Статья "Работа с одаренными детьми на уроках литературы"
статья

Калашникова Людмила Александровна

Показателем развитости любого общества является отношение к тем его гражданам, которые не похожи на остальных, тем, кто с детства проявляет черты индивидуальности, не укладывающиеся в общепризнанные рамки мышления, поведения, развития на уровне интеллектуальном и духовном. Чем менее тоталитарно государство, тем более оно демократично, тем более ценится в нем личность, особенно та, в которой ярко выражены черты одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_literatury.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках литературы.

Калашникова Л.А. – Заслуженный работник образования РБ, учитель литературы МОУ СОШ №26

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский.

Показателем развитости любого общества является отношение к тем его гражданам, которые не похожи на остальных, тем, кто с детства проявляет черты индивидуальности, не укладывающиеся в общепризнанные рамки мышления, поведения, развития на уровне интеллектуальном и духовном. Чем менее тоталитарно государство, тем более оно демократично, тем более ценится в нем личность, особенно та, в которой ярко выражены черты одаренности. В первую очередь это касается одаренных детей. Внимательное и бережное к ним отношение, прежде всего со стороны родителей, педагогов и ученых, формирует будущее страны, нации, мира в целом и человеческого общества в частности. Сокровище должно быть хранимо и приумножаемо. И чем менее это сокровище атериальн6о, тем оно ценнее, тем большее внимание должно ему уделяться.

Одним из первых в отечественной психологии научное определение понятия «одаренность» дал еще в 1940г. в своей статье «Способности и одаренность» Б.М.Теплов. По его мнению, одаренность следует понимать как «то качественное своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» (15, с.22). Характеризуя природу гениальности, ученый выразил согласие с И.Кантом в том, что это «высшая степень одаренности» (15, с.23).

В своем определении одаренности Б.М.Теплов делает упор именно на совокупность способностей, что обеспечивает возможность достижения успеха в определенной деятельности. В определениях его последователей появляются новые существенные признаки одаренности. Так, говоря о случаях яркого проявления способностей в младшем школьном возрасте, т.е. у так называемых вундеркиндов, Н.С.Лейтес еще в 1971г. отмечал наличие возрастных факторов одаренности. Отличительной чертой необыкновенных детей Н.С.Лейтес считает их склонность к труду, т.е. чрезвычайную умственную активность, повышенную потребность в деятельности как возрастное явление, которое может быть связана с ускоренным развитием и зависеть от сближения, а позже совмещения во времени особенностей различных возрастных периодов.

Ученый выделяет следующие дополнительные признаки и факторы одаренности: опережение во времени развития; ранний умственный подъем; сочетание стандартности и творчества в мышлении. Явления общей одаренности в детском возрасте могут рассматриваться как предпосылка будущих способностей постольку, поскольку соответствующие факторы возрастного развития сохраняются как устойчивая индивидуальная способность» (6, с.162).

В связи с этим позднее, в 1996г Н.С.Лейтес формулирует следующее определение этого феномена: «Под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития».

Н.С.Лейтес отмечает, что «при существующей в психологии традиции слово «одаренность» может означать качественно своеобразное у каждого индивиду сочетания таких способностей, их единство. При этом понятие «одаренность» означает не только высокий уровень, но и некоторую внутреннюю установку, направленность развивающейся личности».

Так, в Психологическом словаре под редакцией В.И.Войтко (1982) одаренность как понятие общей психологии означает «высокий уровень задатков, склонностей». Одаренность является результатом и свидетельством высокого уровня интеллектуального развития индивида. Существует общая и специальная одаренность. Поскольку одаренность выражается в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, персептивную, интеллектуальную одаренность и т.д. Для психологии важна разработка теории одаренности как целостного и системного проявления личности, а также изучение особенностей реализации одаренности в различные возрастные периоды жизнедеятельности человека, его индивидуальных различий. Одаренность является сплавом врожденного и приобретенного индивида. Содержательным является определение в данном словаре сущности понятия одаренных детей. Это «дети, у которых в раннем возрасте появляются способности к выполнению определенных видов деятельности. Известны случаи, когда одаренные дети в полтора года знали алфавит, в два – читали, а в четыре – писали. По способностям одаренные дети далеко опережают своих сверстников. Ощутимым признаком одаренности ребенка является опережающее развитие его интеллекта относительно его возраста. Для одаренных детей характерны высокая активность ума, повышенная склонность к умственной деятельности, интерес к определенному виду деятельности, элементы оригинальности в ней, тяга к творчеству. У многих одаренных детей ощутима «творческая жилка» -  они рано создают музыкальные этюды, пишут научные трактаты, придумывают театральные ситуации, планируют небывалые путешествия, создают «фантастические» проекты и т.д. негативные черты одаренных детей – чрезмерная сосредоточенность на любимом деле и своих способностях, определенное безразличие к другим людям и духовным ценностям, слабая коммуникабельность. При изучении одаренных детей нельзя выпускать из поля зрения диалектическое единство общего, особенного и единичного, ведь и сама одаренность может быть более общей или касаться какого-то отдельного вида деятельности.

Оригинальным и наиболее полным является предложенный доктором психологических наук, профессором, академиком В.А.Моляко «реестр определений» сущности творческого дарования, его реальных уровней, который фактически является перечнем творческих ценностей, потенциалов, ресурсов, возможностей личности в их генетическом развертывании, которым обладают творчески одаренная личность как субъект сотворения всех других ценностей. Приведем это «реестр»:

«Задатки – наследственные анатомо-физиологические особенности, на основе которых развиваются способности творчески одаренной личности.

Склонность – отношение, конкретная избирательная направленность личности на определенную деятельность, основанная на интересах, постоянных потребностях выполнения определенной деятельности, стремлении её совершенствования, составляющие основу ПРИЗВАНИЯ.

Способности – индивидуально-психологические свойства личности, которые предоставляют ей возможность более успешно овладевать и выполнять определенную деятельность с её конкретными задачами и проблемами.

Общие способности -  индивидуальные свойства личности, которые лежат в основе овладения любой деятельностью реализации её.

Специальные способности – конкретные свойства личности, которые позволяют ей овладевать и выполнять определенную деятельность.

Творческие способности – позволяют успешно выполнять любую или конкретную (например, литературную) творческую деятельность.

Одаренность – специфическое сочетание способностей, интересов, потребностей, что дает возможность выполнять определенную деятельность на качественно ином, высоком уровне, который значительно возвышается над условным средним уровнем.

Творческая одаренность – способность личности успешно решать творческие задачи, выполнять творческую деятельность более оригинально, чем при наличии «простых» творческих способностей.

Талант – система качеств, свойств личности, которые дают ей возможность достигать значительных успехов в оригинальном выполнении творческой деятельности.

Гениальность – системная характеристика личности, которая свидетельствует о сверхоригинальности достижений, об очень существенном превышении ею уровня обычной, творческой и даже талантливой деятельности».

Одаренные дети обычно имеют прекрасную память, они рано овладевают языком и абстрактным мышлением, их отличает способность безошибочно квалифицировать информацию и категоризировать опыт, умение широко использовать накопленные знания.

У одаренных детей наблюдается повышенная концентрация внимания, настойчивость в достижении результата в той области, которая их интересует. Они любознательны, чувствительны к изысканию новых проблем, им присущи фантазия, оригинальность, они неутомимы в своих поисках, способны нестандартно мыслить, проявлять творческую активность, правда, свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводить к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Одаренные дети сверхчувствительны к окружающему миру. Они склонны не только себя, но и других оценивать критически и поэтому очень уязвимы в своих отношениях с окружением. Все это, вместе с высокими показателями академической успеваемости, порождает со стороны сверстников двойственное отношение к ним: у одних – восхищение и уважение к их способностям, у других – зависть.

У педагогов «не стандартный подход» также вызывает противоречивое отношение: с одной стороны учитель понимает, что ученик нуждается в специальной и боле сложной работе с ним, в индивидуальном подходе, а с другой – он не имеет времени отдельно заниматься с самыми способными детьми, поскольку сосредоточен на том, чтобы дать знания школьникам среднего и низшего уровня. В такой ситуации трудно не только обратить должное внимание на «нестандартного ребенка» -  трудно его оценить, смириться с нешаблонностью его восприятия, деятельности и поведения.

Следует учитывать, что у творчески одаренного ребенка обычно менее покладистый характер, чем у «нормальных детей», поэтому они нередко испытывают трудности в общении, не умеют идти на компромиссы, решать конфликты. Иногда возникает опасность отторжения одаренного ребенка детским коллективом, может сформироваться мнение о нём как о высокомерном и эгоистичном.

Такое отношение со стороны сверстников может деморализовать ребенка и постепенно сформировать у него отношение к учебной деятельности. Вот почему, общаясь с одаренным ребенком, учитель должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу, свою стандартную» направленность на передачу опыта и знаний. Желательно, чтобы обучение одаренного ребенка строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации их творческого и интеллектуального потенциала, позволяя одновременно избегать однобокости их психического развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.

Современный этап разработки проблем одаренности характеризуется созданием, так называемых факторов моделей одаренности, среди которых есть модели западных (Дж.Рензулли, Ф.Монкс, П.Торренс и др.), так и отечественных (А.Матюшкин, В.Моляко, Е.Кульчицкая, А.Музыка и др.) ученых.

Наиболее признанной является модель, которая состоит их трех компонентов:

  1. способности (общие и специальные), развитые на уровне, выше условно среднего;
  2. креативность личности;
  3. мотивация (направленность, настойчивость) личности к определенному виду деятельности.

На наш взгляд, одаренность представляет собой сложное интегральное образование, в котором своеобразно соединены мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые, психофизиологические и другие сферы психики. То есть уровень развития, качественное своеобразие и характер одаренности – это всегда результат взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредственной деятельностью самого человека (7).

Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимание и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их  деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудится, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблемы. У такого ребенка трудно воспитать терпение, усидчивость. Проблема одаренности состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Опыт показал, что всех одаренных детей мы условно подразделяем на три категории:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте);
  • Дети с признаками специальной творческой одаренности – одаренности в определенной области деятельности (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
  • Учащиеся, не достигающие  по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными творческими резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Отсюда мы делаем вывод – выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся и не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Мы считаем, что работа с одаренными детьми в школе должна строится на следующих принципах.

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);

Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интереса, работу в НОУ;

Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе учащимися;

Принцип создания условий для совместной работы учащихся и учителя.

Проблема выявления и развития одаренности учащихся в процессе изучения того или иного предмета сегодня стала особенно актуальной, т.к. сама жизнь требует от каждого человека таких личностных качеств, которые до недавнего времени в большей степени связывались с одаренными детьми: умения действовать в постоянно изменяющихся условиях, самостоятельно выстраивать собственный образовательный маршрут и т.д. Ответом на эти, как сейчас говорят, вызовы времени стали идеи, положенные в основу разработки Федеральных государственных образовательных стандартов полного общего образования (далее ФГОС) второго поколения, целью стало обучение самому механизму учения.

В списке планируемых результатов обучения по ФГОС первыми идут личностные, включающие в том числе «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности». Практически то же самое говорится и в Концепции: «К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относится принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся» (8,с.54). Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития, как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, чтобы системообразующим компонентом одаренности является особая внутренняя мотивация (8, с.55).

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе, согласно ФГОС, является «включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность». Об этом же говорят авторы Концепции, предлагая для развития одаренных детей использовать обучение учащихся методам исследовательской деятельности, погружение их в исследовательские проекты. Для проведения психолого-педагогического мониторинга, который используется с целью выявления одаренных детей, рекомендуется создавать такие предметные ситуации, которые моделируют исследовательскую деятельность. Вывод ученых «Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные» (8, с.59). Новые стандарты описывают как урочную, так и внеурочную деятельность школы. Однако очевидно, что большую часть времени школьник занят деятельностью урочной, и именно здесь учитель, как правило, может и должен выявить и развить то, чем одарила ребенка природа.

С целью развития интеллектуальной одаренности учащихся в педагогическом процессе школы создаются условия осознанного и самостоятельного выбора и конструирования учащимися индивидуальных образовательных траекторий.

В содержании образования предоставляются:

  • Возможность выбора предметов в соответствии с собственными приоритетами в образовании;
  • Возможность выбора уровня изучения предметов избранного направления: углубления, обогащения и проблематизации содержания;
  • Возможность получения дополнительного образования в соответствии с собственными желаниями и жизненными целевыми ориентирами.

Основу организации образовательного процесса в школе составляет педагогическая технология. Педагогическая технология рассматривается в данном случае как проект учебно-познавательной деятельности ученика, который реализуется в его учебно-познавательной деятельности. Иначе говоря, технологично должен быть выстроен процесс учения, т.е. учебно-познавательная деятельность ученика. Функция учителя не преподать знания, а быть организатором самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика, направленной на достижение целей обучения, учитывая учебные возможности учащихся в «зоне их ближайшего развития».

Работа в режиме педагогической деятельности требует наличие у педагогов определенной технологической документации. Основным документом в организации процесса обучения является технологическая карта, которая адресована как ученику, так и учителю. В процессе обучения технологическая карта -  проект учебно-познавательной деятельности ученика в рамках одной темы (блока, модуля), который позволяет ученику осознанно выстроить, структурировать цели изучения темы, её содержание; ученик сверяет с ней свои действия в течение изучения всей темы. Технология обучения задает новые правила взаимодействия «учитель-ученик», ставит ученика в субъективную позицию.

Для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и учебной мотивации в технологии предлагается:

  • Ориентация на самостоятельный поиск знании с использованием различных источников информации;
  • Выход учащихся на самостоятельное выстраивание целей, побуждение к самостоятельному видению проблем, рациональное планирование своей учебно-познавательной деятельности, самоанализ, самоконтроль, рефлексия результатов и оптимальности учебно-познавательной деятельности;
  • Привлечение к научно-исследовательской. Поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач, развивающие творческую самостоятельную деятельность;
  • Возможность выбора формы обучения, получения дополнительного учебного времени или его сокращения в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями.

Во внеклассной и внешкольной работе:

  • Использование сети дополнительного образования в форме «малых школ» (математических, иностранных языков, художественных, музыкальных, литературных и т.д.);
  • Дополнение сети «малых школ» кратковременными курсами интенсивной подготовки, позволяющими быстро восполнять образование по отдельным направлениям, образовательным областям.

Важным для развития интеллектуальной одаренности учащихся является создание в школе творческой среды. Это относится к любым сферам деятельности, как учебной, так и внеурочной. Здесь школа придерживается определенных этических принципов:

  • Школа – место, где разрешается делать ошибки;
  • Каждый может открыто высказать свое мнение и свою точку зрения;
  • Критиковать действие и результат, хвалить личность;
  • Ученик сравнивается только с самим собой;
  • Найти, за что похвалить;
  • Не наставлять учеников, а помогать им действовать независимо, избегая прямых инструкций относительно того, чем им следует заниматься.

Появление в школе Интернета создает возможность участие в телекоммуникационных проектах.

Цель современной школы – личностное развитие учащихся, индивидуальности и самобытности каждого ребенка. Какое место в деятельности занимает литературное образование? Необходимо ли оно современному школьнику в наш век информационных технологий? Необходимо, т.к. именно литература, как никакой другой предмет, участвует в духовном развитии, нравственном воспитании личности, ведь потеря ребенком духовности оборачивается потерей его таланта.

Мне близки слова талантливого педагога Е.Н.Ильина, что урок литературы – это человекоформирующий процесс, это урок общения, а не просто работа, это искусство, это жизнь. Никакие самые современные средства обучения не заменят слов. Важно, кем и как оно сказано.

Современный учитель литературы должен понимать, что он живет в век информационных технологий, умелое использование которых позволяет ученикам расширять свой кругозор, получая информацию из разных источников, например из Интернета. Как же вернуть современных школьников, попавших в сети Всемирной патины, к первоисточнику информации -  книге? Как заинтересовать тинэйджеров XXI века классической литературой?

На решение этой нелегкой задачи направлены современные педагогические и информационные технологии. Например. Метод проектов, который широко используется в школьной практике. Применение этого метода на уроках литературы в старших классах позволяет, включив ученика в различные виды творческой деятельности, создать условия для выявления и раскрытия самобытности и индивидуального своеобразия личности ребенка и основу для становления его духовности.

Одно из направлений – психологическая диагностика, которая позволяет составит психологический портрет, выявить сильные и слабые стороны одаренной личности. В качестве примера представлю характеристику Ваховского Яна Максимовича, выпускника МОУ СОШ №26. Ваховский Ян имеет развитое воображение и фантазию, проявляет поисковую активность, склонность к риску и эксперименту, не боится браться за сложные задачи. Имеет широкий круг интересов, занимается изучением английского языка, учился в математическом классе, познавательная потребность ярко выражена. Уровень развития креативный (беглость мышления, способность генерировать новые темы, идеи). Пишет рассказы в стиле «фэнтэзи», продолжая традиции известного американского писателя фантаста Айзека Азимова. Ваховский Ян, говоря о социальных последствиях научно-технической революции, решает проблему противоречий между человеком и созданным его гением интеллектуальным роботом (рассказ «Робот»). Человек и Вселенная, Добро и Зло, нематериальность и эфемерность так называемых материальных ценностей в занимательном рассказе «Повар». С необыкновенной сюжетной изобретательностью, будучи школьником 11-го класса, Ваховский Ян создает фантастический мир, где господствует оптимизм, интрига, счастливая развязка. Одаренность школьника была еще отмечена с 5-го класса. Попытка писать небольшие рассказы в школьную газету вылилась в удачное участие в Республиканской конференции «Шаг в будущее», где юное дарование заняло III место. А свое продолжение нашло в том, что Ян  учится на сценарическом факультете ВСШКа (г. Москва). При поступлении в институт (он один из трех абитуриентов) справился с написанием творческой работы по фильму, набрав 10 баллов. Мы говорим, что выпускники школы, прошедшие индивидуальное развитие личности, установку на самовоспитание привело к развитию личности и выбору профессиональной деятельности. Сейчас Ян Ваховский закончил ГИТИС, работает и живет в г. Москве.

Работа учителя с одаренными детьми вызывает необходимость повышения уровня профессиональной компетенции. Подготовка учителя должна быть связана с личностным развитием: на протяжении 6-7 лет педагог наблюдает за развитием личности. Это использование разнообразных методов, приемов, форм организации обучения, направленных на развитие интеллектуальной одаренности (участие в литературно-музыкальной гостиной на стыке двух видов искусств, творческие вечера, участие в конкурсах чтецов, самостоятельная поисково-исследовательская деятельность, использование возможностей Интернета, а также творческие задания, проблемные ситуации, дидактические игры). Конкурсы сочинений дают возможность раскрыть литературные таланты, предлагаются разнообразные темы сочинений: «Мой город», «Моя родословная», конкурс чтецов, посвященные юбилейным датам города, республики.

Ученица 11 «Е» класса МОУ СОШ №26 Романова Кристина (учитель Капустина Е.С.) представила в 2009г. исследовательскую работу по теме «Дамские штучки» или «Жемчужина в компоте»? (из опыта исследования читательских предпочтений). Проблема, заявленная автором работы, современна, значима, актуальна, способствует развитию читательских, исследовательских навыков, новому взгляду старшеклассника на содержание, развитие современного литературного процесса. Интересен формирующийся взгляд автора реферата на содержание и мотивацию труда писателя, формирования качеств толерантности, попытка литературно-социологического исследования: выявила половой, возрастной, социальный портрет читателя жанра «детектива, утопия, пародия».

Как мы видим, учитель является инициатором нового и интересного в жизни школьника. Любовь учителя к своему предмету и познанию заразительна. Создание условий формирования и поддержки внутренней мотивации учащихся способствует не только развитию одаренности, но  и повышению качества образования.

Поиск и воспитание одаренных и талантливых детей – важный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общество. Ученица Тищенко Лиза

11М  класс три года становится Республиканским призёром по русскому языку(2016-2019). Выпускники школы Антипов В. , Грыдина А. в течение

семи лет  участвовали по алгебре , русскому языку, литературе, истории в олимпиадах и были призёрами (грамоты). Сейчас хорошие результаты  показывают Тимошенко Ю, Ьанаева В,Сорокоумова А.. Доржиева Е, Бущенко Макар, Бальбарова О., Вокин М., МАкурина И. - гордость нашей школы. Работа с одаренными детьми продолжается.

Все будущее страны связано с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у Росси будущего, если нет настоящего подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Рыбалка В.В. «Определение понятий одаренности и таланта, гениальности личности…»/ Учебно-метод. пос. Киев: Ника-Центр, 2033, с.204
  2. Платонов К.К. «Проблемы способностей». М.: Наука, 1972, с.192.
  3. Костюк Г.С. «Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности». Киев: Рад.шк.1989.
  4. Латыпов Н. «Минута на размышление. Основы интеллектуального тренинга» СПб.: Питер, 2005.
  5. Савенков А.И. «Что такое детская одаренность?» // Школьный психолог, 2004, №32.
  6. Савнеков П.И. «Одаренные лети в школе и дома». М., 2000.
  7. «Психология одаренности детей и подростков» / под ред. Н.С.Лейтес, М, 2000.
  8. Одаренные дети / под ред. Г.В.Бурменской, В.М. Слуцкого, М, 1991.
  9. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш., перераб. / отв.ред. Богоявленская Д.Б.; научная ред. Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д. и др, М., 2003.
  10. Гильбух Ю.З. «Внимание: одаренные дети». М., 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Организация работы с одаренными детьми на уроках литературы

Описание работы учителя литературы с одаренными детьми....

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках литературы в старшей школе"

Литература как учебный предмет имеет широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными обучающимися.  Данная статья  - обобщение опыта работы по созданию условий для развивающего обу...