Самоанализ занятия по шахматам
опыты и эксперименты (5 класс)

Жизнь  я сравнила бы с шахматной доской: То день, то ночь...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самоанализ занятия по шахматам65.93 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь  я сравнила бы с шахматной доской: То день, то ночь...

Добрый день. Я, Машакова К.Б., педагог дополнительного образования МАУ ДО "ЦДТ". Хочу поделиться самоанализом  своих  занятий по шахматам.

Мои дети единогласно называют  занятия шахмат и математики праздником ума.

Ребята имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на занятии активны. Занятия строятся с учетом материалов пособия «Развитие критического мышления» авторов Заир-Бека и Муштавинской и с использованием конструктора приемов педагогической техники, формирующих УУД. Здоровьесбережение учащихся обеспечено созданием ситуации успеха, дифференциацией заданий, использованием групповой формы работы, переключением на различные виды деятельности.                                                

Занятия отличаются более сложной структурой и более сильным развивающим влиянием на личность.

Цель занятий: организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы для выигрыша в партии,  где главное - развитие личности ребенка, формирования его компетенций на основе УУД                                                                                                                            

 А для детей главная цель - играть и выигрывать, и я, сложив, образовательные, развивающие и воспитательные задачи занятия, в одно стихотворение, получила вот что, чем  хочу поделиться с вами.

Как Любитель шахматных ходов,

я горжусь своим занятием

И к шахматам свою любовь

Усердно прививаю детям.

Чтоб знали в шахматах сноровку

И понимали ход конём,

Чтоб прочно закрепили  дети

И ту, и эту рокировку.

Как любящая мать  E:\2018 январь\синяя, зелёная флешка\фотопапки\IMG_4252.JPG

Учу их управлять собой,

Атмосферу благоприятную для них создав,

Занятие, в праздник превратив,

Учу  их действовать “в уме,

Даю возможность проявить себя!

Пускай свой стиль игры улучшат,

Закрепят многие дебюты,

Научатся решать этюды.                                                                                                                                            

В итоге  всё как в жизни:                                                                                                                   Тактика, и Наблюдения долгие, правильный Расчёт,                                                                                     Терпение и вот ...- итог

Поставлен  шах и мат успешно...

 что и является главной целью детей на занятиях  

 Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа: способен конструктивно и критически мыслить; быстро реагировать на вызовы общества; принимать рациональные решения; проявлять точные и быстрые реакции; успешная и лёгкая адаптация в современном социокультурном пространстве. Поэтому на занятиях не только создаю благожелательную творческую  атмосферу, а постоянно обращаюсь к опыту детей как опыту их собственной жизнедеятельности. С помощью технологии развития критического мышления решаем задачи образовательной мотивации, информационной грамотности, социальной компетентности.

 

Принцип непрерывности заключается ,что  результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

На мотивационно - целевом этапе стадия – «вызов» позволила: актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме, проблеме.
Словесные  и  наглядные или демонстрационный метод,
приём "Его Величество должны мы уберечь..", приём "Играй, но без спора", приём "Учись побеждать, уважая партнёра, вызвали  устойчивый интерес к изучаемой теме, побудили  детей к активной работе.

На организационно-исполнительском этапе стадия – «осмысление» позволила получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. Активно использовался проблемный метод обучения и приёмы "Будь вежлив, корректен", "Играй, но без спора", благодаря развитию критического мышления дети учатся  находить выход из сложных, запутанных ситуаций.                                                                                                  На рефлексивном этапе удачная рефлексия, правильно подобранная релаксация «Волшебный цветок добра" помогли  сделать кольцевой композицию занятия на уровне праздничного мероприятия. Размышление помогло сформировать у детей личностное отношение к проблеме, здесь произошло активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Практическая игра невозможна без тренировки, без практики. Быстрый шахматный турнир закалил характер, силу воли. Во время конкурса на фоне других детей каждый ребенок старался сделать как можно больше. Анализируя свои  позиции, делали выводы,  не совершать подобных ошибок и приобретали опыт в применении тактических приемов, ведущих к выигрышу. Вот пример, чёрного короля уютный домик .Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах...

Стараюсь играть с каждым ребёнком, им это нравится .                                                                                          Но мне тяжело играть с детьми, кому плохо удаётся ставить мат . Играя с ними,  чувствую их  мнительность, нетерпеливость, неправильную  уверенность в своей позиции, неумение управлять ситуацией, скованность. Пережив  с ними всё это, всеми силами стремлюсь реализовать каждого из них   в игре, помочь им достигнуть цели в шахматной игре. Даю ребенку ощутить, что верю в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.     Шахматы во многом отражение жизни. И в этом их актуальность, привлекательность и полезность. Активность на занятиях была на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что все занимались  с мотивом «мне интересно, я хочу это знать», поэтому  путь к получению знаний был более радостен и плодотворен.

Главное, на занятиях могли высказывать свое мнение, искать позиции, объединяющие различные точки зрения...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по шахматам.

План-конспект открытого занятия по шахматам....

открытое занятие по шахматам

Тема открытого занятия: «Я приглашаю Вас в свой шахматный мир» Цель занятия:Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного ...

Конспект открытого занятия по шахматам

Конспект вводного занятия по шахматам для групп начальной подготовкиТема: “Сказочная страна шахмат” ( для группы начальной подготовки)Задачи.Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в ...

Занятие по шахматам. Диагональ.

Занятие по шахматам....

конспект занятия по шахматам для учащихся группы начальной подготовки

Во встречах между юными шахматитов после длительной борьбы у одного из них появляется перевес в одну  пешку. Достаточен ли такой перевес для победы? Если да, то при каких условиях?  Изучение...

Методические разработки занятий по шахматам.

Здесь представлены некоторые из моих рабочих уроков, а также конспекты открытых уроков....

Конспекты учебно-тренировочных занятий по шахматам в группах второго года обучения

Мною были разработаны конспекты занятий по шахматам для групп начальной подготовки. В данной работе представленны конспекты учебно-тренировочных занятий в группах второго года обучения...