Дети с РАС. Особенности коррекционно-логопедической работы
методическая разработка на тему

Булдакова Светлана Анатольевна

В статье описываются особенности детей с РАС: эмоциональной, волевой, когнитивной сфер, речевого развития и поведения в целом.  Раскрываются содержание и методы коррекционно - логопедической работы с детьми, имеющими РАС. Делается акцент на необходимости комплексного подхода в работе с детьми с РАС. Даются конкретные рекомендации по организации и проведению комплекса занятий. Приводятся примеры наглядного материала, используемого на занятиях по запуску речи и развитию высших психических процессов. Главное внимание обращается на  подбор материала и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка с РАС. Данный материал может быть использован  для коррекционных  занятий, как специалистами (логопед, дефектолог), так и родителями.  В заключении, приводится список используемой литературы, опираясь на который можно составить комплекс занятий по развитию детей с РАС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx446.14 КБ

Предварительный просмотр:

     Дети с РАС. Особенности коррекционно-логопедической работы.

Учитель-логопед                                                                                                                            ГБОУ Школа №1321

 «Ковчег»     г. Москвы  

Булдакова Светлана Анатольевна

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад

 компенсирующего вида №81»

г.Саратова

Ларшина Наталья Александровна

              Дети с РАС. Особенности коррекционно-логопедической работы.

   Дети с РАС - это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными особенностями эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом, явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Такие дети с трудом  понимают чувства  других людей, особенно реагируют на комфорт и дискомфорт, у них наблюдается  большое количество стереотипий (в том числе и моторные - в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег и прочее), аффективные  вспышки и другие  поведенческие нарушения. Моторика угловатая, движения неритмичные. Речь обычно специфическая, иногда на высоких тонах, иногда монотонная, часто «рубленная» не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция, часты эхолалии (отраженная речь). Экспрессивная речь часто развивается с отставанием. Наблюдаются и трудности в понимании сложной речи окружающих, невозможность понимания подтекста, юмора, скрытого смысла высказываний, метафоризации. [1.]

    При включении такого ребенка в среду сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. Важно, чтобы ребенок заранее познакомился и с педагогом, и с детьми в группе.

Оказание коррекционной помощи начинается с диагностики, целью которой является точное определение доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление протестных реакций – негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта.  [ 2.]
Коррекционная работа с такими детьми проводится комплексно, группой специалистов различного профиля. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями. . До начала работы над речевой функцией необходим предварительный этап. 

Содержание 1 этапа – развитие понимания речи: [3. ]

- Осознание происходящего вокруг и, следовательно, понимание речи с помощью эмоционально-смыслового комментария (эпизодическое комментирование), которое должно быть обязательно привязанным к опыту ребенка, вносить смысл в активность ребенка, расставить положительные «эмоциональные акценты» в окружающем

Содержание 2 этапа – развитие возможности активно пользоваться речью: 

- Растормаживание речи в процессе постоянного воспроизведения в игре или на занятиях ситуации, в которой появилась подходящая словесная реакция; закрепления имеющихся слов, закрепление вновь появившихся слов и фраз, привязывая их по смыслу к ситуации, обыгрывая, отвечая на них, создавая впечатление реального диалога. - Развитие способности к пересказу. -Развитие математических представлений. - Развитие продуктивных видов деятельности. Подготовка руки к письму. 

Содержание 3 этапа - включение в малую группу: На этом этапе ребенка включают в малую группу, так как наступил момент, когда у ребенка появилась потребность к взаимодействию со сверстниками. Для него очень важно быть рядом со сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения.

В начале,  следует давать доступные  ребенку  задания,  создавая  ситуацию  успеха. Акцент в процессе коррекционной работы делается на развитие моторики, внимания, умения сосредоточиться.

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160920_134028.jpg

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160920_133934.jpg

Составление целой картинки из составных частей (пазл) направлено на развитие: внимания, координации движений, мелкой моторики

При использовании  подобных заданий на каждом задании, развиваются процессы памяти и мышления.

Работу начинаем с 1 картинки, на каждом занятии добавляется по одной, чтобы ребенок не потерял интерес. Таким детям нужна постоянная  смена заданий. Сложность  увеличивается  постепенно,  после  того  как у ребенка  появилась  установка  на  выполнение  задание,  причем  взрослый   на  первых  порах  действует  за  ребенка,  управляя  его  руками.

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160920_134231.jpg

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160920_134053.jpg

Нельзя повторять одно и то же задание на каждом занятии долгое время, чтобы ребенок не  зациклился. Следует отложить задание на какое-то время, а затем снова вернуть его в занятие.

 Затем переходим к работе над артикуляционной моторикой, развиваем подвижность артикуляционного аппарата с опорой на наглядность.

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок (2).jpg

Умение координировать органы артикуляции, удержание артикуляционной позы, также как  элемент постановки гласного звука «а» (добавление голоса- язык опускается за нижние зубы)

Если ребенок с трудом открывает рот, нажимаем пальцем на подбородок.

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок (3).jpg

Артикуляционное упражнение «окошко» Умение координировать органы артикуляции, удержание артикуляционной позы.

Упражнение выполняется по подражанию.

Плюс к артикуляционной гимнастике  добавляем задания на развития движения пальцев.

Движения рук сочетается  с пропеванием гласных.

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160920_133818.jpg

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160921_143753.jpg

Если ребенок успешно справился с предыдущими заданиями, добавляем упражнения на развитие воздушной струи, «ветерок» плюс  пальчиковая гимнастика  (например, «Фонарики» Е.М. Косинова  «Уроки логопеда». «Игры для развития речи» М.2011 г.). При подборе заданий обращаем  внимание на  особенности  каждого конкретного ребенка: есть дети, спокойно реагирующие на смену положения, на передвижения в процессе занятия, а есть те, кто может сосредоточить внимание, находясь только в одном положении (сидя за столом, пол - например)

Алгоритм занятия сохраняется на протяжении всего курса, каждое занятие начинает с повторения пройденного материала, и только потом добавляются новые задания.

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\27.jpeg

Растираем руки - развитие моторики плюс воздушная струя дуем на ручки, также возможно как элемент автоматизации звука «ш», «ф»

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок (27).jpg

Лепим снежный ком, имитируя «движение рук вверх вниз» развиваем ориентировку в пространстве

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\6.jpeg

Упражнение «хоботок» Умение координировать органы артикуляции, удержание артикуляционной позы, также как  элемент постановки гласного звука «у» (добавление голоса, пропеваем этот звук)

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\5.jpeg

Звукоподражание «у» сочетается с двигательными упражнениями «изображаем» самолет и «летим» по комнате с широко расставленными руками, чередуя  скорость и направления движения, таким образом, развиваем пространственную ориентировку ребенка.

На каждом занятии даем ребенку новое задание на звукоподражание.

По такому же принципу, с опорой на наглядность, проводится работа над всеми гласными звуками.

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\9.jpeg

Умение координировать органы артикуляции, удержание артикуляционной позы, также как  элемент постановки гласного звука «о» (добавление голоса) звук произносится на длительном выдохе, плечи приподнимаются. Также используется для  отработки понятия «право-лево»

К звукоподражаниям добавляем работу над интонационной окрашенностью речи.

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\12.jpeg

Губы округлены, звук на длительном выдохе, звук протяжный, правая или левая рука у рта, «кричим» восклицательная интонация.

Также на занятиях используются задания на отработку элементарных графических навыков (прямая, ломаная линия)  с одновременным проговариваем «пропеванием» звуков, изученных  на занятии.

Для окончания занятия используются пальчиковые гимнастики, массаж, су-джок, колючие шарики с параллельным проговариванием пройденных звуков, соблюдая интонацию и ритм.

                                                                                 

                 © С.А. Булдакова, Н.А. Ларшина

Список использованной литературы

  1. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов и специалистов сопровождения основной школы Авторский коллектив: Н.Я. Семаго, Т.Ю. Хотылева, М.С. Гончаренко, Т.А. Михаленкова Под общей редакцией Н.Я. Семаго Серия «Инклюзивное образование» Москва, 2012
  2. Янушко Е. Игры с аутичным ребёнком. М.: Теревинф, 2004
  3. Панфилова О. И., Лукина Т. А. Особенности работы с детьми, имеющими различные степени психического дизонтогенеза // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 604-606.
  4. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002. 7. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990
  5. 2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2001, № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».

В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...

Методическая разработка "Особенности коррекционно-логопедической работы в группах для детей с ОНР III уровня".

Цель исследования: изучение методов и способов коррекции дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов....

Особенности коррекционной логопедической работы в детском саду

Система коррекционной работы в компенсирующей группе детского сада (из личного опыта)...

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения

Данный материал для учителей-логопедов, работающих с детьми с нарушением зрения...