Оценочные средства, используемые в реализации дополнительного образования в общеобразовательной школе
методическая разработка

В статье раскрывается подход к безотметочному оцениванию достижений в реализации дополнительного образования, осуществляемого на базе общеобразовательной школы. Оценочная система охватывает всех участников образовательного процесса и даёт максимум информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglikov_b.i._sistema_otsenivaniya_rezultatov_obucheniya.doc511.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Кругликов Борис Иванович,

        педагог дополнительного образования        

        МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»,

        г. Ханты-Мансийск

Оценочные средства, используемые в реализации дополнительного образования в общеобразовательной школе

        Аннотация. В статье раскрывается подход к безотметочному оцениванию достижений в реализации дополнительного образования, осуществляемого на базе общеобразовательной школы. Оценочная система охватывает всех участников образовательного процесса и даёт максимум информации.

        Ключевые слова. Дополнительное образование, отметочная система, качество знаний, оценочной деятельность, личностные достижения, оценочные средства, социально-педагогическое оценивание.

        Дополнительное образование предусматривает иной, нежели общее образование, характер оценивания результатов деятельности обучающихся. В дополнительном образовании уровень знаний, умений и навыков не связан с отметочной системой [5,7].

        Но как и общее образование, дополнительное образование преследует качество знаний, что является обязательным условием оценочной деятельности [6].

        Качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый – это соответствие стандартам; второй – соответствие запросам потребителя, и в первую очередь, обучающихся.

        Качество образования рассматривается не как комплекс полученной детьми информации, а как образовательные орудия, которые можно использовать для удовлетворения жизненных потребностей.

        Реализуя программы дополнительного образования и осуществляя оценочную деятельность получаемых результатов руководствуюсь рядом критериев (см. рисунок 1)

Рис. 1 – Критерии оценочной деятельности в дополнительном образовании

        Очень большое значение имеет преемственность в дополнительном образовании, когда отдельные ученики рассматривают его не сточки зрения ещё одного предмета в учебном плане, но как часть своей будущей профессии. Такой подход используется как дополнительное оценочное средство, которое не имеет официального статуса, но является довольно информативным.

        Оценочные средства, используемые в реализации программ дополнительного образования, всегда ориентированы на личностные достижения обучающихся [1] (см. рисунок 2)

Рис. 2 – Параметры личностных достижений обучающихся

        Говоря о положительной динамике личностных достижений, осуществляю оценку изменений личностных качеств кадета, выражающейся в адекватном восприятии окружающей действительности, соответствии существующего мировоззрения его возрасту, наличии жизненных ценностей и их характере, в отношении к трудовой деятельности и самой жизни как самому лучшему дару природы [3].

        Учитывая, что дополнительное образование в кадетских классах направлено на духовно-нравственнее и гражданско-патриотическое воспитание, осуществляю глубокую оценку ориентации кадет на нравственные ценности. Здесь оценочная система затрагивает отношения между учащимися-кадетами со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать комфортную рабочую и творческую атмосферу в микро- и макрогруппах людей.

        Динамику нравственного развития оцениваю посредством наблюдения за характером ориентаций и мотивов деятельности каждого кадета и целых кадетских коллективов, которыми я руковожу.

        Показательным моментом для оценки нравственного развития кадет является наблюдение за их поведением. Это не представляет сложности, так как кадеты принимают участие в социальных и гражданско-патриотических мероприятиях, играх и состязаниях, фестивалях и смотрах, конференциях и конкурсах.

        Багаж культурных ценностей, накапливаемых кадетами, отражает их учебно-личностные достижения. Здесь оценочными средствами являются результаты обучения по предметам, специальное тестирование, результаты бесед с кадетами, а также наблюдение за выбором моделей поведения в различных спорных ситуациях, где проявляются их принципы, верность идеям, уважение к национальным и историческим ценностям.

        В дополнительном образовании всегда есть место творчеству, так как этому способствуют специально созданные условия. В этом случае осуществляется наблюдение за желанием использовать эти условия, а также удовлетворенность компонентами условий.

        Иногда кадеты предлагают свои варианты изменения условий, что, несомненно, тоже является проявлением творчества, так как основано на сравнении и анализе.

        Эмоциональный комфорт, возможность для выражения собственного мнения, личной точки зрения, гибкие временны́е границы, поддержка идей - всё это позволяет развиваться творческим наклонностям и подпадает под оценочную деятельность.

        Почему оценка творческой активности так важна в оценочной системе? Она позволяет выявить личные позиции, отношение и желание кадет участвовать в разных видах деятельности, а также, что немаловажно, даёт возможность педагогу откорректировать свои будущие планы влияния на формирование вышеперечисленных позиций у детей.

        Очень важно не только создать условия для формирования специфических знаний, умений и навыков, но и проверить их реализацию в практической деятельности.

        Здесь критериями оценивания является умение выбрать правильное решение в создавшейся ситуации и эффективность его использования.

        Так как кадеты, в силу специфического образования, часто принимаю участие в разного рода и уровня мероприятиях, у них есть возможность показать стабильность и качество приобретённых компетентностей, умение ранжировать их по сложности и востребованности, соответствию поставленным целям и задачам.

        Конечно, оценочная деятельность в отношении обучающихся кадетских классов невозможна без оценки социально-педагогических результатов, которые регулируются своими собственными критериями (см. рисунок 3)

Рис. 3 – Критерии для выявления социально-педагогических результатов деятельности

        Социально-педагогическое оценивание осуществляется с помощью ряда доступных форм, предоставляющих разнообразную информацию, используемую для дальнейшего планирования работы в рамках реализации дополнительного образования [6]  (см. рисунок 4)

Рис. 4 – Социально-педагогическое оценивание

        Характерно то, что оценочная система распространяется довольно широко и под неё подпадают не только кадеты, но и другие участники образовательного процесса, так как он не является односторонним, где только  взрослые занимаются воспитанием детей. Это процесс обоюдный, в котором и дети оказывают влияние на взрослых.

        Таким образом, могу заключить, что оценочная система, используемая в дополнительном образовании, даёт максимальную информацию, если под неё подпадают не только ученики-кадеты, но и педагоги с родителями.

        Позиция оценивания «ученик», «педагог», «родитель» – это индикаторы для оценочной системы. Через ученика определяется развитие личности. Через педагога – изменение профессионального мастерства в направлении оптимизации. Через родителей – изменение отношений в семье, которая в не меньшей степени, по сравнению со школой, влияет на развитие личности ребёнка.

        Итак, современная оценочная система в дополнительном образовании, реализуемом в общеобразовательной организации, отличается строго соблюдаемыми и критериями, наличием различных форм оценивания и включением в него всех участников образовательного процесса.    

        Список источников

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – Москва: Большая российская энциклопедия, 2002. – 527 с.

2. Звонников, В. И., Челышкова,  М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: уч.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.

3. Коджаспиров, А.Ю., Коджаспирова, Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. уч. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

4. Коняева, Е.А., Павлова, Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание/Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 131 с.

5. Лямзин, М.А., Громкова, М.Т. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / М.А. Лямзин, М.Т. Громкова. – Москва: ИРДПО, 2013. – 29 с.

6. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. – Москва: Юрайт, 2002. – 817 с.

7. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка/Д.Н. Ушаков. – Москва: Буколика, 2005. – 1216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место дополнительного образования в реализации дополнительного образования нового поколения

Перспективно педагогический проект.Цель проекта - актуализировать дополнительное образование в реализации образовательных стандартов нового поколения среди детей и их родителей....

Использование современных Информационно-Коммуникационных технологий на занятиях дополнительного образования в общеобразовательной школе

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человечества, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразова...

Доклад «Реализация дополнительного образования через программу «Глиняные игрушки» в сельской школе"

Я работаю по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Глиняные игрушки» уже 10 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения.Целью программы является формирование творч...

Доклад «Реализация дополнительного образования через программу «Глиняные игрушки» в сельской школе" Презентация

Предназначение системы дополнительного образования - быть привлекательной и востребованной для населения – достижимо только при обеспечении многообразия видов деятельности, мобильного реагирован...