Тема и план самообразования
методическая разработка

Агеева Людмила Александровна

Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, - это профессионализм, продуктивность, социально-направленные личностные качества, компетентность. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе стараюсь систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Самообразование я рассматриваю, как  необходимое условие профессионального мастерства, кооперируя собственную методическую тему с методической темой школы, обеспечивая единое образовательное пространство.

Тема самообразования на 2021-2025 год: «Повышение качества знаний обучающихся путем освоения и внедрения подходов и педагогических технологий в преподавании предмета музыка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования

   учителя музыки Агеевой Людмилы Александровны

первая квалификационная категория

 на 2016-2019 учебный год

МАОУ Средняя общеобразовательная школа №7

                                                                                               

Самостоятельность головы учащегося —

                                                                                    единственное прочное основание

                                                                                 всякого плодотворного учения.

 К. Д. Ушинский


  
 
 
Тема самообразования:

«Творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения новых образовательных стандартов».


 
Актуальность темы: приоритетным направлением МБОУ «СОШ №7» считает создание условий для саморазвития личности школьника. Образ учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.  

Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, - это профессионализм, продуктивность, социально-направленные личностные качества, компетентность. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе стараюсь систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Самообразование я рассматриваю, как  необходимое условие профессионального мастерства, кооперируя собственную методическую тему с методической темой школы, обеспечивая единое образовательное пространство.
 
 
 
Цель: 

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство учителя в области освоения современных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
  2. Повышать профессиональную культуру на основе новых информационных технологий, как одного из главных условий эффективности и качества его деятельности.
  3. Использовать современные образовательные технологии на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования.
  4. Формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творчески - исследовательской деятельности.
  5. Повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании.

Задачи:

  1. Отобрать и апробировать на практике современные технологии, формы и методы обучения, которые позволяют эффективно осуществлять развитие духовно-нравственной сферы обучающихся в процессе учебной деятельности.
  2. Внедрить систему творческих заданий, направленных на развитие их духовно-нравственной сферы, исходя из основных принципов дидактики: постепенность (поэтапность), системность, целенаправленность работы.
  3. Проводить в системе мониторинг качества обученности.
  4. Создать педагогические условия для развития духовно-нравственной сферы учащихся через приобщение к творческой деятельности.
  5. Проводить целенаправленную работу с одарёнными детьми.
  6. Создать условия:
  • для проявления творческих способностей учащихся на уроках,
  • для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.

Методы процесса самообразования:

  1. Изучение ФГОС начального общего образования.
  2. Изучение проектирования универсальных учебных действий.
  3. Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
  4. Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план.
  2. Групповая – через участие в деятельности городского методического объединения учителей музыки, а также через участие в жизни школы.

Литература, которую необходимо изучить:

  1. Федеральный государственный стандарт общего образования. М.Просвещение. 2011 год.
  2. Музыка в школе. М. Просвещение.
  3. Т.А. Курушина: «Творческое развитие учащихся на уроках музыки»
  4. Приложение к газете «Первое сентября»
  5. Е.Д. Критская и др. Музыка.

Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок на 3 года с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
1. 2016-2017учебный год       2.  2017-2018учебный год     3. 2018- 2019учебный год

План мероприятий

учителя музыки Агеевой Л.А.

МАОУ «СОШ №7» (2016 – 2019 года)

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Профессиональное

1. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей музыки, организованных в Институте образования.
2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Музыки».
3. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по музыке, концепциями обучения, их оценками.
4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
5. Принимать активное участие в работе городском методическом объединении учителей музыки.
6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, семинары.
7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
8. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.
9. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
10.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
11. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
12. Систематически просматривать музыкальные  телепередачи.

Конспекты

Памятки

Рекомендации.

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.

Информационно-коммуникативные технологии

1. Поиск в Интернете информации по музыке, психологии, педагогике, педагогических технологий.
2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Комплекты методико – дидактических электронных материалов

Методическое

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты.
3. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации инновационных форм уроков музыки.
4. Проводить научно-исследовательскую работу по проблемам: «Влияние музыки на человека», «Укрепления и сохранения здоровья школьников»
5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
6. Внедрять в учебный процесс компьютеризированные программы оценивания учащихся:
7. Разрабатывать пакет стандартного поурочного планирования по темам «Вокальная музыка», «Инструментальная музыка», «Музыкальные  игры».
8. Создавать комплект дидактики по предмету (контрольные, тесты, упражнения).
9. Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям.
10. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
11. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

12. Подготовить папку с контрольно-измерительными материалами для учащихся 4-9 класс.

Программы и учебно -тематические планы.

Тестирующие программы,

Методико –дидактические материалы

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

Эстетическое

1. Посещение Школы искусств, концертов, выставок, музеев, проведение экскурсий.
2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности, проводимых в школе и городе.

Охрана здоровья

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках музыки, на музыкальных кружках.
2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии:

  • МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  • ВОКАЛОТЕРАПИЯ
  • РИТМОТЕРАПИЯ
  • ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ
  • ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ
  • УЛЫБКОТЕРАПИЯ


3. Вести здоровый образ жизни  (заниматься спортом, туризмом).

Направленность на формирование  навыков самостоятельности школьников на основе образовательных компетенций.

Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.

  1. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль музыки в жизни человека.
  2. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации вокальных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
  3. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
  4. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в ансамбле, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
  5. Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
  6. Личностная компетенция направлена на освоение способов музыкального, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета.
  2. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  3. Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок.
  4. Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  5. Доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.  



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Когалыма

(МАОУ «Средняя школа № 3»)

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя музыки

Агеевой Людмилы Александровны

Тема самообразования:

«Повышение качества знаний обучающихся путем освоения и внедрения подходов и педагогических технологий в преподавании предмета музыка»

 Цель:

  • -   выявить педагогические условия развития творческих способностей у учащихся на уроках музыки;
  • - достигнуть более высокого уровня моей профессиональной компетентности.

Задачи:

  • Охарактеризовать творческие музыкальные способности.
  • Определить специфику развития творческих способностей у учащихся.
  • Рассмотреть проектную деятельность на уроках музыки как фактор развития творческих способностей школьников.
  • Обосновать педагогические условия эффективности развития творческих способностей у учащихся.
  • Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
  • Повысить качество проведения учебных занятий по внедрению новых технологий.
  • Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
  • Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
  • Повысить мотивацию и качество знаний учащихся.

Перечень вопросов по самообразованию

1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.

 2. Работать   над   созданием   в   коллективе   учащихся   класса   творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.

3. Распространение      педагогического      опыта     на      муниципальном      и региональном уровне.

4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.

6. Планомерное   и   систематическое   совершенствование   методов   учебно-воспитательного процесса - во всех классах.

7. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.

8. На уроках Музыки и пения ставить перед собой задачу – проанализировать  способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать предметом.

9. Анализ и обобщение опыта в развитии творческих способностей у учащихся на уроках музыки.

Ожидаемые результаты:

1.  Повышение мотивации и качества знаний на уроках музыки через творческую деятельность.

2. Развитие творческих способностей, развитие музыкально-образного видения мира.

3. Повышение творческой активности и творческого потенциала учащихся.

4. Апробация новых видов и форм диагностики.

5. Повышение качества учебных занятий при внедрении новых технологий.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования

2. Изучить учебно-методическую литературу по апробации программы учебного предмета «Музыка»

3. Освоить методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся

4. Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс

5. Проводить целенаправленную работу с одарёнными детьми

 6. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и  сеть Интернет

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей музыки.

 2021-2025

 регулярно

 

 

регулярно

регулярно

регулярно

регулярно

регулярно

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 регулярно

Методическое

1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по музыке

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения  музыки

3. Принимать активное участие в работе   школьного МО учителей   гуманитарного  цикла

4. Организовать работу с   детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности

8. Проводить открытые уроки для коллег по работе

9. Выступать с докладами по теме самообразования

 регулярно

 

 

регулярно

 

 регулярно

 

 ежегодно

 

 

регулярно

  

регулярно

 

регулярно

 

2021-2025

 

2021 -2025

Информационно-коммуникативные технологии

1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс

2. Обзор в Интернете информации по музыке,  искусству, педагогике, психологии

3. Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках музыки»

5. Общение с педагогами на различных сайтах

регулярно

 

регулярно

 

 2021-2025

 2021-2025

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии

2. Вести здоровый образ жизни

регулярно

 

 регулярно

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2021-2025

Школьные   МО

Изучение литературы

Прогностический

1. Определение целей и задач темы

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

3. Прогнозирование результатов

2021-2025

1. Выступление на заседании школьного и городского МО учителей эстетического цикла

Практический

1. Внедрение опыта работы

 2. Формирование методического комплекса

3. Корректировка работы

2021-2025

1. Выступление на заседании педагогического совета по теме:

«Повышение качества знаний обучающихся путём освоения и внедрение подходов и педагогических технологий в преподавании предмета «Музыка»

2. Открытые уроки

3. Участие в творческих конкурсах, концертах.

Обобщающий

1. Подведение итогов

2. Оформление результатов работы

2021-2025

1. Выступление на заседании   МО учителей эстетического цикла

 2. Участие и результаты  в конкурсах, олимпиадах

3. Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках  музыки».

4. Консультативная помощь учителям и учащимся

Коммуникативный

Распространение опыта работы

2021-2025

1. Принять участие в фестивале открытых уроков

2. Участие в конкурсах, выступление на концертах

 

  Реализовать целенаправленную встречу ученика  и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.

    Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно:

  • - диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
  • - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность творческий потенциал;
  • - создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
  • - выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

 Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерных технологий  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

Используемая  литература:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М. : Владос, 2000.  -  336 с.

2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / О.А. Апраскина. -  М. : Просвещение, 1990. - 207 с.

3. Коробанов С.И. Основы музыкальной информатики. Курс лекций / С.И. Коробанов. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2009.  - 125 с.

4. Лакоцетина Т.П. Современный урок. 1-4 ч. /  Т.П. Лакоценина. – М. :  Учитель, 2004.

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.В. Леонтович // Народное образование. -  № 10. - 2005.

6.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: 2004.

7.   Пахомова Н.Ю.  Проектное обучение - что это? / Н.Ю. Пахомов // Методист. -  №1. - 2004. - С. 42.

8.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. -  272 с.

9.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской А.В. // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. трудов / под ред. Ю.И. Дика,  А.В.Хуторского. - М., 2002.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Разработка интерактивного материала к урокам информатики»

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти. Самообразование учителя есть необходимое ...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

План самообразования по теме: «Использование ИКТ на занятиях прикладного обучения»

Личный план профессионального образования педагога дополнительного образования...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...