Методическая разработка раздела программы «Алгоритмика»
методическая разработка

Рындина Юлия Александровна

Методическая разработка раздела программы «Алгоритмика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела программы « Алгоритмика » Учитель информатики МБОУ средняя общеобразовательная школа №4 г.Лысково Зяблова Ю.А.

Слайд 2

Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить. Томас Эдисон

Слайд 3

Актуальность Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Слайд 4

Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Алгоритмическое мышление включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте, например, в рамках так называемого бытового сознания. Обучение школьника основам алгоритмического мышления базируется на понятии Исполнителя. Исполнителя можно представлять себе роботом, снабженным набором кнопок. Каждая кнопка соответствует одному действию, которые робот способен совершить. Нажатие кнопки вызывает соответствующее действие робота. Робот действует в определенной среде.

Слайд 5

Обоснование выбора темы учебного курса Тема формирует способность решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Несет в себе важные понятия курса информатики. Тема способствует развитию у учащихся алгоритмического мышления.

Слайд 6

Цели раздела: Образовательная: Систематизировать знания учащихся об алгоритмах и программах, о типах исполнителей. Обеспечить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся посредством системно- деятельностного подхода при знакомстве с учебной средой Исполнители. Проверить умение делать математические расчеты по собственным измерениям, применяя СКИ Чертежника . Развивающая. Становление личностных характеристик ученика, активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества. Развивать навыки самостоятельной работы, алгоритмическое мышление, контроль и самооценку, компьютерную грамотность и информационную культуру. Воспитательная. Воспитание личности, уважающей других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Привить способность самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Воспитывать информационную культуру учащихся.

Слайд 7

Психолого-педагогическое обоснование

Слайд 8

Методы обучения

Слайд 9

Формы работы

Слайд 10

Ожидаемые результаты освоения раздела программы После изучения данного раздела образовательной программы Обучающийся будет знать: понятие «Алгоритм»; понятие «Исполнитель»; понятие «Среда исполнителя»; понятие «Система Команд Исполнителя » (СКИ); основные алгоритмические конструкции: линейный алгоритм ; конструкция ветвления ; циклический алгоритм ; вложенный цикл ; вспомогательные алгоритмы; понятие «вектор»; принцип смещения на заданный вектор; принцип работы исполнителя «Чертежник »; принцип работы исполнителя «Робот »;

Слайд 11

Обучающийся будет уметь: составлять простейшие алгоритмы жизненных ситуаций; находить различные способы решения задач путем составления алгоритмов; составлять блок-схемы простейших алгоритмов разных типов; определять координаты точки и координаты вектора; управлять Исполнителем «Чертежник» с использованием СКИ; составлять и редактировать программы для выполнения задачи Чертежником; управлять Исполнителем «Робот» с использованием СКИ; составлять и редактировать программы для выполнения задачи Роботом.

Слайд 12

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий Основной из используемых технологий преподавания алгоритмизации и программирования в 7 классе ( Алгоритмика ) считаю использование программы-тренажера «Исполнители».

Слайд 13

Система аналитической и практической деятельности Аналитическая деятельность: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

Слайд 14

Поурочное планирование по разделам № Тема урока Цели урока 1. Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде « Алгоритмика ». Систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов, дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя. 2. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Закрепить представления учащихся об исполнителях алгоритмов, научить учащихся управлять исполнителем Чертежник с использованием вспомогательных алгоритмов. 3. Исполнитель Чертежник. Цикл «Повторить n раз». Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». 4. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Расширить представления учащихся об исполнителях алгоритмов, научить их управлять исполнителем Робот.

Слайд 15

№ Тема урока Цели урока 5. Исполнитель Робот. Цикл «Пока». Познакомить учащихся с конструкцией повторения – циклом «пока», научить учащихся управлять исполнителем Робот с использованием цикла «пока». 6. Исполнитель робот. Ветвление. Закрепить умения использования конструкции повторения, научить учащихся управлять исполнителем Робот с использованием конструкции ветвления. 7. Проверочная работа. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Алгоритмика », проверить качество усвоения учебного материала по теме « Алгоритмика ». 8. Итоговый проект. Практическая работа №12.

Слайд 16

Методическая разработка урока по теме « Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»

Слайд 17

Предмет, класс: Информатика , 7 класс. Раздел программы : « Алгоритмика ». Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником». Тип урока : комбинированный урок. Цель урока: систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов. Задачи урока: Обучающие: дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя; формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов ). Развивающие: сформировать умение записи, исполнения и отладки алгоритмов с использованием команд Чертежника в среде «Кумир»; Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся. Воспитательная : Воспитать умение работать в группе; способствовать формированию познавательного интереса к предмету, потребность пользоваться дополнительной литературой. Обеспечение урока : система Кумир ; интерактивная доска; мультимедийный проектор ; карточки-задания ; компьютеры.

Слайд 18

Структура и ход урока № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 1. Организационный момент и постановка цели урока Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих. Сообщает тему урока, ставит перед учениками цели, которые они должны достичь на уроке. Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу. 3 мин. 2. Изучение нового материала (компьютерная презентация) Учитель сообщает о происхождении слова алгоритм. Связь алгоритмов с нашей повседневной жизнью. Учитель дает определение алгоритма и формы его записи. Рассматриваются понятия исполнитель, СКИ, типы исполнителей, среда исполнителя система отказов исполнителя, управление. Ученики конспектируют основные понятия темы. С помощью наводящих вопросов учителя вспоминают раздел алгоритмика , который они изучали в 5-6 классах. Презентация поможет ученикам наглядно представить полученную информацию. Для закрепления о твечают на вопросы 1,2 (стр.119, учебника). 21 мин. 3. Практическая работа. Учитель демонстрирует на интерактивной доске правила работы с исполнителем Чертежник. Учащиеся повторяют за учителем первую часть работы. Остальные задания выполняют самостоятельно, под контролем учителя. 15 мин. 4. Анализ и рефлексия. Учитель оценивает работу каждого ученика, задает вопросы по пройденной теме и выставляет оценки за урок. Учащиеся отвечают на вопросы учителя и задают друг другу вопросы по выполненной практической работе. 4 мин. 5. Домашнее задание. §3.1 Составить алгоритм (на выбор): Алгоритм чтения параграфа; Алгоритм повторения (через 15 минут, 6 часов и день); Алгоритм подготовки и выступления. Ученики записывают домашнее задание. 2 мин.

Слайд 19

Результаты Выпускник научится: понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов; понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»; подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; Выпускник получит возможность: исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы .

Слайд 20

Список литературы Закон Российской Федерации «Об образовании».–М.,2005 . Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2‐11 классы.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 Алгоритмика : Учебник задачник для 5-7 классов общеобразовательных заведений / А.К. Звонкин , А.Г. Кулаков, А.Л. Семёнов, А.Х. Шень . М.: Дрофа, 1996. - 304 с. Информатика. Методическое пособие для учителей.7класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер,2006.–384 с. Информатика и ИКТ. 5-7 классы. Методическое пособие. Л . Л. Босова , А. Ю. Босова год создания: 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми

Методической  разработке показано разнообразие форм работ РМО старших вожатых...

Методическая разработка раздела программы

Русский язык -5 класс .Тема " Лексика"...

методическая разработка раздела программы "Народная игрушка"

Раздел, который я представляю, называется «Народная игрушка».Этот раздел программы учащиеся изучают на первом году обучения, где знакомятся с традиционным народным промыслом на примере дымковско...