Информационная карта
материал на тему

Скиба Екатерина Ярославовна

Опыт по теме: "Использование имитационных технологий как средство формирования знаний у учащихся на уроках "Основы безопасности жизнедеятельности" " - обобщен на муницпальном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_ippo_skiba.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф.И. О. автора

Скиба Екатерина Ярославовна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, (e-mail)

МБОУ СОШ №9

Сахалинская область, город Холмск, улица Матросова, 2

Телефон: 8 (42433) 7-10-14

E – mail:direktorsosh9@rambler.ru

Должность

Учитель ОБЖ

Стаж работы в должности

7 лет

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

«Использование имитационных технологий как средство формирования знаний у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)

В процессе исследования были выявлены противоречия между необходимостью формирования предметных знаний на уроках ОБЖ и недостаточным методическим обеспечением для внедрения имитационных технологий, которые направлены на оптимизацию образовательного процесса.

Новые условия образовательной деятельности, муниципальная инновационная площадка «Апробация новых методик, форм, технологий урочной и внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС ООО»

3. Идея изменений

Учитель ОБЖ, который владеет игротехнической компетентностью, может влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития школьников, изменять их мотивацию и познавательную активность учащихся.

4. Концепция изменений

  • Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы позволил выявить, что роль имитационной технологии в учебном процессе мало изучена. Исследований в области эффективности применения данных технологий на уроках ОБЖ недостаточно.
  • Установлено, что имитационные технологии способствуют оптимизации образовательного процесса, ибо они направлены на формирование у учащихся целостного представления изучаемого материала, приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений, развитие теоретического и практического мышления, положительной учебной мотивации через развитие познавательного интереса.
  • Выявлено, что разработанная система уроков с использованием имитационных технологий положительно влияет на повышение качества знаний в области безопасности жизнедеятельности и на развитие познавательного интереса при изучении предмета ОБЖ у учащихся экспериментальной группы. Изменения в структуре урока (технологическая карта урока): цели формулируют сами учащиеся, планирование учащимися способов достижения намеченной цели, осуществление учащимися учебных действий по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществление контроля (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), осуществление коррекции (учащиеся сами формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно их коррекцию), самооценивание, оценивание результатов деятельности учащимися, рефлексия, домашнее задание с учётом индивидуальных возможностей.

5. Условия реализации изменений

Несмотря на значительное количество публикаций по проблеме совершенствования учебного процесса материалы не содержат достаточных методических разработок для внедрения имитационных технологий в процесс обучения. В работе сделана попытка обобщить и систематизировать имитационные технологии, уточнить их понятийно-терминологический аппарат, выявить влияние на развитие познавательного интереса у учащихся, формирование знаний на уроках ОБЖ.

6. Результат изменений

Повышение качества образования, умение формулировать и доказательно аргументировать свои мысли, находить пути решения проблем, ежегодное участие в олимпиадах (школьных, международных), участие в областных, школьных конкурсах, стабильно высокий уровень обученности.

7. Публикации о представленном педагогическом опыте

(www.shkola9.znaet.ru)

Описание педагогического опыта

В процессе исследования  были выявлены противоречия между необходимостью формирования предметных знаний на уроках ОБЖ и недостаточным методическим обеспечением для внедрения имитационных технологий, которые направлены на оптимизацию образовательного процесса. Выявленное противоречие обусловило выбор темы работы, а так же определило объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования.

Объект исследования: процесс повышения эффективности обучения учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

Предмет исследования: совершенствование образовательного процесса посредством использования имитационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель исследования: выявить эффективность использования имитационных технологий как средство формирования знаний у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

Задачи исследования:

- провести анализ психолого-педагогической, методической и специальной литера-туры по проблеме исследования;

- раскрыть сущность имитационной технологии как элемента оптимизации образовательного процесса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- разработать и апробировать систему уроков с использованием имитационных технологий.

Гипотеза исследования - формирование знаний у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» будет эффективным, если:

- рассматривать имитационные технологии как элемент оптимизации образовательного процесса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- обеспечить развитие у учащихся познавательного интереса;

- разработать и внедрить систему уроков с использованием имитационных технологий.

Научно-методическая и практическая значимость исследования заключается в том, что исследование носит актуальный характер, так как, несмотря на значительное количество публикаций по проблеме совершенствования учебного процесса материалы не содержат достаточных методических разработок для внедрения имитационных технологий в процесс обучения. В работе сделана попытка обобщить и систематизировать имитационные технологии, уточнить их понятийно-терминологический аппарат, выявить влияние на развитие познавательного интереса у учащихся, формирование знаний на уроках ОБЖ.

Методы исследования:

теоретические методы: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования

направлены на выявление актуальности и состояния изученности проблемы

эмпирические методы: наблюдение, тестирование

анкетирование

направлены на изучение уровня предметных знаний у учащихся

направлено на выявления познавательного интереса учащихся

методы математической статистики

направлены на выявление достоверности полученных результатов

Специфика технологии моделирование в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни. Имитационные технологии включает понятие имитация (от лат. imitatio) подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение.

 Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности учащихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни.

Педагогические задачи имитационных технологий:

- формирование у учащихся целостного представления по изучаемой проблеме;

- приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений;

- развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности;

- формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников;

- создание оптимальных условий осуществления образовательного процесса.

Методы технологии:

Неигровые имитационные методы: ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных и случайных технологий; игровое проектирование; информационный лабиринт; групповые дискуссии; психодиагностика и др.

Пример использования. Метод анализа и решения конкретных ситуаций (АКС).

Основными этапами применения метода АКС является:

- ознакомление учащихся с ситуацией;

- определение того, что надо выяснить, решить;

- дискуссия о возможных способах решения ситуации и выбор оптимального варианта ответа;

- анализ и обобщение результатов.

Техника проведения АКС: дается полное описание ситуации, все варианты и решения, включая и оптимальный, а затем организуется обсуждение ситуации по вопросам-заданиям.

Метод АКС позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, на опыте других учиться избегать ошибок и неверных решений в различных опасных ситуациях.

Игровые имитационные методы: Имитационные игры.

Принципы организации и проведения имитационных игр.

- полное погружение участников игры в игровую ситуацию;

- постепенность вхождения участников в игровую ситуацию;

- равномерная игровая нагрузка на участников игры;

- соревновательность игровых групп;

- правдоподобие моделируемой ситуации (игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа на реальную).

В результате анализа полученных данных установлено положительное влияние использования имитационных технологий на уроках ОБЖ на уровень развития познавательного интереса у учащихся. В экспериментальной группе 82% учащихся с высоким уровнем познавательного интереса, в то время как в контрольной группе этот показатель составляет 78%.

Таким образом, использование имитационных технологий на уроках ОБЖ положительно влияет на развитие познавательного интереса и на повышение качества знаний у учащихся в области безопасности жизнедеятельности

Экспертное заключение

Рекомендовать опыт к обобщению на муниципальном уровне

Ф.И. О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, должность, место работы

Сорокина Светлана Александровна,

т.: 8 (42433)72386

e-mail: direktorsosh9@rambler.ru

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ СОШ № 9 г. Холмска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

Информационная карта

Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя – участника III профессионального конкурса «Педагог нового времени» на премию Главы Чистопольского муниципального района Республики...

Аналитическая справка (информационная карта)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ЗАЯВИТЕЛЯ         НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ ...

Информационная карта достижений

В помощь участникам  ПНПО "Образование"...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....