Организация работы в группе на уроке математики
статья

Валиева  Наталья Евгеньевна

Организация работы в группе на уроке математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_v_gruppe_na_uroke_matematiki.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пахомова Наталья Евгеньевна, учитель математики

ГБОУ школа № 635 Приморского района

Санкт-Петербурга

Организация работы в группе на уроке математики

Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха. Работая в парах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других.

Работа в группах и парах:

- даёт возможность большему количеству учащихся высказаться

- позволяет снять психологический барьер

- побуждает к самостоятельному общению, без участия учителя

- побуждает учащихся помогать и поддерживать друг друга

- обеспечивает разнообразие деятельности на уроке

-дает возможность учащимся контролировать процесс урока.

Во время работы в группах и парах:

-учащиеся взаимодействуют друг с другом по средствам живого

языка, так как это входит в сферу их интересов.

-дети учатся работать в группе, выполняя общую задачу, при этом

для каждого из группы может быть отведена своя роль (например,

роль «тайм- кипера» или «отвечающего»).

- такая форма работы даёт обучающимся чувство защищенности и

поддержки, когда они обмениваются мнениями в маленьких группах

и отвечают перед остальным классом.

- если обучающиеся идут в правильном направлении и чувствуют

успех при решении поставленной задачи, то у них появляется

ответственность и мотивация к взаимному сотрудничеству.

Организация работы в группах и парах:

Лучше всего учителю задать направление. Объяснение должно быть чётким и понятным всей группе в виде записи на доске или раздаточного материала. Инструкции должны содержать четкие цели и временное ограничение. Упражнение должно быть посильным и интересным для обучающихся, соответствовать их уровню. Поставленная задача должна побуждать детей к совместному действию в группе и принятию общего решения, которое известно самому учителю. При делении класса на группы и пары нужно учитывать сложность поставленной задачи. Несомненно, более сложные задания лучше всего поручать группе и когда предусмотрен обмен идеями с остальным классом. Далее учитель может распределить роли в группах. Например, кто-то может быть тайм-кипером, кто-то отвечающим, а кто-то будет записывать идеи, возникшие при обсуждении. Во время обсуждения учитель может отвечать на вопросы и направлять. После завершения времени учитель предлагает высказаться каждой группе. Таким образом происходит обмен мнениями. Важно отметить, что групповая и парная работа подходит не для всех этапов урока, но она может быть применена для многих задач.

Примеры работы в парах:

1 Метод «разрезанной информации». Каждому из учеников предоставляется

только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной

задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга, задавать

вопросы и помогать друг другу.

2 Ролевая игра.

Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и

строится на межличностных отношениях, мотивируя речевую деятельность.

3 Взаимопроверка.

Это лишь небольшая часть заданий для работы в парах. Учитель,

используя свою фантазию, творчество и знание методики преподавания

может сам придумывать задания или корректировать задания из сборников

или учебников.

Как любая форма работы, она имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам можно отнести:

-участники учатся, слушая друг друга;

-используется больший языковой объём по сравнению с фронтальной

работой;

- возрастает мотивация;

-делается акцент на сотрудничестве, что побуждает учащихся помогать и

поддерживать друг друга;

-повышается чувство ответственности;

-создаётся атмосфера комфортного обучения, так как снимается

психологический барьер;

-стимулирует самостоятельное общение учащихся;

-позволяет высказаться большему числу учащихся.

Минусами являются:

-нежелание одних учащихся работать с другими;

-невозможность контролировать всех учащихся одновременно.

Технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности обучения и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.

Приведем несколько примеров работы в группах на уроке математики.

Математическая мозаика “Пирамида” – это набор пластиковых карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. Чтобы собрать все карточки в “пирамиду”, нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание). Проблема мотивации уже решена – ведь ребенок играет, а значит, ему не скучно! Правильность сборки определяется так: каждая сторона треугольника имеет один цвет, внутри большого треугольника образуются круги одного цвета.

Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов.

Игра: “математическая эстафета”. Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 4- 6 команд. Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заранее выписываются на доске и заготавливаются на каждую команду отдельно. причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

Технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности обучения и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. В сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии...

Статья " Организация работы в группе не уроке английского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся"

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе-обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся  на ...

Организация работы в группе на уроке математики

Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Практика показы...

Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)

Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...

«Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»...

Технологии организации обучения в группе на уроках математики

Групповая форма работы позволяет быстро организовывать работу на любом уроке. Обучение производится в статистической и динамической паре. Это способствует за короткий срок справиться с проверкой всей ...