Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"
статья по теме

Гречнева Любовь Викторовна

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pravos._tsennosti_v_istorii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                  Областные Рождественские образовательные чтения «Молодежь – будущее России»

 

Православные ценности в содержании исторического образования и современность

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Учитель истории и духовного краеведения

 Гречнева Любовь Викторовна

Православные ценности в содержании исторического образования и современность    

История – это дорога во времени, это живая связь времен, это память народа.

   Сегодня российское общество переживает кризис самооценки исторического пути развития нашего государства. Перед народом встал вопрос о ценностях собственной культуры, о сохранении оснований для внутреннего единства, о самом цивилизационном статусе России.

   Современное состояние российского общества характеризуется процессами поиска кутьтурно-национальной идентичности, утраты молодежью нравственных ориентиров, разрывом образовательного и воспитательного процессов.

   Формирование нравственных и духовных ценностей в системе общего образования на основе исторических событий является сегодня значимой социально-педагогической задачей, с помощью которой учитель может направить нравственные ориентиры современной молодежи, сформировать их идеологическое мышление, основанное на православных традициях и ценностях. Чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии школьника, необходимо ввести системный подход через цикл предметов гуманитарной направленности. Одним из таких предметов является история Отечества.

   Модернизацию общества необходимо начинать прежде всего с внутреннего, духовного фактора, который был одним из важнейших в Отечественной истории, а раскрытие для молодежи этого фактора должно происходить через идею святости (рассказы о жизни и подвигах православных святых); через повествование роли Русской православной церкви в истории России, через показ нравственного мировоззрения политических деятелей.

   Юношество – решающий этап становления мировоззрения, который впервые формируется как система взглядов. Стремлением к построению целостной картины мышления у подростков с отрицанием духовно-нравственных традиционных ценностей часто пользуются разного рода идеологи, сектантские движения, готовые заманить юные сердца и дать им свои ответы, внушить свои взгляды на общую картину Бытия и ценности жизни.

   Поэтому сегодня перед преподавателями гуманитарного цикла остро стоит вопрос о формировании духовно-нравственного мышления молодежи, основанного на традициях русского общества, которыми являются православные ценности. Сохранение и преумножение этих ценностей и традиций является первостепенной задачей нашего общества.

   На рубеже IX-XX в.в., когда перед восточными странами остро встал вопрос о модернизации общества, они смогли сохранить свои традиционные ценности и приняли от индустриальной Европы лишь ее технический прогресс. Сегодня итог такого подхода весьма значим для таких государств, как Япония и Китай, являющихся лидерами в мировой экономике.

   Преподавателям исторического цикла необходимо по-новому оценивать историю Отечества, учитывая ее духовный, климатический, географический, социальный, политический и этнический факторы. Пустое заучивание событий и дат без православных ценностей и традиций не сформирует в молодежной среде патриотизм и любовь к Родине. Нельзя давать «голые» знания, они не решат проблему воспитания. В основе традиций русского народа, прежде всего, ставился вопрос воспитания, а образование, - как его средство.

   Основой патриотических чувств на протяжении всего исторического процесса является православие, в котором любовь к Отечеству сочетается с любовью к Богу. Духовный аспект патриотизма тесно связан с православием. Это обстоятельство можно увидеть на примерах из русской истории. Герои, подвижники благочестия, определяли национальное самосознание и были гордостью Отечества (благоверные князья – стасторпцы Борис и Глеб, равноапостольный князь Владимир, благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, благоверный князь Дмитрий Донской, святитель Петр и многие другие исторический подвижники, оставившие духовный след в истории Отечества).  

   «Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех», - в этом сконцентрировано ментальность славянского народа, отличавшаяся от крайностей индивидуализма и эгоцентризма «фаустовской» западной цивилизации. Патриотические идеалы в России всегда имели коллективистскую, общинную, соборную направленность, в основе которых были сопереживания, любовь к ближним, к родной земле. Патриотизм и коллективизм есть форма бытия русского народа, его сила духа, щедрость души. Историкам необходимо не только уделять внимание этой славяно-русской особенности, но и формировать, направлять в сознание молодежи стремление к этим традиционным ценностям.

   Ополчения Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Отечественной войны 1812 г., Великая Отечественная война – все эти события наглядно показывают силу духа, единение, соборность русского народа. Когда мы вместе – мы едины и непобедимы!

   К этому же единению русского народа в Пресвятой Троице призывал и Сергий Радонежский в лихую годину раздробленности и монголо-татарского нашествия:

«Добротой, терпением, любовью скрепляйте сердца ваши,

а любовь в сердце даст начало любви в семье, в княжестве, в государстве.

Да все едины будите, как Един Бог в Пресвятой Троице».