Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
методическая разработка на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Почемучка" | 45.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»
Тяжинского муниципального района Кемеровской области
ПОЧЕМУЧКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов
Итатский
2015
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»
Тяжинского муниципального района Кемеровской области
Согласована с педагогическим советом
(протокол № 3 от « 28 » августа 2015 года)
Утверждена приказом № 51 от « 29 » августа 2015г.
Директор центра ________________ Н.Е. Воронов
ПОЧЕМУЧКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов
Педагог дополнительного образования
Писаренок Наталья Александровна
Возраст учащихся: 9 – 10 лет
для детей с умственной отсталостью – 10 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Итатский
2015
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Задачи
- Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
- Ожидаемые результаты
- Учебно-тематический план
- Содержание образования
- Методическое обеспечение
- Материально-техническое оснащение
- Литература
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Программа «Почемучка» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.
- Актуальность данной программы заключается в том, что её реализация позволит обеспечить развитие познавательной активности и расширение кругозора младших школьников.
- Назначение программы:
- дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении.
- Сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
- рассказать о конкретном виде деятельности;
- выполнять основные действия;
- объяснить причины выбора данного вида деятельности.
- Целью программы является расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование их познавательной активности, развитие самостоятельного поискового, исследовательского мышления.
- Программа, не смотря на то, что дополнительное образование, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.
- По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
- По содержанию деятельности программа содержит элементы познавательной и развивающей способности и коррекционной деятельности.
- По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности и области знаний, нацеленной на получение сведений по предусмотренной дисциплине и формирование предметных учебных умений по этой дисциплине, основ универсальных учебных действий, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
- По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний и формирующей предметные учебные умения в предусмотренной ею области знаний и основы универсальных учебных действий.
- Исходной теоретической основой программы является
- положение о комплексном развитии ребёнка на основе его возрастных особенностей и широкого диапазона интересов и потребностей;
- положение об обучении с учётом межпредметных связей с учебными предметами начального уровня обучения «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «История», ОБЖ.
- Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование навыков коллективного творчества к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.
- Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.
- Срок реализации программы:
- программа рассчитана на один год обучения.
- общая продолжительность обучения составляет 35 учебных часов.
1.14. Режим занятий:
- занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут
- принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.15. Возраст учащихся: 9-10 лет, для детей с умственной отсталостью – 10-11 лет.
1.16. Количество учащихся в группе: количество учащихся, выбравших данную программу, но не более 15 человек.
1.17. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.18. Формы занятий: программа реализуется через аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются теоретические и практические занятия.
1.19. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
1.20. Формы подведения итогов реализации программы:
- текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование учебных умений;
- итоговый контроль в конце учебного в форме мониторинга участия учащихся в итоговом занятии по обобщению изученного материала
1.21. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
- учёт нарушений в сфере отношений, в том числе и с самими собой, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей), патологического развития характера;
- использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
- привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
- создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
- Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- Расширить уже имеющиеся знания о предметах и явлениях окружающего мира.
- Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала учащегося через вовлечение в исследовательскую работу.
- Приобщать учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
- Формировать умения активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, научить их приёмам анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.
- Укреплять интерес к познанию окружающего мира.
3. Формируемые предметные знания, учебные умения
и универсальные учебные действия
Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих
предметных знаний:
- происхождения различных явлений природы: вулканы и гейзеры;
- факторы, влияющие на климат;
- особенностей поведения и жизни диких животных;
- в чём уникальность планеты Земля;
- творчества всемирно известных художников;
- исторических памятников - Чудес Света;
- народных промыслов
предметных учебных умений:
- ориентироваться в научно-популярной литературе для детей;
- самостоятельно находить в разных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде исследовательских работ;
- применять иллюстрации как источник знаний; передавать знания дошкольникам, сверстникам, взрослым;
- пояснить цель, осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос;
- владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
– владеть навыками работы с различными источниками информации;
Программа предусматривает продолжение работы по формированию у учащихся следующих универсальных учебных действий:
- личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженной в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам выполнения новых задач;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- основ экологической культуры: принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
- регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
- всех типов учебных действий, направленных на организацию своей работы в центре и вне его;
- способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- умения учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;
- умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- способности адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей;
- умения различать способ и результат действия;
- умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
- познавательных универсальных учебных действий, включающих:
- умения воспринимать и анализировать новые знания, использовать знаково-символические средства, владеть действием моделирования, широким спектром логических действий и операций;
- умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
- умения ориентироваться на разнообразие способов решения творческих задач;
- умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умения осуществлять синтез как составление целого из частей;
- умения проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- умения осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- умения устанавливать аналогии;
- коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
- умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию;
- умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- способности допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умения формулировать собственное мнение и позицию;
- умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы учащиеся будут:
- иметь представление:
- о происхождении различных явлений природы;
- об особенностях жизни и поведения диких животных;
- о творчестве всемирно известных художников
- знать:
- народные промыслы нашей страны;
- особенности хищников на суше и в воде;
- всемирно известные Чудеса Света;
- интересные факты науки и техники, явлений природы.
- уметь:
- самостоятельно находить в разных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа, презентации;
- проводить исследования по заданной теме;
- применять полученные навыки и умения в практической деятельности;
- иметь опыт публичного выступления со сведениями по определённой теме и с результатами исследовательской работы.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание учебных разделов и тем | Количество часов | ||
теоретические занятия | практические занятия | всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Природа | 6 | 6 | |
3 | Научно-популярные журналы для детей | 1 | 2 | 3 |
4 | Народные промыслы | 2 | 3 | 5 |
5 | Чудеса света | 3 | 3 | |
6 | Животные | 12 | 12 | |
7 | Картинная галерея | 3 | 3 | |
8 | Итоговый контроль | 2 | 2 | |
Итого | 22 | 13 | 35 |
- СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Вводное занятие (1 час) Введение в программу. Проведение инструктажа по технике безопасности.
Природа. (6 часов)
Знакомство с различными явлениями природы: полярная ночь и полярный день, откуда берутся вулканы и гейзеры, как предсказывают погоду. В чём уникальность планеты Земля. Что может рассказать географическая карта.
Научно-популярные журналы для детей. (3 часа)
Знакомство с детскими научно-популярными журналами «Чудеса и приключения», «Юный натуралист». Любимые рубрики.
Практическая работа: работа с журналами, знакомство с основными рубриками. Умение ориентироваться в содержании.
Народные промыслы (5 часа)
Знакомство с русскими народными промыслами: дымковская игрушка, резьба по дереву, жостовская роспись, изделия из бересты, городецкая роспись, хохлома, палех, павлопосадские платки.
Практическая работа: изготовление пробных узоров в различной технике, игрушек из глины.
Животные (12 часов)
Знакомство с особенностью жизни и поведения хищных животных. Хищниками рождаются или становятся, искусство маскировки и охоты, разнообразные способы передвижения, размножения. Самые опасные на суше и в воде.
Чудеса света (3 часа)
Знакомство с чудесами античного и древнего мира, чудесами нового времени.
Картинная галерея (3 часов)
Знакомство с творчеством всемирно известных художников, сказочные путешествия по их картинам.
Итоговый контроль (2 час) Выполнение тестовых заданий по обобщению изученного материала. Презентация исследовательской работы.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Младший школьник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.Продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ученика, его активности.
Занятия организуются на принципах:
- личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества учащихся и педагога;
- доступности предлагаемого материала;
- последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
- вариативности и проблемности;
- взаимодействия с семьей.
Реализация программы осуществляется на основе следующих методов:
- формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, пример;
- организации деятельности – приучение, упражнение;
- стимулирования деятельности – поощрение (выражение положительной оценки) и наказание (осуждение действий, противоречащих нормам поведения).
В процессе обучения используются следующие средства:
- различные виды деятельности;
- вещи и предметы;
- произведения и явления духовной и материальной культуры;
- природа.
Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с предметами, изучаемыми в рамках учебного плана школы. При изучении тем программы необходимо опираться на знания, полученные детьми в курсах «Окружающий мир» (о различных явлениях природы), “Основы безопасности жизнедеятельности” (о строении органов чувств человека и правилах безопасного поведения), “Литературное чтение” (знакомство с произведениями познавательного характера), «Изобразительное искусство» (знакомство с творчеством всемирно известных художников), «История» (знакомство с историей зарождения человечества.)
Основными формами работы являются занятия(занятия-путешествия, занятия-эксперименты), целевые прогулки, циклические наблюдения. Большая часть занятий носит комплексный характер. Такие занятия включают разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Так как одним из основных принципов обучения является принцип наглядности, при изучении тем программы возможно широкое использование учебных видеомультфильмов. Они в увлекательной для детей форме дают достаточно большой объём интересной информации. Изучение темы«Природа» можно построить на основе видеомультфильмов «Факторы влияющие на климат», «Вулканы и гейзеры», «Уникальная планета Земля». Изучение темы: «Животные»можно построить на основе просмотра и обсуждения видеомультфильмов из серии «Эти загадочные животные». Познакомиться с народными промыслами поможет просмотр видеофильмов «Тайна птицы Сирин», «Отблески серебряного века», «России яркие букеты». Познакомиться с творчеством всемирно известных художников поможет просмотр видеофильма «Всемирная картинная галерея».
Кроме видеофильмов на занятиях необходимо использовать другую наглядную интерпретацию: таблицы, рисунки, книги, готовые изделия.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие индивидуальных карточек, тестов, разноуровневых заданий, кроссвордов, ребусов и т.п.
7. Материально-техническое оснащение
|
8. Литература
- Абагумова Г.М.., Ананьев Г.С., Берлянт А.М. и др. Планета Земля[Текст]:Науч.-поп. издание для детей /Абагумова Г.М.., Ананьев Г.С., Берлянт А.М. и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
- Живой мир[Текст] /. – М.: ЗАО « РОЛСМЭН-ПРЕСС», 2006.– 256с.
- Житомирский С.В., Порцевский К.А. и др. Тайны звездного неба [Текст]: Науч.-поп. издание для детей./ Житомирский С.В., Порцевский К.А. и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2006. – 256с.
- Птицы [Текст]/ Пер. с анг. Н.Венчиковой. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО « Издательство АСТ», 2002. – 64 с.
- Растительный мир в картинках[Текст]/ – М.: Русское Энциклопедическое товарищество, 2004. – 64 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе [Текст]: Методические рекомендации / Шорыгина Т.А. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о тайге и ее обитателях[Текст]: Методические рекомендации / Шорыгина Т.А. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.
Почемучка: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов /Н.А.Писаренок – Итатский: МБУДО «Итатский детско-юношеский центр» 2016
Технический редактор: Н.А.Писаренок
Оригинал – макет подготовлен на компьютере МБУДО «Итатский детско-юношеский центр»
Почтовый адрес – 652245, Кемеровская область, Тяжинский район,
пгт Итатский, ул. Школьная 21, пом.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"
Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «КИТ Энергетика»
В основе программы "КИТ Энергетика" заложен проектный метод обучения с деятельностью учащихся, направленный на решение конкретной проблемы и достижения оптимальным способо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Лаборатория «Физика» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на дополнительное изучение естественных наук, пропедевтику курса «Физика»....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»...