Конспект викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»
материал

Солянова Наталья Алексеевна

Конспект  викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»

Представьте себе, что Ямал есть огромный чум под куполом звёздного неба и северного сияния. В этом чуме живут люди разных национальностей: ханты, ненцы, селькупы и приезжие геологи. В этом чуме водятся: олени, рыба, ягода морошка, строятся дороги и города… Но, если мы все живём в одном чуме то понятно, что в этом чуме надо ежедневно наводить порядок, следить за чистотой. 

Ю. Афанасьев, писатель.

Цель: продолжение  знакомство детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны; формирование у детей осознанное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания о жизни коренного населения; растительном и животном мире Ямала; формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе; формировать у детей элементы экологической культуры.

Развивающие: развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира (родного края);

Воспитательные: формировать навыки работы в команде; воспитывать любовь к природе родного края, умение видеть и воспринимать красоту и многообразие природы Ямала.

Ход викторины:

Ведущий объявляет название команд. Объясняет правила викторины: задания будут предлагаться по очереди каждой команде. В случае, если одна из команд не дает правильного ответа, то на вопрос предлагается ответить другой команде. Если команда отвечает правильно, получает очко за правильный ответ. За выкрики очко команде не присуждается, право хода передается другой команде.    

Ведущий.  

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На  ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

И. Мазнин

Ведущий

А теперь, друзья, внимание!

Ждут вас разные задания:

Будем думать, отвечать,

В игры разные играть.

Речь поведем  о природе Ямала

И знаете вы о ней точно не мало.

Итак - на старт! Итак – вперед!

Нас впереди разминка ждёт!

Автор: И. Кугаевская

Дальше детям обеих команд предлагаются вопросы для разминки. Ответы в разминке не оцениваются. Отвечают дети из обеих команд.

Вопросы для разминки:

- назовите столицу Ямала (Салехард);

- как называется ближайший к Салехарду город? (Лабытнанги);

- назовите известные вам улицы Салехарда (улицы - Чкалова, Республики, Губкина, Подшибякина, Мира, Ямальская и другие);

- назовите города Ямала? (Надым, Новый Уренгой, Губкинсий, Тарко – Сале, Салехард, Лабытнанги, Муравленко);

- назовите реки Ямала (Надым, Обь, Пур, Таз – большие реки; малые реки – Собь, Полуй, Юрибей, Сыня, Щучья, Толька, Гыда, Ныда);

- назовите птиц Ямала (воробей, ворона, гусь – гуменник, гусь белолобый, журавль черный, казарка, куропатка, лебедь, сова, пискулька, сорока, филин, чайки, чирок и другие). 

Ведущий.

А теперь, друзья, внимание!

Вот и первое задание:

Задание 1. Продолжи пословицу о природе:

Каждой команде  (по очереди) предлагается продолжить пословицу (например, по три пословицы).

- дерево живет корнями, а человек друзьями;

- мороз не велик, а стоять не велит;

- береги нос в большой мороз;

- что летом родится – зимой пригодится;

- много снега – много хлеба;

- при солнышке тепло, при матери тепло.

Если  команды закончили все предложенные пословицы, они получают по два очка. Если одна из команд или обе команды не закончили пословицу, дается одно очко.

 Задание 2.

Задание для команды «Брусничка»: назовите ягоду, не растущую на Ямале (клубника). На интерактивную доску выводится слайд с изображением ягод (морошка, брусника, клюква, голубика, черника, клубника)

- назовите ягоду, которая не растет на Ямале (примерный ответ детей: клубника).

На интерактивную доску выводится слайд с изображением животных (белый медведь, морж, олень, овцебык, обезьяна)

- назовите животного, которое не обитает на территории Ямала (примерный ответ детей: обезьяна).

За правильный ответ команда получает очко.

Задание для команды «Морошка»: назовите ядовитый гриб (бледная поганка). На интерактивную доску выводится слайд с изображением грибов (белый, подосиновик, подберезовик, волнушка, лисичка, бледная поганка)

- назовите ядовитый гриб (примерный ответ детей: бледная поганка).

На интерактивную доску выводится слайд с изображением растений (береза, ель, сосна, рябина, пальма)

- назовите дерево, не растущее на территории Ямала (примерный ответ детей: пальма). 

За правильный ответ команда получает очко.

Молодцы!

Задание 3.

Ведущий.

Не зря эта книга красного цвета,

В опасности, значит, наша планета.

Помни об этом, маленький друг –

Надо беречь все живое вокруг!

Автор: И. Кугаевская

Задание для команды «Брусничка»: назовите животных Ямала, занесенных в Красную книгу  (примерные ответы детей: белый медведь, морж, рысь).

 За правильный ответ команда получает очко.

Задание для команды «Морошка»: какая рыба занесена в Красную книгу Ямала  (примерные ответы детей: муксун, осётр сибирский, таймень, тугун).

За правильный ответ команда получает очко.

Задание 4.

Задание для команды «Брусничка»: назовите коренных жителей Ямала (примерные ответы детей: ненцы, селькупы, северные ханты).

За правильный ответ команда получает очко.

Задание для команды «Морошка»: назовите традиционные занятия коренных жителей Ямала (примерные ответы детей: охота, рыбная ловля, оленеводство).

 За правильный ответ команда получает очко.

Задание 5. Задание для капитанов команд.

Игра «Рыбалка» (кто из капитанов больше наловит рыбы). Для игры берется ёмкость с водой и рыбки с магнитами, две удочки с магнитами. По команде капитаны начинают рыбную ловлю. Команды могут хором вести отсчет (например, до 10). Капитан, который больше наловит рыбы, получает два очка. Капитан, который наловит меньше рыбы, получает одно очко.

Игра «Что делают из дерева?». Для игры подбираются предметы, сделанные с использованием древесины (тетради, альбомы, карандаши, х/б носовые платочки, кубики) и предметы из других материалов (пластмасса, железо, керамика, стекло). Капитаны по команде отбирают в корзинки (или другие ёмкости) предметы, сделанные из древесины. Побеждает тот, кто быстрее и точнее справился с заданием.               

Задание 6. Игра «Подбери хвост». Для игры подбирается два одинаковых комплекта картинок с изображением животных и хвостов (заяц, лиса, волк, белка).

От каждой команды приглашается по игроку, которые по команде подбирают хвосты к животным (заяц, лиса, белка, волк). Игроки выполняют задание, стоя спиной друг к другу.

Игрок, который быстрее справится с заданием, получает два очка для своей команды. Другая команда получает одно очко.    

Задание 7. На интерактивную   доску выводится слайд с изображением животных, занесенных (белый медведь, морж, рысь) и незанесенных в Красную книгу Ямала. Командам предлагается назвать животных, не занесенных в Красную книгу Ямала (заяц, белка, лось, лиса, лемминги, волки). Команды называют животных по очереди.

Задание 8. «Природа этого не терпит!»

На интерактивную доску выводятся слайды (один за другим) с изображением знаков «этого нельзя делать». Команды (по очереди) дают объяснение каждому знаку.

Задание 9. «Ямальские загадки» (педагог сам определяет количество загадок)

Загадаю вам, друзья, несколько загадок я.

Ямальские загадки! – жду от вас отгадки!

Команды по очереди отгадывают загадки:

- великан полгода спит (медведь);

- их не сосчитать (звёзды);

- в своем железном домике голый остяк пляшет (огонь);

- пять остяков в одном чуме живут (рукавица);

- на место укочевавших другие прикочуют (рога);

- голова -  костяная, хвост – железный (нож);

- лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит (собака);

- по речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьет, а взлететь не может (лодка);

- цветная занавеска ночное небо скрывает, а в тундре от нее светлее становится (полярное сияние);

- с птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит (весна);

- на тундру загляделось – целых три месяца спать не ложится (солнце);

- она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зеленой становится (тундра).

Ведущий. Молодцы!

Задание 10.  Весенний праздник «Вороний день»

На интерактивную доску выводится слайд с изображением птиц, обитающих на Ямале (воробей, лебедь, сова, филин, сорока, ворона, гусь, утка, журавль, чайки и другие).

Ведущий. У лесных ненцев есть традиционный весенний праздник. В честь какой птицы отмечается этот праздник? Очко зарабатывает та команда, которая быстрее даст ответ (примерный ответ детей: в честь вороны).

Ведущий.

Вы – большие молодцы!

О природе знаете не мало.

Будем вместе охранять, беречь

Хрупкую природу нашего Ямала.

Обеим командам вручаются подарки: значки «Юный знаток природы»;

Список литературы:

1. журнал «Ямальский меридиан». 1998. № 2. С.66;

2.Приходько М. С., Приходько О. Б. Хомани. Санкт – Петербург. Издательский Дом «Светлячок». 2002;

3.Кугаевская И. Ф. Авторские разработки: разминка; стихотворные тексты для ведущего.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "О природе знаем все!"

Данная викторина создана в творческой среде программирования ПервоЛого и проводится для учащихся 3-4 классов с использованием MacBookов. Викторина предполагает элемент соревнования, поэтому каждый уча...

Астрономия 11 класс. "Физическая природа планет и малые тела Солнечной системы"

Презентация представляет краткий справочник по данной теме....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...

Урок астрономии в 11 классе "Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы"

Урок изучения нового материала (учебник физики 11класс, Г. Я. Мякишев и др.). Форма работы: групповая в сочетании с индивидуальной. Используется электронное приложение к учебнику....

Сохраним природу Ямала

методическая разработка по проведению  занятия кружка «Юный эколог»...

Республиканская дистанционная фото-акция «Природа России Природа Крыма»

В  марте 2021 года в образовательных организациях Первомайского района была проведена  Республиканская дистанционная  фото-акция «Природа России Природа Крыма», посвящ...