Рабочая программа по профориентации обучающихся "Мой выбор"
рабочая программа на тему

Полухина Татьяна Викторовна

Программа расчитана на обучающихся 2,4,5,6,9 классов, ппрограмма представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учётом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_proforientatsii.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профориентации  «Мой выбор»

I ВВЕДЕНИЕ

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

            В современных условиях профессиональное самоопределение  предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также  формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно – нравственной ориентации.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

            Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

           

            Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

 Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:

условно выделяют следующие этапы:

1-5 классы  (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;

5-10 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;

11-12 классы - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

            Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов. Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Таким образом, программа профориентации представляет собой систему научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели

На основе совместной деятельности всех участников образовательного процесса оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

повышения уровня компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

формирование у школьников положительного отношения к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии;

ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формам организации труда в условиях безработицы и конкуренции;

активное привлечение к деятельности всех участников образовательного процесса;

дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся специальных коррекционных классов.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
  4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Мероприятия

по реализации программы по профориентации

«Мой выбор»

Класс

Сроки

Мероприятия

2 класс

Сентябрь

Рисунок «Моя первая учительница»

Октябрь

Экскурсия в Пожарную часть

Ноябрь

Конкурс поделок «Я умею делать так»

Декабрь

Экскурсия на хлебозавод

Январь

Ролевая игра «Магазин»

Февраль

Игра «Путешествие по профессиям»

Март

Экскурсия на РЖД

Апрель

Экскурсия на Центральное отделение связи

Май

Ролевая игра «Доктор Айболит»

Класс

Сроки

Мероприятия

4 класс

Сентябрь

Рисунок «Профессии моих родителей»

Октябрь

Экскурсия в Пожарную часть

Ноябрь

Игра «Чей это инструмент?»

Декабрь

Экскурсия на хлебозавод

Январь

Кроссворд «Профессия на букву …»

Февраль

Загадки-шутки о профессиях

Март

Экскурсия на РЖД

Апрель

Экскурсия на Центральное отделение связи

Май

Чтение рассказа  Игорь Иванов  «Рассказы старого шофера»

Класс

Сроки

Мероприятия

5 класс

Сентябрь

Мини – сочинение «Вот когда я вырасту»

Октябрь

Экскурсия в Пожарную часть

Ноябрь

Беседа «Какой запах (цвет) у профессии?»

Декабрь

Экскурсия на хлебозавод

Январь

Беседа «Моё любимое занятие в свободное время»

Февраль

Презентация «Профессии моего города»

Март

Экскурсия на РЖД

Апрель

Экскурсия на Центральное отделение связи

Май

Ролевая игра «Супермаркет»

Класс

Сроки

Мероприятия

6 класс

Сентябрь

Пословицы о труде

Октябрь

Экскурсия в Пожарную часть

Ноябрь

Викторина  «Все работы хороши»

Декабрь

Экскурсия на хлебозавод

Январь

Игра - беседа « Калейдоскоп профессий»

Февраль

Презентация «Кем я вижу себя в будущем»

Март

Экскурсия на РЖД

Апрель

Экскурсия на Центральное отделение связи

Май

Анкета «Все профессии важны, выбирай на вкус»

Класс

Сроки

Мероприятия

9 класс

Сентябрь

Анкета «Интересы, склонности, возможности и потребности»

Октябрь

Экскурсия в Пожарную часть

Ноябрь

Презентация «Спрос на рынке труда»

Декабрь

Экскурсия на хлебозавод

Январь

Игра – дискуссия «День приема на работу»

Февраль

Встреча с сотрудником КГКУ ЦЗН (Центр занятости)

 «Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха»

Март

Экскурсия на РЖД

Апрель

Экскурсия на Центральное отделение связи

Май

Игра «У меня все получиться!»

Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей

  профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и

   навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных  

  условиях.

Литература

1.                  М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.

2.                  Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.

3.                  Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.

4.                  Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.

5.                  Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.

6.                  Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992

7.                  Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986

8.                  Куда пойти учиться? – ГУ ЦЗН Омской области обл. – 2003 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профориентации "Мой выбор"

Данна программа дает возможность организовать работу по профориентации в школе....

Программа по профориентации "Правильный выбор"

Адаптированный элективный курс по психологии для 9-х классов составлен на основе «Личностного портфолио старшеклассника» (З.М. Молчановой). Данный курс включает в себя 2 части: «Мой ...

Рабочая программа по профориентации "Выбор профессий"

Рабочая программа для внеклассной работы по профориентации для учащихся 9 классов....

Рабочая программа по профориентации "Психология и выбор профессии", 9 класс

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное.Завершая обучение в 9 к...

Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...

Программа по профориентации "Мой выбор"

Программа «Мой выбор» разработана на основе программы предпрофильной подготовки для 8-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной....