Сопровождение детей с ОВЗ
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение детей с ОВЗ

Подготовила: педагог-психолог Н.А. Шапошникова

Слайд 1. Формирование благоприятного психологического климата для обучающихся с ОВЗ

Слайд 2. Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Не уклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих! 

         Скажите, пожалуйста, как вы считаете:               
- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
- Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
- Какие условия необходимо создать  для внедрения инклюзивного образования: 
Совершенствование материально –технической базы ?
Создание программ для работы с детьми с ОВЗ?
Повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ?
И последний вопрос:
- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?
        Конечно, ДА! Я очень рада, что наше мнение не разделилось.

       Слайд 3. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

          Слайд 4. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,  с задержкой и комплексными нарушениями развития. 

          Слайд 5. Основная проблема развития таких детей – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страха, плаксивости, тревожности, замкнутости, агрессии, неуверенности. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

          Слайд 6. Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

         Слайд 7. Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум. Коррекционно – образовательный процесс в образовательном учреждении начинается с ПМПк, на котором разрабатывается индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ. Каждый специалист и воспитатели пишут индивидуальный образовательный маршрут, который включается в разделы программы.

          Слайд 8. Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов и воспитателей ОУ с детьми с ОВЗ:    

- диагностический этап: для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры нарушения и потенциальных возможностей ребёнка;

- консультативно - проективный этап: на этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы (в соответствии с возможностями детей). Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

- деятельностный этап: в ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.

- консультативно-просветительское сопровождение семьи: родители являются полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в образовательном учреждении. Вовлечение родителей в коррекционно - педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.

         Слайд 9. Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ОВЗ понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений.

         При  появлении   детей с ОВЗ в группе  первую очередь нужно стараться создать доброжелательную, эмоционально - позитивную обстановку, способную обеспечить условия для развития общения детей с педагогами и сверстниками.

 Для  этого нужно  стремиться  стать  для них близкими людьми, чтобы они почувствовали защиту, понимание и любовь. На этой основе строится  и развивающее обучение с целью максимально возможной социальной адаптации детей.

 Слайд 10. Одним из условий повышения эффективности развивающей  психолого – педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие  высших психических функций и становление личности ребенка.

Слайд 11. Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога. И конечно важнейшим условием успешного развития таких детей является вовлечение их в активное взаимодействие со сверстниками. Как ни странно, но именно дети легко и доброжелательно относятся к тем, кто отличается своим внешним видом и поведением от общества. Обычные дети группы с удовольствием будут оказывают помощь, брать на себя роль старших товарищей и показывать   пример толерантности, доброты и сердечности к сверстникам, имеющих отклонения.

 Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия позволяют детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, родителями и педагогом.

Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно, начинается с эпизодической интеграции, затем организуются регулярные контакты детей с ограниченными возможностями здоровья с их более сохранными сверстниками.

            Слайд 12. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные образовательные маршруты, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, культурно – гигиенических навыков, игровых действий, предметной деятельности.

          

И в конце я хочу рассказать вам притчу.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я  не смогу помочь  всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души».

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать   для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!

Требования к специальным образовательным условиям, содержанию и темпу педагогической работы,

необходимых для всех детей с ОВЗ:

  1. медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;
  2. подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий (т.е. формирование у них необходимых знаний)
  3. формирование у детей познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
  4. замедленный темп преподнесения новых знаний;
  5. меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов (объем запоминаемой информации у них меньше);
  1. использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода);
  2. организация занятий таким образом, чтобы минимизировать утомление детей;
  3. максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
  1. контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала;
  2.  ситуация обучения должна строиться с учетом сенсорных возможностей ребенка, что означает оптимальное освещение рабочего места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе   основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...