Главные вкладки

    Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра
    статья на тему

    Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_opyt_antonova_o._e.docx34.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра

    Всегда найдется дело для умелых рук,

            Если хорошенько посмотреть вокруг.

            Мы чудо сотворить сумеем сами

            Нашими умелыми руками.

    Актуальность и перспективность опыта

    Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер. 
             Развития творческих способностей является  педагогической проблемой, не теряющей с течением времени актуальности, требующей пристального внимания и дальнейшего развития. Творческие люди, мыслящие не шаблонно, во все времена определяли прогресс цивилизации, могли увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Насколько веселее и счастливее живут люди, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах.  Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации. Творческий человек, как правило, более успешен во всем - от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем.

    Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни.

    Большой потенциал для развития детского творчества заключен в  декоративной деятельности детей. С давних времен людям нравилось украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир, потому что декоративно-прикладное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живет только ценное, великое, идущее из глубины души.

    Занятия ручным трудом  смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В процессе работы у детей получается реальный и привлекательный продукт.

    Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    Выбор темы был для меня очевиден. Так как я люблю мастерить, вязать, конструировать, то решила этому научить и своих воспитанников.

    Наша страна находится на таком этапе своего развития, когда требуются творческие люди, способные находить нестандартные, принципиально новые решения любых поставленных задач. Однако, чтобы являться субъектом художественно-творческой деятельности и творить по законам красоты, ребенку нужен ориентир.

    В Конвенции о правах ребенка сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения,  имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития». Другими словами, реабилитационный центр это- дом, где согреваются детские сердца, где им подарят тепло, уют, а главное – любовь.  Здесь жизнь обретает смысл, здесь любят, заботятся, воспитывают и всегда готовы прийти на помощь. Здесь царит атмосфера добра, понимания и сострадания, которая не возникает сама по себе, которую создают работающие в центре люди.

       Я работаю воспитателем в социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних «Солнышко»  в группе старшего школьного возраста. На мой взгляд, развитие творческих способностей составляет важную задачу процесса реабилитации воспитанников, так как способствует проявлению познавательной активности, открывает возможности активного познания мира и себя. Коррекционная работа  направлена на развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей воспитанников через освоение различных  техник декоративно- прикладного искусства.

    Я считаю подростковый возраст одним из самых продуктивных в развитии творческого потенциала человека, ведь кто из нас, будучи подростком, не писал стихи, пытался рисовать картины в разнообразном стиле, пытался овладеть музыкальным инструментом? Кризисный подростковый возраст открывает новые грани человека в самом себе, выводит на новый уровень взросления личности. Н. А. Бердяев (1989) считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком. Движущая сила человечества – это творческие личности. В работе с подростками важно направить процесс на формирование значимых для развития творческого мышления, использовать возрастные мотивы; пробудить в подростке инициативу и самостоятельность принимаемых решений; помочь преодолеть свертывание детского «наивного» творчества и пробудить «новое» мышление на более высоком уровне.

    Знакомство с декоративной деятельностью -  самый доступный и привлекательный для  детей вид творческого труда. Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве - искренность. Это условие удовлетворяет творчество и возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности. Возникает педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка желание «сочинять».  Способность «сочинять» – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и применение их на практике. Способности проявляются тогда, когда ребёнок проявляет личную заинтересованность в деятельности.

    В ведущей деятельности особое внимание обращаю на декоративно - прикладное творчество. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством.  Выполнение коллективных работ способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между       мальчиками и девочками, старшими и младшими. 

    Теоретическая база опыта

    Многочисленные педагоги и психологи (О.В. Дыбина, В.С. Кузин, С.Я. Рубинштейн, Я.В. Пономарёв, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и другие) подчеркивают, что творчество – это процесс взаимодействия с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения.  Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

    О пользе и необходимости ручного труда говорили такие великие ученые как В.Л. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, М. Монтессори, К.Д. Ушинский.

     Технология опыта

    Дети, проживающие в Центре, относятся к категории «проблемных детей», у них заниженная самооценка, они чувствуют себя беспомощными, с опаской относятся ко всему новому, не доверяют взрослым, боятся проявлять эмоции. Решение задач творческого развития несовершеннолетних, на мой взгляд, должно идти параллельно  с  восстановлением детского доверия, уверенности ребенка в собственных силах. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А.Коменский).

    Опрос воспитанников показывает, что они не имели опыт взаимодействия с декоративно-прикладным искусством либо данная деятельность носила случайный характер. Я столкнулась с проблемой: неумение творчески выполнить самое простое задание. Креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Здесь должен помочь педагог: направить, подсказать, удивить и научить.

     Идея опыта – способствовать развитию у воспитанников  творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью различных техник декоративно-прикладного искусства; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленности деятельности.

    Мною были поставлены цели – создать благоприятные условия для развития и максимальной реализации творческого потенциала каждого воспитанника в интересах личности и общества в целом, обучить и сформировать  творческие навыки, поднять уровень развития  индивидуальных творческих способностей. С вытекающими конкретными задачами:

    обучающие - развитие познавательного интереса; включение в творческую деятельность; приобретение определенных знаний, умений, навыков; развитие мотивации к определенному виду деятельности;

     воспитывающие - формирование социальной активности, культуры общения и поведения; формирование художественного вкуса, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию природы; расширение представлений об окружающем мире;

     развивающие - развитие творческих способностей детей, воображения, фантазии; развитие познавательно - творческой активности и творческого мышления; развитие умения анализировать и давать оценку своей работе; развитие таких качеств, как взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

    Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию:

    • Понимание воспитанника как субъекта творческой деятельности. Задача педагога – постараться поставить перед ребенком творческую задачу, даже самую элементарную.
    • Придавать диалогический характер организации детского творчества. Совместная художественно-творческая деятельность педагога и воспитанников – наиболее рациональный и эффективный способ приобщения их к творческой деятельности.
    • Поддерживать желание у ребенка творить, проявлять к нему доброжелательное внимание, демонстрировать интерес к замыслу и уважение к результату.
    • Создавать и сохранять в группе благоприятную эмоциональную атмосферу, открытость, доверительность общения. Художественно-творческая деятельность должна доставлять радость.
    • Помнить о воспитательной ценности детского творчества, а не его самостоятельной художественной ценности.
    • Ориентироваться на творческую индивидуальность воспитанника, выявлять его творческий потенциал и создавать условия для его развития.

     Этапы организации работы: подготовительный,  творческий, развивающий, обобщающий.

    Воспитанник начинает чувствовать себя творцом постепенно, шаг за шагом. Вначале  ребенок  изготавливает творческую работу вместе с педагогом, повторяя за ним. Затем формируются навыки самостоятельного труда. И, наконец, происходит совершенствование навыков ручного труда, создание изделия по собственному замыслу. Особое внимание уделяю анализу детских работ. Я стараюсь оценивать достижения ребёнка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении сего прежними работами, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер. «Жизнь» поделки, рисунка, аппликации не заканчивается после занятия. Все работы используются для украшения группы.

     Осуществляя педагогическую деятельность,  применяю:

    -метод сравнений (для  активизации мышления);

    -метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

    -метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

    -метод  привлечения жизненного опыта детей;

    -метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  детей, помогает найти верное решение из возможных);

    -визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

    -словесный метод;

    -наглядный метод.

     Формы работы:

    -индивидуально-практическая деятельность на индивидуальных занятиях;

    -коллективно - творческая деятельность воспитанников на групповых занятиях;

    -проведение тематических, конкурсных  мероприятий.

    Все эти методы и приёмы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

     За время нахождения в Центре дети включаются в  процесс творчества. А ведь, как известно, истинная ценность детских работ не в том, какого качества они создают рисунки, аппликации, поделки, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, избавляются от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Мнение, что  творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность.

    Предпочтение в своей работе отдаю ниткам («изонить», плетение салфеток на рамке), не забывая о других видах деятельности:

    *Техники, связанные с использованием бумаги,
    *Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений,

    *Техники, связанные с  вышивкой, вязанием и использованием тканей, нитей,
    *Другие техники: лепка, аппликации, конструирование.
    Каждый вид деятельности имеет свои выразительные особенности. Я ориентируюсь на интересы и возможности каждого ребёнка.

    Помощь педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи учиться:

    удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил;

    видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;

    мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

    Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще учиться:

    владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

    создавать «законченную вещь», то есть произведение.

    Поэтому очень важно заниматься с ребенком, учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

    смотреть, чтобы увидеть красоту;

    слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

    почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

    говорить так, чтобы тебя услышали;

    быть самим собой;

    трудиться творчески;

    творить вдохновенно.

    Анализ результативности

    Оказалось, что творческие люди отличаются развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и - одновременно - уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью.

    Известно, как несложно увлечь воспитанника и как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует искреннюю увлеченность взрослого, восхищение красотой, он постепенно тоже признает художественные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Показателями успешности развития творческих способностей детей в условиях СРЦ являются открытые искренние работы.

    Занятия  разными видами техник в Центре помогают ребёнку отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает эмоциональное состояние. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

    Результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках,  положительные эмоции, организация свободного времени.

    Итак, ручной труд является эффективным средством развития творческого потенциала воспитанников, что в полной мере подтверждает практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917гг.): «…Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде».

    Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Работа в социально-реабилитационном центре имеет свою специфику:   разновозрастной состав реабилитационных групп, ограниченные временные рамки пребывания детей. Занятия по типовым программам воспитания и обучения не совсем  подходят для работы в условиях Центра.  Требуется новая методика общения с детьми, другие способы объяснения, показа, пояснения, усиленное внимание к свободной самостоятельной деятельности. Поэтому приходиться апробировать  разные формы и методы работы с детьми, учитывая специфику реабилитационного Центра и контингента воспитанников.

    Адресные рекомендации по использованию опыта

    Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители, заинтересованные в развитии детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

    Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...

    Обобщение педагогического опыта работы Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник

    Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество. С каж...

    « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества». Работа по теме самообразования:

    Работа по теме самообразования:  « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»....

    Мастер класс «Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»

    Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения  развивающих упражнений....

    Отчет о работе занятий по интересам "Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ на основе кружка по плетению из бумаги"

    Люблю, когда мои дети что-то учатся делать своими руками.Тем более, если им это пригодится в их нелегкой жизни. Надеюсь,что отчетная работа моего кружка "Бумажные фантазии" заинтересует многих воспита...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

    В основе любого созидания лежит труд,   чтобы творить надо трудиться.. Развитие и воспитание творческих способностей воспитанников решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к ...