Тренинг для волонтеров "Есть контакт!"
план-конспект занятия (10 класс)

Москаль Ирина Владимировна

Одним из значимых направлений работы волонтера является работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Этому направлению и посвящен данный тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_est_kontakt.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для волонтеров «Есть контакт!»

(работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Вводное слово ведущего тренинга.

        Под волонтерской деятельностью понимается форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

        Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности проявляется в осознании и контроле собственных эмоций; стрессоустойчивости; смелости в принятии решений и развитии лидерских навыков.

        Направления, формы, методы и технологии добровольческой деятельности зависят от целевой аудитории, то есть особо нуждающихся в помощи категорий населения.

        Одним из значимых направлений волонтерской деятельности является помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться не только медико-социальным, но и психолого-педагогическим сопровождением, включающим такую составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

  1. Упражнение- разминка “Импульс”. Сейчас для дальнейшего общения, и чтобы снять напряжение и волнение, которое безусловно у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, и будем передавать “импульс”: будем сжатием руки передавать друг другу ту или иную эмоцию. “Импульс” начинает передавать ведущий тренинга.

Итак, начинаем. Я передаю “импульс” тепла. (Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом “импульс”, когда импульс вернётся к ведущему, он вновь его отправляет). Я передаю импульс добра, радостного настроения, счастья.

  1. Упражнение «Я пришел сюда, чтобы…» /мотивация/.

  1. Упражнение «Коммуникатор».

Ведущий выходит из кабинета, остальные участники делятся на 4 команды и получают задание:

  1. команда должна улыбаться, когда к ней обращаются и отвечать с улыбкой;
  2. команда не должна улыбаться;
  3. команда не должна смотреть в глаза ведущему;
  4. команда должна смотреть в глаза ведущему.

        Вернувшись ведущий должен будет поздороваться с любым учеником. Произнести какое- то приветствие, чем –то поинтересоваться. В завершении упражнения спросите у ведущего. С представителем какой команды он мог бы скорее вступить в контакт. Делаем вывод, что установить контакт помогает улыбка, взгляд, открытая поза.

  1. Упражнение «Снеговик» / Рассогласование тела и интеллекта/.

        Упражнение выполняется в положении альбом на голове, придерживать не ведущей рукой, взять фломастер и четко выполнять инструкции. Не разговаривать.

Начните с того, что:

  • Нарисуйте в верхней части планшета маленький ровный круг – это будет голова снеговика.
  • Теперь в нижней части планшета нарисуйте большой круг – основание снеговика.
  • Теперь вернитесь к голове снеговика и нарисуйте на ней черный цилиндр.
  • В промежутке между маленьким и большим кругами нарисуйте круг среднего размера – это будет туловище снеговика.
  • Теперь снова вернитесь к голове и в правой её части нарисуйте кусочек угля – глаз снеговика.
  • С левой стороны туловища нарисуйте ветку-руку снеговика, чтобы она заканчивалась в виде пальцев, держащих метлу.
  • Ровно в том месте, где соприкасаются маленький и средний круги, нарисуйте шарф, обмотанный вокруг шеи снеговика, чтобы его концы развевались по ветру вправо.
  • Нарисуйте второй глаз в левой части снеговика и точно посередине между глаз нарисуйте нос-морковку.
  • С правой стороны туловища нарисуйте ещё одну ветку-руку, чтобы на ней сидела птичка – породу выбирайте сами, - причём ровно посередине ветки.
  • Нарисуйте улыбку на лице снеговика. Теперь нарисуйте маленькую ёлочку, стоящую слева от снеговика. Прекратите рисовать.

Теперь можете взглянуть на своё художественное произведение.

РЕФЛЕКСИЯ.

Какие чувства, испытывали при работе?

Что мешало?

Как отражался на работе быстрый темп и «сухость» ведущего?

Какие чувства вызывал ведущий?

Какие чувства вызвал результат работы?

  1. Упражнение «Жизнь в темноте».

        Давайте мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать, завязать повязкой глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя команды. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

        Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Согласны ли вы, что с дружеской помощью вам было бы намного комфортнее, надежнее?

        Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.

        Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться.

        В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

  1. Упражнение «Я вас не слышу…».

        А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали.

        А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.

  1. Упражнение «Что такое компенсаторные возможности».

        Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью.

        Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться? (пробное упражнение – рука зафиксирована платком к телу и с помощью только 1 руки, надеть перчатку или завязать бант).

  1. Упражнение «Цепочка». Участники тренинга по очереди называют что-нибудь в поведении человека с ограниченными возможностями, которое может помешать им в общении с ним.

  1. Упражнение «ЕСТЬ КОНТАКТ!».

        Каждый участник группы с помощью своего мобильного находить группу в ВК или ОК, которая оказывает помощь людям с ограниченными возможностями здоровья (фонд милосердия, фонд Константина Хабенского, помощь детям с ДЦП и др.).

        Участник тренинга читает в течение нескольких минут репосты и находит тот, которым он желает поделится с собственным комментарием (как волонтер) в социальных сетях.

Обсуждение: Какую группу по оказанию помощи другим вы нашли в социальной сети? Как вы считаете, какая доля правды о в сообщениях данной группы существует? Как вы воспринимаете данную информацию? Почему вы захотели поделится именно такой информацией с другими людьми? Какой комментарий вы сделали?

  1.  Ритуал прощания.

Возьмите то, что вам сейчас важно /работа с метафорическими картами-спокойствие, силы, понимание. терпение, веру и т.д./, а заем возьмите то, что вы хотели бы подарить другу /подарок другу/.

        Мы закончим нашу сегодняшнюю встречу, встав в круг, взявшись за руки. И пожелаем друг другу: «Направь шаги тропою доброты!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных данных. Контакт учителя и ученика. Интерес к музыкальным занятиям.

Современный урок ( урок – поэма, урок – фантазия, урок – экспромт, урок – гимн, урок – путешествие, урок - вернисаж, урок – моноспектакль…) должен удивлять, радовать как произведение искусства....

Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника.

Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника....

Тренинг положительного эмоционального контакта

Этот материал поможет психологу в проведении занятия на ознакомление с эмоциональным общением обучающихся старших классов....

Конспект классного часа "Контакт? Есть контакт!"

Актуальность классного часа для студентов:  В студенческой жизни довольно часто приходится прибегать к помощи товарищей по группе. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, а...

Тренинг "Контакты и конфликты"

Тренинг "Контакты и конфликты".  Работа представлена на методическую неделю Участие принимали ребята моего класса. Так же были задействованы: мультимедийная доска, поектор, презентация ...

Родительское собрание с элементами тренинга «Подросток и родители. Как не потерять контакт?»

Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.Задачи:- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суиц...