Мастер класс «Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Комлева Елена Валентиновна

 

Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения  развивающих упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества г. Уварово

 

Мастер-класс

«Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»

проведёт педагог дополнительного

образования детей МОУ ДОД ЦДТ г. Уварово

Комлева Е.В.

Тамбов

2011


«Если ученик не научится в школе

сам ни чего творить,

то и в жизни он всегда будет

только подражать, копировать,

так как мало таких, которые, научившись копировать.

Умели делать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н.Толстой.

Проблема:

  1. как сделать занятия более эмоциональными;
  2. как раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию.

Цель: повышение интереса, развитие творческих способностей за занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения  развивающих упражнений.

Задачи:

  • развивать творческие способности на занятиях изобразительной деятельностью;
  • формировать духовно-нравственную, культурно-образованную личность современного школьника;
  • научить воспитанников строить композицию на основе воображения и фантазии обучающегося.

Материалы: пастель, уголь, мел белый, мел цветной, гуашь, акварель, кисти, баночки для воды.

Дидактический и раздаточный материал: листы бумаги готовые под упражнения, технология выполнения упражнения.

План проведения мастер-класса

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей и задач мастер-класса.
  3. Вводная беседа.
  4. Вводный инструктаж к упражнениям.
  5. Практическая работа.
  6. Выставка рисунков.
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия

   

Ход  проведения мастер-класса

В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение проявляется во всех сторонах жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому все, что сделано рукой человека, – всё является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Причем творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Кроме того, ребенок использует опыт других людей, он может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, с помощью воображения он усваивает чужой социальный опыт. Активное творческое воображение, самостоятельное всеудержание образов, отличающихся новизной и самостоятельностью, формируют творческую личность.

Сейчас обществу особенно нужны творческие люди с развитыми воображением и фантазией, способные к креативной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни. Но в действительности оказывается, что творческих людей не так уж и много. По данным психологических исследований, проведённых мной в 2009-2010 учебном году, лишь 39 % школьников среднего звена являются способными к творческой деятельности, хотя среди учеников начальной школы процент таких детей значительно выше и составляет 87 %. В чём же дело? Почему в среднем звене школьники начинают мыслить шаблонно, и процесс воображения у них практически не развивается? Ответ прост, в основной школе учащимся предлагается недостаточно заданий творческого характера, развитию воображения не уделяется должного внимания, ученику приходится выполнять задания по шаблону, чтобы овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками. На самом деле устранить противоречие между потребностью общества в людях с хорошо развитым воображением и наличием специальных заданий по развитию воображения в программе творческого объединения не сложно. Тем более что большинство упражнений по развитию воображения можно отнести к арт-терапии, когда создаётся ситуация, при которой дети забывают о своих проблемах. Арт-терапия - это мощнейший источник, который переключает человека на тот уровень, где он может почувствовать свою силу. У ребенка появляется источник радости, источник мысли, он получает мощный импульс для самовыражения. Искусство превращается в средство, в “препарат” для оздоровления детей. Желание детей выражать образы своих чувств, те или иные ассоциативные связи, становится предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир.

Предлагаю упражнения по развитию воображения, оригинальности мышления и индивидуальности каждого ребенка, а особенного ученика 5-7 классов. Они включаются в темы программы, могут предлагаться как часть занятия и как отдельные занятия.

Каждому педагогу выдаётся заготовленный лист формата А4 для каждого задания.

Упражнения на нахождение изображения.

а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу формата А4 цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.

Для этого берём мягкий материал: уголь, мел, пастель.

   

б) На чистый лист наносят рисунок кистью, смоченный чистой водой, на воду посыпают марганцовку. Вступая в реакцию, марганец травит бумагу – получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой.

Работа выполняется любой краской и кистью.

         

в) Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его. 

Упражнение выполняем любым материалом.

               

По окончанию занятия педагоги вывешивают свои работы на доску и рассказывают что изобразили.

Производится рефлексия.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.

Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.

Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных...

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством использования на уроках математики исследовательского метода»

Цели мастер-класса: Показать методические приемы и элементы технологии исследовательской деятельности учащихся на уроках математики...

Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...

"Развитие творческих способностей воспитанников в различных видах деятельности"

Одним из наиболее перспективных направлений в образовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востр...