Эссе "Учителя,которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители - они дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь." Аристотель.
статья

Хамматова Венера Марказовна

Эссе "Учителя,которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители - они дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь." АРИСТОТЕЛь

Учитель…какова его роль в нашей жизни? Какой смысл мы вкладываем в это слово?

Проработав в школе более 30 лет, я могу сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель работает над самой ответственной задачей –

он формирует человека.

М.И. Калинин

 

 Нельзя не согласиться  с выражением М.И.Калинина, ведь формирование человека как личности начинается именно в стенах школы. Подготовиться ко взрослой жизни, научиться решать сложные проблемы, найти себя и свое место в жизненном пространстве помогает нам  учитель.

Учитель…какова его роль в нашей жизни? Какой смысл мы вкладываем в это слово?

Думаю, что у каждого из нас всегда найдется свой ответ на любой из этих вопросов. Для одних учитель - это человек, который промучил их все 11 лет проведенных в школе, для других - это источник ценных знаний, для третьих - друг и пример для подражания…

Школа… Учитель… Урок... Произнося эти три слова,  мы невольно возвращаемся в прошлое, совершаем путешествие в свои школьные годы. У каждого из нас всплывают в памяти удачи и неудачи каждого урока, звонки, перемены, одноклассники и, прежде всего, люди, которые вели нас по дороге знаний. Самые яркие впечатления остаются от учителя, который вкладывает в учеников частичку своей души, без устали делится сокровищем своих знаний, оставив неизгладимый след в душах своих воспитанников. Несомненно, только интересный творчески работающий и неординарный учитель способен заинтересовать и повести за собой своих учеников. Только тогда учебный процесс будет увлекательным и незабываемым.

        В «Толковом словаре живого русского языка», созданном в прошлом веке В.И. Далем, слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель. Преподаватель передает накопленные человеческие знания. Наставник наставляет, как следует себя вести и как надо жить. Эти две задачи учителя – преподавать и наставлять или, иначе, учить и воспитывать – основные. Он обучая вкладывает в их сердца и души, только те самые лучшие качества, которые хотел бы видеть в своём дитя. Очень часто он называет своих учеников, своими детьми, словно мать берёт их под своё крыло, воспитывает у них доброту, порядочность, аккуратность, чувство собственного достоинства, формирует достойного человека современного общества, способного работать на будущее своей страны - учитель формирует облик будущего.  Все прекрасно понимая, что наше будущее зависит от тех малышей, от тех людей, которые сидят за школьной партой.

«Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра» - так писал великий поэт С. Михалков. А детство – с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, родители, а в школе таковыми являются учителя. Школа – это особый мир детства. Этот мир тонок, хрупок, обостренно чувствует ложь и фальшь, не прощает ошибок взрослым. Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться.. Сейчас понимаю: доброе семя нашло плодородную почву. Теперь я понимаю, что сердцем и любовью выбрала себе эту профессию и ни разу не пожалела об этом. Труд мне радостен, и поэтому считаю себя самым счастливым человеком.

 Я хорошо помню первые чувства, охватившие меня в первые дни работы: гремучая смесь радости от того, что я могу делиться своими знаниями, что я есть в жизни стольких, пусть маленьких, но ЛЮДЕЙ, и опять сомнения – смогу ли я справиться со своей задачей: увлечь за собой, дать то, что у меня есть, и научить искать, мыслить, чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений.… 

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством. К сожалению,  в наше время эта проблема по прежнему актуальна. Я попросила ребят написать краткий ответ на вопрос: «Кого можно считать добрым человеком?» Читая один за другим банальные ответы, я потеряла всякую надежду на встречу со свежим взглядом на данную тему. И вдруг удача! Один из учеников написал следующее: «Добрый – это человек, который делает добро, но при этом не считает себя таковым». Удивительная трактовка. Впервые  детская мысль заставила меня всерьёз задуматься. Действительно, если  я совершу добрый поступок и при этом буду восхвалять себя внутренне, думать какая я Хорошая, то разве это добро? разве из благих намерений я это сделала? Нет! Самовосхвалению и гордыни нет места рядом с добром. Значит, первый шаг в воспитании доброго человека состоит в том, чтобы всячески пресекать в ребёнке элементы самолюбования, хвалить, но не перехваливать. Что сейчас происходит с современными детьми? Они абсолютно не переносят критику в свой адрес. У них от семьи формируется неверное представление о себе. Любое замечание учителя принимается в штыки и родители приходят в школу выяснять не то, в чём провинился их ребёнок, а то, имеет ли право педагог «так» обращаться с детьми.

  Если спросить современного родителя, у которого недавно родился малыш, каким вы его хотите видеть в будущем, то в ответ посыпятся следующие эпитеты: здоровым, богатым, красивым, непременно счастливым, успешным, деловым и т. п. В данный ряд, к сожалению, не войдут слова добрым, отзывчивым, милосердным. Эти слова всё реже мы слышим в повседневной нашей жизни. Зло более «привлекательно», обсуждаемо, массируемо. Сначала оно нас шокировало, пугало, а теперь настолько прочно  вошло в жизнь каждой семьи, что чувствует себя в ней «полноправным» членом. Вот беда, которую многие не видят в свои домах, в семьях. Разговоры о деньгах, о машинах, о богатых соседях, о вещах, о квартирах, о голливудских звёздах и т.д. Корень проблемы исходит из семьи: чем живут родители, какими идеалами и принципами руководствуются в жизни. 

Беседуя с детьми на тему, что такое доброта, дети правильно формулируют понятия добра, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми. И задача педагога состоит в том, чтобы воспитывать у детей умение проводить незримую нить от знания понятий доброты, к применению их в жизни.

Что же лежит в основе доброты и как воспитать доброго отзывчивого человека?  Мне хотелось бы назвать незаменимым средством формирования мира доброты детей - искусство: литература, музыка, творчество, живопись.  Влияние искусства на становление личности человека, его развитие,  очень велико. Воспитания с детских лет уважения к ценностям, умения понимать и ценить искусство формирует эстетически грамотных людей в будущем.  Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, в  их поступках, взглядах, суждениях. Так  Александр Владимирович  Запорожец  отмечал, что способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздает художественные образы.

 Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Художественно-эстетическое воспитание направлено  на развитие способностей школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Нельзя не согласиться с  Василием Александровичем Сухомлинским, который  пишет: «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд; розовый разлив вечерней и утренней зари; багровый закат перед ветреным днем;  безбрежную даль степей; журавлиную стаю в небесной лазури; отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы; серые нити дождя в пасмурный осенний день; нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился и начал создавать новую красоту.

В.А. Сухомлинский писал: "В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств". Ничто не вызывает у ребенка бурю эмоций, как рисунок, который он рисовал в школе для мамы, сделанный на уроках труда самолет или сшитая с любовью тряпичная кукла. Вот то, что учит «вкладывать душу», а значит дарить добро.

Проработав в школе более 30 лет, я могу сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Я.А. Коменский сказал: «Учителями должны быть люди «честные, деятельные, трудолюбивые не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим». Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому учащемуся, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь учащемуся осознать в себе личность, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства. От веры учителя в возможности каждого своего воспитанника, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи учащихся на трудном пути познания. Каждый наш урок должен оставлять в душе ребенка только положительные, притягивающие и интригующие ощущения. Ребята, приходя в класс, всегда ждут что-то хорошее, интересное, запоминающееся. Учитель не должен обманывать их ожидания, нужно стараться поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать. Для меня урок – искусство, ибо он способен воспитывать юную душу, увлекать жизнью, а главное — своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть Человеком. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...

"Жизнь дана на добрые дела". Опыт работы ЦДЮТТ "Охта" по духовно-нравственному воспитанию

В статье дано описание опыта работы ЦДЮТТ "Охта" с детьми,  родителями и социальными партнерами в рамках программы педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса "Жизнь дана на доб...

Конспект НОД детей второй младшей группы с родителями "Навстречу друг другу"

Данное занятие разработано с применением психолого-педагогической технологии эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия в ДОУ М.Н.Поповой «Навстречу друг другу»...

Программа работы с родителями "Жизнь дана на добрые дела"

Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей в семье, повышение ее интеллектуального и культу...

Классный час в 7 классе на тему: "Пожелаем друг другу добра!"

Данный материал позволит:- Осмыслить учащимся категории «доброта», мотивацию на добрые дела.- Развитть представление у учащихся о добре и зле.- Развить самооценку.- Воспитать стремление со...

Внеклассноt мероприятие для родителей и обучающихся 5 класса в рамках «Недели православной книги».Тема: «Почтение к родителям – уважение к себе»

Совместное мероприятие учителя, детей и их родителей , целью которого является   воспитание уважения к старшим, развитие стремления быть внимательными к окружающим  .Дети и родители узнают о...