Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Зеленый мир"
рабочая программа

Пояснительная записка

Цель программы – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов и способностей в области охраны природы и здоровьесбережения, приобретения необходимых знаний, умений и навыков эколого - биологического направления и применения их на практике, формирование основ экологической культуры, осознание ценности жизни во всех ее проявлениях и воспитания экологической ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_zelenyy_mir.docx221.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\СВ 2.jpg

Пояснительная записка

Цель программы – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов и способностей в области охраны природы и здоровьесбережения, приобретения необходимых знаний, умений и навыков эколого - биологического направления и применения их на практике, формирование основ экологической культуры, осознание ценности жизни во всех ее проявлениях и воспитания экологической ответственности.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые научные понятия;

- продолжить формирование потребностей в обучении и саморазвитии;

- формировать диалектико-материалистическое мировоззрение;

- создавать общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания и применения на практике.

Развивающие:

- способствовать развитию любознательности в эколого-биологических знаниях, расширять кругозор учащихся;

- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять биологические знания; устанавливать причинно-следственные связи в окружающей природе и в жизни,  сходство и различия видового состава зеленого мира, выдвигать гипотезы и предложения, проверять их достоверность; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, иллюстрациями, дидактическими пособиями, таблицами, схемами, графиками; проводить опыты, наблюдения, ставить эксперименты; наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;

- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.).

Воспитательные:

- формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;

- воспитывать духовную культуру и нравственность;

- воспитывать культуру здорового и безопасного образа жизни

-  приобщать учащихся к мировым и отечественным культурным ценностям;

- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.

Нормативная база программы

Программа «Зеленый мир» разработана с учетом положений и нормативных документов:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 – «Концепция развития дополнительного образования детей»
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 года № 41;
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г.

  1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, 1998г.
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010г.
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 20011-2015г.
  4. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
  6. Уставом СОГБУ ДО «Станция юннатов».

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

3. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

4.    Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

5. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные

1) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

- контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной)

- адекватная самооценка выполненной работы;

- восстановление нарушенной последовательности учебных действий;

2) установление причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

- использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;

3) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:

- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-Рассуждение);

- выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

4) различные способы поиска информации:

- использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);

Предметные

  1. Приобретение обучающимися основ биологических, экологических, валеологических, основных биологических связей в природе, природы и общества;
  2. Правил охраны и безопасности труда; основах самоорганизации, самообразования и самовоспитания, о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов по охране природы родного края и организации коллективной, творческой деятельности;
  3. Самореализация, достижение социального успеха, адекватной самооценки;
  4. Развитие коммуникативных навыков, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях; формирование умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
  5. Развитие ценностных отношений обучающихся к России, её истории и культуре, населяющим её народам; к Земле, природе и биологическому (живому) разнообразию жизни. Знаниям, науке и исследовательской деятельности; сотрудничеству, человеку, людям, к человеческой жизни вообще.

Критерии отбора содержания программы

  1. Занятие является завершенным, логически связанным с предыдущим и последующими занятиями.
  2. Доступность содержания занятия.
  3. Разносторонее влияние на учащихся.
  4. Цикличность программы по принципу от простого к сложному.
  5. Учет психолого-физиологических особенностей учащихся.
  6. Разнообразие и непрерывность деятельности учащихся по содержанию и по характеру.
  7. Занятие строится на основе деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии. Формирует адекватную самооценку учащихся.

Структура программы

  Программа была разработана в 2014 году, рассчитана на 2 год обучения для учащихся начального звена, включает 144 часа в год на каждый год обучения, с теоретическим и практическим курсом, лабораторными, игровыми занятиями и экскурсиями.

Возраст учащихся и режим занятий

Набор детей свободный, форма занятий групповая и по подгруппам. Количество учащихся в группе 12-15 человек в первый год обучения, 10 -12 человек во второй год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, одно из них по подгруппам. Продолжительность занятий 2 часа по 45 минут, перерыв между ними 10 минут. Возраст учащихся 7 - 11 лет.

   Занятия в творческом объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая.

Формы и методы работы

Для достижения поставленных в программе задач предполагается использовать следующие формы обучения: кружковые занятия, практические занятия, конкурсы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты и презентации, наблюдение.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация опыта, демонстрация гербариев и наглядных пособий, оформление альбомов, исследовательские проекты, работа с учебной литературой и интернетом, путь по оформлению презентаций и рефератов.

Контроль результатов обучения. Формы и критерии оценки результатов

Для оценки результативности учебных занятий в творческом объединении применяется входной, текущий и итоговой контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.

Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный, творческие задания, собеседование с обучающимися и родителями.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.

Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.

В практической деятельности результативность оценивается умением правильно ориентироваться на местности и по карте, составлять простые планы и карты делянок УОУ, подбором растений для изготовления гербариев и композиций из природного материала, составлением букетов из сухоцветов, а так же приобретением положительных привычек и навыков по программе самоорганизации в игре-операции «Ясень», в ведении дневника опытнической работы.

Промежуточный / Итоговый контроль может осуществляться в различных формах: диагностическое анкетирование, тестовые задания, выставки творческих работ и конкурсы различных тематик, проектно-исследовательская деятельность и др.

 Результаты обучения определяются по трем уровням сформировнности коммуникативной компетентности личности:

Низкий уровень – репродуктивная компетентность (наличие знаний при недостаточном умении их применять);

Средний уровень – деятельная компетентность;

Высокий уровень – творческая компетентность

Учебный план программы

(первый год обучения)

п/п

         Наименование раздела программы

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Форма контроля/ аттестации

1

Вводное занятие

4

2

2

Рефлексия

2

Солнечная система

8

4

4

Игра «Небесные светила»

3

Осенняя пора

12

6

6

Оформление альбома «Времена года»

4

Мир познаний

16

8

8

Творческая работа «Учись писать красиво»

5

Здоровье школьника

16

6

10

Тестирование «Учебная нагрузка»

6

Промежуточная аттестация

4

2

2

Проверочная работа

7

Здоровье от природы

20

10

10

Творческий отчет «Берегите братьев наших меньших»

8

Питание и здоровье

16

8

8

Творческий отчет «Вредные и полезные напитки»

9

Прогноз здоровья

20

10

10

Акция «Нет сигарете!»

10

Охрана природы

24

12

12

Конкурс рассказа «У кого какой дом»

11

Итоговое занятие.

Промежуточная аттестация

4

2

2

Творческий отчет «Роль человека в природе»

Итого

144

72

72

Содержание учебного плана

Первый год обучения

Тема: Введение.

Теория.

Ознакомление с планом работы, целями и задачами творческого объединения.

Практика.

 Обзорная экскурсия по отделам станции юннатов: дендрарий и садовый участок; декоративно-цветоводческий; овощеводческий и коллекционный отдел.

Тема: Солнечная система

Теория.

Дать понятие о Вселенной: галактики и их небесные тела. Состав небесных тел, их сравнительная характеристика. Отличие планет от звезд. Космические лучи и скорости. Луна – спутник Земли. Лунная поверхность. Млечный Путь – наша Галактика во Вселенной. Расстояние от Земли до Солнца. Первые «покорители» Космоса – собаки Белка и Стрелка. Звездный городок. Ю.А. Гагарин наш славный земляк – первый космонавт планеты.

Практика.

 Конкурс рисунков «Загадочный Космос»

Тема: Осенняя пора.

Теория.

Используя фенологические наблюдения показать приметы осени: изменения погоды; подготовка древесных и кустарниковых пород к холодному периоду года, сбор перелётных птиц в стаи – готовность к перелётам в тёплые края.

Тепловые пояса Земли. Земная ось и полюса. Показать, используя глобус, причины смены времен года в умеренном климатическом поясе и его постоянство в полярных областях Земли, тропических и в районах экваториального климатического пояса.

Осень в произведениях художников, композиторов и поэтов. Листопад и его причины. Красящие вещества листвой пластинки и их разрушение, как приспособление к холодному времени года. Роль листопада в жизни растения зимой. Осенние перелеты птиц. Эстетическое воспитание и привитие чувства прекрасного в процессе наблюдения за явлениями осенней природы, формирование основ биосферной нравственности и развитие творческих способностей детей.

Практика.

Сбор природных материалов. Создание композиций по теме: «Краски осени». Оформление альбома «Времена года»

Тема. Мир познания.

Теория.

Осень и школьная пора. Режим дня школьника – программа занятий и отдыха. Учебная нагрузка и режим занятий. Осенняя погода и ее влияние на здоровье детей, метеозависимость. История рождения книги. Книгопечатанье в Древнем Египте. Папирус и пергамент. Иоган Гуттенбег – первый изобретатель книгопечатания в Европе. Как делают бумагу. Ресурсосберегающие технологии. Бережное отношение к использованию бумаги – это сохранение лесов родного края.

Учение с увлечением. Правила самоорганизации при подготовке уроков. Культура правильного чтения и красивого письма. Каллиграфия – древняя наука.

Практика.

 Беседа о потерянном времени. Экскурс в историю «Рождение книги» Правила работы с книгой. Каллиграфия наука о красивом письме.

Тема: Здоровье школьника.

Теория.

Сущность здоровья в понимании школьника. Гигиена тела, жилья рабочего места. Здоровый образ жизни: субъективное понимание и научный подход. Компоненты здорового образа жизни и их связь между собой. Тепловой и воздушный режим. Путь от утренней гимнастики до олимпийских игр.

Учебная нагрузка и правила подготовки уроков. Науки о здоровье. Твоё здоровье в твоих руках. Бережное отношение к своему здоровью – залог долголетия, успешности в учёбе, результативности в спортивных соревнованиях и при участии в школьных олимпиадах. Сочетание физического и нравственного здоровья школьника – основа формирования характера развитой личности человека.

Практика.

 Уроки Мойдодыра. Болезни грязных рук. Комплекс упражнений.

Утренняя зарядка и физкультминутки. Закаливание и здоровье. Памятки для подготовки уроков. Дневник самоорганизации школьника.

Тема: Здоровье от природы.

Теория.

 Роль зеленых растений в природе. Значение зелёного покрова планеты для укрепления и сохранения здоровья человека. Леса – «легкие» планеты. Природные зоны России. Природа Смоленского края и её охрана

Роль леса в природе и его значение в жизни людей. Обитатели леса. Повадки птиц и зверей. Лиственные и хвойные деревья. Деревья – лекари: осина, тополь и береза, дуб. Твой домашний уголок природы. «Сад» на окне. Роль цитрусовых растений в микроклимате дома. Кактусы – защита от радиоэлектронного компьютерного излучения Лекарственные растения среди комнатных цветов. Бархатцы, календула, как защитники огорода от вредителей и прекрасные лекари в народной медицине.

Вода – самый ценный минерал на земле. Основные качества и удивительные свойства воды. Вода и гигиена. Свежий воздух в твоем доме и «проблемы» мусорного ведра.

Практика.

Викторина «Зеленый мир». Парки нашего города. Роль воды в природе. Берегите «братьев наших меньших».

Тема: Питание и Здоровье.

Теория.

Режим питания. Значение белков, жиров и углеводов. Полезная ценность овощей и фруктов. Роль витаминов и их влияние на состояние здоровья. Продукты растительного и животного происхождения. Как сохранить целебные и питательные свойства продуктов. Полезные и вредные напитки в питании. Продукты из злаков. Молочные продукты питания и их необходимость в рационе школьника. Пять правил правильного питания. Яблочный сок против фанты.

Практика.

Конкурс на лучший рассказ «Приятного аппетита». Обмен кулинарным опытом: «Составь свое меню». Вечер «Хлеб всему голова». Различай вредные и полезные напитки.

Тема: Прогноз здоровья.

Теория.

Факторы здоровья и долголетия. Гигиена зрения. Глаза – окна в мир, береги их. Правильная осанка – основа здорового позвоночника. Вредные привычки и их пагубная роль для здоровья поколения. Формирование навыков индивидуального способа физического и нравственного самосовершенствования (Операция «Ясень»). Бережное отношение к здоровью – основа долголетия. Здоровые привычки и их значение в навыках правильного питания и здорового образа жизни.

Практика.

Оформление газеты «Валеологический вестник». Упражнения для улучшения зрения. Конкурс «Красивая осанка и походка». Правила работы с компьютером. Растительная защита (кактусы – поглотители ионизирующего излучения). Анкетирование учащихся, родителей для составления эколого-валеологического прогноза здоровья под девизом «Нет сигарете в семейном бюджете!»

Тема: Охрана природы.

Теория.

Законы об охране природы России. Взаимосвязь и взаимозависимость человека и природы. Анализ высказывания «Природа больна и повинен в этом человек». Природа живая и неживая. Царство Берендея. Земля – наш дом. Пути решения экологических проблем. Твоя тропинка в этом решении. «Берегите эти земли, берегите…». Охрана вод, воздушного бассейна и озонового слоя, живой природы и поверхности Земли от загрязнения и разрушения. Роль человека в природе.

Практика.

Правила поведения в природе. Экскурсия «Лес – мир добра и чудес». Игра «Экологический светофор». Мини-сочинение «Путешествие капельки». Викторина «У кого какой дом?» Поэтический ринг «Защити и сохрани!».

Тема: Итоговое занятие.

Теория. Итоги и планы работы. Летние задания.

Практика. Праздник юннатов «Здравствуй лето!»

Учебный план программы  

(второй год обучения)

№ п/п

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

4

2

2

2

Планета Земля в Солнечной системе

8

4

4

3

Наше Отечество

12

6

6

4

Место человека в мире природы

12

6

6

5

Экология и здоровье

24

12

12

6

Природа живая и неживая

16

8

8

7

Воздушная и водная среда

20

10

10

8

Взаимосвязи в живой природе

20

10

10

9

Почва и её плодородие

24

12

12

10

Итоговое занятие

4

2

2

Итого

144

72

72

Содержание учебного плана

Второй год обучения

Тема: Введение.  

Теория.

Ознакомление с планом работы творческого объединения.

Практика.

Инструктаж по технике безопасности при работе на УОУ

Тема: Планета Земля в Солнечной системе.

Теория.

Оболочки нашей планеты. Планеты – соседи, далёкие планеты и их особенности. Вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Воздушные массы. Тепловые пояса Земли и климатические пояса. Погода и климат. Факторы погоды и причины её изменения.

Практика. 

Беседа «Земля – наш дом». Разработка проекта «Защити озоновый слой и климат Земли». Погода и климат Смоленского края.

Тема: Наше Отечество.

Теория.

Россия на карте планеты. Пограничные страны, моря и океаны омывающие берега нашей Родины. С чего начинается Родина. Наша малая родина. Символика государства. Закон твоей жизни и правила поведения в школе и дома. Героическое прошлое нашей Родины. Героями не рождаются, ими становятся. Смоленск – город Герой. Герои вокруг нас.

Практика. 

Составь рассказ «Моя малая Родина». Выразительное чтение «Гимн России». Составление альбома «Воля и труд человека дивные дива творят»

Тема: Место человека в мире природы.

Теория.

Природные зоны Земли. Природа малой Родины. Охрана природы края.

Природные сообщества. Животный мир морей и океанов. Растения и животный мир природных зон России. Причины географической зональности. Лесной комплекс природы. Защита леса от пожара. Природа – наш дом, стань хозяином в нём.

Практика.

Путешествие «От реки до леса». Ролевая игра «Лес и его обитатели». Рисуем плакат «Живи лес». Викторина «Чей это дом?»

Тема: Экология и здоровье человека.

Теория.

Экология как наука. Факторы загрязнения и пути решения экологических проблем. Окружающая среда. Влияние среды на обитателей леса. Разнообразие мира природы.  Природный мир умеренного  и тропического пояса. Факторы здоровья в окружающей среде и природе. Планета в опасности и повинен в этом человек. Береги здоровье смолоду, учись беречь и охранять природу.

Практика. 

Схема экологических связей. Мини-диктант «Мир вокруг». Практическое наблюдение в природе (насекомые и птицы). Игра «Кто на планете главный?» Проект «Мы строим Экодом». Законы охраны природы.

Тема: Природа живая и неживая.

Теория.

Каменная летопись Земли. Геологическая история планеты и рельеф планеты. Литосфера. Подвижные и устойчивые участки земной коры. Возникновение жизни. От клетки до цветковых растений. Материнская порода и почвы планеты. Геосфера и взаимосвязь земных оболочек в ней. Мир цветковых растений.

Практика.

Экскурс в историю планеты «Что здесь раньше было?» Путешествие по карте большой и малой Родины. Стихия океана – колыбель планеты. Хвойные и лиственные растения. Заготовка природного материала.

Тема: Воздушная и водная среда.

Теория

Круговорот воды в природе.  Воздушная циркуляция и погода. Воздушные массы. Вода планеты (пресные и солёные воды). Как образуются подземные воды. Роль воды в природе. Взаимосвязь атмосферы и гидросферы. Вода и организм человека. Состояния воды и новые открытия науки. Структура воды и её удивительные качества.

Практика.

Путешествие маленькой дождинки. Переход воды из одного состояния в другое. Ролевая игра «Полный вперёд!». Уроки экономики «Вода из крана». Свойства и структура воды.

Тема: Взаимосвязи в живой природе.

Теория.

Экологические цепи. Лесное сообщество. Многообразие животного мира планеты. Сравнительная характеристика условий обитания животного и растительного мира в различных природных зонах Земли (тайга, смешенные леса, степи, пустыни, экваториальные леса). Птицы и их роль в природе. Леса Смоленского края и его обитатели. Охрана природы.

Практика

Угадай дерево по описанию. Лесные доктора. Практические умения заботы о птицах. Взаимосвязи человека со средой обитания. Правила поведения в природе.

Тема: Почва и её плодородие.

Теория.

Состав и свойства почвы. Учёный-почвовед наш земляк В.В. Докучаев. Материнская порода земной коры, как основа образования почвы.

Комнатные растения (сад на твоём окне) Путешествие с комнатными растениями. Лекарственные и ядовитые растения в многообразии видов учебного тепличного комплекса станции юннатов. Правила полива комнатных растений и особенности ухода за ними. Питательные растворы. Роль удобрений и их применение на учебно-опытном участке.

Подготовка почвы к посеву. Методы повышения урожайности растений.

Практика

Образование почв планеты. Практическая работа по уходу за растениями. Зачем растениям зола. Осенняя и весенняя обработка почвы. Органические и минеральные удобрения. Опытническая работа на участке.

Тема: Итоговое занятие.

Теория.

Перспективы и планы работы. Итоговая аттестация.

Задание на лето: «Лекарственные растения лугового сообщества природы»

Практика. Праздник «Мы юннаты-экологи»

Методическое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимо наличие следующих условий:

- наличие теплицы с комнатными растениями;

- наличие учебно-опытного участка с отделами овощных культур, цветочно-декоративных растений, коллекционного отдела, дендрария, сада;

- наличие живого уголка с большой разновидностью птиц, рыбок, кроликов, морских свинок;

- оборудование для работы в теплице, учебно-опытном участке, живом уголке;

- раздаточный материал для проведения практических работ;

- коллекция овощных культур, выращенных на учебно-опытном участке;

- коллекция семян овощных растений;

- коллекция семян цветочно-декоративных растений;

- коллекция семян древесных пород;

- коллекция семян дикорастущих пород;

- коллекция удобрений;

- коллекция насекомых вредителей;

- коллекция семян для подкормки зимующих птиц;

- коллекция почв;

- аптечка первой медицинской помощи;

- гербарии;

- таблицы;

- муляжи органов растения;

- муляжи кожи, внутренних органов, скелет человека;

- учебная литература;

- тетради, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, клей, линейки и др.

Литература для педагога

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Формула правильного питания, М., 2016
  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья, М., 2016
  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о здоровом и правильном питании, М., 2016
  1. Ола Ф., Дюпре Ж.-П., Занимательные эксперименты и опыты, М., 2016

  1. Подвицкий Т.А., Опыты по биологии для школьников, М., 2016

Литература для учащихся

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Формула правильного питания, М., 2016
  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья, М., 2016
  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о здоровом и правильном питании, М., 2016
  1. Ола Ф., Дюпре Ж.-П., Занимательные эксперименты и опыты, М., 2016

  1. Подвицкий Т.А., Опыты по биологии для школьников, М., 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"

Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «КИТ Энергетика»

В основе программы "КИТ Энергетика" заложен проектный    метод обучения  с деятельностью учащихся, направленный на решение конкретной проблемы и достижения оптимальным способо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Цветик-семицветик"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Цветик-Семицветик" имеет естественнонаучную направленность.В ходе её освоения дети получают первоначальные ( стартовы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Реальная математика"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности  "Реальная математика"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»возраст обучающихся: 15-18 летсрок ре...