Совершенствование управления организационными конфликтами как средство повышения эффективности организации.
статья

Завьялова Кристина Владимировна

Статья описывает особенности и специфику управления организационными конфликтами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavyalova_statya.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование управления организационными конфликтами как средство повышения эффективности организации.

Завьялова Кристина Владимировна

Магистрант

Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

Научный руководитель: Калинина Елена Владимировна

к.ю.н., доцент

Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

Анотация: Конфликты, являющиеся частью жизни, чаще всего встречаются в системе взаимоотношений «человек-человек». В данной статье подобные конфликты рассматриваются на примере взаимоотношений внутри школы и школьного коллектива, тема конфликтов здесь наиболее распространенная и требующая грамотного управления, для решения возникающих конфликтов, с целью увеличения качества и эффективности работы образовательной организации.

Ключевые слова: конфликт, конфликтные ситуации, причины, методы регулирования конфликтов, способы решения.

Improving the management of organizational conflicts as a means of improving the efficiency of the organization.

Zavyalova Kristina Vladimirovna

Scientific adviser: Kalinina Elena Vladimirovna

Abstract: Conflicts, which are part of life, are most often found in the system of relationships "man-man". In this article, such conflicts are considered on the example of relationships within the school and the school team, the topic of conflicts is the most common and requires competent management to solve emerging conflicts, in order to increase the quality and efficiency of the educational organization.

Key words: conflict, conflict situations, causes, methods of conflict management, solutions.

Конфликты являются неотъемлемой частью человеческих отношений, и поэтому они существуют со времен существования человека. Конфликт может иметь разные причины появления и разные пути решения, но бесспорным остается тот факт, что он является важным фактором жизни человека и общества в целом.

Находясь в социуме мы все находимся в тесном взаимодействии друг с другом, а следовательно, мы находимся в состоянии конфликта ежедневно. Происходит это по той причине, что каждый человек имеет свою собственную цель и часто наши они не совпадают с целями другого человека, отсюда мы можем наблюдать столкновение, конфронтацию между людьми, их идеями, стремлениями. Простым примером иллюстрации данной мысли могут выступить взаимоотношения учителя-ученика. Один приходит в школу с целью научить, дать новый материал, проверить и оценить усвоение предыдущего материала, второй приходит в учебное заведение в первую очередь для общения и самореализации в коллективе одноклассников, получение знаний для него на втором плане и вот, с самых первых минут возникает конфликт целей и интересов, который без грамотного решения может перейти из стадии скрытого конфликта в стадию открытого противостояния.  

Актуальность данной темы заключается в том, что даже в самой эффективной и самой сплоченной организации возникновение конфликтов неизбежно, и необходимо правильно решать эти конфликты, для дальнейшей успешной работы той или иной организации.

Проблемы возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций всегда вызывали интерес у ученых, философов и выдающихся общественных деятелей. Данной проблеме посвящено немало трудов: от технического (теории катастроф) до социально-философского. Основу любой философии, любой мировой религии составляют понятия конфликта сил добра и зла, порядка и хаоса, светлого и темного начал. Ученые-историки пытаются найти и определить причины становления и падения целых государств, глубоких кризисов и длительных расцветов в жизни отдельных народов. Несмотря на значительный интерес и достаточно продолжительную историю, до настоящего времени единая общепризнанная теория конфликтов и унифицированное определение понятия «конфликт» отсутствует.

К основным современным идеям о сущности конфликта можно отнести  следующие:

- конфликт по своему происхождению относится к нормальным социальным явлениям, потому что в природе самого человека заложены психологические, биологические социальные и многое другие факторы, порождающие многочисленные и разнообразные конфликтные ситуации;

- помимо негативных функций, конфликт выполняет и позитивные функции в процессе становления и развития общества, а также способствует утверждению социальных норм и ценностей, которые являются общественно-значимыми;

-существует закономерная зависимость между изменениями во всех сферах жизни общества и конфликтными ситуациями, которые возникают в результате данных изменений [1,c.56].

В современной литературе мы можем найти разные толкования понятия конфликта. Так, например, среди зарубежных исследователей широкое распространение получило определение конфликта, которое было сформулировано американским теоретиком Л. Коузером. Под конфликтом Л.Коузер понимает борьбу за ценности   притязания на определенный статус, борьбу за власть и ресурсы, в которой основными целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника [5]. Данное определение раскрывает сущность конфликта с социологической точки зрения, так как в основу его сущности положено столкновение ценностей и интересов разных социальных групп.

Общеизвестно, что конфликты имеют различную классификацию, но одним из очевидных оснований классификации конфликта является деление его на субъекты и стороны конфликта. Исходя из этого, конфликты подразделяются на: внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные [2,c.113].

Если рассматривать конфликты на примере образовательных учреждений, то причины их возникновения в рамках педагогического коллектива могут быть самыми разными. Случается и так, что причин возникновения конфликта бывает сразу несколько: начало конфликта порождает она причина, а продолжительный характер конфликту дает абсолютно другая причина.

Педагог в своей профессиональной деятельности взаимодействует не только с учащимися, но и с другими субъектами образовательных отношений: родителями, администрацией.

Самым популярным конфликтом в образовательном учреждении является конфликт между учителем и администрацией ("Учитель-Администратор"). Этот конфликт наиболее трудно решаем, его причины кроятся в недостаточно четком разграничении управленческих функций и сфер влияния между администраторами школы. Зачастую это приводит к "двойному" подчинению педагога; жесткая регламентация школьной жизни, возложение "чужих" обязанностей на учителя, внеплановые формы контроля за профессиональной деятельностью педагога, неадекватность стиля управления коллективом, нежелание руководителя адекватно оценивать профессиональное честолюбие педагога; неравное распределение средств из стимулирующего фонда на доплату педагогам; разная и неравная загруженность учителей общественно значимыми поручениями; игнорирование принципа индивидуального подхода к личности учителя; необъективное и предвзятое отношение педагога к обучающимся; необъективное занижение оценок учащимся; самовольное и ничем не мотивированное установление учителем количества и форм проведения проверки знаний и умений учащихся, которые выходят за рамки образовательной программы и превышают нормальную учебную нагрузку учащихся.

Р.Х. Шакуровым было выявлено, что педагоги, находящиеся в возрасте 40-50 лет, часто воспринимают контроль со стороны администрации за своей педагогической деятельностью как угрозу их авторитету; после 50 лет у педагогов можно наблюдать повышенную тревожность, которая может проявляться чрезмерном раздражении, эмоционально нестабильном состоянии, что рано или поздно приведет к конфликтным ситуациям в коллективе. Установлено, что каждый третий педагог считает обстановку в педагогическом коллективе достаточно сложной.

        Еще одним часто встречающимся конфликтом в образовательном учреждении является конфликт "Учитель-учитель". Среди причин, влияющих на возникновение данного вида конфликтов, можно назвать следующие:

1. Особенности отношений субъектов образовательных отношений: между молодыми специалистами и учителями со стажем работы; между учителями-предметниками; между заслуженными учителями, имеющими звание, и учителями, которые не имеют звания; между учителями начальной школы и учителями среднего и старшего звена.

2. К специфическим причинам возникновения конфликтов между учителями, чьи дети обучаются в школе, можно отнести : постоянное недовольство учителей отношением к их собственному ребенку со стороны своих коллег-учителей; недостаточный контроль или отсутствие контроля за своими детьми ввиду постоянной занятости; особое положение ребенка учителя в школьном коллективе, чрезмерно частое обращение к коллегам, чьи дети обучаются в школе, с просьбами и замечаниями по поводу поведения и успеваемости ребенка.

3. Конфликты, "провоцируемые" администрацией образовательного учреждения в случае: неравномерного распределения ресурсов школы, например, кабинетов или материально-технических и наглядных средств обучения; неудачного с точки зрения психологической совместимости подбора учителей в пределах одной параллели; косвенного "сталкивания" учителей, которое проявляется в сравнении достижений одного учителя с достижениями другого.

        Как показывает практика, в управлении конфликтами необходимо учитывать предпосылки конфликта (совокупность факторов, которая позволит урегулировать конфликт), формы и способы разрешения имеющихся конфликтных ситуаций.

        К основным предпосылкам разрешения конфликта можно отнести:

  1. Достаточную продолжительность конфликта.
  2. Желание субъектов конфликта достичь компромисса.
  3. Наличие средств и ресурсов, необходимых для урегулирования конфликта.

К основным формам разрешения конфликта относятся:

  1. Уступка, которая заключается в полном подчинении одной из сторон конфликта.
  2. Компромисс, который предполагает согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой взаимовыгодной основе.
  3.  Взаимное соглашение конфликтующих сторон, которое предполагает их примирение.
  4. Совместное преодоление разногласий, предполагающее переход в сотрудничество. [3,c.86].

На сегодняшний день принято выделять два основных способа разрешения конфликтных ситуаций: административный, предполагающий увольнение или перевод на другую работу, а также увольнение по решению суда и т.п.  и педагогический, который включает в себя беседу, убеждение, просьбу или разъяснение.

В современном менеджменте выделяют следующие методы разрешения конфликтных ситуаций в организациях:

- Метод воздействия общественного мнения.

- Метод обращения к «третейскому судье».

-Метод «откровенного разговора».

- Метод «Объективизации конфликта» [4,c.151].

Таким образом, управление конфликтом подразумевает под собой целенаправленную и сознательную деятельность по отношению к нему, которая осуществляется на всех этапах развития конфликта, от его возникновения до завершения. Одним из главных условий в управлении конфликтом является не блокирование развития противоречий оппонентов, а стремление разрешить данное противоречие неконфликтными способами.

Список использованной литературы

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c.
  2. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.
  3. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287 c.
  4. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.
  5. Конфликтология [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://uchebnik-online.com/71/6.html

© К.В. Завьялова,2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом  индивидуально - д...

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса

Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....

«Образовательные технологии как эффективное средство повышения эффективности и качества занятий в школьном иноязычном образовании»

      Образовательные технологии как эффективное средство повышения эффективности и качества занятий в школьном иноязычном образовании....

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...