Педагогическое кредо «Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»
статья на тему

«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kot_zinaida_aleksandrovna_metody_i_priemy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Кот Зинаида Александровна, учитель физики

                          ГБОУ ООШ с. Четыровка   Кошкинского  района

Самарской области

                                                       

 «Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»

     Суть моего педагогического кредо в трех заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности; непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы; сотрудничество с детьми и их родителями. Большой педагогический опыт дал мне возможность наработать свою концепцию в преподавании. За эти годы я пришла к твердому убеждению: если ребенка лишить ожидания завтрашней радости, если его лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

           Каких только « педагогик » не  появилось за последние годы! Но ведь педагогика – едина. Раньше её трактовали, как науку о воспитании детей, сейчас она понимается гораздо шире. Речь идет о воспитании в широком смысле, куда входит и обучение, и образование, нравственное, физическое, эстетическое и прочее становление. Лично мне нравится такое определение, которое прозвучало в последние годы: « Педагогика – это наука об искусстве воспитания». Если педагогическая общественность подхватила педагогику сотрудничества и подняла её как флаг перестройки школы, значит, без неё нельзя обойтись. Главный смысл деятельности учителя в педагогике сотрудничества состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей в учёбе, вызывающий желание учиться. По моему мнению, успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха. Да, жизнь педагога, как и любого человека, состоит из светлых и темных, а порой черных полос, означающих радости, успехи, поражения. Неудачи дают  возможность более ярко воспринимать успехи, без радости трудно познать огорчения  и наоборот.

           Комфортная  среда на уроках  позволяет сохранить психо-физиологическое здоровье учащихся, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации. Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно- коммуникативные условия внутриурочной среды. Для  данной системы « учитель- ученик » - это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными обоюдными отношениями.

          Без любви к ребенку нельзя воспитать « гуманную душу в человеке». Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Отношение учителя и учеников  характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты.

         Я считаю, что ситуация сотрудничества, ситуация успеха – всё это заключается в одном - в доверии. Нужно научиться доверять и верить в человека, в его способности.

        Внедрение в  образовательный и воспитательный процессы современных образовательных технологий, как совокупности традиционных и инновационных методов и приёмов, позволяет мне создавать ситуацию успеха, повысить мотивацию школьников к учению. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащихся в процессе учебной деятельности. Ученик на моих уроках – соавтор, сотрудник, соучастник, включенный  в процесс определения целей урока, выделения его проблемных полей, решения этих проблем, оценки эффективности урока, самооценки. Это является следствием моей  индивидуальной работы. На своих уроках  создаю условия для интеллектуального коммуникативного самовыражения каждого ученика. Применение  компетентностно-ориентированного подхода в обучении способствует улучшению психологического климата на уроках физики,  умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. При  обучении  активно применяю   зачётную систему, интегрирование с химией, биологией, географией, а также активные формы работы (уроки - КВН, уроки конференции,  уроки-семинары, уроки - игры, уроки - соревнования).Такая работа содействует личному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся востребованными в дальнейшей жизни.

             Активно использую на уроках информационные технологии в качестве принципиально новых возможностей для усвоения нового материала. Увеличиваю долю информации, представленной в визуальной форме: уроки- практикумы с использованием мультимедийных средств обучения, презентации к урокам, к конференциям, подготовленные совместно с учениками, различные видео издания, компьютерные диски.  Результативность внедрения информационных технологий обоснованна показателем активности участия школьников в проектной и исследовательской деятельности.

         Большое внимание на уроках я  уделяю  пропаганде здорового образа жизни, сохранению здоровья школьников.  К каждому уроку  тщательно подбираю материал, исключающий утомляемость, перегрузки, применяю физкультпаузы, игровые моменты, использую материал из разных сфер жизни, разноуровневые домашние задания.  Технологии обучения, используемые мною,  позволяют плодотворно развивать у обучаемых  самостоятельность и коммуникативные  умения. Принцип психологической комфортности ученика и личностноориентировнные принципы обучения являются ведущими в моей  системе работы.

            Для повышения интереса  учащихся к изучению предмета физики  применяю  нетрадиционные уроки, на которых я  выступаю не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся. На данных уроках мои ученики - « учёные»,  добывающие знания.  Они  сами  осознают, какие действия и в какой последовательности нужно им выполнить, чтобы сразу грамотно ответить на поставленный вопрос, решить поставленную задачу.  Я,  как учитель, ухожу  на задний план и тихо ненавязчиво, вопросами, побуждаю учащихся к самостоятельной деятельности, спокойно реагирую на их неправильные, с моей точки зрения, ответы, уважая в них Человека и право иметь собственное мнение. Иногда в свои уроки я вставляю нестандартные, оригинальные приёмы, активизирующие  всех учеников, повышающие интерес  к знаниям и обеспечивающие быстроту усвоения материала с учётом возраста и способностей учащихся. Чтобы нестандартные и оригинальные уроки прошли успешно, я провожу  их тщательную подготовку. Ученикам даю предварительные  задания, объясняю построение урока, роль и задачи каждого ученика, готовлю наглядные пособия: карточки, дидактический материал, продумываю ход занятий с учётом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание. Подбираю разного уровня задания, причём ребёнок сам выбирает уровень, а я слежу за его продвижением, стараюсь хвалить даже за небольшие успехи, стимулирую деятельность учащихся отметками, а также возможностью участвовать в олимпиадах, конференциях.

        Я пришла к твёрдому убеждению, что многие демонстрационные эксперимен-ты,  проводимые учителем на  уроках физики, необходимо заменить фронтальными экспериментами, чтобы каждый учащийся проделал опыт самостоятельно, сам выдвинул гипотезу и сам её доказал опытным путём. В данном случае я применяю работу в парах, чтобы было обсуждение результатов, полученных при проведении фронтального эксперимента. Так, например при рассмотрении темы « Инерция » в 7 классе вместо демонстрации опыта  учите-лем, я предлагаю учащимся проделать самим эксперимент с машинками и песком, таким образом, дети сами открывают  явление инерции.  При рассмотрении темы « Испарение и конденсация» в 8 классе, учащиеся, проделывая фронтальные экспериментальные  задания, определяли  зависимость скорости испарения жидкости от различных параметров. В данном случае каждый ученик становится « учёным – экспериментатором».  Исследуя  ту или иную зависимость, он самостоятельно  приобретает знания, делает выводы. После изучения крупных блоков тем провожу зачёт, при этом подбираю практические задания разного уровня, чтобы создать ситуацию успеха.

       Одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности   является повышение эффективности образования через использование информационных технологий не только на уроках, но и  внеклассных мероприятиях. Так как многие объяснения физических явлений, исторические справки и события, биографии учёных, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно, поэтому я  использую демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий. Все это создаёт условия для получения  теоретических знаний по физике на основе использования электронных презентаций и компьютерных тестов. Использование ИКТ на внеурочных занятиях наполняет их новым содержанием, причём учащиеся сами создают презентации, а родители им помогают. Так, учащиеся 9 класса создали электронную презентацию “ Этюды об учёных”, в которой осветили интересные стороны биографии учёных – физиков.  В рамках «декады   физики» учащиеся 8 класса приготовили презентацию совместно с родителями « Простые эксперименты на кухне», «Электрический ток и «Животное электричество»», а учащиеся 9го класса приготовили презентацию: «  Свободные заряды и токи в природе».

                Физика - предмет сложный, и поэтому я  стараюсь заинтересовать детей предметом не только на уроке, но и на внеклассных мероприятиях, стремлюсь увлечь их тем, что с физическими явлениями мы встречаемся постоянно везде и всюду, только нужно уметь их видеть, различать и с интересом наблюдать за ними.  Главным направлением, характеризующим мою систему внеклассной работы по предмету, является сотрудничество с учащимися. Важно заинтересовать учащихся  предметом, показать им его значимость в современной жизни.

              Свой план внеклассной воспитательной  работы  я  строю таким образом, чтобы каждое изучаемое физическое явление было закреплено на внеклассном мероприятии, вызывая интерес к предмету. Внеклассные мероприятия носят обучающий и воспитывающий характер,  включают в себя инновационные  технологии. Под моим руководством проводятся школьные научно – практические  конференции, семинары, конкурсы сочинений, рефератов и проектных работ, ежегодно проводятся декады физики. Сильные учащиеся с удовольствием участвуют в заочном конкурсе« Познание и творчество». В   2010/11 учебном году в заочном  туре Всероссийского конкурса « Познание и творчество» ученик 7 класса Ярушкин Николай набрал  92   балла из 100 и стал  лауреатом.  В 2011/2012 году учащиеся 7,8,9 классов участвовали в заочном физическом молодёжном чемпионате и получили сертификаты участников, заняв призовые места в районе.

         С таким явлением как «Кипение», мы встречаемся в быту не только ежедневно, но даже несколько раз в день. В этом дети убедились на внеклассном мероприятии « Физика за чашкой чая»». Это мероприятие расширило знание детей по физике, а также имело большое воспитательное значение. Общение в дружеской обстановке дало детям  заряд бодрости не только от выпитого чая «Бодрость», но и от теплых слов и внимания, которое оказывали   дети друг другу.

         Знакомя детей на уроке с явлением «Инерция», я провожу впоследствии внеклассное мероприятие, на котором с детьми отрабатываю умение пользоваться правилами дорожного движения, так как  физическое явление «Инерция» тесно связано с жизненной ситуацией на дорогах.

           Итогом изучения  и атомной и  ядерной физики стало общешкольное открытое мероприятие « Рождение атома». Эта интеллектуальная игра объединила учащихся разных классов.  Соревновались две сборные команды: команда девочек  и команда мальчиков. Давались очень интересные задания. В упорной борьбе победила команда девочек.

        В любом возрасте дети любят играть. В форме игры я провела внеклассное мероприятие «Поиск напитка бодрости». Команды соревновались в разгадывании головоломок, ребусов, с ними происходили различные приключения в ходе игры. Дети отгадывали по описанию, какие это вещества. В итоге игры пришли к выводу, что напиток бодрости – молоко. Все внеклассные мероприятия я тщательно продумываю. В результате они надолго остаются в памяти детей, стимулируют их к поиску объяснений того или иного физического явления, используя знания, полученные на уроках, будят любознательность на обычные явления через призму физических закономерностей.

        Целенаправленное взаимодействие и сотрудничество с учащимися и их  родителями с целью формирования устойчивой мотивации к учению у  школьников,  развития познавательных интересов, дифференциации и индивидуализации обучения является одним из направлений, характеризующих мою систему  работы. Важно заинтересовать родителей содержательной стороной образовательного процесса, сущностью обучения, его формами, видами домашних заданий, способами выполнения самостоятельных и творческих заданий различного уровня сложности. Для реализации этих задач я  провожу индивидуальные консультации, семинары для родителей, на которых обсуждаю вопросы, связанные с воспитанием познавательного интереса к физике, с источниками развития интересов, с проявлением и развитием способностей, с видами одарённости детей разного возраста, призываю родителей к оказанию помощи ребёнку.

         В тематику консультаций для родителей я включаю  следующие вопросы:

- как помочь ребёнку в период подготовки к итоговой аттестации по физике;

- изучение нормативных документов по организации итоговой аттестации;

- советы родителям: «Что должен уметь каждый школьник при подготовке к тестированию»;

- советы родителям по оказанию помощи при разработке и оформлению проектов и рефератов по физике;

- ознакомление родителей с требованиями к ведению тетрадей, выполнение единых требований к письменной и устной речи;

- объём домашних заданий по физике, как правильно выполнять домашнее задание.

         В рамках реализации творческого направления   ежегодно провожу предметные недели по физике,  интеллектуальные игры, огоньки, конкурсы творческих работ учащихся, привлекая родителей к подготовке и проведению мероприятий, провожу открытые уроки для родителей с целью изучения требований к ученикам, формирования активной позиции семьи по отношению к школе.

Таким образом, основными показателями результативности своей работы, считаю:

1. Взаимную психологическую удовлетворённость родителей, учащихся и учителя образовательным процессом;

2. Результативность  учебной деятельности по предмету:                                                в течение  10 лет 100% успеваемость и качество знаний учащихся  7-9 классах по физике  находится в интервале  от 50% до  75% .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы и методы обучения как средство повышения эффективности урока физики»

Моя курсовая работа на курсах повышения калификации. Представлен теоретический материал по активным формам обучения и примеры уроков подкрепляющих теоретический метериал....

Метод проектов как средство повышения эффективности современного урока физики

Презентация к выступлению на МО учителей физики по  теме "Метод проектов как средство повышения эффективности современного урока фихики"....

выступление на педагогическом совете: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Статья, содержит информацию - обобщение опыта педагога об активных методах , используемых на уроках обществознания в основной и старшей школе...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...