Рабочая программа по предметам учебного плана 12 класс
рабочая программа (11 класс)

Суворова Альбина Нурулловна

Рабочая программа по предмету «Производственное обучение (швейное дело)» составлена на основании   Программно-методического обеспечения для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 331 с. — (Коррекционная педагогика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetam_uchebnogo_plana.docx50.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предметам учебного плана

название предмета в соответствии с учебным планом

                                Класс: 12

                               Объем: 1054 часа

                                                                                                                                Учитель: А.Н. Суворова

г. Нефтеюганск-2018

Оглавление

I.

Пояснительная записка

3

1.1.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

4

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

5

1.3.

Описание образовательной среды

10

II.

Содержательный раздел

12

2.1.

Содержание учебных предметов

12

2.2.

Календарно - тематическое планирование

15

  1. Пояснительная записка

Нормативное обоснование программы

Рабочая программа по предмету «Производственное обучение (швейное дело)» составлена на основании   Программно-методического обеспечения для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 331 с. — (Коррекционная педагогика).

В соответствии с:

 Нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  •  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной, отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599.

Нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:

  • Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;

Правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):

  • Уставом ОО;
  • Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
  • Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
  • Положением о внутренней системе оценки качества образования;
  •  Положением о формах обучения.

  1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (обучающихся)

На начало 2018 - 2019 учебного года в 12 классе по списку 7 обучающихся 5 девочек, 2 мальчика. Общим признаком у всех обучающихся   выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. В первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При этом страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление специфических особенностей личности, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

При дифференциации контингента обучающихся мы руководствуемся рекомендациями центральной ПМПК, школьного консилиума ПМПК, результатами психолого – педагогической диагностики. 

По результатам психолого-педагогической диагностики и анализа работы по реализации индивидуальных коррекционно-развивающих задач за 2017-2018 учебный год были поставлены индивидуальные коррекционно – развивающие задачи для обучающихся 12 класса на 2018-2019 учебный год (см. Таблица 1).

Таблица1

Коррекционно – развивающие задачи обучающихся

Ф.И.

обучающегося

Учебно-коррекционная задача

Коррекционно-воспитательная задача

Коррекционно-развивающая задача

1.

Алексей Е.

Способствовать формированию ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Способствовать формированию адекватных представлений о собственных возможностях в выборе профессии.

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы.

2.

Виолетта З.

Способствовать формированию ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Способствовать формированию адекватных представлений о собственных возможностях в выборе профессии.

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы.

3.

Кристина Р.

Способствовать формированию ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Способствовать формированию адекватных представлений о собственных возможностях в выборе профессии.

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы.

4.

Ралиф Ш.

Способствовать формированию ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Способствовать формированию адекватных представлений о собственных возможностях в выборе профессии.

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы.

5.

Ирина Ш.

Способствовать формированию ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Способствовать формированию адекватных представлений о собственных возможностях в выборе профессии.

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы.

6.

Вероника Ю.

Способствовать формированию ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Способствовать формированию адекватных представлений о собственных возможностях в выборе профессии.

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы.

7.

Анастасия Я.

Способствовать формированию ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Способствовать формированию адекватных представлений о собственных возможностях в выборе профессии.

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рабочей программы по предметам учебного плана оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

К личностным результатам освоения относятся:

1) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10)  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) Формирование готовности к самостоятельной жизни (см. Таблица 2)

Таблица 2

Планируемые личностные результаты у обучающихся

Направление

Достаточный

уровень

Минимальный

уровень

Личностные характеристики

Сформированы мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Сформированы  внутренняя  позиция обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к образовательному учреждению и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания.

Проявляет  самостоятельность, трудолюбие.

Сформированы только необходимые элементарные навыки и умения самообслуживания.

Способен к простейшему самоконтролю и саморегуляции.

Оценить свое поведение и быть самокритичным не может.

Ориентирован  на достижение результата.

Увлечен, заинтересован в своей деятельности.

Межличностные характеристики

Умеет сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.

Частично овладевает вербальными и невербальными средствами установления коммуникативного контакта.

Занимает лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной и трудовой деятельности.  

Обучающиеся, выпавшие из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной и трудовой деятельности.

Умеют эффективно устанавливать отношения, продуктивно общаться.

Наличие взаимопомощи и сотрудничества.

Принимает участие в совместной работе с контролирующей помощью учителя.

Предметные результаты освоения рабочей программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения (см. Таблица 3).    

Таблица 3

Планируемые результаты на конец учебного года  

№ п.п.

Наименование предмета

Предметные

БУДы

Достаточный

Минимальный

1.

Родной язык и литература

- первоначальные знания о языке как основном средстве человеческого общения;

-образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи;

-нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);

-пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

-представление о языке как основном средстве человеческого общения;

-образование слов с новым значением с опорой на образец и включение их в различные контексты для решения коммуникативно-речевых задач;

 -использование однокоренных слов для более точной передачи мысли в устных и письменных текстах;

-оформление

Обучающийся, умеющий:

Л: демонстрировать частичную или полную самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

П: работать с информацией (предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);

Р: выполнять требования взрослых, обращаться к ним за помощью совместные

-отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

-отбор фактического

 материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

-оформление всех видов изученных деловых бумаг.

-правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча;

-использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);

-активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста;

-заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений

(соответственно 12 и 3).

Испытывают напряжение в отношениях с другими членами группы.

изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец.

- установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с помощью учителя);

-определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью учителя);

- знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10-и стихотворений.

 действия с другими детьми, «принимать» присутствие других детей, не нарушать их занятия;

К: вступать в контакт и

и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

2.

Математика

- знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

-выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;

-решать простые задачи, составные задачи в 3-5 арифметических действий;

-распознавать, различать и называть геометрические фигуры параллелограмм, ромб и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

-строить с помощью линейки, чертежного угольника, транспортира линии, многоугольники в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии.

-знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

-выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;

- распознавать, различать и называть геометрические фигуры (параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус).

Обучающийся, умеющий:

П: выполнять арифметические действия; работать с информацией (предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);

Р: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку и т. д.);

Л: демонстририровать частичную или полную самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

3.

Этика и  психология  
семейной жизни

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-ведение диалога с учетом наличия разных точек зрения, аргументация своей позиции в процессе личного и делового общения, соблюдение этики взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми.

-представления о некоторых этических нормах;

-признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.

Обучающийся, умеющий:

Л: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Р: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

К: сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

П: проявлять адекватные эмоции при появлении знакомого человека.

4.

Профессиональная подготовка

- осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам;

  • планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью;
  • осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
  •  отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов;
  • самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла;
  • понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
  • знание названий материалов и процесса изготовления, изделий, которые из них изготавливаются и применяются;
  • знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей;
  • знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием;
  • чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
  • понимание и оценка красоты труда и его результатов.

Обучающийся, умеющий:

Л: демонстрировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;

К: выполнять совместные действия по речевой инструкции;

Р: работать с учебными принадлежностями (инструментами);

П: работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

  1. Описание образовательной среды

Все обучающиеся 12 класса относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Сведения о создании условий для обучающихся КОУ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (см. Таблица 4).

Таблица 4

Условия   для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы с обучающимися

1.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью

  • Доска интерактивная Elite Panaboand;
  • Ноутбук Lenovo;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы;
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы;
  • Комплекты раздаточного материала: «Лён», «Хлопок», «Шёлк», «Шерсть»;
  • Доска гладильная;
  • Утюг «Tefal»;
  • Машина швейная бытовая Jnome JB 1108 (6 шт.);
  • Швейная машина челночного стежка Aurora A – 8600Н;
  • Оверлог Janome My Lock 205 D;
  • Пылесос;
  • Магнитофон «Elenberg».
  • Решение наглядно-практических задач
  • Простейшие логические операции анализа и синтеза
  • Введение задачи в игру, в практическую деятельность.
  • Предметно – игровая деятельность, направленная на пробуждение интереса и мотивации.
  • Постановка вопроса или ориентировка в условиях задач, создание гипотез возможного решения, осуществления решения и проверка правильного решения.

2.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения

  • Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим);
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха).

  1. Содержательный раздел

  1.    Содержание учебных предметов

Программа соответствует образовательной цели и задачам школы-интерната и является логическим продолжением изучения учебных предметов; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по каждому предмету, который доступен большинству обучающихся, предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала. Осуществление межпредметных связей направлено на получение личностных результатов обучения.

Содержание образования реализуется за счет учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся (см. Таблица 5).

Таблица 5

Содержание учебных предметов

п/п

Раздел

Формы организации учебных занятий (коррекционных)

Формируемые

БУД

Коррекционно - развивающая работа

Математика

Арифметические действия.

фронтальная

П: выполнять арифметические действия наблюдать; работать с информацией (предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);

Р: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку и т. д.);

Л: частичная или полная самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Упражнения:

- на развитие скорости мышления;

- на развитие гибкости ума;

- на развитие мыслительной операции.

Геометрический материал

практическая

Родной язык  и литература

Служебные части речи

групповая

Л: частичная или полная самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

П: работать с информацией (предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);

Р: выполнять требования взрослых, обращаться к ним за помощью совместные действия с другими детьми, «принимать» присутствие других детей, не нарушать их

Упражнения:

- на развитие скорости мышления;

- на развитие гибкости ума;

- на беглость мышления.

Стили речи

групповая

Повторение и систематизация изученного материала.

групповая

занятия;

К: вступать в контакт и работать в коллективе.

 

Русская литература XX века.

групповая

Зарубежная литература

групповая

Литературные места России

групповая

Этика и психология семейной жизни

Деловой этикет.

групповая

Л: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Р: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

К: сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

П: проявлять адекватные эмоции при появлении знакомого человека.

Упражнения:

- на беглость мышления;

  • на развитие мышления;
  • Профориентационные;
  •  на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Трудоустройство.

Будущая семья.

Основы безопасности жизнедеятельности

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

групповая

Л: адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;

К: сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Р: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

П: соотносить, классифицировать, находить отличия предметов и картинок.

  • Упражнения:
  • -на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Жизнеобеспечение человека

групповая

Правила оказания первой помощи

групповая

Профессиональная подготовка

Охрана труда

групповая

Л: демонстрировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;

К: выполнять совместные действия по речевой инструкции;

Р: работать с учебными принадлежностями (инструментами);

П: работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Упражнения:

-профориен

тационные;

-на развитие мыслительной операции;

-на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков;

-развивающие мышление, сообразительность.

Материаловедение

лабораторная

Оборудование

групповая

Моделирование и конструирование

лабораторная

Технология изготовления одежды

проектная

Основы художественного проектирования одежды

групповая

Машиноведение

лабораторная

Поузловая обработка швейных изделий

практическая

Различные виды отделок в швейных изделиях

практическая

Мелкий ремонт одежды

практическая

Виды,

конструктивные особенности и способы обработки карманов

практическая

Машинные швы

практическая

Ручные стежки

практическая

Производственная практика

практическая

Повторение пройденного материала

групповая


2.2. Календарно - тематическое планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам учебного плана 11 класса на 2015-2016 учебный год

предназначена для реализации образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Рецензия на рабочую программу "Рабочая программа по предметам учебного плана для обучающихся 8 класса"

Одним из основных достоинств представленной автором программы является и то, что она ориентированна не только формирование трудовых умений и навыков, но и на проведение профориентационной работы с обу...

Рабочая программа по предметам учебного плана 4 б класса, 2016-2017 учебный год

Программа разработана для детей обучающихсяя по 2 варианту учебного плана....

Рабочая программа по предметам учебного плана 5 б класса, 2017-2018 учебный год

Программа разработана для детей обучающихся по 2 варианту учебного плана. Содержание учебного материала отобрано с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных образовательных возможностей...

Рабочая программа по предметам учебного плана 6 б класса, 2018-2019 учебный год

Программа соответствует основным требованиям федерального образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Имеет резензию ФГБОУ ВО "...

Рецензия на рабочую программу по предметам учебного плана 6б класса, 2018-2019 учебный год

Рецензент: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" С.О. Брызгалова, 2018г...

Рецензия на рабочую программу по предметам учебного плана 4б класса, 2016-2017 учебный год

Рецензент: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" Т.Р. Тенкачева, 2016г....