагогическая идея опыта
На основании проведенных диагностических исследований, которые показали средний уровень развития творческих способностей детей, мы пришли к выводу, что сможем повысить творческие умения и навыки воспитанников через настольно-дидактические игры. Наш опыт направлен на развитие творческих способностей во время игровой деятельности, проявляющей интерес к различным видам творчества через настольные и дидактические игры.
Цель опыта - процесс включения игровых занятий по развитию творчества, воспитание активной личности, умение организовать игровую деятельность, желание проявить творческие способности изобретательность, фантазию, самостоятельность.
Перед нами стоят задачи:
-организовать игровую деятельность воспитанников так, чтобы ребёнок чувствовал себя готовым к творческому воображению;
-сформировать самостоятельность, инициативность, свободу поведения и самооценку;
-научить ребёнка осмысливать свои действия во время настольно-дидактических игр;
-воспитание творчески-развитой личности во время игровой деятельности через настольно - дидактические игры.
Решив эти задачи, мы сможем воспитать творчески активную личность, проявляющую интерес к различным видам творчества и желанию трудится.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом длилась в течение пяти лет. Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1 этап. Констатирующий. (Сентябрь 2013 - ноябрь 2013 года). Анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта реабилитации и развитие творческих способностей воспитанников через настольные и дидактические игры, подбор диагностического материала, выявление уровня развития творческих способностей детей школьного возраста.
2 этап. Формирующий. (Декабрь 2014 - февраль 2016 года). Была проведена апробация применения настольных и дидактических игр, в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних.
3 этап. Контрольный. (Март 2016 – декабрь2016 года). Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных настольных и дидактических игр, в целях развития творческих способностей детей.
Диапазон опыта
Реализация данного опыта возможна в условиях социально- реабилитационного центра через комплекс упражнений и игр: «Тренинг развития креативности и творческих способностей». Работа по обозначенной теме предусматривает создание условий и внедрение во внеурочную деятельность, новых техник, совершенствование форм и методов, оптимальное сочетание репродуктивных и нетрадиционных методов и форм в коррекционной - развивающей работе, способствующих удовлетворению актуальной потребности ребёнка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Опыт тесно взаимосвязан с образовательным процессом дополнительного образования детей в учреждении.
Одним из важных условий реализации опыта является правильная организация развивающей среды.
Условия реализации опыта по развитию творческих способностей у воспитанников социально-реабилитационного центра.
Материальная база | Теоретическая база | Раздаточный материал |
Набор дидактических игр, набор настольных игр, . | Комплекс дидактических игр для развития творческих способностей. Составил И.Я Гуткович с помощью элементов ТРИЗ. «Развитие эмоционального мира» 1996г. Хухалева О.Н. | Сюжетные картинки, раскраски, пазлы. |
Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта – важнейший фактор воздействия на ребёнка - систематическая, воспитательно-реабилитационная работа направлена на развитие творческой личности воспитанников, через настольные и дидактические игры.
Степень новизны заключается в комбинации элементов инновационных методик при работе с воспитанниками, в разработке специальных упражнений для самостоятельной деятельности детей. Интегрированные коррекционно-развивающие занятие, направлены на самореализацию личности ребёнка во время творческой деятельности через настольно-дидактические игры.
Для реализации поставленной цели ставлю следующие задачи:
- исследовать различные виды творческой деятельности, через настольно-дидактические игры;
- использовать диагностику по развитию творческих умений и результативности воспитанников, на основе которой корректирую свою педагогическую деятельность;
- проводить мониторинг развития творческих возможностей и способностей детей школьного возраста с целью их дальнейшего развития
Всем нам известно, что эффективным анализом педагогических феноменов является понятие «парадигма». Если раньше главным оказалась цель образования, а не сам ребёнок, то теперь, в настоящее время, основной ценностью провозглашается личность, которая с помощью педагога выбирает тот путь воспитания, который поможет достичь наилучших результатов. Варианты типологий педагогических парадигм, предложенных Паскаль, Прохорова Л, показывают, что для воспитателя оказывается значимым каждый ребёнок в любом его состоянии, его переживания, его жизненный путь и опыт, вектор индивидуального развития, а для этого необходимо вовлечь ребёнка в процесс самостоятельного поиска истины.
Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей: Я. Коменский, А. Макаренко, Д. Ушинский и другие. Концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и развития творческих способностей содержат работы: А.И. Арнольдова, Ю.П. Азарова, Т.И. Баклановой, С.Н. Иконниковой, В.П. Исаенко, В.С .Кузина, Г.А .Праздникова, Ю.А. Стрельцова и других.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала детей школьного возраста и развитию у них природных творческих способностей. Основными методами работы является проявление своего передового творчества, используя разные виды настольных и дидактических игр и вовлечение воспитанников в эту деятельность.
Характеристика условий,
в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть реализован в учреждениях социальной защиты населения: социально-реабилитационных центрах и учреждениях для детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в учреждениях реализующих дополнительное общеобразовательные программы. Реализация содержания опыта работы предполагает деятельность педагога с детьми 7-10 летнего возраста. Данный подход в работе можно использовать в практике любого воспитателя, студентов, молодых специалистов.
Раздел II
Технология описания опыта
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, настольные и дидактические игры. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
Технология подготовки и проведения игровых занятий
В процессе деятельности по подготовке и проведению игровых занятий решаются педагогические задачи:
- создание условий для проявления индивидуальности каждого воспитанника, его творческих способностей;
- формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка;
- формирование коллектива как благоприятной среды развития и развития творческих способностей;
- развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику;
- усвоение детьми творческих умений, через настольные и дидактические игры.
Основные компоненты развивающих игр:
1.ЦЕЛЕВОЙ – установки на предстоящее усвоение материала.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ – включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ – дети являются помощниками воспитателя в проведении мероприятия, а также его активными участниками, где происходит актуализация жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
4.ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ – в качестве критериев оценки результативности занятия вступают проявление и обогащение жизненного опыта воспитанников, индивидуально-личностное значение полученной информации.
Формы игровых занятий различны, но все они направлены на достижения поставленных целей. Я хочу отметить, что все формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных воспитателем.
По словам В.П. Созонова, «занятие с детьми в неурочное время есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». Необходимо, чтобы творчество было потребностью и органично вплелось в систему воспитательной деятельности группы и всего педагогического коллектива центра.
Работа по подготовке школьников к развитию творческих способностей включает в себя несколько аспектов:
- развитие творческих способностей детей нужно начинать с дошкольного возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие творческих способностей у детей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного настроения.
Общение во время проведения игровой деятельности –это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы воспитанники ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении занятия, но и определении темы занятия. Я стараюсь создать комфортный климат в группе, такой психологический настрой, чтобы у детей было желание высказывать своё мнение, не бояться ошибиться или быть не понятым.
Я предложила детям правила общения во время игры:
а) с уважением относиться друг к другу;
б) у каждого есть право быть выслушанным и понятым;
в) пока один предлагает, все его слушают.
В ежедневной работе по развитию творческих способностей я отдаю предпочтение таким формам проведения занятий как:
- игра;
-праздники;
-викторины;
-конкурсы и др.
В ходе воспитательной работы лучше всего развивать творческие способности, у детей школьного возраста, на занятиях посредством игровой деятельности. Настольные и дидактические игры проводятся с целью воспитания и развития воспитанников, «творческая игра, как пишет М.Ф. Фомичёва, даёт детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события». Творческие умения и навыки также развиваются во время сюжетно-ролевых игр, в инсценировке различных произведений. М.Ф. Фомичёва утверждает, что игра - это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.
При решении задач развития творческих способностей у школьников, через настольные и дидактические игры, я выделила следующие формы игровой деятельности:
-парная;
-групповая;
-индивидуальная
Специфика педагогических технологий, используемых в реабилитационной работе с воспитанниками.
Совместная деятельность | Специально организованное обучение | Самостоятельная деятельность |
Диагностика Праздники Дискуссия Викторины Конкурсы Комплексные занятия. | Игровые занятия, требующие длительной подготовки. Практические занятия по обучению детей правилам ОБЖ Работа по формированию КГН | Чтение художественной литературы. Настольные и дидактические игры Сюжетно – ролевые игры. Участие в конкурсах |
1.Совместная деятельность формирует умение работать в коллективе, умение договариваться, способность улаживать разногласия и конфликтов.
2.Специально организованное обучение предусматривает получение теоретических и практических знаний и умений.
3.Самостоятельная деятельность детей метод работы, когда дети самостоятельно выполняют задание, закрепляя ранее полученные знания и умения.
Игра рождается по мере развития и усложнения процессов познания, общения через разнообразные формы творческой деятельности в условиях воспитания. В процессе игры не только реализуются накопительная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшее развитие многообразных психологических процессов.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, модель типа человеческих отношений и проявлений определённой деятельности. Как показывает опыт работы, воспитанники с большим желанием и заинтересованностью принимают участие в различных видах игровой деятельности. Дисциплинированность, взаимопомощь влияют на формирование многих нравственных качеств личности ребёнка.
При проведении диагностики выяснилось, что специально организованные и систематически проводимые настольно – дидактические игры, способствуют повышению уровня творческих способностей у детей школьного возраста. Как показывает опыт работы, наиболее результативными являются специальные настольные игры, в которых могут принять участие, как младшие, так и старшие школьники («Лото», «Я водитель», «Хоккей», «Шахматы») и т.д. Особенно, если игра имела знакомое название, это помогало привлечь малоинициативных, «настороженных» воспитанников. Во время проведения настольно-дидактических игр дети не только развивают творческие способности, но, как правило, развивают устную речь, умение вести диалог друг с другом.
Результативность опыта
Критерием результативности опыта является положительная динамика в развитии творческих способностей воспитанников школьного возраста. С этой целью использовались: методика диагностики В. Синельникова, В. Кудрявцева «Развитие творческих способностей».
Сводная таблица результатов «Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей» В. Синельникова, В. Кудрявцева предоставлена в Приложении №2
Анализ результатов развития уровня продуктивной деятельности показал:
За 2013 год высокий уровень творческих способностей составляет - 49%, уровень выше среднего - 38%, средний уровень развития творческих способностей -13%, показатель низкого уровня развития творческих способностей не выявлено.
За 2014 год у детей отмечается 54% высокий уровень творческих способностей ,40% уровень выше среднего, 6% средний уровень развития творческих способностей, показатель низкого уровня развития творческих способностей не выявлено.
За 2015 год у детей отмечается 68% высокий уровень творческих способностей ,19% уровень выше среднего, 13% средний уровень развития творческих способностей, показатель низкого уровня развития творческих способностей не выявлено.
За 2016 год у детей отмечается 67% высокий уровень творческих способностей ,33% уровень выше среднего, средний уровень развития творческих способностей и показатель низкого уровня развития творческих способностей не выявлены.
За 2017 год у детей отмечается 69% высокий уровень творческих способностей ,23% уровень выше среднего, 8% средний уровень развития творческих способностей, показатель низкого уровня развития творческих способностей не выявлено.
Общий анализ за период с 2013 по 2017 год оказывает, что высокий уровень развития продуктивной деятельности у воспитанников школьного возраста составил 62%, выше среднего – 31%, средний – 8%. Низкий уровень – не выявлен, что говорит о положительной динамике развития продуктивной деятельности у детей.
С целью определения уровня развития творческих способностей детей школьного возраста были использованы следующие методики:
1. Методика «Солнце в комнате»
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
2. Методика «Складная картинка»
Основание. Умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Примеры диагностических таблиц, используемых для диагностики уровня развития творческих способностей детей представлены в Приложении №1.
Сводная таблица изучения уровня развития
творческих способностей детей
Год | Кол-во детей | Уровень развития творческих способностей на начало года | Уровень развития творческих способностей на конец года | ||||||
В | ВС | С | Н | В | ВС | С | Н | ||
2013 | 10 | 15% | 15% | 17% | 53% | 60% | 10% | 15% | 15% |
2014 | 8 | 10% | 12% | 15% | 63% | 68% | 12% | 10% | 10% |
2015 | 10 | 18% | 10% | 10% | 62% | 70% | 15% | 10% | 5% |
2016 | 12 | 24% | 13% | 12% | 51% | 75% | 20% | 5% | 5% |
2017 | 14 | 21% | 14% | 11% | 54% | 80% | 15% | 5% | 5% |
За 2013 год высокий уровень творческих способностей повысился на 45%, низкий уровень развития творческих способностей уменьшился на 38%.
За 2014 год высокий уровень творческих способностей повысился на 58%, низкий уровень развития творческих способностей уменьшился на 53%.
За 2015 год высокий уровень творческих способностей повысился на 52%, низкий уровень развития творческих способностей уменьшился на 57%.
За 2016 год высокий уровень творческих способностей повысился на 51%, низкий уровень развития творческих способностей уменьшился на 46%.
За 2017 год высокий уровень творческих способностей повысился на 59%, низкий уровень развития творческих способностей отсутствует.
Общий анализ за период с 2013 по 2017 год показывает, что высокий уровень развития творческих способностей составил 71%.
Опыт работы показывает, что применения настольных и дидактических игр в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних дает положительный результат в развитии творческих способностей воспитанников школьного возраста. Общий анализ показывает, что средний уровень положительной динамики развития творческих способностей воспитанников за 2013-2017 года составляет -67%.
Результатом обобщения опыта по теме: «Развитие творческих способностей воспитанников школьного возраста в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних через настольные и дидактические игры» является готовность педагога к распространению и популяризации данного опыта. Воспитанники и педагог являются постоянными активными участниками, призерами и победителями в конкурсах различного уровня, выставках декоративно-прикладного творчества, проектах. В 2016 году воспитатель получила сертификат за активное участие в реализации проекта «Развитие индустрии творчества на территории Ивнянского района и звание «Мастер своего дела».
Библиографический список
1. Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии. - 1990 №4.
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз,
6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992.
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание.
9. Черкова, М.А. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся. / М.А. Черкова, А.М. Чибизова. - Кемерово, 1995. – 249с
10. Развитие и диагностика способностей / Под редакцией В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. - М., 1991.
11.Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет Развитие музыкальных способностей воспитанников школьного возраста на занятиях по интересам
Буклет информирует о развитии индивидуальных способностей воспитанников по видам музыкально-игровой деятельности и содержит фотографии....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных зада...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности
Самообразование...
Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В основе любого созидания лежит труд, чтобы творить надо трудиться.. Развитие и воспитание творческих способностей воспитанников решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к ...
План по самообразованию музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д
Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
План работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
- Мне нравится (1)