План по самообразованию.
методическая разработка

Пискарева Елена Маратовна

          Одна из функций речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи.

Несовершенство коммуникативных умений отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей.
    Коммуникативная компетенция реализуется в жизни через виды речевой деятельности: при слушании, говорении, чтении и письме.
      У детей в старшем дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Но не всегда коммуникативные умения могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; страх перед собеседником, напряженность, скованность, отсутствие инициативного высказывания. Эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к сверстникам и педагогу.

    Формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный процесс, совместной работы детей, воспитателя, логопеда и родителей.

     В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного пространства при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов группы, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

 Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

План

 по самообразованию учителя-логопеда МБДОУ №40

Пискаревой Елены Маратовны

Методическая тема: Развитие коммуникативных способностей у  детей с ТНР в условиях реализации ФГОС ДО.

Сроки разработки темы: с 2019 года по 2023год.

Цель самообразования: Повышение уровня квалификации, накопление и систематизация методологической основы в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

- повысить  уровень знаний путем изучения методической литературы по теме самообразования, посещения педагогических интернет-сообществ, участия в вебинарах;

- разработать план самообразования по выбранной теме;

-провести диагностику на начало и конец учебного года;

  -создать рабочую учебную программу;

- продолжить оформление в группе и в кабинете центра речевой активности;

-подготовить и провести консультации для педагогов и родителей по теме;

-   планомерно и систематически совершенствовать методы коррекционно-развивающего логопедического процесса;

-   систематизировать собранные теоретические и практические материалы;

- провести   самоанализ проведенной работы;

- представить опыт по изучаемой теме коллегам  через открытые показы занятий, выступления, мастер-классы на семинарах, вебинарах, конференциях, интернет-ресурсах.

Обоснование выбранной темы.

          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

          Одна из функций речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи.

Несовершенство коммуникативных умений отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей.
    Коммуникативная компетенция реализуется в жизни через виды речевой деятельности: при слушании, говорении, чтении и письме.
      У детей в старшем дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Но не всегда коммуникативные умения могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; страх перед собеседником, напряженность, скованность, отсутствие инициативного высказывания. Эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к сверстникам и педагогу.

    Формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный процесс, совместной работы детей, воспитателя, логопеда и родителей.

     В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного пространства при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов группы, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

 Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План по самообразованию.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

Своевременное обследование  детей логогруппы, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования родителей, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка, составление плана индивидуальной работы

Начало учебного года

Организация коррекционно-образовательного процесса.

В течение. года

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

В течение года

Онлайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, в личной переписке.

В течение года

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

По плану ДОУ

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам,  литературному жанру

В течение года

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: необходимость и примеры ее проведения в домашних условиях», «Речь и моторика», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

В течение года

«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в сети Интернет, совместные проекты.

В течение года

10

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, артикуляционной моторики и праксиса, интонации и общей и мелкой моторики дошкольника

В течение года

Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

По плану МО.

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

В течение года

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы.

Апрель

Обследование детей вновь набранной логопедической группы.

Сентябрь

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах.

В течение года

Открытые показы занятий для родителей.

Начало и конец года.

Участие в работе МО учителей-логопедов

По плану РМО

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Постоянно

Кружковая работа(« Речецветик», «Пиши-читай-ка», «Читалочка»)

Кроме летнего периода.

 Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ.

В течение года

  1. Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Сроки

1

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

2019 год и далее.

2

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ  

Начало года, регулярно

3

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на учебный год.

Август, ежегодно

4

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

Регулярно

5

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

В течение 2019-2023.

7

Оформление стендов, группы, кабинета ширмами, памятками, буклетами: « Советы логопеда»..

В течение года

8

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями .

В течение года

9

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

По плану

10

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечений, мастер – классов, педагогических проектов, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

11

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: необходимость и примеры ее проведения в домашних условиях», «Речь и моторика», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

В течение года

12

«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях, совместные проекты.

2021 г.

13

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы детей

2022 г.

14

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

15

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет с ТНР(подготовка детей к письму и развитие мелкой моторики)

2020-2023 гг.

16

Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

2023 г.

17

Подготовка и проведение ПМПК: заполнение документации к ПМПК, отчет.

Январь-апрель

18

Самостоятельная разработка методических материалов по теме различного уровня и характера.

В течение года

19

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах.

В течение года

20

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Развитие коммуникативных способностей у  детей с ТНР в условиях реализации ФГОС ДО.»

Постоянно

21

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

2019-2023 гг.

22

Участие в методическом активе МО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний МО учителей - логопедов

Регулярно

23

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Постоянно

24

Публикации систематизированного педагогического  опыта.

Регулярно

3. Изучение специальной литературы.

1.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

  • Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками).

2.

Изучение периодических изданий, методической литературы.

  • Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. -  1983. - №1.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  • Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
  • Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
  • Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.
  • Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию

план по самообразованию по теме: здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе...

Личный перспективный план по самообразованию Автор: Трушакова С.А.учитель математики МОУ «КОРЧИНСКАЯ СОШ»

Тема:Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики....

план по самообразованию

план , которым я пользуюсь...

план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год

План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".

План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...

План по самообразованию учителя.

В публикации дается примерный план самообразования по одной из тем....

План по самообразованию учителя математики

В помощь учителям математики...