Рабочая программа "Природа и здоровье человека"
рабочая программа

Рабочая программа «Природа и здоровье человека» разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Природа и здоровье человека».

Цель программы – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, и способностей в области охраны природы и здоровьесбережения, приобретения необходимых знаний, умений и навыков эколого – биологического направления и применения их на практике, формирования основ экологической культуры, осознание ценности жизни во всех её проявлениях и воспитания экологической ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_priroda_i_zdorove_cheloveka.docx565.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа «Природа и здоровье человека» разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Природа и здоровье человека».

Цель программы – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, и способностей в области охраны природы и здоровьесбережения, приобретения необходимых знаний, умений и навыков эколого – биологического направления и применения их на практике, формирования основ экологической культуры, осознание ценности жизни во всех её проявлениях и воспитания экологической ответственности.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые научные понятия;

- продолжить формирование потребностей в обучении и саморазвитии;

- формировать диалектико-материалистическое мировоззрение;

- прививать навыки и умения по применению полученных знаний на практике.

Развивающие:

- способствовать развитию любознательности в эколого - биологических знаниях учащихся;

- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять биологические знания; устанавливать причинно-следственные связи в окружающей природе и в жизни, выдвигать гипотезы и предложения, проверять их достоверность, планировать свою деятельность; работать с учебными пособиями и таблицами, схемами, графиками; проводить опыты, наблюдения, ставить эксперименты, наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;

- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость и др.)

Воспитательные:

- формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;

- воспитывать духовную культуру и нравственность;

- воспитывать культуру здорового и безопасного образа жизни;

- приобщать учащихся к мировым и Отечественным культурным ценностям;

- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.

                         Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, знание истории, языка и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

5. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные

  1. Планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

- контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе и собственной)

- адекватная самооценка выполненной работы;

- восстановление нарушенной последовательности учебной деятельности;

  1. Установление причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

- использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;

3) Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:

 - осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

 - составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение)

 - выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

4) Различные способы поиска информации:

 - использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия)

Предметные

- Приобретение учащимися основ биологических, экологических, валеологических знаний;

- Воспитание правил охраны и безопасности труда; основах самоорганизации, самообразования и самовоспитания, о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов по охране природы родного края и организации коллективной творческой деятельности;

- Самореализация, достижение социального успеха, адекватной самооценки;

- Развитие коммуникативных навыков, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях; формирование умения бесконфликтного решения спорных вопросов;

- Развитие ценностных отношений обучающихся к России, её истории и культуре, населяющим её народам; к Земле, природе и биологическому (живому) разнообразию жизни. Знаниям, науке и исследовательской деятельности; сотрудничеству, человеку, людям, человеческой жизни вообще.

                                 Нормативная база программы

Программа «Природа и здоровье человека» разработана с учётом положений и нормативных документов:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  2. Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 – «Концепция развития дополнительного образования детей»
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.4.

3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 года№ 41;

  1. Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Конвенция ООН о правах ребёнка. 1989г.

  1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ, 1998 г
  2. Национальная общеобразовательная инициатива «Наша новая школа»,

2010г.

  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.
  2. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р г. Москва
  4. Уставом СОГБУ ДО «Станция юннатов»

                                         Формы и методы работы

Для достижения поставленных в программе задач предполагается использовать следующие формы обучения: кружковые занятия, практические работы, конкурсы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты, презентации, наблюдения.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация опыта, демонстрация гербариев и наглядных пособий, оформление альбомов, исследовательские проекты, работа с учебной литературой и интернетом, оформление презентаций и рефератов.

Контроль результатов обучения. Формы и критерии оценки результатов

Для оценки результативности учебных занятий в творческом объединении применяется входной, текущий и итоговой контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.

Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися и родителями.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.

Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.

В практической деятельности результативность оценивается умением правильно ориентироваться на местности и по карте, составлять простые планы и карты делянок УОУ, умением подбора растений для гербария и композиций из природного материала, составлением букетов из сухоцветов, приобретении положительных привычек и навыков в программе самоорганизации, ведении дневников опытнической работы.

Итоговый контроль может осуществляться в различных формах: проектно-исследовательская деятельность, диагностическое анкетирование, тестовые задания, выставки творческих работ, конкурсы различных тематик и др.

Результаты обучения определяются по трём уровням сформированности коммуникативной компетентности личности:

Низкий уровень – репродуктивная компетентность (наличие знаний при недостаточном умении их применять);

Средний уровень – деятельная компетентность;

Высокий уровень – творческая компетентность

             Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п

Наименование раздела программы

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие

6

2

4

1

Природный комплекс геосферы

8

4

4

2

Преобразующая роль человека

8

4

4

3

Экология как наука

12

4

8

4

Многообразие жизни

10

4

6

5

Осень в природе

8

2

6

6

Зелёная архитектура

8

2

6

7

Промежуточная аттестация

2

1

1

8

Земля и люди

14

4

8

9

Красная Книга

8

4

4

10

Птицы нашего края

8

2

6

11

Уголок живой природы

6

2

6

12

Весна пришла

8

2

6

13

Валеология как наука

12

6

6

14

Весенние работы на учебно-опытном участке

14

4

10

15

Фенологические наблюдения

8

4

4

16

Итоговое занятие

4

2

2

Итого

144

53

91

Содержание рабочей программы «Природа и здоровье человека»

Вводное занятие – 6 часов

Ознакомление учащихся с основными разделами программы. С историей Смоленской областной станции юннатов, историей юннатского движения страны. Правила ОТ И ТБ во время занятий творческого объединения.

Практика

Экскурсия по отделам станции юннатов, знакомство с уголком живой природы.

Тема 1: Природный комплекс геосферы – 8 часов

Взаимосвязь компонентов живой и неживой природы. Проблемы экологического загрязнения.        

Практика

Изучение природного комплекса «Берёзовая роща» (почвы, растительность, насекомые, птицы)

Тема 2: Преобразующая роль человека – 8 часов

Геологическая история планеты Земля. Грандиозные процессы планетарного масштаба, преобразующие лик Земли. Новый этап в эволюции органического мира. Взаимодействие человека с окружающей средой как крупнейшей геологической силой, способной либо ускорить экологическую катастрофу, либо предотвратить её наступление.

Практика

Проведение мини-мониторинга состояния окружающей среды путём социального опроса населения по теме: «Ваша преобразующая роль в охране природы?» Организация издания «Жалобная книга природы»

Тема 3: Экология как наука - 12 часов

Экология планеты, страны и родного края. Экологические проблемы и пути их решения. Влияние нарушения экологической обстановки на ухудшение здоровья человека. Экологические факторы: загрязнение воды и почвы бытовыми отходами и промышленными выбросами, питание недоброкачественными продуктами, шумовое загрязнение, радиоэлектронное излучение и др.

Практика

Решение экологических задач. Экскурсия «Городские дворы и окраины» с целью мониторинга экологически неблагоприятных зон.

Тема 4: Многообразие жизни – 10 часов

Условия жизни и антропогенные факторы их ухудшения. Биосфера – оболочка жизни. Адаптация растительного и животного мира к условиям окружающей среды. Природа Смоленского края.

Практика

Экскурсия в природу с целью сбора материала для выставки. Подготовка и оформление поделок из природного материала.

Тема 5: Осень в природе – 8 часов

Сезонные изменения в природе: понижение температуры воздуха, изменение окраски листьев, отлёт птиц. Осень в произведениях поэтов и художников.  Уборка урожая на учебно-опытном участке.

Практика

Ведение календаря погоды. Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев и кустарников для изготовления наглядных пособий и подкормки зимующих птиц. Конкурс рисунков «Осень в природе». Ведение дневника фенологических изменений (пожелтение первых листьев у берёзы – начало уборки картофеля, первые легкие морозцы – начало уборки капусты). Подготовка к празднику «Золотая осень».

Тема 6: Зелёная архитектура – 8 часов

Осень в парковых зонах города. Опавшая листва – естественное удобрение почвы. Холмистый ландшафт Смоленска в красках осенней природы Экология парков и овражных склонов города.

Практика

Сбор семян древесных пород леса и парков. Очистка территории от сухостоя.

Тема7: Промежуточная аттестация – 2 часа

Тема 8: Земля и люди – 14 часов

Эколого-валеологические аспекты сохранения и приумножения человеком живой природы. Понятие о ноосфере. Биосферная нравственность и экологическая культура. Осознание человеком экологического кризиса.

Практика

Подготовка почвы на учебно-опытном участке для урожая будущего года. Оформление альбома «Овощи и фрукты – кладовая питательных веществ и витаминов». Праздник урожая.

Тема 9: Красная Книга – 8 часов

Тепловые и климатические пояса земли. Природные зоны планеты. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Роль растений в жизни планеты и человека (геосферное, биологическое, эстетическое, лекарственное). Влияние природы на сохранение и восстановление здоровья человека. Экзотические растения и животные.

Практика

Подготовка докладов, рефератов и альбомов о редких и исчезающих видах растений и животных. Экскурсия в теплицу «Путешествие с домашними растениями».

Тема 10: Птицы нашего края – 8 часов

Птицы леса – перелётные птицы, зимующие птицы. Роль птиц в природе. Санитары леса. «Молчаливая» тайга и жизнь лиственного леса. Гнездовья птиц и их охрана.

Практика

Заготовка кормов для птиц (семян сухих дикорастущих трав, ягод рябины, калины) и изготовление кормушек. Подготовка докладов о зимующих и перелётных птицах. Экскурсия в живой уголок станции юннатов «Птицы»

Тема 11: Уголок живой природы – 6 часов

Особенности ухода и содержания растений в тепличных условиях. Гелиотропизм и формирование листовой мозаики. Правила полива растений в зависимости от температуры и влажности воздуха. Экзотические растения и растения наших условий.

Животные, их содержание, уход и кормление.

Практика

Заготовка, сортирование и отбор семян для овощеводческого отдела. Пересадка комнатных растений. Уход и кормление животных.

Тема 12: Весна пришла – 8 часов

Первые признаки весны. Изменения в растительном мире. Начало сокодвижения у деревьев. Особенности поведения животных и птиц. Прилёт грачей и скворцов.

Практика

Ведение дневников фенологических наблюдений. Предупреждение подрубок берёзы, «лечение» подрубленных деревьев (замазывание ранок землёй). Наблюдение за распусканием листьев, появлением насекомых, цветением раннецветущих растений. Охрана первоцветов от уничтожения в природе. «Фотоохота» и зарисовка природы с натуры.

Тема 13: Валеология как наука – 12 часов

Валеология – наука о здоровом образе жизни. Человек – часть природы. Природоохранные и здоровьесберегающие технологии. Растения на службе здоровья человека и человек на службе охраны природы. Программа самоорганизации школьника. Полезные и вредные животные учебно-опытного участка. Голый слизень, тля, капустная белянка и др. и их вред.

Жужелица, божья коровка, жаба, лягушка и их образ жизни, питание, охрана.

Способы привлечения полезных животных на участки культурных растений.

Редкие и охраняемые растения и животные Смоленской области.

Практика

Ведение дневников по программе самоорганизации с отметкой положительных результатов, успехов и достижений. Проведение борьбы с вредными насекомыми. Экскурсия: Изучение и охрана редких растений учебно-опытного участка.

Тема 14: Весенние работы на учебно-опытном участке – 14 часов

Почва – верхний плодородный слой земной коры. Значение почвы для жизни растений. Подготовка овощных и цветочных растений к посеву. Сроки посева овощных и цветочных культурных растений. Подготовка к опытнической работе и закладка опытов с овощными растениями.

Практика

Весеннее вспахивание почвы, разбивка делянок, внесение удобрений. Правила закладки опытов. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, прополка сорняков.

Тема 15: Фенологические наблюдения – 8 часов

Фенология и народные приметы. Дневники фенологических наблюдений. Посев семян овощных растений в период цветения черёмухи, березы, сирени.

Практика

Ведение дневников фенологических наблюдений в сравнении с предыдущей многолетней практикой посевов культурных растений.

Тема 16: Итоговое занятие – 4 часа

Научно-практическая конференция «Зелёная аптека на службе здоровья человека»

Практика

Промежуточная аттестация.

                                                                                                                 

Основная литература

1. Ола Ф., Дюпре Ж.-П., Занимательные эксперименты и опыты. М., 2016

2. Подвицкий Т.А., Опыты по биологии для школьников. М., 2016

3. Смирнова Т. - Комнатные растения. Календарь по уходу. ЭКСМО, М, 2015

4. Детская энциклопедия. Животные. М., 2015

5. Энциклопедия. Животные. От амебы до шимпанзе. М., 2107

Дополнительная литература

1. Кириленко А. - Биология. Растения, грибы, лишайники. Ростов-на-Дону, Легион, 2015

2. Ола Ф., Дюпре Ж.-П., Занимательные эксперименты и опыты. М., 2016

3. Подвицкий Т.А., Опыты по биологии для школьников. М., 2016

4. Смирнова Т. - Комнатные растения. Календарь по уходу. ЭКСМО, М, 2015

5. Детская энциклопедия. Животные. М., 2015

6. Энциклопедия. Животные. От амебы до шимпанзе. М., 2107


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"

Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практиче...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса

В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...

АДАПТИРОВАННАЯ рабочая программа (VII вид) «Человек и его здоровье». 8 класс. Драгомилов, Р.Д.Маш.

АДАПТИРОВАННАЯ рабочая программа (VII вид) «Человек и его здоровье». 8 класс.  Драгомилов, Р.Д.Маш....

Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»

Тематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здо­ровье — это достояние всего общества, поэтому он дол­жен относиться бережно к себе и своему здоровью,...

Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...