Представление опыта работы
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта учителя музыки
МБОУ «Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа»
Дата рождения: 1967
Образование: средне-специальное Специальность:
Место работы: МБОУ «Зун-Муринская СОШ»
Должность: учитель музыки
Стаж педагогической работы (по специальности): 29 лет Общий трудовой стаж: 34 года
Наличие квалификационной категории: первая
Тема педагогического опыта:
«Формирование творческих способностей учащихся в процессе вокально - хорового пения на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Идея творчества всегда является важной для сферы образования, поскольку способность творить выступает как высшая ценность человека. Сегодня обществу важно иметь человеческий капитал с большим творческим потенциалом, что будет способствовать продвижению цивилизации во всех сферах деятельности — экономике, науке, культуре. В связи с этим перед современным образованием ставится одна из приоритетных задач — задача воспитания в системе образования творческой личности, способной рационально и продуктивно решать серьезные проблемы цивилизации с большой степенью ответственности за выполняемую деятельность.
Педагогическая идея опыта, актуальность, новизна.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является ориентация учебно - воспитательной работы на творческую личность ученика. Исходя из этого, занятия искусством в целом, предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей в коллективе и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию не только художественно-творческих способностей учащихся, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Уроки музыки играют большую роль в формировании развитой личности.
Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.
«Формирование творческих способностей учащихся в процессе вокально - хорового пения на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Актуальность опыта.
Музыкальное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, так как эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями, поэтому важно создать условия для вовлечения ребенка в практическую музыкально – творческую деятельность.
Опыт актуален, так как коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально - хоровых навыков, и воспитание лучших человеческих качеств. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально - эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. Хоровое и вокальное пение благотворно сказываются и на физическом состоянии исполнителей. Пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. Поэтому можно смело сказать, что пение имеет здоровьесберегающий эффект.
Если в процессе вокально - хоровой работы с учащимися развивать хоровые навыки, ладовое метроритмическое чувство, развивать двигательные навыки, способность эмоционально воспринимать музыку, формировать основы музыкальных знаний, то в результате разовьется воображение, мышление, артистичность, то есть универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в разработке системы уроков музыки и кружковой работы с использованием информационных технологий, созданием банка приемов, методов, упражнений используемых для проведения музыкальных занятий, нацеленных на повышение мотивации к пению, через связь с другими предметами. Проводится работа с одаренными детьми. Так записали песню «Шанаа» в профессиональной студии группы «Сагаан турлаг» в исполнении вокальной группы.
Я сочиняю музыку к песням. Песня «Шанаа» написана 2004 г. Спустя 20 лет записана на студии.
В 2024 г.на слова Э.А Шобоевой написана музыка к песне «Дорога знаний», которая была написана ко Дню студенчества.
Теоретическая база опыта
В последнее время педагоги отмечают тенденцию снижения духовно-нравственного уровня учащихся. В большей мере это следствие того, что подрастающее поколение увлечено компьютерными играми, музыкой сомнительного качества, потоком бездуховных телевизионных развлекательных программ. И это действительно так. Роль
музыкального воспитания детей очень важна, в школьном возрасте закладывается основа, на которой позже будут формироваться художественные пристрастия человека, его представления и вкусы. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. Моя педагогическая деятельность опирается на учебно-методический материал П.Г.Сергеевой , Критской с 1 – 8 классы.
Технология опыта
Основной задачей уроков музыки и внеурочных занятий является развитие музыкальных творческих способностей - это выработка у ребёнка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что- то новое, своё, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области музыкальной культуры. На основе изученных технологий в течение многих лет в моём педагогическом опыте выработалась система работы.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе мною используется широкий спектр современных образовательных и цифровых технологий, которые дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Данные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
Формирование творческой деятельности, создание условий для оптимизации школьников в процессе вокально-хорового воспитания, помочь ребёнку раскрыться, дать толчок и развить вокальные способности у детей – это и есть моя основная цель. Для достижения цели по развитию в ребёнке творческого начала, перед собой поставила следующие задачи:
.- определить последовательность формирования первоначальных певческих навыков в начальный период обучения;
- сформировать систему методов и приемов развития вокально-хоровых навыков учащихся;
- развивать у детей способность восприятия искусства, формировать художественный вкус, художественно - творческие способности;
- формировать осознанное отношение к музыке, которое помогает детям самостоятельно использовать выразительно - изобразительные средства музыкального искусства для выражения своих чувств в вокальном творчестве;
- способствовать вовлечению детей в активную художественно – творческую деятельность, формировать исполнительские умения и навыки.
Использование материалов интернета, разнообразных форм, типов уроков, методов обучения на уроках музыки и во внеурочной деятельности способствуют решению поставленных задач.
Выбор типа и вида урока зависит от дидактических целей, которые ставлю перед собой, от возрастных особенностей детей, от степени подготовленности учеников.
При выборе методов и приемов обучения исхожу от целей, задач и этапов урока, которые можно использовать в индивидуальной работе, но эффективнее их использование в парной и групповой работе. В своей работе придерживаюсь того, что, что все приемы и методы должны способствовать созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик - не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока.
Каждый урок строю таким образом, чтобы обучающиеся наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от обучающегося». Например, в начале урока обучающимся даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно- исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!»
Прием «Необъявленная тема»
Ученики сами определяют тему урока, учитель лишь помогает и наводит на мысли. Данный приём позволяет создать мотивацию для изучения темы урока, используется для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины.
Пример 1. Учитель: Мы начинаем изучать новую тему, но я не буду её объявлять. Она будет моей загадкой. В течении урока вы сами попытаетесь её разгадать. ( Вместо темы ставлю вопросительный знак)
К теме урока дети называют слова — ассоциации.(Тема урок: "Балет")
•балерина
•оркестр
•танец
•театр
•музыка
Учитель: давайте дадим определение темы урока «Балет».
Приём «Нестандартный вход в урок»
Начинаю урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Пример 2.(Тема урока: «Музыка на мольберте»5 кл.)
Учитель: Что такое мольберт? Может ли музыка звучать с мольберта? Оказывается может! Наш урок будет на тему «Музыка на мольберте». И т.д.
На уроках музыки широко использую методы активного слушания, позволяющие:
•выявить сходство и различия музыкальных произведений;
•сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
•сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
•перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
•перевести содержание музыки в рисунок;
•отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
•анализировать музыкальные произведения;
•вокализация инструментальных произведений;
•драматизация музыки (инсценировка).
Одним из моих ведущих направлений обучения, применяемых на уроках и внеурочное время, которая делает интересной и увлекательной будничную работу - это формирование вокально-хоровых навыков путем разнообразных технологий.
В основе выразительного пения, развития слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. К ним относятся: певческая установка, певческое дыхание и опора звука, метроритмическое чувство, интонирование, звукообразование, диапазон, артикуляция, дикция, строй, ансамбль.
Основными методами обучения, применяемые мной, являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения. Для организации творческого сотрудничества детей на уроке активно используются обмен впечатлениями о музыке, выполнение заданий творческого характера.
К вокальной работе стараюсь подводить по алг0оритму осторожно, постепенно.
В начале работы с детьми знакомлю их с вокально-певческой установкой, объяснив, что если у человека правильное положение тела, то он хорошо себя чувствует, следовательно, и хорошо поет. Для подтверждения этого часто использую следующую игру: «Сидит дед
– ему сто лет, нам меньше – мы сидим вот так». На первые слова необходимо сгорбиться, плечи наклонить вперед, когда произносится вторая фраза, плечи разводим и сидим прямо. Эффективность приема состоит в том, что уделяю внимание игровой форме в
выполнения данных упражнений, что позволяет более активно вовлечь учащихся в работу для развития тех или других вокально-хоровых навыков.
Основой музыкальных занятий считаю формирование устойчивого интереса к пению. Поэтому на первых занятиях использую игровые песни и попевки. Яркое образное содержание таких песен позволяет активно включать элементы игры. В игре легче снимается скованность, присущая детям. Для исправления интонации практикую индивидуальные занятия. У детей, которые упорно трудились и добились заметных результатов, появляется чувство уверенности в себе, заинтересованность в дальнейшей работе.
Среди известных методических приемов для развития слуха, направленных на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений, используемых мной, такие как: сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего, объяснение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности.
Стоит попросить детей спеть радостно или гневно - в звуке изменится многое. Эмоциональное пение, пение с удовольствием автоматически настраивает голосообразующий комплекс ребенка.
Частью жизни моих ребят является работа в кружке «Музыкальная шкатулка», где закладывается в ребятах основы музыкальной культуры. Все это позволяют мне создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей.
Сельская школа после уроков подобна творческой лаборатории. Это на селе единственный мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важным, я считаю, заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Для разнообразия с 2018 создала ансамбль ложкарей, который неоднократно участвовал на школьных, районных мероприятиях. Был визитной карточкой школы.
На музыкальных занятиях разучиваем новые песни, продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков пения, совершенствования исполнительской культуры.
Подготовка к исполнению любого вокального произведения предстает во многих аспектах: это первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, призванная помочь накоплению вокально - хорового мастерства.
Есть и другая сторона вопроса в музыкально - певческой подготовке школьников - это подбор репертуара. Одно из требований, которое предъявляется к певческому репертуару - его доступность. Стараюсь рассматривать особенности песни с точки зрения технических возможностей для определенного возраста: диапазона, динамики, характера звуковедения, дыхания, дикции, ансамбля, строя, темпа и др.
Песенный материал я подбираю с учетом требований художественного и воспитательного характера, и основываюсь на физиологических особенностях детей и подростков, так как в период мутации требуется исключительно бережное отношение к голосу.
Показ песни – ответственный момент. Здесь главное мое требование - чтобы произведение, которое ученикам предстоит разучить, прозвучало выразительно, эмоционально, артистично.
- Для показа песни использую разные пути:
- Исполнение песни самим учителем;
- Исполнение одним или несколькими хорошо поющими учениками подготовленными заранее;
- Использование аудио записи;
- Использование нотной записи (особенно эффективно при показе многоголосных произведений)
Ведь именно через репертуар на музыкальных занятиях идет формирование нравственных идеалов, мировоззрения, гуманизма, подлинного художественного вкуса. Я ввожу в репертуар песни русских и зарубежных композиторов. За многолетний опыт работы убедилась в том, что в работе очень важно использование фольклора. Ведь как вид творческой деятельности он уникален. В пении – прост, в слушании – красочен, в театрализации – доступен, в танце – лёгок для импровизации. Хочется, чтобы ребята ощущали фольклор не как что-то стародавнее, а как естественную часть их жизни.
Для каждого из этапов существуют методические приемы, обусловленные конкретными задачами. Вначале идет целенаправленное прослушивание песни. Во вступительном слове кратко рассказываю о композиторе, поэте, о данном сочинении. Следующий этап - показ песни. Его задача создать атмосферу сопереживания данному произведению.
После прослушивания песни начинается беседа (анализ). В ходе беседы ученики определяют характер и содержание музыки. Анализ подготавливает разучивание песни и в то же время показывает, насколько внимательно ученики прослушали музыку и как глубоко ее поняли.
В этапе разучивания песни серьезное место отвожу принципу художественного и технического единства. Методика разучивания не бывает одинаковой для всех случаев. Особенности каждого произведения определяют конкретные приемы разучивания.
Однако есть и общие правила. Например, песню чаще всего разучиваем отдельными фрагментами, имеющими смысловую законченность. При разучивании песни с детьми углубляю работу над теми навыками, которые в наибольшей степени позволяют учащимся раскрыть в собственном исполнении музыкально - художественный образ. Каждая песня - это новая более высокая ступень в музыкальном и общем развитии ребенка. Особую роль здесь играют многоголосные песни. Многоголосье способствует активному развитию гармонического слуха, ладового чувства, точной интонации, художественного вкуса.
Завершающий этап разучивания песни - закрепление и повторение ее на нескольких последующих занятиях, а затем через более продолжительные промежутки времени.
Каждое исполнение - это не просто механическое повторение, а все более совершенное исполнение песни.
Направления деятельности
- Повышение своего теоретического, методического профессионального мастерства и компетентности как учителя музыки;
№ | Вид работы | Название | Уровень | год |
1 | доклад | «Особенности исполнения бурятских народных песен». Г.Ставрополь. | Всероссийский | 2024 |
2 | Открытый урок | «Романса трепетные звуки» | районный | 2024 |
3 | Мастер класс | «Оценивание на уроках музыки по ФГОС» | районный | 2024 |
4 | Отчетный концерт | Отчетный концерт кружка «Музыкальная шкатулка» | районный | ежегодно |
5 | Открытый урок | Открытый урок по теме «Грамоффон» в рамках реализации гранта «Школьный музей как интерактивное пространство» | региональный | 2023 |
- Принимать активное участие в творческих конкурсах, фестивалях, в конференциях;
- Повышение квалификации, профессиональная переподготовка;
| Наименование структуры | Сроки прохождения | Тема | Кол- во часов |
1 | ООО «Инфоурок» | 05.09.2023-31.01.2024 г.. | «Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС» | 72 |
2 | ГАУ ДПОРБ « БРИОП» | 25.01-30.01.2024 г. | «Духовно-нравственное воспитание и развитие ребёнка в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» | 40 |
- Принимать активное участие в творческих конкурсах, фестивалях, в конференциях;
Венец кропотливой работы всех участников школьного музыкального коллектива – это участие в концертах, фольклорных праздниках, фестивалях. Традиционными мероприятиями в нашей школе стали концерты «Рождественские встречи», «День матери», «День учителя», «День пожилого человека», «День Победы» и т.д. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает коллектив и приносит пользу детям. Свои таланты раскрывали на концертах к 100-летию школы, 100-летию Тункинского района. Участие в различных мероприятиях - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства. Для детского коллектива они особенно важны, так как являют собой реально ощутимую связь вокального искусства с жизнью, с людьми. В публичном выступлении проявляется момент сотворчества исполнителей с авторами, а этот момент рождает душевный подъем.
Участники кружка «Музыкальная шкатулка» являются активными участниками концертов, конкурсов и фестивалей и являются победителями и дипломантами. Наши результаты
№ | мероприятие | Учебный год | участник | уровень | Результат |
1 | Концертная программа | 2020 | Вокальная группа «Бульжамур» | районный | 1 место |
Конкурс патриотической песни «Сыны России» | 2021 | Дондоков Эрдэм | районный | 1 место | |
Конкурс патриотической песни «Сыны России | 2021 | Вокальная группа | районная | 1 место | |
Конкурс патриотической песни «Сыны России» | 2024 | Дондоков Эрдэм | районный | 1 место | |
Конкурс патриотической песни «Сыны России» | 2024 | Солопова Алена | районный | участие | |
Районная эколого -краеведческая конференция «Мой край родной-моя история живая» | Дондоков Эрдэм | Районная | 1 место | ||
Всероссийский конкурс хоровых и вокальных коллективов | хор | районный | 2 место | ||
Всероссийский конкурс хоровых и вокальных коллективов | Вокальная группа | Районный | 3 место | ||
Конкурс вокалистов на исполнение Бурятских песен | Дондоков Э. | мун | Гран-при | ||
Конкурс «Пою мою Бурятию» | 6 класс | региональный | Участие | ||
Российская школьная весна вокальное направление | Дондоков Эрдэм | Региональный | 1 место | ||
Российская школьная весна вокальное направление | Салданова Софья | Региональный | 5 место | ||
Российская школьная весна вокальное направление | Ян Сарюна | Региональный | участие | ||
Российская школьная весна вокальное направление | Дондоков Эрдэм | Российский | участие | ||
Конкурс вокалистов и вокальных коллективов «У подножия Саян расцветают таланты» | 2022 | Вокальная группа «Радуга» | Международный | 3 место | |
Конкурс вокалистов и вокальных коллективов «У подножия Саян расцветают таланты» | 2022 | Дондоков Эрдэм | Международный | 1 место | |
Конференция «Меня оценят в 21 веке» | 2023 | Молокшонова А | международный | 3 место |
Результатом деятельности служит и то, что мои выпускники связывают свою профессиональную карьеру с музыкой. Кажаева Анна окончила музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова, сейчас участница ансамбля «Росичи», Денисова Юлия окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева, музыкальный факультет, в настоящее время работает преподавателем в музыкальной и общеобразовательной школе, Вдовина Алёна – выпускница музыкального училища им. Л.П. Кирюкова ( народный вокал), в настоящее время участница Мордовского национального ансамбля «Келу», Суняев Александр участник ансамбля «Умарина».
Наша совместная работа с воспитанниками освещалась на страницах районной газеты
«Вперёд». Неоднократно со своими коллективами «Вайгельне», «Эрзяночка» участвовала в съемках программы «Од пинге» для телекомпании «Телесеть Мордовии» 10 канал, в 2021 году приняли участие в съёмках телепередачи Первого канала «Поле чудес». Опытом своей работы делюсь на республиканских и муниципальных методических заседаниях.
Раскрывая высокий духовный смысл музыкального искусства, я вношу свой вклад в воспитание в детях духовно- нравственного начала и творческого развития. Никогда не мыслила свою профессиональную деятельность вне искусства. И на музыкальных занятиях стараюсь научить своих воспитанников не только полюбить его, сделать неотъемлемой частью своей жизни, но и мыслить, творить. А предмет музыка, как никакой другой, располагает возможностями для созидания и творчества
Список литературы.
- Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 2008.
- Байбородова Л. В.Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах.- М.:Просвещение, 2013.
- Предметная линия учебников «Музыка», Сборник рабочих программ. М.: 2016.
- Алиев, книга учителя-музыканта/- М.: Просвещение, 2010. – 235с.
- Апраксина, воспитание в школе.- Вып.12.- М., 2011.-304 с.
- Венгрус, интенсивное хоровое пение/ - С-Пб: Музыка, 2009. - 378с.
- Детский голос / Под ред. .- М.: Педагогика, 2009. - 336с.
- Дмитриева, музыкального воспитания в школе/ - М.: Просвещение, 2009. - 367 с. 9.Емельянов, метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки/ - Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 2010. - 165с.
10.Емельянов, В. В. О фонопедическом методе развития голоса и вокально-хоровой работы // Искусство в школе.- 2011. - № 6.- С.16.
- Емельянов, голоса. Координация и тренинг/ С-Пб.: Лань, 2013 - 384 с.
- Жданова, Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / - М.: Музыка, 2009. - 267 с.
- Менабени, обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /. - Москва: Просвещение, 2011.- 93с.
- Д.Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе». Москва.1973
- Вишневская С. О. «Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".
По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю опыт работы, результаты деятел...
Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"
Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»
Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....