Статьи для научно-практических конференций
статья на тему

Кукленкова Ксения Андреевна

Статьи по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации казачьего компонента

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кукленкова Ксения Андреевна

МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганск

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ  КОМПОНЕНТЫ  КОДЕКСА ЧЕСТИ КАЗАКОВ КАК КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ ДЛЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей через служение Отечеству и народу.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения наиболее актуальное направление современного образования, и в тоже время именно с ним связаны самые жесткие споры в педагогической науке, когда речь заходит о содержании духовно-нравственного воспитания. Сегодня в качестве содержания духовно-нравственного воспитания предлагается самый широкий спектр ценностей – от религиозных до эстетических. «Однако самый простой и самый элементарный анализ показывает, что если в основе духовного отношения к миру лежит отношение человека к Богу, то и в основе духовно-нравственного воспитания должна лежать религия, подобно тому как в основе содержания интеллектуального воспитания лежит наука, эстетического – искусство, трудового – труд и т.д. И это вовсе не исключает, что в содержание духовно-нравственного воспитания входят и другие ценности, подобно тому как интеллектуальное воспитание не строится только на науке, но включает в свое содержание и ценности других сфер» [4]. Таким образом, одни ученые и общественные деятели связывают проблему духовно-нравственного воспитания с вопросом о необходимости возрождения религиозного образования. Другие нравственный аспект считают основным, но понимают его шире, связывая духовное воспитание не только с религией, но и с традиционной культурой.

В связи с этим, современной школе просто необходимы культурно-воспитательные идеалы, которые позволят выстроить духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения  в соответствии с основополагающими ценностными ориентирами, а также  представить  их на конкретных культурно-исторических примерах.  Идеал в данном случае понимается как  цель, к которой человек должен устремиться,  соизмеряя с ней  свое личностное развитие. «Человек обладает неискоренимым стремлением ставить себя в известное отношение к Абсолютному, к идеалу, к последней истине, к сущности бытия», – пишет А.С. Запесоцкий.

Наиболее ярким примером культурно-воспитательных идеалов, является идеалы российского казачества. «Казачество как феномен русской, российской истории выражается в форме общей идеи, составляющими которой выступают свобода-воля, народовластие, вероутверждающее православие, служение своему Отечеству» [3].

Нравственно-эстетические стандарты казаков – это своеобразный  неписанный кодекс чести. Многие исследователи казачьей культуры утверждают, что «у российского казачества к 1917 году не появилось унифицированного написанного кодекса чести, однако система ценностей и поведенческих моделей, несомненно сложилась» [2]. Своеобразие  этой  нравственно-эстетической системы казаков объясняется местом и ролью казачества  в истории российского государства. Обосновывая смыслообразующие  компоненты кодекса чести казаков, необходимо обратится к истокам данной культуры, обосновать изначальную духовную сущность казачьих традиций и норм поведения, которые будут формироваться на протяжении веков.

«Воля» и «свобода» станут и путеводной звездой для всех бежавших на Дон и в Запорожскую Сечь, и одной из основополагающих духовно-нравственных ценностей многих поколений казаков. Воля понимается казачеством как абсолютная свобода, как освобождение от любых проявлений зависимости и подчиненности. Отражение этого мы находим в казачьих пословицах и поговорках: «Степь и воля – казацкая доля», «Чем слабее твоя воля, тем труднее доля», «Казаки никому не кланяются». Опираясь на волю и свободу как неоспоримую основу своей жизни, казачество не восприняло идеи анархии и вседозволенности, насилия ради примитивного разбоя и грабежа. Воля для казака – это «не узкосоциальная свобода Запада, а достоинство, независимость и, самое главное, ответственность, не анархия, а жизненная дисциплина верности воле своего народа» [2].  

Определенной преградой на пути формирования отрицательных  поведенческих шаблонов в казачьей среде стала православная вера.  Именно десять Христовых заповедей легли в основу морально-нравственных устоев казачьих  обществ, именно они  станут  в дальнейшем    структурным каркасом своеобразного кодекса чести казаков. Казак — воин духа. Его воспитание и образ жизни, формируют особый уклад казачьей души.. Смысл его жизни — в служении. И нет для казака, по слову Христову, "больше той любви, чем положить душу свою за други своя" (Ин. 15:13). Смыслообразующим элементом кодекса чести казаков является идея «служения».  По мнению доктора педагогических наук, казака Сергея Николаевича Лукаша, «идеал беззаветного служения Отечеству, своему народу, сформировавшийся в казачьей среде, проистекал, в первую очередь, из православного идеала служения Богу во Христе» [3]. «Казак олицетворял в себе не жизнь тела, а жизнь души, вобравши в себя Веру, Честь и Совесть. Убить его физически не означало убить его душу и сознание, а изменить взгляды на противоположные означало убить его душу при живом теле» [5]. 

Стечением времени копилка нравственных ценностей российского казачества пополнялась новыми духовными традициями и устоями.  Но основа нравственно-эстетических стандартов казаков оставалась неизменной: «Основа казачьего самосознания – это кодекс казачьей «вольницы», стоящий на трех столпах: воле, вере и казачьем товариществе» [2].

Таким образом, анализ смыслообразующих компонентов  нравственно-эстетической системы казаков, позволяет взглянуть на историю развития российского казачества, с точки зрения формирования моральных устоев казачьего товарищества. Это определяет культурно-воспитательные идеалы, которые призваны помочь в становлении ценностных ориентиров  у подрастающего поколения.

Литература

  1. Задорожный П. Казачество - составная часть русского народа // Русский вестник 21.09.2011 Русская народная линия (информационно-аналитическая служба) http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/09/21/kazachestvo_sostavnaya_chast_russkogo_naroda

  2. Кодекс чести казака / сост.: Дюкарев А.В., М.: Рипол-Классик, 2018 г.

  3. Лукаш С.Н. Феномен казачества как культурно-воспитательный идеал // Официальный портал казачьего кубанского войска http://www.slavakubani.ru/kkv/departments/labinsky/detail.php?ID=7859
  4. Меньшиков В. М. Содержание духовно-нравственного воспитания //  Образовательный портал СЛОВО https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44531.php

  5. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл доклад «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде: опыт Ростовской области» // официальный сайт Московского Патриарха http://www.patriarchia.ru/db/text/3605130.html



Предварительный просмотр:

Ценностные основы казачьей педагогики

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…

К.Д. Ушинский

К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели – вот в чем проблема…

В.А. Сухомлинский «Родительская педагогика», 1978г

Обращение к педагогике казачества не следует понимать как простое воспроизводство прошлого. Педагогику казачества можно рассматривать как этнопедагогику, обобщающую социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития. И, в то же время - это казачья идея-традиция, выражающаяся в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни. Педагогика казачества  - это направление педагогических знаний и эмпирического опыта, позволяющее решить многие проблемы в системе современного образования. [3]

В данной статье мы обращаемся к ценностным ориентирам казачьей педагогики, которые составили основу целой системы воспитания подрастающего поколения в традиционной культуре казачества. В том, что это была система нет никаких сомнений. У молодежи к периоду самостоятельности были сформированы   соответствующее казачьему укладу мировоззрение, деятельное отношением к жизни и четко выраженная  мера нравственных ценностей. При этом казачья педагогика эффективно действовала без решающего, по сегодняшним понятиям, фактора — школы, поскольку в станицах того времени учебных заведений не было. Известная казачья пословица: «Казачьему роду нет переводу», не просто говорит нам о силе духа и доблести казаков, о их непобедимости. Эта пословица, прежде всего, говорит нам о нерушимых методах народной педагогики, которые продолжали «работать» не смотря ни на что. Ведь в условиях войн, походов, всей беспокойной жизни казачество, не раз испытанное на выживаемость, всегда обеспечивало себе будущее через свое молодое поколение, через своих детей. А это уже достаточный повод, чтобы внимательней присмотреться к системе воспитания подрастающего поколения казаков.

Сегодня говоря о современном воспитании и образовании наших детей, мы говорим о значимости школы, учителя, классного руководителя, о необходимости формирования универсальных учебных действий и метапредметного знания. Однако, мы «строим здание, а фундамента нет.  Ведь действительно, мы не учим в школе самому главному  - не учим жить. Учим всему, знают наши дети множество полезных и нужных (а иногда и не нужных) вещей… но ничего не знают о том, как быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. Не задумываемся мы – ни педагогики, ни родители,  что важнейшая мудрость жизни, который должен постигнуть каждый  - это человеческие взаимоотношения».[5] В связи с этим, обращение к народной педагогике неслучайно, так как это народная  мудрость  многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.  Основой народной педагогики является четко выстроенная модель взаимоотношений взрослого и ребенка. Таким образом, именно в народной педагогике мы находим ту основу, тот фундамент, которого не хватает в современной системе воспитания подрастающего поколения.   Воспитание новой смены у казаков, как у любого народа или сословия, вбирало опыт предыдущих поколений, и передача этого опыта осуществлялась от отца к сыну, от матери к дочери, от старшего поколения младшему.

Но передача культурно-исторических традиций своего народа из поколения в поколение – это всего лишь   система знаний, которую должно усвоить подрастающее поколение. И оно не будет усвоено если не будет прочного фундамента, основанного на духовно-нравственных ценностях. Воспитание духовной готовности быть отцом и матерью, быть примером и наставником своим детям – вот первостепенная задача в сфере становления нравственных основ молодого человека. Это условие педагогического взаимодействия родителей и детей является ценностной основой  казачьей педагогики -  вырастить достойную смену, выполнить материнский и отцовский долг, воспитать собственного сына и дочь. И только в  этих условиях трансляция культурно-исторического опыта от поколения к поколению будет не рушима.

Воспитание начиналось чуть ли не с младенческого возраста. Свято соблюдалась заповедь: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и будешь долговечен на земли».  Анализируя воспитание казака и казачки, мы видим, не только отец и мать были рядом с ребенком. До трех лет дети были с матерью, после будущий казак воспитывался отцом и крестным.

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца и матери, были крёстный отец и крёстная мать.  О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники. Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака.      Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста). И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы). [6]

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке. Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку,  как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи. [6]

Говоря о роли крестных родителей в педагогике казачества, следует отметить, что и здесь казачья педагогическая мудрость обезопасила процесс воспитания от опасных проявлений    родительской любви. В.А. Сухомлинский  отмечает «где нет мудрости родительского воспитания, появляется любовь, уродующая детей: любовь-умиление, любовь деспотическая, любовь откуп». [5]  Так у казаков с 8 лет главная роль в воспитании принадлежала крёстному. Именно он по большому счёту обучал мальца казачьей науке. Но кровный отец был руководителем этого процесса. Крёстный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крёстный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крёстного, когда дело могло принять опасный оборот, а крёстный не давал отцу жалеть сына.

Также немало важными элементами  воспитания в казачьей педагогике, являются    наставничество  и преемственность. Цель педагогики казачества -  ни при каких условиях    процесс морального становления казака не должен быть прерван. В правлении, например, всегда знали, сколько в станице сирот. Издавна они именовались «атаманскими детьми». О них заботились всей общиной. Старики следили, чтобы сирот не обижали. Крестные наблюдали за их нравственным и физическим состоянием. Одаренные казачата отправлялись за казенный счет в школы юнкеров.

Еще одна из традиционных и вполне официальных форм опеки казачьей общины над семьей, потерявшей кормильца, называлась «взять под шинель». Главой семьи официально назначался  старший из сыновей, казачонку могло быть всего лишь 10 лет когда волею судьбы он становился плечом к плечу со взрослыми  казаками. Выполняя все обязанности главы семьи, он находился под бдительным присмотром общины. «Выпестованный «под шинелью» казачьей общины, он счел бы тяжким грехом забыть об этом, верность ей воспитывал в детях, а от них — и во внуках своих».[4]

Выстроенная система  взаимоотношений взрослого и ребенка в казачьей педагогике, основана не на пустых разговорах и нравоучениях, а на  сотрудничестве  в трудовом процессе. Потому что только через продуктивную совместную деятельность, только  через личный пример можно обеспечить воспитание достойной смены. «Главный метод трудового воспитания в семье казака-земледельца — систематическое и всевозрастающее участие младших в хозяйственных работах. К физическому труду детей приучали с 6–7 лет, поручая им нетяжелые, несложные работы.  В 12 лет под бдительным оком и при непосредственном участии матери они выполняли почти все полевые работы на своем казачьем пае — пахали, сеяли, косили, возили молотилки… И вот что важно: все выполнялось без принуждения, уговоров, напоминаний. Дети сами находили нужную в данный момент работу. Он не вникал в понятия «обязан», «должен», «твоя работа», а знал только одно — ему «надоть» сделать это сейчас».[4]

Таким образом,  передача опыта осуществляется  в рамках  установленных ценностных ориентиров:  нравственно-этическом, трудовом, военно-прикладном.  И неизменным фундаментом педагогики казачества является духовное становление  будущих отца и матери, способных передать традиции казачества следующему поколению.  «Казачьему роду нет переводу» - пословица, которая характеризует нерушимость и результативность системы воспитания казачьей педагогики.

Литература

  1. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен СПб., 2004
  2. Ерохин И.Ю. Казачья педагогика на службе российского государства: основы казачьей педагогики в ее значении для государственного и общественного развития / Интернет-журнал «Науковедение» http://naukovedenie.ru
  3. Лукаш С.Н. Методические основы педагогика казачества / https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-pedagogiki-kazachestva
  4. Обозный Н. «Казачья педагогика» Газета «Невинномысский рабочий», №113-114, 116-117 1999 г.
  5. Сухомлинский В.С.  Родительская педагогика. М.,1978
  6. Электронная библиотека «Казачий хутор» / http://library.kazachiy-hutor.ru/ 


Предварительный просмотр:

Кукленкова Ксения Андреевна,

педагог-организатор

МБОУ «СОКШ №4»,

ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск

Традиционная танцевальная культура Сибирского казачества как источник развития национального самосознания

Покажи мне как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать»; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне все это, а я скажу тебе какой нации ты сын. И все это зависит не от твоего бессознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного. А этот уклад формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего, в детстве.

Иван Александрович Ильин

Вот уже много лет, в основном с помощью средств массовой информации, идет ориентация детей и молодежи страны на чуждые нашему менталитету образы, модели поведения и жизни, на сомнительные идеалы и ценности, которые пропагандирует современная массовая культура.  У многих молодых людей нет осознанного чувства принадлежности к своему народу, нет интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к его идеалам и ценностям. Нет гордости за принадлежность к великой стране и великому народу. Так рождается бездуховность нации.

Именно поэтому, сегодня  в отечественном образовании активно осмысливается и находит конкретное воплощение в педагогической практике аксиологический вектор, в котором  методология направлена на обретение человеком  личностных смыслов, идеалов, ценностей, ментальных стереотипов в соответствующей культурно-исторической среде. Это в свою очередь  актуализирует поиск  традиционных культурных моделей  и  создание педагогических концепций, основывающихся на преемственной передаче социально-культурного опыта в рамках национальных традиции в российской образовательной системе.

Культурологические основы российского образования ориентируют  на некий образец (константу) российской культуры. Таким образцом для современного образования стала культура российского казачества.   Обращение к казачеству как к феномену истории и культуры в аспекте методологии обосновывает  значимость казачьей идеи, как источника развития национального самосознания подрастающего поколения.

В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Педагогика казачества основывается на глубинной российской традиционности. В то же время её не следует понимать как простое воспроизводство прошлого. Педагогику казачества можно рассматривать как этнопедагогику, обобщающую социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития как этнокультурная, сословная, субэтническая группа.  И, в то же время - это казачья идея-традиция, выражающаяся в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни.  Педагогика казачества – это направление педагогических знаний и эмпирического опыта, позволяющая решать многие проблемы на пути формирования  национального самосознания в системе современного образования.

Русский философ С. Н. Булгаков заметил: «…чтобы познать себя в национальном смысле, не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество». И действительно, неразумно определять свою национальность, ссылаясь на научные источники.  Есть такое понятие, как коллективная память. Это то, что передается из поколения в поколение. Эта истина, не поддающаяся сомнению. Один из наиболее осязаемых результатов исторического пути — национальная культура: сказки, легенды, песни, танцы, музыка, декоративно-прикладное творчество.  

Таким образом, особая роль в  формировании национального самосознания принадлежит дополнительному образованию. Посредством предметов эстетической направленности осуществляется не просто изучение народного творчества, а погружение в национальную культуру.  При этом следует отметить, что дополнительное образование сегодня является одной из самых динамичных и развивающихся образовательных систем: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая авторская позиция педагога, что позволяет образованию как системе более лабильно реагировать на запросы  общества. Именно поэтому, когда в нашей школе в 2011 году открыли  первый кадетский казачий класс,  в первую очередь были разработаны   программы дополнительного образования, направленные на освоение культуры сибирского казачества, которые гармонично вошли в  систему дополнительного образования кадетской школы.

Так, например, изучение хореографии в кадетской школе рассматривается как средство физического и нравственно-эстетического  развития личности.  Также средствами хореографического  искусства во многом  решаются задачи патриотического воспитания. Хореографическое обучение в  кадетской школе направлено на освоение культуры бального танца, которая включает в себя историко-бытовой танец на народной основе и классический европейский танец.  В связи с этим репертуар хореографического коллектива выстроен, главным  образом, на основе хореографической лексики народного и историко-бытового танца. Изучение специфики танцевальной культуры сибирского казачества только расширяет и углубляет      хореографическое обучение  в кадетской школе в рамках патриотического воспитания и национального самосознания. Программа по хореографии «Танцевальная культура сибирского казачества» гармонично дополнила и расширила содержательную базу учебно-методического комплекса по хореографии в кадетской общеобразовательной школе.

Особенности содержания данной программы, определяет специфика танцевальной культуры сибирских казаков. Сибирское казачество, взаимодействуя с культурами коренных народов Сибири, не только влияло на их культуру, но и само ассимилировало элементы этих культур. Тем самым закладывались специфические признаки субкультуры сибирского казачества и складывались особенности танцевальной культуры.

Будучи культурой позднего формирования, казачьей танцевальной культуре не характерны имитация трудовых процессов, выполнение инициационной, магической, терапевтической и других функций.  Включение танца в казачью культуру  могло осуществляться только под знаком демонстрации силы, ловкости, воинской сноровки, кинетической виртуозности. Танцевальная музыка становится, прежде всего, формой выражения звуковой среды, обеспечивающей воинскую подготовку. В архиве фоно- и фотодокументов в Москве есть видеозапись приезда Николая II в Екатеринодар. Встречающие казаки танцуют перед императором. Танец одного казака состоял в том, что он под музыку перепрыгивал через саблю, удерживаемую перед собой. Это был не столько танец, сколько своеобразное гимнастическое упражнение и, конечно же, демонстрация казачьей удали и ловкости.

Воспитание через танец ритмической координации движений, силы, ловкости  было одной из важнейших функций танца в культуре казачества. В связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы, или так называемые «шермиции». В духовной культуре казаков шермиции занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них казаки демонстрировали  жизнестойкость и жизнеутверждающее начало. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающим в себя старинные воинские обряды. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков.

Помимо военных танцев, следует отметить и общерусскую направленность танцевальной  культуры сибирского казачества.   Обряды, народные праздники, игрища  сибирских казаков имеют славянские корни,  поэтому следует отметить их  идентичность праздникам и обрядам русского населения, но в силу ассимиляции с другими этносами они имеют определенные особенности.  В связи с этим,  основу танцевальной культуры казаков составляет  русский народный танец со стилистическими особенностями сибирского региона, и особым  характером исполнения, свойственным духу казачества.

Реализация казачьего компонента, дала возможность для расширения и обновления репертуара творческих коллективов кадетской школы. Репертуар творческих коллективов школы пополнен танцевальными номерами на основе хореографической лексики казачьих плясок.  Данные номера востребованы не только на школьных, но  и   городских мероприятиях.  Заинтересованность и желание учащихся  работать в данном направлении позволяет повышать уровень сценического исполнительства, что  открывает  возможности для  участия в мероприятиях  регионального и всероссийского уровня.

На данный момент  школа располагает  хореографическим  репертуаром, который обладает нравственно-эстетичной и патриотической направленностью. В контексте воспитательной системы школы все эти качества репертуара  обеспечивают  формирование  национального самосознания подрастающего поколения.

Список использованной литературы:

  1.  Казачество в истории России: материалы всероссийской  научно-практической конференции (3-4 окт. 2007 г., Москва),  Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура): матер. междун. науч.-прак. конф. (Тюмень, 31 октября 2009).
  2. Кашина Н.И.  Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и  Оренбуржья: история и современность: монография. Екатеринбург, 2011.
  3. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. №7.
  4. Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976.
  5. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
  6. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии / пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2003.
  7. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М., 1979.
  8. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие. СПб., 2006.
  9. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца., СПб. 1996.
  10. Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.

 



Предварительный просмотр:

Кукленкова Ксения Андреевна

МБОУ «СОКШ №4»

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В отечественном образовании активно осмысливается и находит конкретное воплощение в педагогической практике аксиологический вектор, рассматривающий методологические основы с точки зрения нахождения человеком личностных смыслов, идеалов, ценностей, ментальных стереотипов в соответствующей культурно-исторической среде. Это в свою очередь  актуализирует поиск соответствующих традиционных моделей российской ментальности и  создание педагогических концепций, основывающихся на преемственной передаче социально-культурного опыта в рамках национальных  традиции в российской образовательной системе.

Речь идет о смене  модели рационального знания на вектор культуросообразности и культуротворчества просвещения. Одновременно осуществляется поворот от абсолютизации ценностей знаниевой педагогики к осознанию и реализации в образовательной практике гуманистических и культурных ценностей.[2]

Аналитический обзор исследований, рассматривающих образование в контексте культуры, показывает, что в основе культурологической образовательной модели  лежат следующие концепции:

- деятельностная (В.Е. Давидович, М.С. Каган, В.С. Леденев), культурологическим инструментом которой выступает деятельность – познавательная, практико-преобразующая, коммуникативная, ценностно-ориентационная, эстетическая;

-ценностная (А.А. Зворыкин, Г.Г. Карпов, В.Я. Нечаев), представляющая процесс учения как формирование культурных личностных качеств, отвечающих идеальным характеристикам носителя культуры;

-диалогическая (М.М. Бахтин, В.С. Библер), направленная на диалог в едином образовательном пространстве прошлых, настоящих и будущих культур.[5]

Культурологические основы российского образования ориентируют  на некий образец (константу) российской культуры.Таким образцомдля современного образования стала культура российского казачества.   Обращение к казачеству как к феномену истории и культуры в аспекте методологии обосновывает социальную значимость казачьей идеи, в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Педагогику казачества можно рассматривать как этнопедагогику, обобщающую социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития как этнокультурная, сословная, субэтническая группа.  И в то же время - это казачья идея-традиция, выражающаяся в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни.  Педагогика казачества – это направление педагогических знаний и эмпириеского опыта, позволяющие решать многие проблемы духовно-нравственного воспитания в системе современного образования.[7]

Педагогика казачества основывается на глубинной российской традиционности. В то же время её не следует понимать как простое воспроизводство прошлого. Современная педагогика казачества, как инновационная идея, находящаяся на начальном этапе своего научно-теоретического осмысления и развития, воплощает в себе синтез традиционного и нового. Её инновационность характеризуется появлением новых форм и моделей учебно-воспитательной деятельности, образованием духовно-воспитательных пространств, определяющих её значительную социопрактическую направленность.[7]

Основными идеями педагогики казачества выступают: воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, многовековой российской традиции народовластия; становление личности свободного (вольного) человека, укорененного в свою малую родину, культуру и историю России; воспитание молодёжи в духе патриотизма,  становление в сознании молодёжи психологической готовности к служению Отечеству.

Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны.

Воспитание начиналось чуть ли не с младенческого возраста. Свято соблюдалась заповедь: «Чти отца своего и матерь твою. Детей учили чтению молитв перед сном, при пробуждении, до и после принятия пищи. С пяти лет они обязаны были знать молитвы «Отче наш», «Царю небесный», «Пресвятая троица» и другие.Подавляющее большинство казаков с малых лет становились глубоко верующими православными людьми. И тем не менее они с уважением относились к мусульманам, католикам, лютеранам и верующим других общепризнанных конфессий.[6]

Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать Православную Веру и родную землю до самопожертвования.. Казачество в России всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за других». И на протяжении веков казаки жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой истине.

Основой семейного воспитания были положительные примеры боевых подвигов, безупречной службы деда, отца, родственников, станичников. Будущих воинов учили не теряться при любых обстоятельствах, находить выход из любого положения, стойко держаться и выживать в самых трудных условиях, приходить на помощь не только товарищу, но и любому станичнику в опасную минуту, «не жалеть живота своего задруги своя».[6]

Детям не прощались вранье, грубость, окрики на старших, строго запрещались азартные карточные игры, игры с унижением личного достоинства. Одной из особенностей казачьего воспитания являлось то, что каждый старший по возрасту казак, казачка, даже не родственники, могли не только сделать замечание младшему, но и наказать за проступок. Младшие же с уважением и почтительностью относились к старшим, а при необходимости помогали им по своим силам и возможностям.

Педагогика казачества считала, что в основе успешного воспитания должны лежать доброта и благожелательность.

Анализ источников показывает, что казачество имело четко определенную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволявшие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества. Основным направлением деятельности войсковых и окружных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казачат к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи и казачьего духа.

Таким образом, духовно-идеальный вектор казачьего мировоззрения конкретизируется в определенном философско-педагогическомпостулате: «Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть». Целями такого непрерывного воспитания и самовоспитания в казачьем социуме выступали образы людей казачьей культуры, наполненные в каждом отдельном случае конкретным культурно-историческим воспитательным содержанием.

В  2011 в кадетской школе г. Нефтеюганска  был открыт первый кадетский казачий класс. Сегодня в нашей школе реализуется программа развития «Духовно-нравственные и культурно-исторические ценности российского казачества как средство воспитания, развития и социализации учащихся кадетских казачьих классов».  На основе системного использования культурно-исторических традиций казачества  в условиях интеграции основного, дополнительного образования и институтов социализации обеспечивается процесс духовно-нравственного воспитания учащихся. Такой подход к системе воспитания  определяет становление современных поколений людей, мотивами и смыслами деятельности которых станет любовь к Родине, ответственность за результаты своей деятельности, готовность к созиданию будущего.

Сегодня вся Россия с надеждой смотрит  на возрождение Казачества, веря в то, что возрождается не только форма, но и духовная основа общества.

Список литературы

  1. Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью: избранные педагогические труды: в 2 т., т. II / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 314.
  2. Иванова, Т.В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя: автореф. дис.  докт. пед. наук / Т.В. Иванова. - Волгоград, 2002. - С. 1.
  3. Лукаш, С.Н. Педагогика казачества: традиции и современность/ С.Н. Лукаш // Педагогические науки. - 2008. - № 4 (32). -
    С. 30-32.
  4. \Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. - Ростов-на-Дону, 1992.
  5. Руденко, В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования  / В.Н. Руденко // Педагогика. - 2004. -  1. - С. 43.
  6. http://snic.vfmgutu.ru/index.php/kazachestvo-kak-etnos1/traditsij-vospitaniya (История казачества с XIII века до наших дней:Традиции семейного воспитания казачества).
  7. dibase.ru (Библиотека авторефератов и тем диссертаций.Воспитание подрастающего  поколения в традициях  и инновациях культуры казачества).


Предварительный просмотр:

Кукленкова Ксения Андреевна

МБОУ «СОКШ №4»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Д.С. ЛИХАЧЕВА И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации усилий российского общества.

«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» (В.В. Путин).

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания так определяется  современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1].

Концепция определяет систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество [1].

Сегодня говоря о духовно-нравственном воспитании можно говорить и о роли дополнительного образования, о важности системы событийных школьных мероприятий, о  значимости внеурочной деятельности, но это только формы организации   процесса духовно-нравственного становления  подрастающего поколения.  В гонке за инновациями и новыми технологиями мы забываем о самом главном  в процессе воспитания – об учителе. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Как ему устоять и  не сломаться, не разувериться под гнетом повседневности в себе, в свой цели, в правильности выбранного пути? Ведь учитель тоже живет в условиях глобализма и унификации современной культуры, его также  окружает мир  ложных ценностей и двойных стандартов.

В условиях современного образовательного процесса в содержание  психолого-педагогической компетентности современного учителя необходимо включение духовно-нравственной составляющей как показателя готовности педагога к организации процесса духовно-нравственного развития личности школьника. От уровня воспитанности учителя, от его системы ценностей зависит потенциал образовательной системы, возможность противостоять нововведениям, далеким от национально-исторических корней и не способным давать импульс развитию отечественного образования. Это все та же, не теряющая актуальности мысль К.Д. Ушинского о том, что «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Говоря о системе духовно-нравственного воспитания в школе, следует помнить о ключевой фигуре процесса воспитания  – об Учителе. Верно заметил академик Д.С. Лихачев, что на наших учителях держится «нравственный авторитет нации». «Учитель воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Главными личностными характеристиками учителя, по Д.С. Лихачеву, являются щедрость души, любовь и интерес к детям, честность и порядочность; когда педагог не только мастерски излагает научные, нравственные и другие ценности, но и сам следует этим аксиологическим ориентирам в жизни [7].

Труды Д.С. Лихачева призваны помочь  современному учителю,  в первую очередь, в его  духовном   самосовершенствовании, они   ориентируют его в сложном  мире ценностей. Тексты Д.С. Лихачева  - мысли и раздумья вслух, нравственный и социальный посыл, все остальное – в руках учителя. О цели жизни и самооценке, о страдании и воспитанности, о недостатках и милосердии… Как правило, мы не говорим об этих вещах, предполагая их или само собой разумеющимися, или рассматривая вне сферы своей ответственности. Надо обладать большим мужеством и педагогическим тактом, чтобы говорить с учениками на эти жизненно важные темы. Это сложно, но необходимо, потому как иначе может случиться, что дети никогда и не узнают, что эти темы вообще существуют.

«Заветное» и «Письма о добром и прекрасном» - книги  Д.С. Лихачева одинаково значимы и для учителя и для школьника. Они предоставляют возможность размышления над актуальными проблемами современности. Это пособия для души, пособия нестареющие, а, наоборот, со временем все более необходимые.

Д.С. Лихачев обогащает педагогическую теорию, раскрывая содержание многих нравственных понятий, в том числе таких, как  совесть, честь, достоинство нравственно живущего человека. «В своих статьях Д.С. Лихачев неоднократно сокрушался, что каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением, назиданием, что положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется» [3]. «Заветное» и «Письма о добром и прекрасном»  - это книги, в которых автор решительно опровергает  свое утверждение.

Обращаясь к юному читателю, Лихачев рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира. Обращение к каждому молодому человеку с просьбой задуматься о том, зачем он пришел на эту Землю и как нужно прожить эту, в сущности, очень короткую жизнь, роднит Д.С. Лихачѐва с великими педагогами-гуманистами К.Д. Ушинским, Я. Корчаком, В.А. Сухомлинским.

В других работах («Земля родная», «Я вспоминаю», «Раздумья о России» и др.) Д.С. Лихачев ставит вопрос об исторической и культурной преемственности поколений, который в современных условиях является актуальным. В национальной доктрине образования в РФ обеспечение преемственности поколений выдвинуто на первый план как одна из важнейших задач образования и воспитания, решение которой способствует стабилизации общества. Д.С. Лихачев подходит к решению этой задачи с культурологических позиций: культура, по его мысли, обладает свойством преодолевать время, соединять прошлое, настоящее и будущее. Без прошлого нет будущего, тот, кто не знает прошлого, не может предвидеть будущее. Это положение должно стать убеждением молодого поколения [3].

По Лихачеву, вся историческая жизнь страны должна входить в круг духовности человека. «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками»[5].

Воспитание патриотизма и гражданственности является важным направлением педагогических раздумий Д.С. Лихачева. Решение этих педагогических задач ученый связывает с современным обострением проявления национализма в молодежной среде. Национализм – страшное бедствие современности. Его причину Д.С. Лихачев видит в недостатках образования и воспитания: народы слишком мало знают друг о друге, не знают культуры своих соседей; много мифов и фальсификаций в исторической науке. Обращаясь к молодому поколению, ученый говорит о том, что мы еще не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм («зло маскируется под добро»). В своих работах Д.С. Лихачев четко разграничивает эти понятия, что очень важно для теории и практики воспитания. Истинный патриотизм состоит не только в любви к своей Родине, но и в том, чтобы, обогащаясь самому культурно и духовно, обогащать другие народы и культуры. Национализм, отгораживая стеной от других культур собственную культуру, иссушает еѐ. Национализм, по мысли ученого, – это проявление слабости нации, а не ее силы.

Лихачев рассматривал личность как носителя ценностей и условие их сохранения и развития; в свою очередь ценности являются условием сохранения индивидуальности личности. Одна из главных идей Лихачева состояла в том, что человека нужно воспитывать не извне – человек должен воспитать себя из себя. Он должен не усваивать истину в готовом виде, но всей своей жизнью быть приближен к выработке этой истины.

Обращение к работам Д.С. Лихачева, изучение его философско-педагогических взглядов, осмысление творческого наследия ученого, актуально сегодня как ориентир в поиске путей выхода современной педагогики из кризиса в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

И в завершении  опять из записок Лихачева. Выписанные им две строки поэта Игоря Шкляревского:

«Дай мне все: я не стану богаче.

Все возьми: я не стану бедней».

Повторим, но без всякой иронии: не в деньгах счастье. Счастье в пламени: загорится ли оно в детской душе. Раздуйте же это пламя, дорогие учителя,  повторяя пройденное с Д.С. Лихачевым. Восхититесь его заветами мыслями и наполните заветами   неполные пока что сосуды детских сердец!» [2]

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания / http://refdb.ru/look/2169778.html
  2. Лихачев Д.С. Заветное. М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006. – 271с.
  3. Лихачев Д.С. Земля родная: кн. для учащихся. – М., 1983.
  4. Лихачев Д.С. Нас спасет культура // Русское возрождение. 2000. №1/2.
  5. Лихачев Д.С. Прошлое – будущему: статьи и очерки. Л.: Наука, 1985.
  6. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: «Детская литература», 1989, 238с.
  7. Праздникова Г.З. Идеи Дмитрия Сергеевича Лихачева и современность Журнал «Сибирский учитель». 2013. №3.С. 45-47./ http://pgz-68.narod.ru/idei_dmitrija_sergeevicha_likhachjova_i_sovremenno.pdf
  8. Праздникова Г.З. Педагогические идеи Д.С.Лихачева и формирование ценностных ориентаций подростков. Воспитание школьников. №3.2010. С. 26-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)

Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...

Комплексный подход к организации учебной и производственной практики будущих учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век» (2013г.) Форма участия: очная Тема доклада: "Комплексный подход к...

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

Обретение утраченных Святынь /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2018, под ред. Т.А.Антопольской

Интеграция духовного краеведения и английского языка позволяет знакомить детей с духовной историей Белгорода иностранных студентов БелГУ. Завязалась крепкая связь, обмен культурами. Проводятся совмест...

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 2016, под ред. Т.А.Антопольской

В статье рассматриваются инновационные методы и приемы в изучении краеведения, что позволяет сформировать ценностное отношение личности к окружающему миру через приобщение к православно-ориентированны...

Статья в III Всероссийской (заочной) научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 01-30 апреля 2016 года

Организация методической работы как фактор развития профессионализма педагогических работников в условиях гимназии...