Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)
материал по психологии по теме

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_konfliktov_v_detskom_dome.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «Березка»

Профилактика конфликтов в детском доме

как средство повышения эффективности работы с детьми.

Методы и приемы управления конфликтом.

                                                                                                  Составители:

                                                                                                  Абдрафикова З.И.,  

                                                                                                  педагог-психолог,

                                                                                                  Зудина Т.С.,

                                                                                                  социальный педагог,

                                                                                                  Останина О.В.,

                                                                                                  социальный педагог  

 Промышленная

2012

Профилактика конфликтов в детском доме

как средство повышения эффективности работы с детьми.

Методы и приемы управления конфликтом.

      Тема конфликтов  -  достаточно серьезная тема.   Иногда за неэффективное их разрешение можно заплатить  очень большую цену.

      Приступая к непростому разговору о технологичности работы с конфликтом,  необходимо остановиться на одном феномене.  Как правило, участники разговора о конфликте подбирают синоним к слову «конфликт».  Чаще всего мы вспоминаем  что-то  неприятное,  что  вызывает  эмоциональный дискомфорт, досаду, ругань, противостояние, боль, обиду, борьбу, выяснение отношений, сражение.  И только в одном из десяти случаев вспоминаются такие ассоциативные определения конфликта, как формирование позиции, условие развития, свидетельство защищенности.  Конечно, конфликт имеет две стороны: конструктивную и деструктивную.  Конструктивная изнанка открывается тому, кто  способен выйти за пределы  эмоционального фона конфликта.  Деструктивная сторона – это та,  что непропорционально раздута, эмоционально гипертрофированна.

      Большинство из нас как-то привыкли  к тому, что конфликт – это поражение, потеря, стресс. Поэтому чаще всего мы стараемся его обойти или вовсе не заметить, отступая или защищаясь.

      Схемы поведения в таких ситуациях весьма упрощены: от отказа от своих чувств и потребностей  до напускного игнорирования конфликта или демонстративного переключения  на другие сферы жизнедеятельности.  Считая в таких случаях себя бесконфликтными, мы даже  не подозреваем,  что грешим против истины, поскольку, хотим того или нет,  конфликт личностный или социальный  -  постоянный, необходимый и важный  спутник всей нашей жизни.  Более того, страшен не он сам по себе, а последствия неправильного к нему отношения, незнания законов его протекания, а главное – той цены, которую мы все равно оплатим в итоге.

      Мы с вами призваны профессионально   управлять ситуацией конфликтов или  учитывать их протекание в своей профессиональной деятельности.

       Наша задача – помочь вам разобраться в некоторых вопросах теории конфликта, освоить технологические приемы и способы разрешения противоречий в деловом и межличностном общении, осознанно выбрать стратегию и тактику поведения в конфликте.

      В ситуации конфликта мы все хотим  прийти к ощущению победы. Но победа всегда подразумевает соревнование.  В любом соревновании грань между победой и  поражением иногда почти неразличима.    В беге даже на очень большую дистанцию победителем может оказаться тот, кто опередил всех на несколько секунд. И эти несколько секунд дались ему не везением или подарком судьбы, Они являются отражением того вклада, который человек внес в себя, в направленное развитие собственного ресурса.

      Мы будем говорить не о поведенческом алгоритме «делай только так», а об алгоритме решения проблемы,  который можно использовать в соответствии с логикой ситуации, в которой  оказались.

      Необходимо оговорить и подход к решению данного вопроса. Хорошо, когда есть возможность разрешить конфликт только путем нахождения партнерского взаимодействия. Но, к сожалению, мало надежды на то, что мы все готовы прежде всего поступать с учетом интересов других. Каждый из нас постоянно сталкивается с тем, что под призывом к нахождению взаимных интересов, согласованию позиций, криками о справедливости мы понимаем максимальное внимание к своим собственным проблемам, и только.

      Конечно, мы все понимаем, что любое знание без практики мертво. Если мы просто знакомимся с информацией, то мы просто напрасно теряем время. Необходимо настроиться на  постоянное применение и рост эффективности самосовершенствования.

Логико-структурный анализ конфликта

      Если взглянуть на проблему эмоционально-напряженного взаимодействия людей, то можно выделить несколько базовых состояний человека. Этим состояниям соответствуют  закрепленные понятия: стресс, фрустрация, конфликт и кризис.

      Стресс – (давление, зажим) – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, неспецифическая реакция организма  на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма.  И хотя стрессовых ситуаций в нашей жизни, особенно в производственной сфере, много, важно понимать, что не каждая ситуация может быть критической для нашего организма (истощение сил, потеря аппетита, адаптации, контроля). Иногда стресс играет и положительную роль за счет повышения тонуса организма или выхода накопившегося напряжения.

      Фрустрация – обман, расстройство, разрушение планов – состояние острого переживания, неудовлетворенной потребности. Фрустрационные  ситуации вызываются противоречием между тем, чего очень хочется достичь (завоевать, получить, приобрести) в конкретный момент своей жизни, и невозможностью этого достижения. Часто такое состояние приводит к утрате волевого контроля над поведением.

      Кризис - решение, поворотный пункт – характеризует состояние человека, порождаемое вставшей перед ним проблемой, от которой он не может уйти  и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом.  То есть наблюдается ситуация  как в известной пословице: «Схватила собака волка: и задавить не может, и выпустить боится».

      Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, позиций людей в процессе взаимодействия. В зависимости от источников и носителей конфликтов  они различаются  как социальные, психологические, организационные (управленческие).

      В ситуации конфликта люди автоматически  начинают испытывать на себе  весь «букет»  указанных состояний. И часто, стараясь избежать стрессового давления, человек проигрывает  конфликт, теряя контроль над внешними событиями.  Поэтому нам надо четко разделить  психологию работы с  конфликтом и технологию работы с собственным состоянием.

      Одна из наиболее сильных техник установления контроля над ситуацией – ее рационализация.  Если вы понимаете и анализируете то, что против вас пытаются сделать, то вы уже на 80%  защищены от негативного воздействия.  Поэтому давайте начнем рационально «препарировать» конфликт  как определенный феномен, обладающий структурой и  точками взаимодействия.

      По содержанию конфликты бывают конструктивными и деструктивными

      Особенности конструктивных (созидательных) конфликтов:

1). Существуют осознанные или проговоренные этические нормы общения, и оппоненты не выходят за их рамки.

2). Партнеры реально представляют совместную невыгодность деструктивного разрешения ситуации.

3). Конфликт заканчивается выходом, приемлемым для всех или большинства участников.

4). Энергия разрешения конфликта направляется в последующую деятельность по решению стоящей проблемы (чтобы не было ситуации: «поговорили, помирились и разошлись, а воз и ныне там»).

      Особенности деструктивных  (разрушительных) конфликтов:

1). Одна из сторон жестко настаивает на своем, не желает учитывать интересы  другой стороны. Основной девиз: все или ничего.

2). Один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы: силовое давление, откровенное манипулирование,  личностные нападки.

3). Итогом конфликта является усиление противостояния сторон. Разрабатываются планы усиления давления на партнеров,  изначальная проблема забывается.  Определяются параметры «победы над противником».

Стратегии (стили)  поведения

в конфликтной ситуации

      Мы все участвуем периодически в конфликтных ситуациях. В качестве  некоторого подспорья для самоанализа предлагаю вам небольшой практикум. Возможно, после знакомства со своими результатами  у вас появится понимание того, в каких сферах вам необходимо направленное  развитие, а где пригодится повышенный контроль за своим собственным  поведением.  

      Если вы хотите познакомиться с собой поближе, то ответьте, пожалуйста,  на вопросы теста и познакомьтесь с его результатами.

      В опроснике по выявлению типичных форм поведения в конфликтной ситуации 12  суждений в различных сочетаниях  сгруппированы в 30 пар.  В каждой паре вам необходимо выбрать

то суждение,  которое является наиболее типичным  для характеристики вашего поведения.  То есть выберите  одно из двух суждений, которое в большей мере соответствует вашему поведению. Затем по по приведенному в конце опросника ключу определите степень выраженности у вас какой-либо стратегии. Полученные данные не являются конечными и могут изменяться с течением жизни. В интерпретации к полученным данным  вы можете получить консультацию о том, в каких случаях какой стиль поведения лучше использовать.  (Тест  Томаса.  См. приложение).

                               

Выраженность стиля в конфликтном общении

Схема переговорных стратегий (по Козлову В.В.)

Стили общения

Тактические действия

Ресурс

личности

Черты

личности

Цель

 применения

Недостаток

стиля

1.

Избегание

 Как бы сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы были целы.

-отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;

-избегает применения силовых приемов;

-игнорирует всю информацию, исходящую от противника;  не доверяет фактам и не собирает их;

-отрицает серьезность и остроту ситуации;

-систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход;  Это ситуация упущенных возможностей.

-чувство времени;

-умение держать паузу;

-выдержка и самоконтроль.

-застенчивость в общении с людьми;

-нетерпение к критике – принятие ее как атаки на себя лично;

-нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось, обойдется»;

-неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.

Этот стиль поведения,  кажущийся  неэффективным, проигрышным, тем не менее,  оправдан иногда. Например,

-затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы и  нервы на ее решение;

-вы вынуждены по работе общаться со сложным человеком. У вас нет возможности не вступать в рабочий контакт. И вы до поры  до времени многое просто пропускаете мимо ушей;

-у противной стороны сила (власть) неизмеримо велика, и в любом  конфликтном  взаимодействии вы обречены на поражение  (проигрыш слишком велик, а выигрыш  маловероятен);

-у вас недостаточно информации для принятия решения, и вам необходимо выиграть время, чтобы разобраться в ситуации.

Недостатком  данного стиля является то, что не вы владеете  ситуацией, а ситуация владеет вами, события «несут» вас. И вы в определенных условиях  

можете попасть в зависимость от случая или от людей, которые его создают.

2.

Соперничество Отношения, не приносящие выгоды, все равно распадутся.

-жестко контролирует действия противника и его источники информации;

-постоянно и преднамеренно подавляет противника всеми доступными средствами;

-использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением  (все средства хороши);

-провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки.

-властность, авторитарность;

-нетерпение к разногласию и инакомыслию.

-ориентировка на сохранение того, что есть;

-боязнь нововведений, неоднозначных решений;

-боязнь критики своего стиля поведения;

-использование своего положения с целью достижения власти;

-игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях

Данный стиль оправдан в том случае, если:

-требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных (экстремальных) ситуаций и вы готовы взять на себя ответственность;

-решение необходимо принять быстро (времени на дискуссию нет) и вы имеете достаточно властных полномочий или обладаете устойчивым авторитетом в коллективе и уверены, что предлагаемое вами решение является верным;

-вы являетесь недостаточно признанным лидером в коллективе, но вы уверены в успехе своих действий и убеждены, что это даст вам возможность завоевать сторонников;

-вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять. Если вопрос не будет решен быстро и решительно, вы попадете в профессиональный и жизненный тупик;

-если организация социально больна. Вы идете ва-банк, ставите на здоровые силы, формируете новую команду, демонстрируя собственную гиперуверенность,  энергетический потенциал, право на управление в стрессовой ситуации;

-вам надо «прокачать» человека на получение какой-либо информации. Как говорится в метком замечании  Б.Шоу, «люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим».

Недостаток этого стиля заключается в том,  что он в обычных условиях подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы принятия решения, поскольку представлена лишь одна точка зрения.  Некритическое применение этого стиля, оправданное на первых этапах развития группы, в дальнейшем тормозит ее развитие.  При таком стиле общения ваши сослуживцы, подчиненные все больше стараются  перекладывать на вас ответственность по всем мелким проблемам. В результате, наслаждаясь собственной «крутостью», вы все больше тонете в мелочах повседневности. Стиль этот неприемлем и в том случае, если вы пришли в новый коллектив.  Ситуация стабильная, а для того чтобы «продиагностировать»  ее рабочие параметры, вам необходимо создать открытые информационные каналы. В этом случае вашей основной целью на данном этапе является  признание и хорошие межличностные отношения с коллегами. Хотя, с другой стороны, моделирование стиля соперничества как элемента корпоративной культуры при развитии, например, внутрифирменного предпринимательства, не только оправдано, но и весьма эффективно. Другое дело, что он должен сопровождаться четким осознанием сотрудниками желаемых результатов подобного соперничества, отражающих успех деятельности всей организации. Хорошо, если такая конкуренция сопровождается сохранением нормальных эмоциональных отношений. Конкурентная борьба чаще всего ориентирована на стимулирование творчества, поиск неожиданных, часто нелогичных и непредсказуемых стратегий победы.  А это и есть один из принципов выживания.

3.

Приспособ-ление

-постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. максимальные уступки  (если это тактика);

-постоянная демонстрация неприязни на победу или серьезное сопротивление  (если человек говорит: «Мне ничего не надо», иногда окружающие воспринимают это как «Мне надо все!»);

-давление на совесть, духовные ценности и угроза испортить имидж;

-потакание противнику, лесть.

-выделяет главные эмоциональные особенности;

-умело манипулирует взаимоотношениями между людьми

использование своего положения с целью объединить, примирить

в реальной жизни необходим порой и данный стиль.

-исход дела, например, чрезвычайно важен для другого, достаточно близкого вам человека и не очень существенен для вас;

-когда чувствуете, что, уступая немного, вы мало что теряете, но оздоровляете ситуацию в целом;

-вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другим человеком. И это для вас важнее, чем стоять на своем  (в семье, в референтной группе);

-человек, с которым вы  соглашаетесь является для вас абсолютным авторитетом;

-бывает и так, что просто нет выхода, у вас мало власти и мало шансов не только победить, но даже высказать свое мнение.


Данный стиль неприемлем, если вы должны поступиться своим достоинством, своим авторитетом.

Он является неподходящим и в ситуации, когда вы знаете, что другой человек не ценит сделанной вами  уступки.

Необходимо понимать и то, что стиль приспособления  не может выступать постоянным    способом поведения  в конфликтных ситуациях. Он может закрепиться в чертах характера  (вечно ведомый), и вы можете попасть в положение человека  без собственной позиции.

4.

Компромисс  Для вас мы готовы поступиться выгодой, но до определенного предела.

-торгуется, любит людей, которые умеют торговаться;

-использует обман, лесть для подчеркивания  не очень выраженных качеств  противника  (манипуляции);

-ориентирован на равенство в дележе, действует по принципу равенства в дележе: «Всем сестрам по серьгам»;

-хорошая ориентация в ситуации;

-постоянный анализ;

-игровой стиль поведения.

-предельная осторожность в оценке, критике, в обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;

-настороженное отношение к критическим оценкам других людей (напомним, что это может быть только ход, манипуляция);

-ожидание мягких формулировок, красивых слов;

-желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко, открыто.

Такие действия «клейстера» могут в некоторой степени напоминать сотрудничество. Однако компромисс  достигается на более поверхностном уровне  по сравнению с сотрудничеством. Цель сотрудничества – выработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Компромисс – это сиюминутный вариант, временное, а часто и вынужденное согласие.


Стиль компромисса приемлем и необходим:

-в условиях, когда не удалось добиться  решения через сотрудничество (лучше компромисс, чем ничего);

-когда две стороны обладают одинаковой властью, но имеют взаимоисключающие интересы и не стремятся к согласию;

-если проблема не имеет для вас слишком большого значения и вы легко вносите коррективы  в свою текущую деятельность и этим экономите силы для решения более важных задач;

-вы не уверены в своем успехе  в случае конфронтации  и идете на компромисс, предпочитая получить хоть что-то, чем потерять все;

-компромисс позволяет сохранить межличностные взаимоотношения, которыми вы дорожите.

Недостаток в том,  что он не может быть основанием  стратегических взаимоотношений, он наиболее приемлем в тактике.

5.

Сотрудничество  Мы договоримся о совместном достижении максимальной выгоды для каждого из нас.

-собирает информацию о сути проблемы, о противоположной стороне;

-ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов оппонента для выработки альтернативных предложений;

-обсуждает проблему открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт;

-если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.

- аналитическая ситуация в совместной деятельности

-поиск оптимального варианта в решении проблем

Стиль наиболее продуктивен:

         -при решении проблем очень важных для обеих сторон. Когда никто не хочет отстраниться  и не стремится к конфронтации;

          -вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью и готовы на равных искать решение проблемы;

-обе стороны стремятся  достичь не временного, а долгосрочного решения.

           В рамках данного стиля люди открыто обсуждают свои расхождения во взглядах, но не выпячивают разногласия, хотя и не делают вида, что их не существует. Они ищут точки соприкосновения, согласия.  И в итоге находят их.

            Сложность в овладении данным стилем, внедрении его в наши деловые отношения заключается в том, что часто мы попадаем в плен  старых стереотипов и сотрудничество, согласие в коллективе  понимаем как подчинение большинству  (пытаемся решить проблему голосованием – путем простого подъема рук).

Недостаток в том, что данный стиль не может быть использован в стратегических наступательных взаимодействиях.

Соперничество Комментарий «Не забудьте, что конкурент, которого легче всего спровадить  с  рынка – самый рациональный по своему поведению. Единственное, что нужно сделать – это убедить его в вашей непредсказуемости и нелогичности»

Избегание Комментарий к выжидательной позиции. Приехал Добрыня Змея убивать, встал у пещеры и кричит: «Змей, сволочь, гнида, червь навозный, вылезай, драться будем!». Так целый день кричал, устал, сел на коня и уехал. Вылезает Змей: «Ну, гнида, ну, червь навозный, зато жив остался!»

Приспособление Комментарий. Оптимист видит везде зеленый свет, пессимист – красный, но   истинно мудрый человек предпочитает быть дальтоником

Компромисс

Комментарий.

-Дорогая моя! Мне кажется, что я способен читать ваше сердце, как раскрытую книгу.

-Читайте на здоровье, только не трогайте обложку руками.

Сотрудничество        

            Комментарий. Тост: «Плывет по реке черепаха, на спине у нее сидит ядовитая змея. Змея думает: «Укушу – сбросит». Черепаха думает: «Сброшу – укусит».  Так выпьем  же за верную женскую дружбу, которая может преодолеть любые преграды!»

Комментарий к разделу. «Известна легенда о трех великих мастерах борьбы. Слава о них обежала весь мир.  Однажды они встретились, чтобы продемонстрировать свое искусство и выявить, чье мастерство выше.  Собрав народ, они объявили о состязании, предложив бросить в них камни.  Первый очень ловко увертывался от града камней, так что в него никто не мог попасть, второй  с великим мастерством их отбивал любой частью своего тела.  В третьего же мастера никто не бросил ни одного  камня».

       Р Е З Ю М Е

       В жизни нам часто встречаются  различные проблемные ситуации. Мы предлагаем выделить те из них, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ваши: положение в организации,  авторитет, самочувствие, ресурсы.  Поэтому необходимо помнить об определенных правилах анализа  этих ситуаций.

      Первый шаг.  Определите всех участников ситуации, их статус, интересы, позиции, полномочия,  возможности влияния на других участников  и саму ситуацию. При этом мы понимаем под участниками всех,  кто непосредственно может быть заинтересован  в разрешении предлагаемой ситуации тем или иным способом.

      Второй шаг.  Определите единый критерий оценки вариантов, исходя из объективных  (срок) и субъективных  (интерес главного действующего лица)  ограничений.

      Третий шаг.  Определите ресурс управления участниками ситуации с точки зрения  главного действующего лица.

      Четвертый шаг. Оцените каждый вариант действий с точки зрения рисков последствий для индивидуальной,  групповой и организационной эффективности.

      При разборе вариантов учитывайте следующее:

      -расширение числа участников  не разрешает ее, а  развивает и утрирует (не всегда в пользу главных действующих лиц).

      -силовое управление ситуацией не разрешает ее,  а загоняет внутрь, делая неявной  и от этого еще более опасной  (бомба замедленного действия);

      -успешно разрешенная ситуация помогает участникам осознать удовлетворение их интересов, повышает организационную эффективность.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение эффективности работы МО учителей иностранных языков как средство управления качеством образования обучающихся»

Описание системы работы МО учителей иностранных языков Гимназии № 2 г. Георгиевска...

Сообщение из опыта работы по теме «Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»

«Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»Среди самых значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Не секрет, чт...

Педагогическое кредо «Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»

«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»...

Совершенствование управления организационными конфликтами как средство повышения эффективности организации.

Статья описывает особенности и специфику управления организационными конфликтами...

«Использование элементов образовательных технологий для повышения эффективности работы с детьми на уроках английского языка»

        Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого ребёнка, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ...

Эффективные психолого-педагогические методы и приемы управления учебной деятельностью младшего школьника

Эффективные психолого-педагогические методы и приемы       управления учебной деятельностью. Методы и приемы управления учебной мотивацией....