Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
материал по теме

 

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным направлением российской педагогики. Данная проблема стала актуальной в связи с изменением приоритетов в системе образования. Произошла модернизация российского образования, в основу которого положена концепция личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, предполагающая обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

 

Я, как педагог, стремясь реализовать современные образовательные задачи, перед собой поставила следующую цель:

 

Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении школьников родному (татарскому) языку и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.

 

Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие задачи:

- изучить современные научные подходы к работе с одаренными детьми;

- разработать диагностические критерии оценки уровня одаренности ребенка;

- на основе диагностической и аналитической деятельности сформировать группу наиболее способных детей;

- разработать механизм работы с одаренными детьми с учетом специфики преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- осуществление системной педагогической деятельности и совершенствование системы работы с данной группой через урочную и внеурочную деятельность;

- оказание необходимой консультативной педагогической помощи одаренным учащимся с целью обеспечения жизненного и профессионального самоопределения к определенному виду деятельности.

 

В целях реализации вышеизложенных задач, мною определены этапы деятельности:

1. Диагностика выявления одаренных детей;

2. Осуществление деятельности с конкретным учеником;

3. Выход на результат.

Урок как основная форма работы с учениками является для меня самым важным элементом в моей деятельности. Учитывая желания учащихся, я разделяю их на 3 условные группы: сильные, средние и слабые. Индивидуальные способности сильных учеников позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками. Построение уроков на основе внутриклассной дифференциации позволяют решать следующие задачи:

максимально использовать творческие возможности способных, неординарных ребят, подтягивание средних и слабых.

 

На разном этапе урока я стараюсь использовать потенциальные возможности ученика.

 

Ниже привожу некоторые виды работ, в которых участвуют способные учащиеся на уроках татарского языка и литературы:        

- более полное всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;

- подготовка информации о писателе и т. д.

- упражнения трудные, большие по объему;

- разноуровневые задания и т.д.

- система проблемных вопросов и вопросов исследовательского характера и т.д.

- задания сложные, требующие творчества;

- разные темы сочинений;

- разные тесты и т.д.

 

Подготовка учащихся к олимпиаде по татарскому языку и литературе - одна из форм проявления одаренности.

 

При подготовке к предметной олимпиаде я выделяю следующее:

Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого.

Индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время.

Самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой.

 

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

 

Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. В организации исследовательской деятельности школьников я вижу следующий системный подход:

         Ученик                                             Учитель

Индивидуально выбирает тему     Мотивирую запрос

Выполняет исследования      Обучаю способам исследовательской деятельности, консультирую                                                                                 

Устраняет недостатки в                   Анализирую проект, даю рекомендации

исследовательском проекте,

представляет работу.

 

В этом направлении мои ученики добились неплохих результатов:

 

  • Васильева Ирина и Багаутдинова Лейсан ученицы 8 класса в 2010 году заняли 3 место в ХIIIнаучно-практической конференции школьников « Мир науки» с работой « Габдулла Тукай в творчестве Бакый Урманче»;
  • Габдрахманова Алия в 2011 году приняла участие в IРегиональной научно-исследовательской конференции школьников, посвященной памяти татарского ученого-просветителя «Ибрагима Хальфина»;
  • В этом году ученица 6 класса Залалиева Альбина отправила свою работу на Всероссийский конкурс сочинений на татарском языке «Мои земляки в истории России», итоги конкурса будут подводиться в конце апреля.

 

Участие в этих конкурсах способствует:

  • развитию творческих способностей учащихся;
  • расширению кругозора и круга общения;
  • развитию процесса эффективного вхождения школьника в историю, развитию интереса учащихся к истории Отечества, воспитанию у школьников патриотических чувств, уважения к старшему поколению;
  • формированию умения использовать Интернет-ресурсы в образовательных целях.

 

 

Выявление, обучение и развитие одаренных детей - дело хлопотное и кропотливое. Только имея системный подход к данной проблеме можно добиваться хороших результатов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

Это разработка методического проекта учителя "Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...

"Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"

quot;Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

         Я, как учитель,  убедилась в том, что в разные годы к преподаванию предметов предъявляются разные требования, планка из года в год повышается. Если раньше...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Результаты работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время . ( 2015-2021гг)

Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо ра...