Внеурочная деятельность
рабочая программа (5, 6 класс)

Туманова Екатерина Вячеславовна

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит важнейшей задачей  «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России». Программа нацеливает на формирование ценностных ориентиров учащихся. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_issledovatel.doc105.5 КБ
Файл v_mire_istorii.docx503 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Физико-математическая школа № 56

 СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического совета

МАОУ ФМШ №56

Протокол № ______

от «____» __________

ПРИНЯТО

на заседании

Педагогического совета

МАОУ ФМШ № 56

Протокол № ______

от «____» __________

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ ФМШ № 56

_____________Перинова В.В.

«____»__________20_____г.

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

направление общеинтеллектуальное

(проектная деятельность)

для учащихся 5 класса

Автор-составитель:

ФИО: Туманова Е.В.

Учитель истории и обществознания

2015


Программа «Я – исследователь»

Пояснительная записка

Программа «Я – исследователь» разработана в соответствии с пунктом 3 статьи 28 федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации», Уставом ГБОУ средняя школа № 201 и учебным планом образовательной организации.

Программа «Я – исследователь» является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащимися в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

         Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

        Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный и прикладной интерес.

Цели программы:

  • формирование универсальных учебных действий обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости проектной работы;

- развитие компетентности общения;

  • овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:

- основных этапов характерных для проектной работы;

- методов определения конкретного пользователя продукта проекта;

  • развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:

- предметного и метапредметного содержания;

- владения приемами и методами проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;

  • общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов проектной деятельности.

Логика Программы базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины обучающегося через использование традиционных методов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • обучение целеполаганию, планированию и контролю;
  • овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор, обработка, анализ и оценка достоверности) и простыми формами анализа данных;
  • обучение методам творческого решения проектных задач;
  • формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
  • создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:

  • доступности;
  • естественности;
  • наглядности, или экспериментальности;
  • осмысленности;
  • культуросообразности;
  • самодеятельности.

Введение курса «Я – исследователь» обусловлено необходимостью обеспечения освоения  наиболее актуальных способов деятельности учащихся основной школы для успешной и эффективной работы над проектами. Освоение указанных способов учебно-исследовательской деятельности способно подготовить учащихся к разработке и реализации собственных исследований. Необходимость присутствия данного курса внеурочной деятельности обусловлено широким, практически повсеместным применением  метода проектов в процессе обучения. Такая популярность проектного метода также не случайна, поскольку именно проектная деятельность весьма эффективно формирует ключевые компетентности учащихся разных возрастов.

Освоение способов деятельности, подходящих и необходимых для крайне широкого  круга объектов воздействия, в рамках программы «Я – исследователь», дает возможность сформировать у учащихся крайне важный сегодня внутренний ресурс, не формируемый  специально в других составляющих школьного образовательного процесса. Введение курса позволяет разрешить остро стоящую сегодня проблему -  внедрения в образовательный процесс таких средств и методик, которые могли бы помочь детям самореализоваться, раскрыть свою личность, продемонстрировать свои интересы, способности, увлечения. Здесь следует отметить, что при этом, в качестве критерия успешности учащегося выступает, в большей степени  отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы,   самого себя, а не результативность в изучении школьных предметов.

Учебная проектная и исследовательская деятельность представляет собой специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, которая, в своей структуре, вполне соответствует деятельности научной. Главными ее характеристиками являются: целенаправленность, активность, предметность, мотивированность и сознательность, а в качестве результата выступает   формирование исследовательских умений и познавательных мотивов,  новых ранее не знакомых учащимся. 

Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся можно определить как деятельность школьников, связанную с решением ими конкретной творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, что предполагает существование следующих  этапов, характерных также и для исследования в научной сфере: 

1) постановка проблемы; 

2) изучение теории по выбранной теме; 

3) подбор методик исследования их практическое применение (овладение ими); 

4) сбор  материала по избранной теме; 

5) анализ и обобщение собранного материала; 

6) формулирование собственных выводов. 

Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», в соответствии с учебным планом ГБОУ № 201 рассчитана на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

В основе Программы «Я – исследователь» лежит программа «Основы проектной деятельности школьника», авторы – Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.

Планируемые результаты освоения курса «Я – исследователь»

        В результате освоения курса «Я – исследователь» ученик научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование или учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, эксперимент, моделирование;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок.

        Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;
  • использовать догадку, озарение, интуицию;
  • использовать такие математические методы, как математическое моделирование;
  • использовать такие естестенно-научные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными  фактами;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
  • использовать некоторые приемы художественного познания мира;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта

Планируемыми специфическими результатами учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся являются:

  • самоопределение в области познавательных интересов;
  • умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
  • умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знаниядля выполнения условий проекта или учебного исследования;
  • умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
  • умение определять продукты и результаты деятельности;
  • владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового продукта;
  • умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;
  • умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название модуля (раздела, темы)

Общее количесвто часов

Часы ауд.зан.

Часы внеауд.

зан.

Формы организации внеурочной деятельности

1.

Модуль 1. «От проблемы к цели»

16

Тема 1. Описание ситуации. Постановка проблемы:

5

2

3

Лекционная форма. Экскурсия.

Тема 2. От проблемы к цели

4

2

2

Игровая форма работы. Работа на местности

Тема 3. Планирование деятельности

4

4

Работа в группе. Подготовка постера

Тема 4. Виды ресурсов. Планирование ресурсов.

Промежуточный контроль

3

3

Лекционная форма. Игровая форма.

Составление постера

2.

Модуль 2. «Работа с каталогами»

6

Тема 1. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по заданному параметру.

2

2

Практическая работа с библиотечными каталогами

Тема 2. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.

3

Практическая работа с библиотечными каталогами

Тема 3. Поиск информации в карточном и электронном каталоге.

Промежуточный контроль

1

Практическая работа с библиотечными каталогами и электронными ресурсами

Составление списка литературы по заданной теме

3.

Модуль 3. «Наблюдение»

4

Тема 1. Наблюдение как способ сбора первичной информации

Промежуточный контроль

4

1

4

Практическая работа на местности (пришкольном участке и в парке).

Анализ ситуации в нашем парке. Игра.

4.

Модуль 4. «Как работать вместе»

8

Тема 1. Что такое команда?

2

2

Игра «Строим башню»

Тема 2. Кто со мной?

2

2

Игра, рефлексия

Тема 3. «За» и «против»

2

2

Игра, рефлексия

Тема 4. Как работать вместе.

1

1

Игра, рефлексия

Итоговое занятие «Мой проект»

1

1

Итого:

34

16

18

Содержание курса внеурочной деятельности «Я – исследователь»

Примерные разделы (темы) курса (модуля)

Основное содержание раздела (темы)

Характеристики основных видов деятельности учащихся

Модуль 1. «От проблемы к цели»

Тема 1. Описание ситуации. Постановка проблемы:

Описание ситуации. Определение признаков ситуации. Желаемая ситуация. Признаки желаемой ситуации. Анализ реальной ситуации. Постановка проблемы.

Совершают экскурсию в парк и на пришкольный участок, отвечают на вопросы, участвуют в игре на местности. Разрабатывают различные варианты в группе, создают постер.

Тема 2. От проблемы к цели

Постановка цели. Способ достижения цели

Участвуют в обсуждении вопросов, разрабатывают различные варианты в группе, разрабатывают оптимальный вариант.

Тема 3. Планирование деятельности

Постановка задач. Составление графика деятельности.

Участвуют в обсуждении вопросов, разрабатывают различные варианты в группе, разрабатывают оптимальный вариант. Участвуют в игре.

Тема 4. Виды ресурсов. Планирование ресурсов.

Участвуют в обсуждении вопросов, разрабатывают различные варианты в группе, разрабатывают оптимальный вариант. Создают постер.

Модуль 2. «Работа с каталогами»

Тема 1. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по заданному параметру.

Библиографическое описание книги. Каталожная карточка. Виды каталогов. Поиск информации в каталоге.

Практическая работа в библиотеке

Тема 2. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.

Определение недостатка информации. Задание параметра поиска. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.

Практическая работа в библиотеке

Тема 3. Поиск информации в карточном и электронном каталоге.

Поиск информации в карточном и электронном каталоге.

Модуль 3. «Наблюдение»

Тема 1. Наблюдение как способ сбора первичной информации

Статическое наблюдение. Измерение. Динамическое наблюдение

Практическая работа на местности (на пришкольном участке и в парке).

Модуль 4. «Как работать вместе»

Тема 1. Что такое команда?

Что такое команда? Зона личного комфорта

Групповые формы работы, игровые формы работы. Игра «Строим башню», игра «Комплименты».

Тема 2. Кто со мной?

Взаимодействие в команде. Командные роли

Групповые формы работы, игровые формы работы. Игра «Строительство моста». Написание эссе «Я и команда».

Тема 3. «За» и «против»

Способы разрешения кофликтов

Групповые формы работы, игровые формы работы. Игры «Сложи квадрат», «Чей башмак». Анкетирование учащихся.

Тема 4. Как работать вместе.

Стратегия группового взаимодействия

Групповые формы работы, игровые формы работы. Игра «Самооценка включенности». Подготовка постеров

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

«Я – исследователь».

Литература

  1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса / Под ред. проф. Е.Я.когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 224 с.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я.когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с.
  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я.когана. – 4-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2013. – 80 с.
  5. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В.Комарова. – СПб.: КАРО, 2015 – 128 с.
  6. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [ С.В.Третьякова, А.В.Иванов, С.Н.Чистякова и др.; авт.-сост. С.В.Третьякова]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Класс с мультимедийной установкой
  2. Лабораторное оборудование, необходимое для полевых исследований
  3. Канцелярские принадлежности для работы в группе, создания постеров



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное  учреждение

  «Физико-математическая школа №56 »

Рабочая программа

внеурочной деятельности для 5 класса

«В мире истории: науки-помощницы»

Направление внеурочной деятельности в области социально-гуманитарного образования:  духовно-нравственное/общеинтеллектуальное

Срок реализации:  один год (34 часа)

Автор

Туманова Е.В.

                                                                                             учитель истории и обществознания

Улан-Удэ  

2015 г.

Пояснительная записка

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит важнейшей задачей  «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России». Программа нацеливает на формирование ценностных ориентиров учащихся. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России.

Программа позволяет решать вопросы патриотического воспитания,  показать примеры патриотического служения у разных народов. История России даёт нам множество  примеров патриотического служения и  любви к Родине. Эта любовь бескорыстна и не требует ничего взамен. Она проявляется не только на поле боя с врагом, но и в повседневности.

Любовь к Отечеству связана с любовью к родному краю, где человек родился, где он приобрёл первые познания жизни, первые впечатления.

Любовь к Отечеству связана с любовью к народу: к его языку, произведениям искусства, литературы, духовного творчества, Любить Отечество - значит любить прошлое своего народа, т.е. его историю, предания; любить его настоящее - его нравы обычаи, особенности его быта; любить его будущее - его идеалы, стремления.

Любовь к Отечеству предполагает заботу об улучшении его политического устройства, совершенствования его органов власти, стремление к установлению согласия и мира в общественной жизни, совершенствованию его законов и их исполнение.

Любить Отечеств значит любить благо Отечества, благо своего народа, благо своего государства. Дорожить этим благом, охранять его, служить ему, соблюдать обязанности, направленные на сохранение и возвышения блага отечества.

   Бережное отношение к обычаям и традициям – важное условие неразрывной связи времён и поколений. Это выражается в почитании национальных святынь,  могил предков, сохранении и защите памятников истории и культуры – культурного наследия.

Программа  внеурочной  деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их  методами исследований исторического прошлого.

Цель программы: создание условий для  воспитания российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, патриотизма, нравственной позиции, социальной активности.

Задачи:

Образовательные:

- расширение и углубление  знаний учащихся об исторической науке, работе учёных-историков;

- развитие умения работать по извлечению знаний о прошлом  из различных исторических источников; навыков исследовательской деятельности, самостоятельной и групповой работы;

- развитие умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

- развивать систему гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание.

Воспитательные:

- воспитывать патриотов России, граждан социального государства;

- формировать стремление у школьников к  сохранению, распространению, и развитию национальной культуры;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России;

- развивать потребность в исторических знаниях.

Развивающие:

- применение универсальных учебных действий  при работе с различными источниками знаний, в процессе самостоятельной и групповой работы;

- развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого.

- развивать умение аргументировать свою точку зрения.

Результаты     

Личностные результаты

- проявление в различных ситуациях, с учётом  возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;

- проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего.

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- умение организовать  совместную деятельность со сверстниками; работать  индивидуально и в группе: находить компромиссное  решение;  

- разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;

- учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно планировать пути достижения целей;

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- учитывать предложенные учителем ориентиры действия;

- вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия по алгоритму.

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД:

- проявлять  навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;

- при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;

- высказываться в устной и письменной формах;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- строить рассуждения о предложенной информации.

- излагать свое мнение на основе полученной информации  и аргументировать свою точку зрения по её оценке.

Коммуникативные УУД:

- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

- владеть устной, письменной, монологической речью;

- признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;

-формулировать собственное мнение и позицию,

- вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению.

- уметь  слушать собеседника и вести диалог;

- использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.    

Предметные результаты

        -  проявлять  интерес  к изучению истории;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края;

- расширять знания о выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях истории.

     

 Формы занятий

Беседы,  презентации,  экскурсии (в т.ч. виртуальные), поисковые исследования, олимпиады, встречи с учёными-историками, посещение музеев и др.

Режим занятий

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения. Занятия в рамках программы проходят 1-2 раза в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть, так и практическую. На вторую часть отводится большее количество времени.

Формы представления результатов 

сочинения, выпуск стенгазет на историческую тему, участие в олимпиаде, составление доклада, создание родословной своей семьи, участие в конкурсе рисунков, создание компьютерной  презентации, проведение экскурсии, участие в обсуждении, фотографирование исторических объектов, интервью, пополнение коллекции школьного музея и др.

Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования    (приказ Министерства образования и  науки  Российской Федерации  № 1897 от 17.12.  2010 г.,  зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.).
  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
  5. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011г.).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов темы

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

Как изучается прошлое  

10

4

6

1.1

История – наука о прошлом. Исторический факт.

2

2

1.2

Исторический источник. Виды      исторических источников. Архивоведение

4

2

2

1.3

Измерение времени в исторической науке. Хронология

2

2

1.4

Историческая карта. История на плане.

2

-

2

Науки-помощницы

8

4

4

2.1

Археология

4

2

2

2.2

Этнография

2

1

1

2.3

Нумизматика, сфрагистика, метрология и др.

2

1

1

История вокруг нас

10

2

8

3.1

Генеалогия

2

2

3.2

Топонимика (историческая география)

2

2

3.3

Геральдика

2

2

3.4

Знамёна и флаги в истории

2

2

3.5

Из истории гимнов

2

2

Как работать с историческими материалами в школе

4

4

4.1

Порядок изучения истории.  Как работать с учебниками.

1

1

4.2

Художественная литература по исторической тематике.

2

2

4.3

Живописные произведения на историческую тему.  Историческая фотография.

1

1

5.

Итоговые занятия

2

2

Итого

34

10

22

Содержание программы

  1. Как изучается прошлое.

1.1 История – наука о прошлом. Исторический факт. Главные вопросы историка.  Как работают историки. Краткое знакомство с именами  выдающихся  историков.

 Знать, уметь, применять: Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь использовать текст учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что работа историка основана на поиске правды, истины.

  1. Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки. Как гибнут памятники старины. Культурное наследие.

Знать, уметь, применять: развивать способности оценивать действия людей, различать  их поступки. Воспитывать уважение к традициям народа. Развивать умение классифицировать информацию, давать описание вещественным историческим источникам. Формировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.

  1. Измерение времени в исторической науке.

Хронология – порядок событий. Историческая хронология - вспомогательная научная дисциплина.

Что называется датой. Мера времени – год. Точка отсчёта времени. Мера времени – век. Мера времени - тысячелетие.

Знать, уметь, применять: овладение  навыками работы с мерами времени: определение века, тысячелетия. Особенность современного летосчисления: счёт лет нашей эры и до нашей эры. Ознакомление с особенностями измерения времени у разных народов. Календари народов мира.

  1. Историческая карта. Историческая карта как источник информации.    История на плане.

Знать, уметь, применять: Понимать особенность информации, предоставляемой картой и планом. Различие  карты и плана.   Простейшие примеры использования  карты при изучении истории.  Правила работы с исторической картой.

  1. Науки-помощницы: археология, этнография.

2.1 Что изучает археология. Как работают археологи.

Знать, уметь, понимать: общее представление о работе археолога. Необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Вред раскопок, проводимых случайными людьми.

2.2. Что изучает этнография. Преданья старины глубокой. История в песне.

Особенности работы этнографов; общее и различное в работе этнографа и археолога.

Знать, уметь, применять: анализ сказаний, мифов, песен с исторической точки зрения.

2.3. Нумизматика, сфрагистика, метрология и др.

  1. История вокруг нас.

3.1 Генеалогия. Знать своих предков – знать историю. Что значит родословие. Из истории имён. Отчество. История в фамилиях.

Генеалогия  «приближает» историю к человеку. История семьи, происхождение имени – важные составляющие, из которых складывается историческая память человека.

3.2 Топонимика.   Географические названия – свидетели прошлого. Как возникают названия. Названия стран мира. Названия городов, сёл, улиц в родном крае. История их возникновения.

Географические названия как информация по изучению исторического прошлого. Необходимость  бережного отношения к географическим названиям.

Краеведческий материал при изучении происхождения географических названий.        

3.3  Геральдика.  О прошлом рассказывают гербы. Отличительный знак. Символ фамильной чести. Из истории государственных гербов России. Государственный герб Российской Федерации.

Символические изображения в работе учёных историков. Значение символики в жизни людей.  

Уважение к государственным символам – одна из нравственных и социальных установок любого общества.

 3.4 Знамёна и флаги в истории.  Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории знамён. Флаг – отличительный знак. Общее и  различное между ними.  Из истории флагов России. Государственный флаг Российской Федерации.

Флаг и знамя как часть государственной символики. Традиции, связанные с флагом и знаменем.

3.5. Из истории гимнов. Песнь во славу Отечества. Из истории гимнов зарубежных стран и нашей страны. Государственный гимн Российской Федерации.

Отношение к государственным символам – показатель нравственной установки личности. Патриотическая песнь в истории нашего государства.  Взаимосвязь между изменениями порядков в стране и появлением государственных символов.

4. Как работать с историческим материалом в школе.

4.1. Порядок изучения истории.  Периоды в истории.  Направления (курсы) в изучении истории: Всеобщая история и история России.  

4.2.  Художественная литература по исторической тематике. Правда и вымысел в художественной литературе. Писатели, создавшие произведения на историческую тему.  

4.3. Иллюстрации на историческую тему.  Репродукции  картин, изображающих историческое прошлое. Правда и вымысел в живописных произведениях.    Художники,  создававшие свои полотна на историческую тему.

Применять: изучение исторического прошлого с помощью фотографии.  Анализировать фотографии, изображающие историческое прошлое.

Календарно-тематическое планирование

п/п

урока

Наименование разделов темы

Часы

В том числе

Дата проведения*

Теория

Практика

Как изучается прошлое  

1-2

История – наука о прошлом. Исторический факт.

2

2

3-4

Как гибнут памятники старины

2

2

5-6

Исторический источник. Виды      исторических источников

2

2

7-8

Измерение времени в исторической науке

2

2

9-10

Историческая карта. История на плане.

2

-

2

Науки-помощницы

11-12

Наука археология. Что изучает археология

2

2

13-14

Как работают археологи

2

2

15

Наука этнография. Что изучает этнография

1

1

16

Мифы, сказания, былины, песни

2

2

17-18

Нумизматика, сфрагистика, метрология и др.

2

2

История вокруг нас

19-20

Генеалогия

2

2

21-22

Топонимика

2

2

23-24

Геральдика

2

2

25-26

Знамёна и флаги в истории

2

2

27 -28

Из истории гимнов

2

2

Как работать с историческими материалами

29

Как работать с историческими материалами в школе. Порядок изучения истории.  

1

1

30-31

Художественная литература по исторической тематике

2

2

32

Иллюстрации на историческую тему.  История в живописи. История в фотографиях

    1

1

33-34

Итоговое занятие

2

2

Итого

34

10

24

* - указывается педагогом самостоятельно.

Задания для проверки результатов освоения программы

В этой части Рабочей программы предлагаются варианты заданий, для проверки уровня освоения содержания. Очень важно при организации такого вида работы вызвать у учащихся интерес к их решению. Работа с ними не должна создавать настроение «контрольной работы». Большая их часть направлена на освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных)

Выберите, какое из предложений даёт верное определение истории. Объясните, почему вы выбрали это предложение, а другие отвергли?

История – наука, которая изучат жизнь людей.

История – наука, которая изучает прошлое.

История наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясните значение слова:

Факт

Из какого языка пришло слово

Что означает

Прочтите текст  из книги учёного-этнографа. Что в этом тексте относится к работе археолога, а что этнографа. Найдите в учебнике иллюстрации к этому тексту.

Учёные установили происхождение слова деревня. На севере слово «драка», «драть» означало разделанный под пашню участок земли на котором был лес. Слово деревня происходит от слова драть, связано с тяжёлым трудом по возделыванию почвы. Иногда слово деревня могло употребляться вместо слова земля.

 В древних летописях вместо слова «изба» употреблялось слово «истьба».

Слово «изба» произошло от слова «истьба», встречающееся в древних летописях. Слова изба и истьба близки по смыслу словам «истобъка», «истопка». Значит изба – отапливаемое жилое помещение.

Во все времена наши предки охотно обувались в лапти – «лапти». Плели их из лыка: это внутренняя (лубяная) часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы а также бересты.  Археологи во время раскопок находили в большом количестве остатки стоптанных лаптей, заготовки и инструменты для плетения – кочедыки. Способ плетения лаптей у каждого племени был свой.

До середины девятнадцатого века они были основным видом крестьянской обуви. Но и в середине двадцатого века эта обувь не исчезла из русских деревень. Лапти были распространены среди неславянских народов лесной полосы – финно-угров и балтов, у части германцев,

Плести лапти считалось лёгкой работой. Часто эту работу выполняли мужчины, отдыхая от тяжёлой работы в поле или в лесу. О пьяном человеке говорили «лыко не вяжет», т.е. он не может выполнить самую простую работу.

Хорошо сплетённый лапоть не пропускал воду, он был лёгок, в нём не прела нога. Однако, изнашивался он очень быстро. Зимой - десять дней, после оттепели – за четыре, летом, в страдную пору, - за три. Потому, собираясь в дальний путь брали с собой не одну пару лаптей. .  «В дорогу идти – пятеры лапти сплести» – гласила пословица. У шведов существовала для измерения расстояния  «лапотная миля» – расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей.

Используется иллюстрация с картины художника А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Ответьте на главные вопросы историков, об этом событии. Ответы запишите в третью графу таблицы.

Три главные вопроса историков

Что произошло

Где произошло

Когда произошло

Продолжите предложения:

Источники – это

Исторические источники –  это

Найдите в учебнике отрывок, в котором говорится о сохранившихся до нашего времени следов прошлого. Какие остатки прошлого сохранились у вас дома или хранятся в музее школы, музеях? Перечислите некоторые из них в таблице.

Остатки прошлого это

-

-

-

-

-

Придумайте вопросы к кроссворду.

Р

У

Х

З

Б

Л

И

О

Т

Е

К

А

С

В

Й

К

Т

Т

О

Р

И

Я

1____________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________3___________________________________________________________________________

4____________________________________________________________________________5____________________________________________________________________________

Запишите на ленте времени важнейшие события своей  истории. Укажите дату, когда они произошли.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

День моего рождения

19_____

Установите соответствие: к цифре подберите букву.

                                     

1

1 января

а

Счёт лет на Руси в древности

2

1 марта

б

Новый год , введённый при Петре I в 1700 г.

3

1 сентября

в

Новый год, существовавший в России с 1492г.

   

Ответ:

1

2

3

Выпишите, какие из перечисленных исторических источников изучают археологи, для получения сведений о далёком прошлом.

Археологи изучают

Украшения из древних захоронений

Магнитофонные записи

Фотографии

Кинофильмы

Клад древних монет

Древние книги

Песни

Остатки  фундамента древней крепости, обнаруженные во время строительства

Сказания былины

Тексты на камне

Кувшины с затонувшего корабля.

В какой последовательности археологи проводят работы, изучая прошлое по сохранившимся вещественным памятникам.  Расположите буквы в правильном порядке.

а

Изучение собранных материалов в научных лабораториях. Определение возраста, материала  из которого изготовлен найденный предмет.

б

Публикация  собранных материалов   в книгах, научных журналах.

в

Полевая разведка. Раскопки. Сбор научного материала.

Ответ:

Внимательно рассмотрите планы города Санкт-Петербурга, сделанные в разные времена его истории. Какие выводы по истории города они позволяют сделать. Запишите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрите план  г. Парижа, помещённый в учебнике История, Введение. Можно ли с помощью этого плана установить, что в этом городе в XIV в. европеец мог получить высшее образование?  Найдите этот объект на плане. Как он называется?

Найдите на плане Парижа   объект, который в 1793 г станет крупнейшим музеем мира. Найдите его изображение в учебнике, где помещены изображения музеев. Как он называется.

Необходимые для науки сведения  этнографы, как и археологи, получают во время экспедиций. Определите, используя предложенный список, чем будут заниматься учёные в этнографической и археологической экспедициях. Ответы запишите в таблицу в соответствующие графы.

  1. Изучение особенности местности с самолёта
  2. Личные наблюдения исследователя. Как выглядят жилые дома, хозяйственные постройки, особенность украшений у окон, дверей и др.
  3. Полевая разведка. Раскопки.
  4. Беседа с людьми, для получения сведений необходимых науке. Запись в дневник наблюдений сведений об особенности речи,  характере людей (общительность, замкнутость), условий их жизни и др.
  5. Определение материала, из которого изготовлен предмет, его «возраст», назначение.
  6. Фотографирование вещественных материалов, запись на плёнку рассказов, песен, сказаний жителей.
  7. сбор этнографических коллекций.
  8. Изучение морского дна для поиска остатков прошлого

Археологическая экспедиция

Этнографическая экспедиция

Старинные народные песни финнов и карел   – руны  собрал финский учёный Элиас Леннрот.  Он записывал их со слов финских и карельских крестьян.  Так сложилась  целая поэма – «Калевала». Она рассказывает о приключениях  богатырей  Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена.  В рунах не содержится исторических повествований. Прочтите текст одной из рун. Позволяет ли содержание руны говорить об обычаях, повседневной жизни народа, его отношение к добру и злу.  

ГЕРОИ КАЛЕВАЛЫ ОСВОБОЖДАЮТ НЕБЕСНЫЕ СВЕТИЛА ИЗ ЗАТОЧЕНИЯ

Немало времени прошло, а ясное солнце так и не всходит на небе, не светит в вышине золотой месяц.
Не слышно больше весёлых песен в домах, словно потеряли они в темноте дорогу к избам Калевалы.
Плохие настали на земле времена. Не знают люди, утро ли занялось или вечер опустился, забыли счёт печальным дням.
Пошли они к кузнецу Илмаринену и стали его просить:
— О кователь Илмаринен! Ты выковал синий свод неба! Выкуй нам новое солнце, сделай нам новый месяц!
—Хорошо,— говорит Илмаринен,— сделаю вам блестящий месяц, выкую круглое солнце.
Раздул он посильнее огонь в своей кузнице и принялся за дело: гнёт в дугу серебряный месяц, бьёт молотом по золотому солнцу.
Услышал старый, мудрый Вяйнемейнен, как стучит у себя в кузнице Илмаринен, и спрашивает:
—Окажи, добрый кузнец, что задумал ты сделать? Отвечает ему Илмаринен:
—Я кую серебряный месяц, мастерю золотое солнце.
—Для чего же тебе эти игрушки?
—Нет, не игрушки это,— отвечает ему Илмаринен.— Я подвешу их на высоком дереве, и будут они светить нам и днём и ночью.
Покачал головой старый, мудрый Вяйнемейнен.
—Пустое дело ты затеял! Серебро только на клинке героя блестит, золото только на мече воина сияет. Одно на свете солнце, один в небе месяц.
Но не слушает его кователь Илмаринен, стучит молотом по наковальне.
И вот выковал он из светлого серебра ясный месяц, сделал из яркого золота красивое солнце.
Теперь надо найти для них место, чтобы всем от них было светло.
Взял Илмаринен в руки солнце и осторожно полез на сосну. Нелегко ему лезть — того и гляди уронит новое светило.

Наконец добрался он до самой вершины, повесил на ветку золотой шар — и опустился вниз.

Пот с него так и льётся.

А ведь надо ещё месяц повесить, чтобы и ночью было светло на земле. Выбрал Илмаринен самую высокую ель и к острой её вершине привязал новенький месяц.

На славу потрудился кователь Илмаринен. Только вот беда: не сияет серебряный месяц, не светит золотое солнце.

По-прежнему темно и на земле и на небе.
Спрашивает Вяйнемейнен у берёзы, спрашивает у сосны, спрашивает у ветра в поле и у рыб щ море: не знают ли они, куда спрятались месяц и солнце?
Нет, никто не знает.
Спрашивает Вяйнемейнен у калитки во дворе, спрашивает у порога на крыльце, и у окошка в доме, и у трубы на крыше: не видели ли они месяца и солнца?
Нет, никто не видел.
И вдруг проговорил огонь в очаге:
—Я скажу тебе, куда делись месяц и солнце. Их украла хозяйка Похъёлы, злая старуха Лоухи. В глубине медного утёса, в пещере каменной горы заперла она небесные светила.
И снова отправился Вяйнемейнен по дороге героев, чтобы освободить из плена светлый месяц и ясное солнце.
Шёл он день, шёл другой и наконец, на третий день, увидел неприветливый берег Похъёлы.
Подошёл Вяйнемейнен к переправе и кричит:
—Кто тут есть из сынов Похъёлы? Дайте-ка мне лодку, чтобы мог я перебраться на вашу сторону!
Но никто не услышал Вяйнемейнена. Никто не отозвался на его голос.
Тогда собрал Вяйнемейнен сухие ветки и развёл костёр. Высокое пламя поднялось от земли к небу.
Почуяла дым старая Лоухи, подошла к окну и говорит:
—Что это за огонь пылает? Для походных костров слишком мал, для рыбачьих — слишком велик.
Послала она храброго сына Похъёлы разведать: почему горит огонь на берегу?
Увидел его старый, мудрый Вяйнемейнен и закричал:
-Эй ты, сын Похъёлы! Дай-ка Вяйнемейнену лодку! Отвечает ему сын Похъёлы:
—Нет здесь свободных лодок. Добирайся вплавь, если уж так тебе нужно. Пальцы будут служить тебе вёслами, локоть — верным рулём.
«Не герой тот, кто с полпути возвращается»,— думает Вяйнемейнен.
И быстрой щукой бросился в волны, словно сиг поплыл среди бурных потоков.
Выбрался Вяйнемейнен на другой берег и пошёл прямо к избе хозяйки Похъёлы.
Толкнул дверь, переступил через порог и видит — сидят за столом мужи Похъёлы и пьют сладкий мёд. У каждого на поясе меч, у каждого за спиной лук.
—Ну, что, герой, скажешь? — спрашивают они Вяйнемейнена.— О чём, храбрый певец, поведёшь речь?
—О светлом месяце и ясном солнце поведу я речь,— говорит Вяйнемейнен.— Если не выпустите месяц из каменной скалы, если не освободите солнце из медной пещеры, не миновать вам моего меча.
—Что же, давай мериться мечами! — говорят мужи Похъёлы.
Вышли хозяева и гость на просторный двор. Неплохие мечи у сынов Похъёлы, а у Вяйнемейнена на ячменное зёрнышко длиннее.
Взмахнул он своим грозным мечом раз, и другой, и третий, и, словно репы, полетели кругом головы героев.
Расправился Вяйнемейнен со всеми мужами Похъёлы и пошёл искать месяц и солнце.
Видит — на берегу стоит каменная скала. В ней девять дверей, на каждой двери по 'сто засовов, на каждом засове по железному замку. Выхватил Вяйнемейнен меч из ножен, что есть силы бьёт по каменной скале, огненным клинком рубит железо. Но даже на полпальца не сдвинулись тяжёлые засовы. Не берёт их ни вещее слово, ни стальной меч.
Пришлось Вяйнемейнену вернуться домой без солнца и без луны.
Печальный идёт Вяйнемейнен. Разве герой тот, кто не выполнил задуманного дела!
Увидел Лемминкайнен песнопевца и говорит:
—О старый, мудрый Вяйнемейнен, почему не позвал ты меня в товарищи? Уж наверно, сбил бы я эти замки, одним пальцем отодвинул бы все засовы.
—Нет,— говорит ему Вяйнемейнен,— голыми руками тут ничего не сделаешь.
И пошёл к кузнецу Илмаринену.
—О кователь Илмаринен! — говорит ему старый, мудрый Вяйнемейнен.— Выкуй мне острый трезубец, выкуй дюжину клинков и сотню ключей — тогда откроем мы двери в медной скале, выпустим на волю месяц и солнце.
Раздул Илмаринен жаркий огонь в кузнице и снова взялся за свой молот.
А хозяйке Похъёлы, злой старухе Лоухи, захотелось посмотреть, как живут без светлого солнца славные герои Калевалы, каково им без ясного месяца.
Привязала она к плечам ястребиные крылья и полетела.
Слышит Илмаринен — шумит что-то в небе.
«Уж не буря ли это надвигается?» — думает он.
Выглянул Илмаринен в окошко. Нет, это не буря надвигается, а летит прямо к его кузнице серый ястреб. Уселся на окошко и внутрь заглядывает.
—Что тебе нужно, злая птица?—спрашивает Илмаринен.— Зачем ты прилетела сюда?
Отвечает ему ястреб:
—О кователь Илмаринен! На всей земле нет второго такого мастера, как ты. Не покажешь ли ты мне, славный кузнец, свою работу? Не скажешь ли мне, храбрый герой, что ты куёшь: оружие для боя или кувшины для пира?
—Я кую ошейник для хозяйки Похъёлы,— говорит Илмаринен.— Хочу посадить на цепь злую старуху, приковать её к медной горе, к каменному утёсу.
Испугалась хозяйка Похъёлы. Что есть мочи замахала крыльями и скорей полетела к себе домой.
Вывела она из тёмной пещеры месяц, отпустила на волю солнце, а сама обернулась голубкой и снова полетела в Калевалу.
Села у двери кузницы, головку туда-сюда поворачивает.
—Что сидишь ты у моего порога, ласковая голубка? — спрашивает её кузнец.— Что тебе здесь надо?
И в ответ проворковала ему голубка:
—О кователь  Илмаринен! Брось молот, залей огонь в горне. Не надо тебе ковать цепь для хозяйки Похъёлы. Посмотри-ка на небо — вернулся в своё жилище светлый месяц, опять сияет над землёй ясное солнце!
Вышел Илмаринен из кузницы и от радости даже засмеялся.
Правду сказала голубка — как прежде, светит в небе ясный месяц, а солнце сияет ещё ярче прежнего.
Зовёт кузнец старого, мудрого Вяйнемейнена:
—Выходи, вещий песнопевец! Взгляни на золотое солнце, посмотри на ясный месяц!
Вышел из дому старый, мудрый Вяйнемейнен, поднял голову и видит — плывёт в небе молодой месяц, поднимается над землёй ясное солнце.
Озарило оно своими яркими лучами поля и рощи, горы и долы, заглянуло в жилища людей, разбудило лесных птиц.
И навстречу начинающемуся дню запел старый, мудрый Вяйнемейнен:

Материалы по книге "Калевала"- карело-финский эпос в пересказе А. Любарской. 1981 г.

Что вы знаете о своих предках?

Мои предки – участники Великой Отечественной войны

Интересные сведения о моих предках

Составьте свою родословную.  В этом вам могут помочь ваши родители, храните это древо. Может случится так, что совсем неожиданно, вы узнаете новые подробности из жизни своих предков. И тогда сумеете продолжить составление своей родословной.

Выясните, какое значение имеет ваше имя и имена ваших близких родственников.

Родство

Имя

Значение имени, у какого народа заимствовано.

Я -

Папа -

Мама -

Утраченные названия  географических объектов в родном крае.

Какой объект

Историческое название

Новое название

Объясните смысл выражения: географические названия как памятник, напоминающий народу о его прошлом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрите гербы графа Аракчеева и князя Италийского графа Суворова Рымникского

Определите, какой формы щиты использованы в этих гербах.

О чём свидетельствует наличие на этих гербах щитодержателей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите стрелкой, где на них располагаются щиты, щитодержатели, девиз.

Герб рода графа Аракчеева

Герб рода Князя Италийского Графа Суворова Рымникского.

Перечислите где, в каких местах вы видели изображение государственного герба Российской Федерации: _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарисуйте герб своей семьи или школы. Придумайте к нему девиз.

Сравните знамя и флаг. Установите что между ними общего, а что различное.

Знамя

флаг

Общее

Различное

Выберите правильный ответ:

Утвердил чертёж русского трёхцветного,

бело-сине- красного флага

1)Царь Алексей Михайлович

2)Царь Пётр I

3)Император Александр III

Ответ: __________________

Выберите правильный ответ:

Военно-морской флаг России, утверждённый Петром I

1)Бело-сине- красный

2)Чёрно-оранжево-белый

3)На белом фоне косой голубой крест

Ответ: __________________

Нарисуйте цветными карандашами государственный флаг Российской Федерации.

Что он символизирует

Где его используют

Напишите точную дату установления праздника «День Российского флага».

Запишите нужное имя. В Библии содержатся  песнопения прославляющие Бога. Они написаны царём  ___________

Государственный гимн это

Что должен сделать россиянин, когда началось исполнение гимна Российской федерации

Установите соответствие. К цифрам первого столбца подберите буквы третьего столбца.

1

герб

а

Отличительный знак, любой страны. Изготовляется в большом количестве из простой материи.

2

Знамя

б

В переводе с немецкого это слово означает наследство. Отличительный знак любого государства.

3

Флаг

в

Символ независимости и единства, который изготовляли к особо торжественным случаям: к празднованию победы или для вновь созданного полка. Среди  них нет одинаковых.

4

гимн

г

Религиозные песнопения, прославляющие Бога.

5

псалмы

д

Торжественная песнь, прославляющая Отечество.

Ответы:

1

2

3

4

5

Сопоставьте годы жизни художника и полководца. Даты помогут вам выполнить задания и ответить на вопросы.

Суриков Василий Иванович

1848-1916

Суворов Александр Васильевич 1730 - 1800

Картина написана

в _________г.

Переход А.В. Суворова через Альпы совершился

в _________г.

Выберите правильный ответ.

Выберите правильный ответ

1

В.И. Суриков был свидетелем перехода А.В. Суворова через Альпы.

2

В.И. Суриков не был свидетелем перехода А.В. Суворова через Альпы, но встречался с полководцем.

3

В.И. Суриков не был свидетелем перехода А.В. Суворова через Альпы и никогда не мог общаться с полководцем.

Правильный ответ №__________

Объясните, почему вы выбрали этот ответ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа: фотографирование объектов культуры в своём районе.

Литература

Основная

Майков А.Н История. Введение в историю.   Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 5 класс. (Гриф  «Рекомендовано Министерством образования и науки для учащихся общеобразовательных учреждений) М.: «Вентана-Граф». 2014 г. 128 стр.

Майков А. Н. История. Введение в историю. Методические рекомендации 5 класс. М.: «Вентана-Граф». 2012 г. 121 стр.

Майков А.Н. История. Введение в историю. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: «Вентана-Граф».

Методика обучения истории: Учебник для студ. учреждений высшего образования (Гриф Допущено УМО по направлению «Педагогическое образование») / Барабанов В.В., Лазукова Н.Н., Ванина Э.В., Журавлева О.Н. и др. / под ред. Барабанова В.В., Лазуковой Н.Н. М.: ИЦ «Академия», 2014.  - 432 с.

                                                        Дополнительная

Багров  Лео. История картографии / пер. с англ. Н.И. Лисовой. М.: Центрполиграф, 2004. 319 с.

Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Вестник образования. – 2009. - № 17.

Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.: Вако, 2007

Журавлева О.Н. Диалог с прошлым: историческая интерпретация учащимися текстовых источников и художественных произведений // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст. СПб.: АППО, 2006. 236 с. С. 154–158. 

Ишимова А.О.  История России. В рассказах для детей. Аудиозапись.  МР3 http://gorenka.org/index.php/detyam/3648-ishimova-a-o-istoriya-rossii-v-rasskazakh-dlya-detej 

Митяев А.В.  Ветры Куликова поля.  Рассказы о воинской доблести предков. М.: Детская литература. 1984 г. Переплет: ламинированный тверд.; 319 страниц.

Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы. СПб.: Искусство СПб, 2002. 880 с.

Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.

Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М.: Дет. лит., 1991. - 143

Рассказы русских летописей XII-XIV вв. / сост.-ред.: Лихачев Д. С.  М.: «Детская литература» , 2013. - 205 с.

Религии Санкт-Петербурга. Историко-культурный атлас: Уч. пособие / под ред. В.В. Аржанухина. – СПб.: Союз, 2002.  212 с.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М. Педагогическое общество Росс. М., 2002. 224 с.

Методические рекомендации

Внеурочная деятельность - это своеобразный мир творчества, где ребёнок раскрывается как личность. Очень важно заинтересовать его после уроков, снять напряжение после традиционного учебного процесса и создать условия для воспитания и дополнительного образования.

В организации занятий по внеурочной деятельности учитель может воспользоваться учебником для учащихся общеобразовательных учреждений  А.Н. Майкова «История. Введение». Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник издан издательским центром «Вентана-Граф».  В нём содержатся учебные материалы как для урочной, так и для внеурочной работы.

Доступные среднему школьному возрасту тексты, обилие иллюстраций, творческих заданий помогут учителю в реализации предлагаемой программы.

К этому учебнику есть методическое пособие - Майков А.Н. История. Введение. Методическое пособие.  «Вентана-Граф» и рабочая тетрадь. Они также помогут в организации внеурочной деятельности в школе.

Обратим внимание учителя на некоторые приемы, используемые в рамках данной программы.

Исследование исторического источника – важная часть работы историка.  Учащимся может быть предложена работа с  отрывком из письменного исторического источника. Например, отрывком из сочинения Гомера, где необходимо отделить правду от вымысла. В работе с источниками следует использовать адаптированные возрасту учащихся тексты. Большую  помощь в это окажет книга для детей «Рассказы русских летописей» /  сост. Т.Н. Михельсон, научный редактор Д.С. Лихачёв.

Заслуживает внимания учебно-исследовательская работа по истории семьи  ученика.  Участниками событий могли быть родители, бабушки, дедушки, друзья семьи. Факты, сообщённые ими это тоже история.

При проведении внеурочных занятий возможно проведение поисковой работы: тема «Утраченные памятники архитектуры нашего города». Используя интернет, открытки из домашних коллекций можно собрать альбом утраченных памятников и собрать краткую историю о них.

Интерес у школьников может вызвать работа по созданию домашнего архива. Однако следует соблюсти следующие условия: показывать собранные материалы на занятии в школе  можно только с письменного разрешения родителей. Особо ценные материалы не рекомендовать учащимся приносить в школу. Целесообразно на родительском собрании познакомить родителей с целью предлагаемой деятельности.   Родители также могут быть включены в поиск исторических сведений в своём доме, семье. Главное сосредоточить внимание учащихся и родителей на значении домашнего архива в сохранении истории семьи.

При возможности можно организовать встречу с  учёным историком. Он может познакомить их с работой в архивах, над рукописью своего сочинения, рассказать об интересных эпизодах своей деятельности, вызвать живой интерес учащегося

В процессе реализации программы внеурочной деятельности возможны экскурсии. Они могут быть самые разные. Экскурсия по городским улицам, которая готовится учащимися в группе или индивидуально. Посещение музея. Большой интерес у школьников вызывает посещение музея на Болотной улице, который является филиалом музея политической истории (Санкт-Петербург).

Возможно работа по проведению виртуальной экскурсии с использованием компьютерных технологий.

Внеурочная деятельность учащихся может строиться с учётом  деятельности  школьного музея, а его экспонаты могут быть использованы, а коллекция музея пополняться.

Возможен и другой вариант – создание  музея в школе. Например, «музей городского быта». Экспонатами могут стать школьные портфели, чернильницы, тетради с промокашками, пионерские галстуки и др.

Изучая вопросы этнографии, учащиеся решают интересные для них проблемы. У каждого народа есть свои особенности. Они проявляются не только в устройстве жилища, особенностях приготовления пищи, религиозных верованиях, но и в одежде и т.д. О  том, как одевались люди в прошлом, могут рассказать старинные рисунки в книгах, изображения на древних вазах, росписи храмов, домов. В этнографических музеях хранятся мужские и женские костюмы, головные уборы, образцы обуви.  Зная, как одевались люди в прошлом, исследователь  может  установить  к какому времени относится написанный художником портрет. Знакомясь с различными частями одежды, учёные приходят к выводу, что народы, живущие рядом, постоянно общались и  многое заимствовали у соседей. Сведения по истории одежды очень важны также для современных создателей одежды. На рисунках в пособии представлены  некоторые народы  России в национальных костюмах. Все они имеют свои особенности. Но есть в них и общее. Во все времена одежда служила украшением человека.  

Возможна организация работы по фотографированию исторических объектов района. Особенно тех территорий, которые по генеральному плану развития города подлежат сносу. К примеру, у учащихся центральных старых районов Петербурга  может вызвать интерес  фотографирование на тему «Архитектурные детали петербургских домов  XIX», «Решётки Санкт-Петербурга», «Городские фонари»  и др.

Составление родословной своей семьи является важной частью по формированию чувства истории. Однако  это задание надо адресовать учащимся корректно, учитывая, что в классе есть дети из неполных семей и даже сироты.

Развивать свои творческие способности возможно и на примере работы с биографиями исторических деятелей. Учащиеся выясняют время жизни, условия в которых он воспитывался, его достижения. Работу можно построить в группе.

Изучение истории невозможно без исследовательской работы с  исторической картой. Так, например, на контурную карту можно нанести монастыри, возникшие с древности до начала XVI в. Это будет Киево-Печёрский монастырь, монастыри древнего Новгорода, центральной России. Затем наносится  возникновение монастырей во времена золотоордынского ига, Ипатьевский монастырь в Костроме, основанный татарским мурзой Четом. В таблице приведены другие монастыри этого периода. Для каждого  периода можно подобрать определённый цвет или знак. Особым образом можно выделить работу по изучению монашеской  колонизации,  представленной  в таблице.

Кроме того, с помощью стрелок можно указать на контурной карте как перемещался центр православия Руси: Киев, Владимир, Москва.

Из истории Русской Православной Церкви (материалы для работы с контурной картой)

Век      

Имя основателя

Название монастыря

Значение его возникновения

ХIV в.

Св. Сергий Радонежский день памяти 18 июля

Основание в 1334 г. Троице-Сергиева монастыря Сергием Радонежским

Начало строительства величай-шей святыни России. Основание учениками  Сергия обителей в необжитых частях страны

Св. Дионисий ученик Сергия

основал Глушицкий монастырь

Освоение необжитых земель и распространение культуры Вологодской земли

Дмитрий  ученик Сергия

основал Прилуцкий монастырь

Свв. Сергий и Герман

день их памяти 11 июля

Валаамский Монастырь на Ладожском озере.

Освоение необжитых земель распространение культуры среди русских и корел на северо-западе

Св. Кирилл день памяти  22 июня.

Кирило-Белозерский монастырь на Белом озере.1389 г

ХV в

Свв. Зосима и Савватий день памяти 10 октября; Зосима день памяти 30 апреля

Соловецкий монастырь

Один из крупнейших центров просвещения на севере Руси. Иноки монастыря в свою очередь основали много монастырей

Александр Свирский  День памяти 12 сентября

Монастырь на р. Свирь.

Крупнейший просветительский центр  северного края

ХVI в.

св. Трифон день памяти 28 декабря.

Трифоно-печенегский монастырь

Распространение культуры среди лопарей в Лапландии

св. Антоний

день памяти 20 декабря

Антониев-Сийский монастырь на р. Сие

Освоение отдалённых земель Архангельского края

Смена напряжённой работы может осуществляться за счёт использования времени для создания рисунков на историческую тему, стихов, лепки.

Большое внимание надо уделять детской художественной литературы. Отдельные фрагменты из книг могут быть прочитаны на уроке. Учащимся может быть предложено написание сочинения по прочитанной книге.  

Учителю целесообразно подобрать в отдельный файл произведения художников, создававших свои полотна на историческую тему. Работу над собранием  коллекции  репродукций  на историческую тему можно предложить и учащимся.

Более подробные  материалы для организации внеурочных мероприятий  представлены в методическом пособии А.Н. Майкова История. Введение. М.: «Вентана-Граф» и др.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...