Тренинг положительного эмоционального контакта
план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему

Миронова Татьяна Александровна

Этот материал поможет психологу в проведении занятия на ознакомление с эмоциональным общением обучающихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тренинг эмоционального общения17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Бирюсинска

Тренинг  положительного эмоционального контакта

                                            Подготовила и провела:

                                                                  педагог- психолог МКОУ СОШ №10

                           г. Бирюсинска

                                                                Миронова Татьяна Александровна

 Категория обучающихся:  9-11 классы.

  Цели. Ознакомить обучающихся с классификацией эмоционального общения  и сформировать навыки  узнавания  и осуществления положительного  эмоционального контакта в различных  ситуациях общения. Совершенствование коммуникативных умений. Развитие чувственного восприятия.

Оборудование.

 Магнитофон, кассеты со спокойной музыкой.

Ход занятия

Формулирование темы, основных целей занятия

Основная задача при работе с данной темой- воспитание навыков эмоционального общения.

Вводная часть

Познакомить обучающихся с понятием тренинг и правилами проведения.

Тренинг- область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Упражнение « Слова»

Цель упражнения:  введение в темпоритм, настроение и тему занятия.

Психолог. Назовите слова, которые обозначают различные виды эмоциональных проявлений.(удивление, страх, ненависть, усталость, любовь и т.д.).

-Назовите ту эмоцию, которая сейчас для вас является основной.

Обучающиеся называют эмоцию своего настроения в данный момент.

-Назовите все слова, относящие к общению:  монолог, разговор, спор, беседа, язык, выступление и т.д.

-Давайте выясним, какими  способами  мы общаемся: словами, звуками, мимикой, позой, глазами, интонацией, жестами.

Чему чаще доверяем?

Психолог: Подводя итог  предшествующего упражнения, мы можем сказать, что общение происходит как при помощи слов ( вербальное общение), так и  без них (невербальное общение). Общение чаще всего бывает  эмоционально окрашено. Почти в любом акте взаимодействия присутствует  эмоция.

- А вот примеры неэмоционального общения:

А) информирование- такой вид общения, при котором осуществляется передача  какого- либо сообщения от одного лица к другому.

Б) побуждение- вид общения, которое осуществляется для побуждения  одного лица другим к какому- либо  отношению, действию, поступку.

Эмоциональное общение- это общение, в котором присутствует эмоциональная информация, эмоциональный обмен. Классификацию эмоционального общения можно  представить так: два уровня( эмоциональной рефлексии, на уровне духовных отношений).

 Мы остановимся  на первом уровне  эмоциональной рефлексии.

Рефлексия-это процесс  самопознания  субъектом  своих состояний, ощущений, понимание того, как к нему относятся  окружающие.  Анализ собственного психического состояния.

Общение на уровне  эмоциональной рефлексии осуществляется  без  включения глубинных сторон души человека, на уровне только внешних проявлений эмоций, по принципу «стимул»-«реакция». Ты меня « погладил»- я тебя « погладил», ты меня « уколол»- я  тебя «уколол». В теме сегодняшнего урока было заявлено «Тренинг положительного эмоционального контакта», то есть мы сегодня говорим о « поглаживаниях».

«Поглаживание»- это различные способы эмоциональной  поддержки собеседника.

Ролевой тренинг

  1. Вид « поглаживания»- комплимент.

Упражнение « Комплимент»

Цели упражнения:

- активный запуск группового процесса;

- снятие зажатости, скованности;

- тренировка умения увидеть сильные стороны, положительные качества в любом человеке;

- тренировка умения находить нужные  слова для приятного, продуктивного общения.

- В этом упражнении каждый из участников  говорит  другому какой-либо комплимент.

  1. Вид «поглаживания»-поддакивание. Как оно может звучать? Примеры:  да,  да; да, ты прав; угу; а как же иначе; конечно и т.д.
  2. Вид «поглаживания»-дружеские жесты и мимика.

- Ребята, какими жестами вы поддерживаете своих друзей?

Учащиеся приводят примеры таких жестов: объятия, похлопывание по плечу, рукопожатие, подмигивание.

  1. Вид « поглаживания»- эмоциональное  заступничество.

- Приведите пример фраз, которые выражают заступничество за другого человека.

Учащиеся  называют фразы, отражающие данный вид« поглаживаний». Что вы к человеку пристали! Он не мог поступит иначе. Он всё делает правильно!  Это не его вина, а его беда.

  1. Вид « поглаживания»- похвала.

Примеры : молодец! Умница!

  1. Вид « поглаживания»- проявление нежности. Примеры: ах, ты мой родной! Умница моя! Дорогая..
  2. Вид « поглаживания»-сочувствие.

-Что мы говорим, когда жалеем кого- нибудь, сочувствуем? Ты мой бедненький! Горе ты моё луковое! Ты моя маленькая…

  1. Вид « поглаживания»- успокаивание.

-Какими словами можно успокоить человека?

Обучающиеся приводят примеры: не волнуйся, дорогой. Успокойся, всё будет хорошо. Жизнь, как зебра, и за чёрной полоской обязательно будет белая. Не стоит беспокоиться…

  1. Вид « поглаживания»-проявление дружелюбия.

Примеры поддержки: ничего, справимся! Не переживай, преодолеем! Не волнуйся, мы с тобой. Не грусти, ты не одинок.

Психолог.

Какие ещё варианты поглаживания вы можете предложить?

Релаксация

Проходит  под музыкальное сопровождение.

Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих ощущениях. Прочувствуйте  своё тело  и расслабьтесь. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней  её части, возникает  светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, рук тёплым ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Заканчивается упражнение словами: « Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным, стабильным! Я всё делать буду хорошо!»

Упражнение- активатор

Цель упражнения: вернуться в состояние активности, бодрости.

Пантомима.

 Передать по кругу: пушинку, « снежок», печёную картошку ( горячую), живую мышку.

Завершение занятия

Упражнение « Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

- Было ли что-то неожиданное  для тебя на этом занятии?

-Что тебе понравилось?

- Что не понравилось?

- Какое сейчас у вас настроение ? Никто  не загрустил? Всё в порядке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком

Сенсорные игры являются эффективным средством  для установления эмоционального контакта  с аутичным ребенком при условии ориентации на его структуру уровневой эмоциональной регуляции и...

Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника.

Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника....

Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни

В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни со взрослым

В методической разработке даются показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

Памятка для родителей "6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребенком"

Памятка для родителей "6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребенком"...