Рабочая программа по профориентации
рабочая программа (9 класс) на тему

Борисова Светлана Анатольевна

Рабочая программа по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmappp_rabochaya.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная средняя
школа №2 г. Починка Смоленской области

Рабочая программа

учебного курса для 9 класса

«Введение в профессию»

учителя высшей квалификационной категории

Борисовой С.А.

2016


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Вопрос « Кем быть? » неизбежно встает перед каждым человеком. Выбор профессии — сложный и ответственный шаг. Девятый класс — ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать своё образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей дальнейшей судьбе, карьере, профессии, специальности.

Выбрать профессию по душе не так легко, как кажется это на первый взгляд. 21 век — время космических скоростей, феноменальных научных открытий. Каждый год появляются новые профессии и исчезают старые, отжившие свой век. Сегодня насчитывается около 40 тысяч профессий.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос « Кем я буду? » задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное — не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор — это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже 14-15 лет. Согласно исследованиям, лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьёзная проблема, которую так или иначе необходимо решать.

Учащиеся, совершая первый профессиональный выбор, приобретают ценный личный опыт. Препятствия вынуждают подростков собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка как в эмоциональном, так и в личностном планах.

Данная программа призвана помочь девятиклассникам воспользоваться правом выбора дальнейшего профиля образования, правом, которым надо разумно и с пользой распорядиться.

Программа курса «Введение в профессию» создаёт условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности.

Главная цель — помочь школьникам сделать правильный выбор жизненного пути, познакомившись с отдельными профессиями: с общей характеристикой труда в той или иной профессии, профессиональными качествами, медицинскими противопоказаниями, требованиями по профессиональной подготовке (что должен уметь, что должен знать, основами какиех наук должен овладеть). Такой подход создает преемственность между данным курсом и профильными предметами в десятом - одинадцатом классах.

Программа рассчитана на 17 часов.

Курс предусматривает психологическую поддержку обучающихся, помогает в выборе будущей деятельности в соответствии со своими склонностями, профессиональной напревленностью личности, темпераментом,характером, особенностями внимания, памяти, мышления конкретной личности.

  Цель: формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению, уменьшить вероятность ошибок в выборе профиля обучения и будущей профессии.

Задачи курса:

  • помочь обучающимся оценить свои возможности, не завышая и не занижая их;
  • Способствовать предварительному самоопределению школьников в выборе профиля обучения и будущей профессии;
  • помочь узнать, какие предметы должны быть профильными, какие базовыми (использовать метод проектов, тренинги, диагностирования, деловые игры, презентации профессий, тестирования);
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы
  • способствовать созданию положительной мотивации в определении профиля обучения в 10 классе;
  • помочь проверить себя, ответив на вопросы: «Могу ли я?», «Хочу ли я изучать тот или иной предмет?»;
  • расширить и углубить знания об окружающем нас мире профессий;
  • развивать интеллект детей;
  • совершенствовать умения добывать знания;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление;
  • создавать условия для знакомства обучающихся с различными профессиями, со способами ориентации в мире профессий;
  • оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-ых классов;
  • открыть перед учащимися перспективу в дальнейшем личностном развитии;
  • сформировать актуальное для подростков « информационное поле»;
  • помочь определить обучающимся свои склонности, способности, характер и темперамент личности;
  • обеспечить подростков средствами самопознания;
  • развить навыки и умения по целеполаганию и планированию;
  • сформировать мотивы саморазвития, личностного роста.

   

Содержание программы отличается от содержания программ учебных дисциплин, не дублирует их.

Курс знакомит обучающихся со спецификой видов деятельности в мире профессий, что позволяет повлиять на выбор сферы будущей профессиональной деятельности, определить пути получения образования и специальности в профессиональной школе(ПТУ, колледж, ВУЗ)

Занятия включают пробы на определение способностей, темперамента, свойств характера, склонностей и профессиональной направленности.

Курс знакомит, с одной стороны, с различными видами профессиональной деятельности, а с другой — психологическая поддержка помогает оценить возможности каждому ученику.

Программа построена на следующих материалах:

  • рекомендации СОИУУ;
  • Комплект методик для диагностики профиля обучения учащихся в старших классах.
    Составитель — Тимин А. П., кандидат психологических наук, доцент;
  • Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. Под ред. Л. М. Митиной. 2 издание. М. МПСИ, Флинта. 2003;
  • Элективный ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовки школьников. Учебно-методическое пособие. Научн. Ред. С. Н. Чистякова. М.; АПС и ПРО, 2003;
  • Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. Методическое руководство. Н.С. Пряжников. «Вако», 2004;
  • Отбор в профильные классы. Пособие. Г.В. Резапкина. М. «Генезис», 2005;
  • Вспомогательные материалы фондов районной детской и читального зала взрослой библиотек.

Изучение программ.

Программа соответствует положению Концепции профильного обучения,  предпрофильного обучения и предпрофильной подготовки, она позволяет девятикласснику оценить свои потребности и возможности в обоснованном выборе профиля обучения в старшей школе.

Программа включает новые для учащихся знания по профориентации, которые они раньше не получали в базовых программах.

Мотивирующий потенциал программы — включает разделы, вызывающие познавательный интерес учащихся к определённым видам профессий.

Программа содержит знания, необходимые для достижения запланированной в ней цели обучения.

В неё включены прогрессивные научные диагностики самопознания и опыт практической деятельности человека.

Включенный в программу материал может применяться для различных групп школьников, так как включает обобщённые знания, являющиеся общими для всех учащихся по предпрофильной подготовки.

В программу также включены знания, обучающие и развивающие мышление девятиклассников, развивающие умение учиться, размышлять, сопоставлять, анализировать, ставить правильные вопросы.

Учебный материал дается в системе. В подаче учебного материала используется принцип преемственности: новые сведения о разнообразных профессиях уч-ся получают на основе уже имеющихся элементарных понятий и представлений,  в самостоятельной работе с дополнительными источниками знаний (периодика, словари, энциклопедии, справочники).

На основании тестирований  обучающиеся определяют свои возможности: характер и темперамент, интересы, склонности и профессиональный тип своей личности, уровень развития своего внимания,   и мышления.

 

Методы и формы проведения занятий.

Репродуктивный, эвристические пробы, частично-поисковый, исследовательский, метод самостоятельной работы, подготовка микроисследований.

Программа курса обладает достаточной для проведения контроля операционностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний, предусматривает проведение практикумов с практическим выходом — результатом чего являются микроисследования,  что дает возможность оценить итоговые результаты.

В данной программе содержится информация, расширяющая сведения о возможностях, способностях учащихся, знакомящая их со способами деятельности, необходимого для успешного освоения программы выбранного профиля в 10 классе.

Учащиеся выполняют следующие самостоятельные работы:

  • микроисследованияе востребованности профессий на рынке труда в районе и области по периодической печати;
  • микроисследованияе характера и условий труда;
  • микроисследованияе медицинских противопоказаний при выборе определенных видов профессией;
  • микроисследованияе об основах тех наук, которыми должен владеть специалист, какие предметы школьного цикла для него должны быть базовыми, какие экзамены целесообразно сдавать за курс средней школы;
  • микроисследованияе «Способы получения профессионального образования».

Формы организации учебной деятельности.

  • Фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично — поисковый, исследовательский, определение собственного «Я» («Я хочу - я могу»).

          Психологическое обеспечение курса включает в себя следующие компоненты:

  •  создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • создание условий для продуктивной работы мышления;
  • формирование знаний учащихся на различных психологических уровнях;
  • разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности учащихся образовательными услугами.

    Программой предусматриваются формы и методы контроля в виде обобщающих уроков, деловых игр, презентаций,  ярмарок профессий..

Содержание программы.

Человек и профессия. История разделения труда, современные процессы разделения труда.        Знакомство с классификацией профессий,  анализ профессий        по компонентам труда. Понятие профессиональный план, пути и средства достижения поставленных целей. Схема профессионального плана: «хочу», «могу», «надо». Способы принятия решения. Понятие склонностей. Способы управления интересами и склонностями. Понятие способности, различие общих и специальных способностей, условия развития способностей. Здоровье как фактор, влияющий на выбор профессии. Основные медицинские противопоказания к группам профессий. Ошибки, совершаемые человеком при выборе профессии. Правила грамотного выбора профессии.

Первая ступень к профессии. Понятие рынка труда, его элементы. Изучение вакансий, имеющихся в городе и области, требований работодателей к соискателям, уровнь заработной платы, выявление самых востребованных профессий в городе. Виды и иерархия учебных заведений, формы обучения, пути приобретения профессий после 9-го класса, после 11-го класса, ступенчатость образования, документация ВУЗов. Знакомство с учебными заведениями города области, с профессиями, специальностями, получаемыми в этих учебных заведениях, перспективами устройства на работу, вступительными экзаменами, сроками обучения. Понятие самооценки, исследование самооценки через выявление её уровня. Понятие карьеры, виды карьеры, понятие должности, необходимость постоянного самообразования и профессионального самосовершенствования. Понятие профессиограммы, составляющие части профессиограммы.

Технология трудоустройства. Формирование представления о методах поиска работы и возможных препятствиях на пути достижения цели. Формирование представления о резюме и его значении для соискателя, принципы и схема составления        резюме,  ошибки        при составлении резюме. Формирование представления об этапах собеседования и его ключевых моментах.

Психологические особенности личности. Свойства нервной системы, её взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности, её значение в профессиональном становлении человека.

Понятие темперамента,  виды темпераментов. Характеристика и свойства каждого вида темперамента. Общее представление о характере, факторы, влияющие на его формирование, четыре группы черт характера, способы формирования. Детальное рассмотрение понятия внимания, его виды и свойства, приёмы развития внимания, значение внимания, как профессионально важного качества. Детальное рассмотрение понятия памяти, её процессы и виды, приёмы развития памяти, значение памяти, как профессионально важного качества. Мышление, его виды, формы, приёмы развития мышления, особенности мышления, значение мышления при выборе профессии. Воображение, его виды, приёмы развития воображения, значение воображения при выборе профессиональной деятельности. Расширение и актуализация знаний обучающихся о многообразии мира профессионального труда.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате выполнения данной программы обучающиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

психологические особенности личности;

профессиональные интересы и склонности, способности; классификация и типы профессий;

здоровье и выбор профессии; профессиональная пригодность; личный профессиональный план;

понятие нервной системы, типа темперамента, характера; память, внимание, мышление, воображение;

самооценка;

 профессиограмма;

рынок труда;

резюме и его значение для трудоустройства на работу.

На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:

раскрывать психологические особенности своей личности; выявлять свои способности и профессиональные интересы;

определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

анализировать состяние своего здоровья;

работать с профессиограммами;

ориентироваться в типах и подтипах профессий; составлять личный профессиональный план;

проектировать свою профессиональную карьеру; корректировать своё правовое поведение;

ориентироваться в учебных заведениях г. Смоленска и области.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.


Тематическое планирование.

N

п/п

Темы занятий.

Дата

Дата

План

Факт

План

Факт

Человек и профессия.

1

Знакомство с классификацией профессий,  анализ профессий        по компонентам труда. План характеристики профессии.

2

Профессиональный план, пути и средства достижения поставленных целей.

3

Понятие способности, различие общих и специальных способностей, условия развития способностей. Здоровье как фактор, влияющий на выбор профессии

Первая ступень к профессии

4

Понятие рынка труда, его элементов Назначение Центра занятости населения, его функции.

5

Знакомство с учебными заведениями города и области

6

Понятие карьеры, виды карьеры, понятие должности, необходимость постоянного самообразования и профессионального самосовершенствования.

Технология трудоустройства.

7

Формирование представления о методах поиска работы и возможных препятствиях на пути достижения цели.

8

Формирование представления о резюме и его значении для соискателя, принципы и схема составления        резюме,  ошибки        при составлении резюме.

Психологические особенности личности

9

Темперамент и выбор профессии.

10

Влияние характера на выбор профессии.

11

Интересы и выбор профессии.

12

Склонности и выбор профессии. Профессиональная направленность личности.

13

Особенности внимания и выбор профессии .

14

Особенности памяти.

15

Исследование уровня развития мышления.

16

Итоговая аттестация.

17

Резерв

Литература для учащихся

  1. Аверичев Ю.П. и др. Школьникам  о выборе профессии. М.; Просвещение,1969
  2. Выбераем профессию: 100 вопросов и сто ответов.-Л.; 1997
  3. Газарин С. Ты выбираешь профессию. -М.; 1985
  4. Дубровина И.В. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация.- Н.Новгород: НГЦ, 1995
  5. Журналы «Карьера»
  6. Журнал «Лиза» 2003 №22. «Банковский служащий»
  7. Журнал «Лиза» 2004 №40. «Парикмахер»
  8. Журнал «Лиза» 2004 №50. «Юрист»
  9. Журнал «Лиза» 2005 №19. «Бухгалтер»
  10. Климов Е.А. Как выбрать профессию?- М.;1990
  11. Климов Е.А.; Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. М.;Просвещение,1987
  12. Крамов В. Коротко о профессиях. Путевка в жизнь. Серия ежегодников.№3,7 и т.д.
  13. Ксенчук Е.В., Киянов М.К. Технология успеха.-М.;Дело ЛТД,1993
  14. Москва профессиональная: Молодежь и мир профессий. Сост. Дмитриев С.Н.,Волков В.Е.-М.;Вече,1997
  15. Мушкина Е. Восемь моих профессий. М.; Молодая гвардия.1971
  16. Новоженов Ю.М. Профессия-повар.М.; Экономика,1 989
  17. Самоукин А.И., Самоукина М.В. Выбор профессий: путь к успеху.-Дубна: ООО «Феникс», 2000
  18. Поляков В.А. Технология карьеры.-Минск: Амалфея,1998
  19. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-11 кл. Общеобразоват. учереждений. Под ред. Чистяковой С.Н,Шамовой Т.И.- 2-е изд.-М.; Просвещение 2000
  20. Человек и машины. Радость познания. Полярная энциклопедия.-М.; Мир,1986
  21. Шепель В.М. Имеджелогия: Секреты личного обаяния. -М.; Культура и спорт. ЮНИТИ, 1994.

Литература для учителя

  1. Альманах психологических тестов. Под ред. Римского Р.Р.,Римской С.А.-М.;КСП,1995
  2. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни.-М.; Интерспект, 1992
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М.;  АПКиПРО, 2002
  4. Комплект методик для диагностики профиля обучения учащихся в старших классах. Составитель Тимин А.П.,Смоленск,2005
  5. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения. Под ред. Чистяковой С.Н. ТГУ Им. Г.Р. Державина. 2003
  6. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка : начало эксперимента.-М.;Альянс Пресс,2004
  7. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка в 9-ых классах на пороге эксперимента. Профильная школа.-2003,№1
  8. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. -М.; Просвещение,1991
  9. психологическое сопровождение выбора профиля. Научно-методическое пособие. Под ред. Митиной Л.М.,2-е издание. М.; МПСИ, Флинта, 2003
  10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. Москва «Вако». 2006
  11. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. «Генезис», 2005
  12. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. 9 -11 классы. Москва «Вако» 2005.
  13. Справочник школьнику о рабочих профессиях(по всем отраслям хозяйства), М.; Просвещение,1989
  14. Симоненко В.Д. Технология.9 класс. М.; «Вентана-Граф». 2002
  15. Усов В.В. Я работаю в сфере обслуживания. М.; Просвещение,1987
  16. Человек и профессия. Выпуск №8. Лениздат., 1984.Подборка материалов по разделам: человек-природа,человек-техника,человек-человек,человек-художественный образ
  17. Школьнику о профессиях. М.; Просвещение, 1976
  18. Шапошников А.А. Я б в бухгалтеры пошел., М.; «Финансы и статистика»,1989
  19. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля и обучения и направления дальнейшего развития. Педагогическая мастерская.-2003,№4
  20. Чистякова С.Н. Предложении к организации эксперимента по профильной ориентации учащихся основной школы. Педагогическая мастерская.-2003,№4
  21. Хлопова Т.П. О ходе эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9-ых классов в Краснодарском крае. Профильная школа.-2003,№2
  22. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Уч.-мет. пособие. Научн. ред. Чистякова С.Н.,М.; АПКиПРО. 2003
  23. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Технология». Мин. Образ. РФ. Под ред. Каспаржака А.Г.,М.; Вита-Пресс.2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профориентации

Программа разработана для преподавания курса "Профориентация" или "Ориентиры в мире профессий" в 9-10х классаш школы....

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа по профориентации (9 класс)

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...

Рабочая программа по профориентации в 9 классе

Программа создана для учащихся 9 класса по профориентации...

Рабочая программа по профориентации обучающихся "Мой выбор"

Программа расчитана на обучающихся 2,4,5,6,9 классов, ппрограмма представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учё...

Рабочая программа по профориентации 9-10 классы

Рабочая программа по профориентации 9-10 классы...