Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
статья по теме

Нуруллина Ландыш Хәмитовна

           Я, как учитель,  убедилась в том, что в разные годы к преподаванию предметов предъявляются разные требования, планка из года в год повышается. Если раньше я, как все, занималась знаниевым подходом и думала, что этого достаточно, то сегодня для меня приоритетом является деятельностный подход к преподаванию своего предмета. Именно этот подход стал индикатором выявления одаренности, как явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nurullina.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Л.Х. Нуруллина

Учитель татарского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 66», г. Казань

           Я, как учитель,  убедилась в том, что в разные годы к преподаванию предметов предъявляются разные требования, планка из года в год повышается. Если раньше я, как все, занималась знаниевым подходом и думала, что этого достаточно, то сегодня для меня приоритетом является деятельностный подход к преподаванию своего предмета. Именно этот подход стал индикатором выявления одаренности, как явления.

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным направлением российской педагогики. Данная проблема стала актуальной в связи с изменением приоритетов в системе образования. В XXI веке произошла модернизация российского образования, в основу которого положена концепция личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, предполагающая обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Тем не менее, задачей педагога и в современных условиях остается диагностика личных качеств ребенка, выявление его познавательных интересов и образовательных возможностей. Так, по последним данным социологических исследований, примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т. е. 20% может быть отнесена к способным(одаренным) детям. Но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их талантов. И поэтому всего лишь 2-5 % от общего числа школьников действительно проявляют себя самостоятельно как одаренные дети.

         Определение одаренности - трудная задача, т. к. в настоящее время не существует четкого определения одаренности. В психолого-педагогической науке считается, что оценка конкретного ребенка как одаренного является в значительной степени условной, поскольку носит временной субъективный характер.

        В научных трудах В. Д. Шадрикова, А. М. Матюшкина, Н.И. Панютиной и других педагогов-исследователей разработана концепция детской одаренности, которая рассматривает одаренность как системное и развивающееся в течение всей жизни человека качество психики, позволяющее достигать отдельному индивиду достаточно высоких жизненных результатов в разнообразных видах деятельности по сравнению с другими людьми. Концепция творческой одаренности позволяет раскрывать одаренность как результат комплексного взаимодействия наследственных и социальных факторов, реализуемых в процессе целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Соответственно, детский возраст является наиболее сензитивным периодом для выявления и развития одаренности. Следовательно, перед каждым педагогом в современных образовательных условиях поставлена задача по активизации познавательной мотивации в процессе индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

         Я, как педагог, стремясь реализовать современные образовательные задачи, перед собой поставила следующую цель:

        Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении школьников родному (татарскому) языку и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.

        Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие задачи:

- изучить современные научные подходы к работе с одаренными детьми;

- разработать диагностические критерии оценки уровня одаренности ребенка;

- на основе диагностической и аналитической деятельности сформировать группу наиболее способных детей;

- разработать механизм работы с одаренными детьми с учетом специфики преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- осуществление системной педагогической деятельности и совершенствование системы работы с данной группой через урочную и внеурочную деятельность;

- оказание необходимой консультативной педагогической помощи одаренным учащимся с целью обеспечения жизненного и профессионального самоопределения к определенному виду деятельности.

         В целях реализации вышеизложенных задач, мною определены этапы деятельности:

1. Диагностика выявления одаренных детей;

2. Осуществление деятельности с конкретным учеником;

3. Отработка системы работы по развитию одаренности;

4. Выход на результат.

        Выявление одаренных детей дело довольно сложное. Для этого нужно отработанная система совместной деятельности не только учителя-предметника, но и классного руководителя и школьного психолога. Иногда при работе с этими детьми возникают педагогические и психологические трудности, которые я преодолеваю благодаря взаимному доверию и взаимопониманию с учеником. Таким образом, работу я начинаю с диагностики для определения одаренности по методике Н.И. Панютиной "Характеристика ученика", где характеристика ученика рассматривается с 4-х позиций:

  • "Учебные характеристики"
  • "Мотивационные характеристики"
  • "Творческие характеристики"
  • "Лидерские характеристики"

         Данная методика помогает реально систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка.

         Нужно охарактеризовать типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки "да" или "нет". Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что сделано, не нужно. Результаты налицо. С помощью этой методики я получаю дополнительную информацию об ученике. Параллельно диагностирую и родителей учащихся по методике Н.И.Панютиной "Родительские исследования".

         Далее идет конкретная индивидуальная работа с каждым по различным направлениям развития личности ученика: по методике "Карта одаренности" (по Н.И.Панютиной). В последующем карта одаренности помогает выстроить содержание деятельности с каждым ребенком в отдельности. Для меня, как учителю гуманитарного цикла, важны интеллектуальная, творческая, академическая и литературные виды одаренности.

        Урок как основная форма работы с учениками является для меня самым важным элементом в моей деятельности. А начинаю работу с самих же учащихся, исходя из возможностей и способностей. Учитывая желания учащихся, я разделяю их на 3 условные группы: сильные, средние и слабые. Перемещение из одной группы на другую возможно в любое учебное время.

        Индивидуальные способности сильных учеников позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками из базовой группы.

        Построение уроков на основе внутриклассной дифференциации позволяют решать следующие задачи:

  • максимально использовать творческие возможности способных, неординарных ребят, подтягивание средних и слабых;
  • путем углубления и путем опережения развивать умственные способности и потребности самостоятельного добывания знаний.

       Расширение содержания учебного предмета происходит в следующих направлениях:

  • более полное, всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;
  • выполнение учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений (сравнение, классификация, определение закономерностей и т. д.), формирование надпредметных умений и навыков (умение планировать свою деятельность, соотнести результат с целью и т. д.);
  • включение в процесс обучения творческих заданий;
  • расширение кругозора учеников в процессе работы с дополнительной литературой.

     

       Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, органически сочетаю с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаю определенным своеобразием.

       Одаренных учащихся обучаю в классах вместе с другими тоже хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся.

       Подготовка к олимпиаде требует от учителя татарского языка и литературы большой отдачи, длительной подготовки, поиска нового, современного.

При подготовке к предметной олимпиаде я выделяю следующее:

  • Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого.
  • Индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время.
  • Самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой.

      Ниже приведу разработанный мною пакет тренировочных заданий, которые использую при подготовке к олимпиаде по татарскому языку и литературе.

Татарский язык.

1. Грамматический анализ (фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и т. д.)

2. Лексикология.

3. Вопросы языкознания.

4. Прямая и косвенная речь.

5. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

6. Сложные конструкции.

7. Виды деловых бумаг.

8. Стили речи.

9. Ученые - языковеды.

10. Практическая работа со справочной и научной литературой.

11. Различные тестовые задания и т. д.

Задания по родной литературе я группирую по следующим направлениям:

      Задания информационного характера. Знакомство с творчеством татарских писателей, творчество которых не входит в учебную программу. (Репрессированные писатели, писатели-корчагинцы Г. Сагиров, Ф. Яруллин и др., женщины-писатели, писатели-просветители, различные премии, присуждаемые татарским писателям и т. д.).

      Творческие работы (анализ художественных произведений, практическая работа по стихосложению, работа по определению в контексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка, различные жанры сочинений и т. д.).

      Литературное краеведение (знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края, о творчестве писателей, жизнь которых связана с нашим краем: Г. Тукай, С. Сунчелей, А. Маликов, Р.Ишмурат, Х. Туфан и т.д.).

      Новинки литературы (писатели-юбиляры, возвращенные имена, например, творчество Г.Исхаки, И. Салахова и т. д.).

     Взаимосвязь татарской и русской литератур(сравнительный анализ творчества Г. Камала и М.Горького, Х. Такташа и В. Маяковского, Г. Тукая и А.Пушкина и т. д.)Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. В организации исследовательской деятельности школьников я вижу следующий системный подход:

Ученик

Учитель

1. Индивидуально выбирает тему

Мотивирую запрос

2.  Выполняет исследования

Обучаю способам исследовательской деятельности, консультирую

3. Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу

Анализирую проект, даю рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

Это разработка методического проекта учителя "Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...

"Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"

quot;Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Результаты работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время . ( 2015-2021гг)

Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо ра...