МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ/МЕРОПРИЯТИЯ
методическая разработка на тему

Тюмавина Наталья Геннадьевна

Основные задачи данных методических рекомендаций:способствовать повышению эффективности подготовки к проведению открытых занятий, повышению качества проведения занятий, а так же, оказание методической помощи при анализе занятия, распространении педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx42.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и одобрено

заседанием методического совета

Протокол №     от     2018г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ/МЕРОПРИЯТИЯ

       

Пояснительная записка

     

   Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогическим работникам учреждения в решении педагогических задач при подготовке и проведении открытых занятий.

Основные задачи данных методических рекомендаций: способствовать повышению эффективности подготовки к проведению открытых занятий, повышению качества проведения занятий, а так же, оказание методической помощи при анализе занятия, распространении педагогического опыта.

Для открытого занятия может использоваться любой вид  занятий. Время открытого занятия рекомендуется ограничить временными рамками в зависимости от контингента детей группы. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы занятия, но и педагогические находки педагога.

Для кого и для чего  проводятся открытые занятия:

1.  Для коллег в учреждении для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

4.  Открытое занятие в присутствии экспертов с целью аттестации на  соответствие занимаемой должности или более высокую квалификационную категорию.

 

Требования к проведению открытого занятия

Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию или методикам. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих.

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.

Открытое занятие не должно наносить вред.  Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы без посещающих.

      Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание.

Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным в связи с тем, что посещение занятия хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для обучающихся 

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить планам. 

Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же группой. 

Планирование открытого занятия.

   1. Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий.   Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание материала и формы организации познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности .

   Определить основную дидактическую цель занятия — значит установить, чему в основном оно будет посвящено — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации материала.

2. Выбор темы открытого занятия педагог делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия.

  1. При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической и методической литературы, применить результаты посещения методических семинаров, выставок и др.. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным.
  2. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии оборудование и ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
  3. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Все иллюстративные материалы занятия должны работать на цель занятия.
  4.  Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать свое открытое занятие. Группа должна быть контактная, мыслящая.  Можно сформировать наиболее благоприятную группу из нескольких существующих.  Оптимальное количество   участников группы 3-5 человек.

Составление  конспекта занятия.

К открытому занятию необходимо составить  конспект занятия – с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают педагог и  обучающиеся (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных).

Конспект  должен отразить все основные этапы занятия, основные виды деятельности педагога и обучающихся, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии конспект должен стать опорой для самоанализа и анализа занятия.

   

Требования, предъявляемые к содержанию

конспекта

  1. Содержание конспекта должно четко соответствовать  теме и цели.
  2. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто, четко и логично.
  3. Должен содержать  конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (инструкции, карточки, схемы, и т.д.).
  4. Уровень сложности материала должен соответствовать возрастным и писхологическим возможностям участников.

Общие требования к оформлению конспекта

  1. Шрифт  конспекта Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал 1.  Поля: верхнее, нижнее-2см.; левое -3 см.; правое-1,5 см.

Структура конспекта

    Тема: информативное и лаконичное определение того, чему посвящено занятие.

     Цель: цели указывают на то, зачем проводится занятие и что оно даст учащимся.

    Задачи: задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х. Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»).  Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Н-р: совершенствовать, развивать, систематизировать, упражнять и т.д.).

     Материалы и оборудование: перечислить весь необходимый материал, возможно деление материала на демонстрационный и раздаточный.

    Ход занятия:  вы должны подробно описать ход занятия. Причем, нужно записывать не только вопросы педагога, различные задания, но и предположительные ответы или результаты.   Ход занятия включает в себя 3 части:

  1. Организационный момент (3-5 мин.): прописывается деятельность по привлечению внимания участников, мотивации их на предстоящую деятельность, сообщение темы и цели занятия.
  2.  Основная часть (20-25 мин): в этой части раскрывается и закрепляется тема. Состоит из последовательно сменяющих друг друга упражнений, игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам. По мере утомления проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.
  3.  Итоговая часть (3-5 мин): служит обобщением предыдущего процесса, анализируется работа на занятии,  проводится рефлексия, подводится итог.

  

Методика посещения занятия

       Наблюдая занятие, посещающий должен быть корректным, доброжелательным к педагогу, придерживаться определённых правил поведения. 

     Входить в помещение можно только до начала  занятия.Появление посещающего в аудитории после начала занятия является грубым нарушением педагогического такта.

       В процессе занятия не следует привлекать к себе внимание участников. Поэтому лучше садиться за спинами обучающихся. Это одновременно даст возможность наблюдать за работой всей группы, определить, как прослушивается голос педагога.

     Недопустимо вмешиваться в работу педагога, исправлять его ошибки во время занятия. В последнем случае лучше всего написать записку с указанием допущенной ошибки, дав тем самым ему возможность исправить её в ходе занятия.

      Посещающий должен проконтролировать занятие полностью, от начала до конца, чтобы составить полное представление о данном занятии и отдельных его элементах. 

 Анализ открытого занятия.

Анализ открытого занятия с участием посетивших - является обязательным.

Вначале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли цель открытого занятия, выполнены ли задачи.

Важно отразить:

  • степень достижения поставленных задач;
  • причины и обоснования необходимости отклонения от проекта занятия;
  • нюансы, которые присутствующие могли не увидеть, не заметить, не оценить;

Ответы педагога должны носить объяснительно-развивающий и информационно - познавательный характер.

Посетители оценивают занятие также с точки зрения достижения цели.

Предполагаются краткие аналитические и оценочные суждения присутствующих.

                                              Схема анализа занятия              

Параметры анализа

Основные критерии эффективности

1. Тема и цели занятия

 соответствие возрастным особенностям, потребностям и интересам участников, задачам формирования личностных качеств

2. Структура занятия:

 Наличие конспекта занятия, отражающего цели и задачи, этапы и используемые приемы, методы, технологии работы, ожидаемые результаты. Логическая последовательность составных элементов содержания и целенаправленность каждого из них. Четкость этапов занятия, их соответствие задачам. Итог занятия, рефлексия.

3. Содержание занятия

Целенаправленность, доступность, новизна, эмоциональность, информационная насыщенность. Включение каждого в активную деятельность. Формирование социально- значимых мотивов поведения и установки, соответствующей главной цели занятия.

4.Форма проведения занятия

Целесообразность применения данной формы, соответствие формы занятия его содержанию, возрасту участников, основным требованиям, предъявленным к выбранной форме.

5. Методы проведения занятия

Целесообразность и умение применять: мультимедиа, наглядность, атрибуты, ритуалы и т.д. Соответствие избранных методов, поставленным задачам, содержанию  занятия и возрасту участников.

6. Психологическая атмосфера  занятия

Психологическая готовность  участников воспринимать занятие и участвовать в нем. Атмосфера заинтересованности и доверия.

7. Организация занятия

Организация среды в соответствии с целями и задачами занятия, продолжительности занятия санитарным правилам и нормам, стандартам социальных услуг а также физическому и психологическому состоянию получателей социальных услуг

8. Характеристика профессиональной компетентности педагога

Грамотная, эмоциональная, выразительная речь. Организаторские умения. Умение владеть аудиторией (концентрировать внимание, вызывать интерес, создавать необходимый психологический настрой, находчивость, быстрота реакции и т.д.).

9. Достижение планируемого результата

Соотнесение реального результата с запланированным уровнем достижения воспитательного результата

                         

Характеристики уровня проведения открытого занятия

Ниже среднего уровня (1 балл)

     Продолжительность занятия  не соответствует санитарным правилам и нормам, стандартам социальных услуг а также физическому и психологическому состоянию получателей социальных услуг.

      Не созданы условия для проведения занятия ( помещение, проветривание, освещение,  уборка, мебель),

      План-конспект занятия отсутствует, или  имеется, но не отражает цели и задачи, этапы и используемые приемы, методы, технологии работы, ожидаемые результаты.

      Проведение занятия  не соответствует структуре, обозначенной в плане-конспекте,  логически не завершено (итог занятия не подведен).

      Рефлексия (обратная  связь) не проведена.

      Цель занятия не  достигнута .

      Речь не выразительная, присутствует множество речевых недочётов (тавтология, «слова-паразиты» и т. д.)., отмечено отсутствие профессиональной лексики. 

      Преобладает авторитаризм в общении с получателями услуг

              Средний уровень (2 балла)

     Продолжительность занятия  в целом соответствует санитарным правилам и нормам, стандартам социальных услуг а также физическому и психологическому состоянию получателей социальных услуг, но имеются небольшие отклонения.

     Частично созданы условия для проведения занятия ( помещение, проветривание, освещение,  уборка, мебель),

      План-конспект занятия имеется, но не в полной мере  отражает цели и задачи, этапы и используемые приемы, методы, технологии работы, ожидаемые результаты.

      Проведение занятия  соответствует структуре, обозначенной в плане-конспекте, но допускаются небольшие отклонения,  логически  завершено (итог занятия подведен).

      Рефлексия (обратная  связь) проведена, но содержит одностороннюю оценку занятия.

      Цель занятия  достигнута не в полной мере.

      Речь свободная и чёткая,  выразительная, но не удалось в полной мере показать умение свободно оперировать профессиональной лексикой, избежать речевых недочётов (тавтология, «слова-паразиты» и т. д.).,.

      Допускается авторитаризм     в общении с получателями услуг

            Высокий уровень (3 балла)

      Продолжительность занятия полностью  соответствует санитарным правилам и нормам, стандартам социальных услуг а также физическому и психологическому состоянию получателей социальных услуг.

      Созданы условия для проведения занятия ( помещение, проветривание, освещение,  уборка, мебель),

      План-конспект занятия имеется, в полной мере  отражает цели и задачи, этапы и используемые приемы, методы, технологии работы, ожидаемые результаты.

      Проведение занятия полностью соответствует структуре, обозначенной в плане-конспекте, логически  завершено (итог занятия подведен).

      Рефлексия (обратная  связь) проведена, содержит разностороннюю оценку занятия.

      Цель занятия  достигнута в полной мере.

      Речь свободная и чёткая,  выразительная, отличается разнообразием профессиональной лексики, отсутствием речевых недочётов (тавтология, «слова-паразиты» и т. д.).

                 Оформление аналитического заключения  ( примерный образец)

                           Анализ открытого занятия

Тема: мастер –класс «Изготовление георгиевской ленточки»

Цель:воспитание чувства патриотизма, формирование навыков изготовления георгиевской ленточки, развитие мелкой моторики руки.

Дата проведения:07.09.2018г

Количество присутствующих: 18 (10 несовершеннолетних, 4 специалиста)

 Ход занятия:  

    Созданы оптимальные условия для проведения занятия: помещение проветрено, осуществлена влажная уборка, мебель подобрана по росту.

    Продолжительность занятия соответствовала нормам САНПиН, стандартам оказания социальных услуг, физическому и эмоциональному состоянию  участников. Использованы различные средства наглядности.

    Тема и цель занятия соответствуют возрастным особенностям, интересам и потребностям участников. Выбранная форма проведения занятия (мастер-класс) соответствует содержанию занятия, возрасту участников, целесообразна.    

     Занятие проведено в соответствии со структурой, обозначенной в конспекте, логически последовательно, содержание материала соответствует целям занятия, этапы  занятия четкие, логически завершенные, выдержаны по времени. Содержание занятия доступно участникам, целенаправлено, эмоционально и информационно насыщено. На каждом из этапов занятия использовались соответствующие методы и приемы. В середине занятия была использована динамическая пауза для снижения умственного и физического напряжения, соответствующая тематике занятия.

      В заключительной части подведен итог занятия, осуществлена рефлексия - использован показ коллективной работы. Эмоциональные и речевые реакции детей свидетельствовали о том, что они удовлетворены проделанной работой.

     Все участники были включены в активную деятельность на протяжении всего занятия, общение   специалиста с участниками демократичное.  

      Отмечается высокий уровень культуры и грамотности речи педагога, умение владеть группой, организовать участников. Осуществлен индивидуальный подход  к участникам.

      Цель занятия достигнута в полном объеме. Результат соответствует запланированному.

Вывод:   Занятие проведено на хорошем методическом уровне. Может быть рекомендовано к применению в практической деятельности другими специалистами.

Анализ провели:___________________        ____________

                                                    (должность)                    (подпись)

Ознакомлен:  __________________        ____________

                                                   (должность)                    (подпись)

 

     

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для преподавателей по планированию, подготовке и проведению лабораторных (практических) работ (занятий) по предметам и дисциплинам «Общеобразовательного цикла».

Методические рекомендации подготовлены в помощь преподавателям  по планированию, подготовке и проведению практических работ по дисциплинам: "Общеобразовательного цикла"....

Методические рекомендации организаторам творческих конкурсов по подготовке и проведению городских мероприятий для детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации организаторам творческих конкурсных программ по подготовке и проведению городских мероприятий для детей дошкольного возраста,  на примере городского конкурса "Маленькая ...

Методические рекомендации организаторам творческих конкурсов по подготовке и проведению городских мероприятий для детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации организаторам творческих конкурсных программ по подготовке и проведению городских мероприятий для детей дошкольного возраста, на примере городского конкурса "Маленькая фея" д...

Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях.

Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащ...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Аспекты подготовки и проведения занятий "

Данные рекомендации содержат материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении учебного занятия творческого объединения.Планируя занятие, педа...

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"...