Представление опыта работы
методическая разработка

Галсанова Инна Саяновна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_opyta.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа»  

Представление педагогического опыта учителя музыки

Галсановой Инны Саяновны

             Музыка в школе - это как одно из средств воспитания школьника. Учитель, даже формально выполняющий содержание программы, выполняет эту задачу. Это в худшем случае. В идеале, каждый учитель должен понимать, что при  правильном  использовании,  именно музыка  обладает огромным воздействием.  Она  больше,  чем какое – либо  другое искусство,  обращена непосредственно  к чувству,  а  через него к  мысли и к сознанию.

Вызывая определенные чувства, музыка без навязчивости воспитывает определенные взгляды, вкусы, поэтому, когда на уроке музыки перед учащимися раскрывается красота народных песен, например, их разнообразие,  поэтичность,  у  учащихся  пробуждается интерес к культуре своего народа.  

Очень важно учителю быть самому,  увлеченным,  именно той  музыкой,  которая помогает воспитывать  учащихся  в  нужном  направлении.

Размышляя о музыке, приходишь к заключению, что сама природа музыки, как и всякого вида искусства, обусловливает ее основную художественную функцию: дополнение реального жизненного опыта ученика «упорядоченным опытом» воображаемой жизни.

Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.

Актуальность и перспективы опыта. 

В настоящее время в центре внимания передового сообщества отечественных педагогов-музыкантов находится новая государственная стратегия развития общего музыкального образования, предполагающая пересмотр его содержания с позиции системно-деятельностного подхода.

В соответствии с этим, одной из актуальных проблем педагогики музыкального образования становится творческое развитие личности учащегося.

Новые образовательные стандарты также заставляют размышлять нас о месте творческого начала в жизни современной школы.

И поэтому, тема моего педагогического опыта звучит именно так:

«Развитие  универсальных творческих способностей учащихся в процессе музыкальной деятельности».

Итак, актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными  изменениями, происходящими в последнее время в социальном  пространстве системы образования. А в контексте ФГОС, я считаю, она особенно актуальна.

Но что такое универсальные творческие способности на самом деле?

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.

Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в школьном возрасте являются:

Развитие качеств мышления, которые формируют креативность - такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о музыкальных и художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. 

Поэтому развитие универсальных творческих способностей необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности - не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

 Формирование ведущей идеи опыта.

Я уверенна, что, развивая универсальные творческие способности учащихся, мы сможем добиться таких результатов, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Поэтому для себя я так определила цель и задачи своей педагогической деятельности: 

- способствовать формированию творческой личности, готовой  саморазвиваться,  приумножать общественную культуру, делать вклад в построение нового общества.

- выявлять, учитывать и развивать творческие способности учащихся; 

- создать творческую, художественно-образовательную среду с включением в её содержание различных видов музыкальной деятельности для развития творческих способностей в сочетании с различными видами искусства (изобразительной деятельности, пластического интонирования и др.) на основе использования активных форм, методов, технологий обучения и воспитания.

-   приобщать обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на  конкретный продукт.

Тенденция в современной педагогике – активизировать процессы обучения и  воспитания через творчество школьника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. В задачи уроков музыки и внеурочной деятельности входит создание таких условий, при которых эта потребность могла наиболее полно реализоваться в полезной, творческой деятельности.

Теоретическая база опыта.

Над проблемой «Развитие универсальных творческих способностей в процессе музыкальной деятельности» я работаю с 2015 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический и практический материал, который я использую при подготовке к урокам и внеурочной деятельности.

Но из всего многообразия, на мой взгляд, наиболее эффективной формой работы по развитию творческих способностей учащихся, является использование следующих видов музыкально-практической деятельности школьников:

-   слушание музыки и размышления о ней (устные и письменные);

- вокальная исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое, сольное пение);

- игра на музыкальных инструментах (музицирование) – самый любимый вид деятельности;

-  импровизация (речевые, звуковые, певческие, двигательные);

-  музыкально-ритмические движения ;

-  моделирование художественно-творческого процесса  (инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств).

Большое внимание также уделяю репертуару, которое несёт высокий духовно-нравственный потенциал. Приобщение детей к разнообразию классической, духовной, народной и современной музыки, а также знакомство их с красотой этих произведений за весьма ограниченное время (1 час в неделю), считаю одной из самых важных задач уроков музыки.

Уроки музыки и внеурочную деятельность стараюсь строить на  художественно-дидактических подходах, т.к. подход – это и есть технология реализации принципов музыкального образования в учебном процессе. Но в своей практике, я прежде всего, опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Потому что живое взаимодействие в процессе специально организованной собственной творческой деятельности, это и есть основа формирования творческой личности, способной реализоваться в социуме.

Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности  – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка.

Технология опыта.

Для того чтобы дети легче справлялись с поставленными творческими  задачами, на уроках использую  различные методы и приёмы обучения: например,

- Формирование музыкальных знаний, умений и навыков проходит с помощью метода сравнительного анализа: сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;

Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;

Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;

Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;

- Для воспитания нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развития фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром использую метод эмоциональной драматургии;

- Художественно-творческие устремления учащихся выявляю на основе проблемно-поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, анализа жизненных ситуаций, а также знаний соответствующего типа;

- Для создания учащимися новых образовательных результатов (идей, произведений, сочинений, исследований, определений) применяю методы и приемы эвристического обучения: «вживания в образ», образного видения, придумывания, эвристических вопросов (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?);

- Для мотивации учебной деятельности, для коррекции знаний и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач на уроке для обобщения имеющихся знаний использую приём актуализации знаний и умений.

- Для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях использую прием работы в малых группах, когда учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы.

- Для преодоления трудностей на уроке, для мотивации уверенности  использую приемы ситуации новизны, неожиданности и успеха.

- Для младших школьников часто использую игровые методы (театрализация и др.).

В своей деятельности я также стараюсь внедрять современные технологии:

- Технологии  здоровьесбережения

- Технология развития познавательных интересов

-Информационно-коммуникационные технологии (использование презентации, видео)

Например, здоровьесберегающие технологии. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой  активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие координации  движений под музыку (музыкально-ритмические движения).

Широко и активно использую на уроках ИКТ.

    Внедрение ИКТ на уроках музыки помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе  с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть музыкальные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания  благоприятных условий для работы.

    Для меня компьютер на уроке это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогического общения в интерактивном режиме.

Результативность опыта.

В результате вышеописанных подходов в изучении музыки учащиеся используют знания, навыки, умения в практической жизнедеятельности, участвуя в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, фестивалях и добиваются определенных результатов.

2015г Конкурс патриотической песни  «Вперед Россия» (Уракова Ш, Жаркая И. 2 место)

2016г Конкурсы  «Наранай Туя» (2 место), «Напевы России» (Молокшонов С. 3 место)

2017г Конкурс «Наранай Туя» (1 место, вокальная группа мальчиков);                              

«Юный Будамшу» ( 1 место-районный, 2 место- республиканский)

2018г Конкурс «Батар- Дангина» (1,2,3 места);

Конкурс «Наранай Туя» (1 место- районный, республиканский - участие)

2019г Конкурс «Сыны России» (дуэт- 1 место, соло, трио- 3 место)

Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности обучающихся. Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни.

      Передо мной, как  учителем, никогда не стояла задача - сделать из своих воспитанников профессиональных музыкантов. Для меня главное оказать благоприятное влияние как на развитие личности ребенка, так и на повышение его самооценки. Воспитать  личность активную, интересную, небезразличную и целеустремленную.

       И очень отрадно, когда опыт творчества, полученный детьми  за время школьных уроков и репетиций, помогает им и в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности ,  ведут активную концертную деятельность, поют.

Трудности при использовании данного опыта.

Организация творческой, в частности, внеурочной вокальной деятельности школьников осложняется тем, что творчество не всех обучающихся оказывается востребованным. Поэтому проявления вокального творчества многих детей ограничивается выступлением перед классным коллективом, что, несомненно, так же является достижением.

Если говорить об одаренных детях, то проблема возникает у педагога. Выступления, поездки, концерты, участие в конкурсах и фестивалях, как правило, требуют от руководителя немалых организаторских способностей, наличие социальных связей, определенных моральных и материальных затрат. Но, между тем, интересные творческие встречи, концерты и поездки являются необходимым условием нормального творческого развития детей. Ведь, деятельность школьников всегда направлена, с одной стороны, на собственное развитие, с другой – на одобрение окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»

Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....