Преодоление основных проблем и трудностей в работе педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.
статья на тему

Захарчевная Алёна Игоревна

В данной статье говорится о том, как преодолеть основные трудности в работе педагога-хоровика с младшей возрастной группой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaharchevnaya_a.i.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление основных проблем и трудностей в работе педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети.

На начальном этапе работы с младшей возрастной группой (от 6 -7 лет) нужно знать, что именно на этом этапе закладываются начальные профессиональные навыки пения - точное интонирование, ансамбль, элементы вокальной техники. Основными задачами для дирижера в первую очередь будет являться работа над унисоном, а также привитие любви к музыке, к хоровому пению.

        Когда молодой специалист приходит на работу с детьми он сталкивается с трудностями организационными и профессиональными.

        Приступая к работе, следует учитывать некоторые особенности данной возрастной группы: небольшой диапазон, короткие и тонкие, достаточно слабые  голосовые связки, совсем небольшой объем дыхания. Для данной возрастной группы детей (6-7 лет) свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.

        В работе  с детским коллективом, особенно с младшим возрастом, существует своя определенная специфика. Она заключается в том, что нужно учитывать их возрастные интересы и особенности, непосредственность и непредсказуемость детей. Необходимо точно определить цели и задачи, которые надо выполнить, выстроить план занятия, но при этом уметь легко варьировать,  что-то делать экспромтом.

        Работая с детьми всегда надо помнить, что дети - это дети. Быстро утомляются, теряют внимание, не могут долго заниматься одним делом, если не интересно, то совсем не будут ничего делать. Дисциплинарный вопрос всегда стоит на первом месте, в любой возрастной группе, тем более с маленькими детьми. Надо отметить, что большинство современных детей, напичканных с раннего возраста всевозможной информацией, имеют плохую память, причем на самые простые вещи, многие плохо говорят, не в плане дикции, а в плане построения фраз, предложений, изложения своей мысли. Многие дети не организованы, не приучены слушать и слышать. Отсюда ряд проблем, которые возникают в процессе творческой работы. Конечно, не все дети одинаковы.  Есть семьи, в которых с детьми общаются на хорошем, литературном русском языке, с которыми занимаются, развивая их природные способности, образовывают в меру их возраста. Спасибо таким родителям. С детьми их таких семей радостно и интересно работать.

        Придя в хоровой коллектив, ребенок попадает в мир звуков, причем не абстрактных, а совершенно конкретных, которые он сам производит - поет. Но чтобы  звуки приносили радость и пользу, они должны быть организованы.         Именно организацией звукового - певческого - процесса занимается дирижер-хормейстер. И конечно, ребенку надо объяснить, кто такой дирижер, для чего он нужен, и рассказать про дирижерский жест, который как волшебная книга откроет маленькому исполнителю много тайн.         

        Но при этом возникают новые проблемы, чисто профессионального уровня.         

        Когда студент учится в музыкальном колледже или в высшем учебном заведении, задача педагога - показать дирижерский жест, задача студента хорового факультета - этот жест запомнить и отработать показ, и исполняет по этому жесту, как правило, концертмейстер, а не хор. Хоровой и педагогической практики очень мало и те практические часы которые есть не дают возможности студенту в полной мере понять, как пользоваться дирижерским жестом. Это понятие приходит только с практикой работы и называется  - профессиональный опыт.

Детям, которые приходят в хоровой коллектив, необходимо объяснить певческую установку, и конечно, в процессе работы речь идет о  дыхание, звукообразование, дикции и многих других профессиональных тайнах.

Но все эти серьезные профессиональные термины для серьезных взрослых, а для детей все тоже самое только  играя, невзначай, легко объясняя.  Если планомерно, на каждом занятии повторять некие правила или определения, то детская память со временем их усвоит, и самое главное, научится пользоваться, т.к. каждое правило подкрепляется пением.

Итак:

1. Дирижерский жест. Приступая к работе, детям следует объяснить, кто перед ними стоит и для чего этот человек нужен. Дети должны понять и запомнить элементарные дирижерские жесты, которые будут являться для них подсказкой при пении (вступление, дыхание, снятие, движении мелодии, скачки и др.). Хормейстер же в свою очередь должен точно показывать вступление и снятие. Вступление должно точно организовать слог, с которого начинается вступление, и прежде всего, точно организованное дыхание; точное снятие организует одновременное замыкание согласных.

2. Дыхание. Самый главный компонент в звукообразовании и в пении. "Пение - есть искусство выдоха" (Ф. Ламперти). На данный момент существует много различных видов упражнений для правильной выработки дыхания. Умение правильно пользоваться дыханием – неотъемлемая часть при работе с хором. При работе с детьми, следует включать в распевки упражнения связанные с дыханием. Лучше будет, если эти упражнения будут нести игровой характер и детям будет интересно и сами того не подозревая, они постепенно научатся правильно им пользоваться.

3. Звукообразование. Формирование мягкой атаки звука, что  вообще характерно для детского голоса. Твердую желательно использовать редко, а в детском коллективе лучше вообще не использовать. Мягкая атака звука на хорошем дыхании оберегает тонкие детские связки от утомляемости, от образования "узлов".  С самого начала необходимо работать над приемом пения  legato, который является наиболее сложным приемом в исполнении. Дети младшего возраста в большинстве своем не поют, а произносят стихи на мелодию. Это называется мелодекламация. А вот пение на legato - это достаточно сложный процесс, в котором задействованы все дыхательные мышцы. А постольку  поскольку дыхательные мышцы у детей младшего возраста слабые и объем легких мал, то для развития навыка пения legato, необходимо начинать с небольших  упражнений на слоги, затем исполнять попевки состоящие из небольших фраз. Ставя перед детьми задачу (можно в форме игры-соревнования) пропеть на одном дыхании плавно небольшие фразы, тем самым укрепляя певческое дыхание (певческие мышцы), можно привить навык пения legato. Это долгая и кропотливая вокально-хоровая работа, которая должна проводиться во всех хоровых коллективах, и в детских, и во взрослых, т.к. пение legato это один из основных показателей уровня развития хорового коллектива.

4. Дикция. Очень многие дети плохо говорят, не четко, "глотая" окончания слов, картавят. Помимо явных логопедических дефектов еще добавляется ограниченный, а в некоторых случаях очень скудный  словарный запас. Это создает определенные трудности, т.к. на занятии приходится объяснять порой самые простые вещи, которые не относятся к профессии дирижера-хормейстера. В результате дирижер-хормейстер занимается не только своей работой по специальности, но и совмещает работу логопеда, учителя литературы, историка, искусствоведа и еще много кого. Для того чтобы выработать навык активной работы артикуляционного аппарата, четкое и ясное произношение согласных, в работе с следует использовать  простые скороговорки, а также различные вокальные упражнения с включением основополагающих согласных Р, З, Ж, Н, М,Л.

5. Ансамбль. «Ансамбль» - единство. Хоровой коллектив это единый организм. Чтобы из группы детей создать Хоровой коллектив, пусть даже маленький, надо долго работать и добиваться ансамбля не только  вокального, но и духовного. Несомненно, в первую очередь научить поющих прислушиваться к рядом звучащим голосам, прислушаться к тому что говорит или поет руководитель, прислушаться к мелодии, к тексту произведения, прислушаться к своим эмоциям и чувствам. Ансамбль вырабатывается годами, а начинается  все в младшей группе с умения слышать и слушать. Единство во всем: в тексте, в мелодии, ритме, динамике.

Подведя итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Организационные трудности:
  • новый набор в хоровой коллектив - необходимо проявить высокое мастерство рекламного агента.
  • дисциплина в группе - необходимо так заинтересовать детей младшего возраста, так увлечь образовательным и творческим процессом, чтобы у них не было времени отвлекаться во время занятия.
  • работа с родителями - самая трудная и кропотливая, не менее кропотливая, чем с детьми. Необходимо вести разъяснительную работу для создания родительского коллектива, коллектива, который будет понимать значение и важность процесса хорового пения.
  1. Профессиональные трудности:
  • все профессиональные трудности уходят с опытом работы, который нарабатывается годами. Полученная база знаний в среднем и высшем учебном заведении для молодого специалиста - это отправная точка для дальнейшего профессионального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение по организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в МОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга

В положение включены разделы:1. Общие положения (цели, задачи, законодательная и нормативная основа деятельности по ОТ, структура управления ОТ),2. Обязанности и права руководителей и специалистов по ...

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Самостоятельная работа-как один из путей достижения качества образовательного процесса

Основой образовательного процесса в области иностранных языков является самостоятельная учебная деятельность учащихся,которая обеспечивает реализацию личного творческого потенциала учащегося, накоплен...

Выступление на августовской конференции на тему: "Сетевое взаимодействие -инструмент для эффективной реализации общеобразовательных программ с целью расширения ресурсного обеспечения качества образовательных услуг"

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного  развития экономики, ...

Использование инновационных форм работы на уроках технологии с целю повышения качества образовательного процесса

Использование инновационных форм работы на уроках технологиис целю повышения качества образовательного процесса...