Тренинг "Контакты и конфликты"
материал (7 класс)

Ибрагимова Ленара Решатовна

Тренинг "Контакты и конфликты".  Работа представлена на методическую неделю Участие принимали ребята моего класса. Так же были задействованы: мультимедийная доска, поектор, презентация и музыкальное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lenara.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, дорогие ребята и гости нашего мероприятия! Давайте начнем наш тренинг. Перед тем, как начать наше занятие, я хочу вам напомнить, что такое тренинг.

Тренинг— метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

А для того, чтобы узнать, о чем мы будем разговаривать, я предлагаю вам посмотреть несколько интересных сценок:

«Только не надо нас пугать».

 Учитель: «Я пригласил Вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы».

 Мама ученика: «А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет».

 Учитель: «Но вы понимаете, что оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает».

 Мама ученика: «Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?»

«Вас никто здесь не держит»

Представитель рабочих. Я пришел к вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату?

Начальник. Мне очень жаль, но денег нет — предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось.

Представитель рабочих. Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку.

Начальник. Эти средства взяты не из фонда заработной платы.

Представитель рабочих. Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите, — верните наши деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки.

Начальник. Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать — вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите.

«Грамотные стали»

Покупатель. Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?

Продавец. С чего вы взяли?

Покупатель. Ну, вот же, на ценнике написано — вес 200 г, цена 10 рублей. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали.

Продавец. Ничего мы не перепутали. За сколько надо, за столько и продаем. А не нравится — идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.

После каждой сценки идет разбор ситуации.

Давайте теперь обсудим, можно ли назвать эти ситуации конфликтными? Есть ли из них выход? Ответьте на вопросы:

Кто участвует в конфликте? Кто виноват? Почему возник конфликт?

 

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего тренинга?

Тренинг формирования социальных навыков «Контакты и конфликты»

Цель: исследование конфликтов, причин их возникновения и способов их решения.

Задачи: объяснить понятия «тренинг», «конфликт», «конфликтная ситуация», «спор», «инцидент», «агрессия»;

Рассмотреть проблемы конфликтов и пути их разрешения. Учиться анализировать свои поступки, делать выводы;

Развивать речь, внимание, умение сотрудничать.

Подберите синонимы к слову «Конфликт» (спор, выяснение отношений, столкновение, ссора, разногласие , инцидент, коллизия ,стычка,  разлад, раздор, размолвка )

А теперь я хочу пригласить участников мероприятия. Давайте начнем наш тренинг. И в первую очередь, мы с Вами познакомимся.

Знакомство. Прошу назвать свое имя, и назвать на первую букву своего имени слово, характеризующее его. Например, Ленара- ласковая. (Дети называют свои имена).

Ребята,  в каждой игре есть свои правила, так давайте и мы составим свои правила тренинга.

Правила тренинга:

  1. Правило поднятой руки.
  2. Уметь выслушать каждого.
  3. Не оскорблять.
  4. Говорить по существу.
  5. Проявлять уважение.
  6. Мы называем друг друга по имени.
  7. Каждый ставит себя на место «жертвы».
  8. Правило «стоп».
  9. Соблюдай все правила.
  10. Не отвечай агрессией на агрессию, ведь зло порождает новое зло.

Молодцы! Это правила, которые вы сами выбрали.

Следующее наше упражнение называется «Ожидание», то есть, я хочу знать, что вы ожидаете сегодня от нашего тренинга.

Дети должны наклеить на нарисованное дерево листочки со своими ответами. Примерные ответы детей:

- мы хотим узнать новую информацию;

-подружиться;

-узнать пути решения конфликтов;

-научиться управлять своим поведением и т.д.

Следующее упражнение называется «Мини-лекция». Детям предлагаются конверты с такими понятиями как спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, и дети должны дать определения этим понятиям.

Спор — процесс отстаивания каждой из сторон своего мнения, столкновение мнений и попытки убедить оппонента.

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

Инцидент- случай, происшествие, недоразумение, столкновение.

Упражнение «Рассерженные шарики».

Цель: осознание возможности выражения агрессии безопасным способом.

Ребята, если шарик — это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

- Давайте надуем еще один красный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

- А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился?

- Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

- Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь?

- Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда. На нашем плакате есть полоска радуги такого же цвета, как и наши шарики. Какой это цвет? (Красный.)

- Давайте по чуть-чуть выпускать воздух из шарика и выполнять перечисленные упражнения.

- Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.

Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию, но необходимо знать правила предупреждения конфликтов. Я давала каждому классу домашнее задание- придумать правило управления конфликтом. Все ли готовы?

- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

- прежде, чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

-постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента;

-не скрывайте доброго отношения к людям;

-заканчивайте на позитивной ноте.

Молодцы! Все классы ответственно подошли к выполнению домашнего задания. Как вы думаете, после выполнения таких правил изменится ли ваше поведение в конфликтных ситуациях?

Как мы видим, конфликты возникают по разным поводам, но причины у всех похожие. Назовите причины конфликтов.

Причины: несовпадение целей и желаний, неуважение к другим, неумение общаться и так далее.

Во-первых. От конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье- поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Правила предупреждения конфликтов.

Конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями.

Старайтесь жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

В споре будь сдержан и тактичен.

Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

А сейчас я вам открою мешочек, который называется «Подарок-пожелание». Здесь, в мешочке, для каждого из вас есть небольшой подарок. И помните, ничто не случайно, то, что скажет именно твой подарок, - предназначено именно тебе. ( Каждый находит листок, на обратной стороне которого написано пожелание.)

Пожелания.

Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

В споре умей выслушивать собеседника до конца.

Уважай чувства других людей.

Не сердись, улыбнись.

Начни свой день с улыбки.

Будь уверен в себе.

Извинись, если ты не прав.

Не критикуй постоянно других.

Выполняй свои обещания.

В споре будь вежлив и тактичен.

Внимательно выслушивай мнения других людей.

Ребята, давайте подведем итог занятия и посмотрим притчу «Отец и сын».

Актуальна ли она для вас?

Я думаю, теперь вы знаете как вести себя в конфликтных ситуациях.

Рефлексия.

Предлагаю вам завершить наше общение в дружеской обстановке. Прошу вас повернуться лицом друг к другу. Давайте поучимся говорить приятные слова.

1.Поблагодарите рукопожатием друг друга.

2.Сделайте друг другу комплимент.

3.И, конечно же, обнимитесь!

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии.

Закончить наше общение хочется словами Максима Горького:

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо- увидишь, что все станет лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"

Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...

«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»

по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель  урока:  помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...